Знай свое дело

Экономист плюсы и минусы профессии. Общая характеристика профессии экономиста и ее основные специализации Что дает профессия экономиста

Экономист осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности организации, разрабатывает мероприятия по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, выявлению резервов, предупреждению потерь и непроизводительных расходов, более рациональному использованию всех видов ресурсов. Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимым для проведения работ (услуг), исследований и разработок в освоении новой техники и технологии.

Экономисты работают по нескольким направлениям. Например, экономист по труду рассчитывает размер зарплаты для представителей каждой профессии - от бухгалтера до шахтера. Кроме того, он знает, как оценить результаты труда работников предприятия.

Экономист планового отдела определяет наиболее эффективные пути получения прибыли. Для этого он сначала рассчитывает, какие доходы можно получить в будущем и сколько средств для этого понадобится. Затем он считает прибыль и обдумывает, как ее использовать. Таким образом, он планирует хозяйственную деятельность предприятия. Потом экономист будет оценивать, насколько реализовался его план, то есть проводить анализ выполнения намеченных планов и достигнутых предприятием результатов. Он сделает выводы и приступит к разработке планов на следующую перспективу.

Задача экономиста по финансовой работе - сформировать и распределить доходы и накопления, обеспечить финансовыми ресурсами производство. Этот специалист следит за тем, чтобы предприятие выполняло свои финансовые обязательства перед государством и банками, правильно платило налоги, вовремя рассчитывалось с поставщиками.

Существуют и другие экономические специальности: экономисты по договорной и претензионной работе, материально-техническому снабжению, сбыту и т.д.

Тот, кто хочет быть экономистом, в первую очередь должен любить и хорошо знать математику. Кроме того, работа экономиста требует аккуратности и точности, а поскольку ему зачастую приходится отстаивать интересы предприятия, он должен быть принципиальным и честным человеком. Чтобы стать грамотным экономистом, надо закончить экономический ВУЗ. Там изучают теоретические основы экономики, статистику, основы финансовой и банковской деятельности. Кроме того, экономист обязательно должен хорошо знать специфику того предприятия, на котором ему предстоит работать.

Основным плюсом профессии экономиста является то, что экономисты были и остаются самыми востребованными специалистами на рынке труда. Также неотъемлемым составляющим является высокая заработная плата.

Одно из основных требований работодателя к кандидатам является опыт работы на аналогичных должностях. В свою очередь, это представляет собой замкнутый круг, так как специалист, только закончивший ВУЗ, не имеет опыта работы, и ему будет сложно устроиться на должность экономиста.



Но в большинстве случаев выпускники все-таки находят применение своим знаниям и на производстве, и в бизнесе, и в финансовой сфере, и в науке. Но по статистике около 50 % выпускников экономических специальностей предпочитают банки или консалтинговые компании.э.

К личным качествам, которыми должен обладать экономист относятся:

· Умение анализировать большой объем информации,

· Хорошая память,

· Высокая концентрация внимания,

· Терпение,

· Коммуникабельность,

· Организаторские способности.

Большим преимуществом этой профессии также является то, что начать можно с позиции рядового экономиста, а в перспективе - стать управляющим предприятием, который отвечает за развитие компании, ее конкурентоспособность, контролирует и координирует деятельность всех структурных подразделений. С опытом возрастают и доходы.

Основные решаемые задачи профессии «Экономист»:

· сбор, обработка, оценка первичной экономической информации;

· анализ учетной и отчетной информации с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов предприятия;

· прогнозирование экономических явлений и процессов;

· участие в планировании хозяйственной деятельности предприятия;

· выработка рациональной системы организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики;

· организация работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала, определению результатов хозяйственно–финансовой деятельности предприятия;



· практическое применение принципов и правил аудита основных хозяйственных операций.

Основные виды профессиональной деятельности специалиста:

· учетно-аналитическая;

· контрольно–ревизионная;

· аудиторская;

· консалтинговая;

· организационно–управленческая;

· нормативно–методическая.


К экономисту очень высокие требования. Он должен владеть солидным теоретическим багажом:

· разбираться в законах экономической науки и законах развития общества как такового,

· уметь анализировать статистические данные и давать им верную интерпретацию,

· уметь мыслить не просто в соответствии с законами логики, но и обладать даром экстраполяции - распространения выводов из сегодняшних данных на будущее развитие ситуации с учетом действия всевозможных постоянных и временных факторов.

Чтобы справляться с этими задачами, экономист обязан прекрасно владеть математическим аппаратом. Не случайно на всех без исключения экономических факультетах изучению математики отводится очень большое место.

Информационные технологии, вошедшие в нашу жизнь, не могли не наложить своего отпечатка на работу специалистов этого направления. Специальные компьютерные программы, с одной стороны, существенно облегчают труд экономиста, но с другой - требуют повышенной компьютерной грамотности. Поэтому изучение информатики как базы, необходимой для освоения различных прикладных программ, также является непременной составной частью образования будущего экономиста.

Прочных, но слишком узких знаний недостаточно, чтобы сделать действительно хорошую карьеру на экономическом поприще. Нужна еще и богатая общая культура, которую дает гуманитарное образование. Философия, социология, политология - науки, владение которыми помогает экономисту не терять широты мышления, уметь видеть за деревьями лес, иначе говоря, вписывать конкретные события экономической жизни в более широкий общественный контекст и давать им правильную оценку.

Особого упоминания заслуживает такая отрасль гуманитарного знания, как право. Ведь экономисту приходится действовать не в абстрактно-отвлеченной среде, а в реальных условиях хозяйственной жизни, подчиненной строгим правовым нормам и юридическим законам. Серьезно изучая право, студенты экономических факультетов не просто расширяют свой личный кругозор - они закладывают основу своей будущей профессиональной деятельности.

Экономисту нужен так же английский язык. Грамотный экономист, где бы он ни работал, обязан знакомиться со специальной литературой, а она в основном появляется на английском. Да и сама терминология экономической науки во многом основана на английском языке. Знание еще одного иностранного языка, в основном немецкого или французского, также всячески приветствуется.

Главное качество любого экономиста - способность к логическому мышлению, которую иногда называют математическим складом ума. Если более или менее сложные операции с числами и символами надолго вгоняют в ступор, будет очень трудно учиться на экономическом факультете и мучительно неинтересно работать.

Больше шансов преуспеть в роли экономиста имеют люди с высокой организованностью, внимательные к мелочам, приверженные порядку и аккуратности. Стабильность в работе ценится чрезвычайно высоко. Людям забывчивым, рассеянным от природы, лучше держаться от экономики подальше.

Большое значение имеет и общая эмоциональная устойчивость. Экономисту, особенно начиная с определенного уровня, приходится решать «уравнения» со многими неизвестными и брать на себя ответственность за риск. Умение сохранять «холодную голову», не поддаваться сиюминутным настроениям, строгий самоконтроль - бесспорно, положительные качества, а их отсутствие или прямая противоположность - веский довод лишний раз задуматься над правильностью сделанного выбора


Экономист является одним из самых значимых специалистов на предприятии. Ни одно предприятие не может вести свою деятельность без бизнес-плана. Именно этот сотрудник задаёт вектор движения совместных усилий всех работников. Нужно правильно расставлять приоритеты и цели, чтобы получить максимальную прибыль с наименьшими потерями.Особенностью этой профессии в современных реалиях есть то, что сейчас на рынке труда переизбыток экономистов. Спрос породил очень уж большое предложение, поэтому работодатели выбирают не вчерашних выпускников, а специалистов с опытом. Как показывает практика, не все выпускники свободно ориентируются в бухгалтерском и налоговом учёте, а о точности прогнозов вообще говорить не приходится.

Но так или иначе, высшее экономическое образование – отличный фундамент для работы в самых разных сферах бизнеса. Надо только заранее выстроить карьерную цепочку.

Существует две группы стартовых позиций для молодого специалиста:

· Первая группа включает должности, устроиться на которые без особых сложностей и в короткие сроки может любой выпускник экономического вуза. Конкурса среди кандидатов здесь практически нет и, соответственно, требования к соискателям достаточно мягкие. Но и перспектив не много. К этой группе относятся, например, специалисты по работе с розничными клиентами в коммерческих банках, ассистенты бухгалтеров или бухгалтеры в небольших компаниях.

· Вторая группа объединяет престижные вакансии, занять которые молодому специалисту без опыта работы нелегко. Но постараться стоит - учитывая карьерные возможности, которые получает сотрудник. Такие предложения на работных сайтах и в специализированных печатных изданиях встречаются редко. Как правило, поток резюме здесь очень большой, конкурс среди соискателей составляет 5–10 человек на место. Поэтому работодатель выбирает лучших из лучших. Чтобы пройти все этапы интервью, требуется порой не один месяц. К профессиям этой группы относятся, например, андеррайтеры в страховых компаниях, финансовые аналитики в инвестиционных банках или инвестиционных компаниях.

Вне зависимости от опыта работы, главным составляющим при приеме на работу является характер самого человека: если он усваивает все «на лету» и может похвастаться креативным мышлением, то такого специалиста будет ценить любая организация.

Самые высокие шансы на трудоустройство имеют амбициозные молодые люди, высоко мотивированные на карьеру, обладающие отличными теоретическими знаниями в сфере финансов и способные применить эти знания на практике.

Под профессиональной деятельностью в современной литературе понимается такой устойчивый род занятий, который отличается достаточно высокой степенью значимости для общества его результатов Ильин Е.П. Стили деятельности: новые подходы и аспекты//Вопросы психологии, - 1988, № 6.. Под видами профессиональной деятельности понимают близкие по содержанию трудовые отношения, которые составляют целесообразное преобразование мира в интересах людей Советский энциклопедический словарь. - М., 1987. - С. 382..

В целом, информация о профессиях рабочих и должностях служащих содержится в общероссийском классификаторе ОКПДТР. Так же в Российской Федерации действует «Общероссийский классификатор занятий», разработанный в соответствии с Международной стандартной классификацией занятий (ISCO). Кроме того, должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих приведены в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих». Нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника, отражены и в профессиограммах.

Обобщая требования этих документов, профессиональную деятельность экономиста можно представить как деятельность по изучению распределения обществом различных ограниченных ресурсов с целью производства товаров и предоставления услуг. От экономиста требуется перевести нормативные требования на язык конкретной производственной ситуации и на этой основе спрогнозировать свои дальнейшие профессиональные действия. Деятельность экономиста, как справедливо отмечает в своем исследовании И.Л. Савостьянова, «…подразумевает наблюдения и исследования, сбор и анализ полученных данных, мониторинг экономических тенденций и выработку прогнозов» Савостьянова И.Л. Информационные задачи профессиональной деятельности экономиста // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013.. Для получения необходимых данных относительно организационно-экономических показателей, ими используются существующие или разрабатываются новые специальные методы и процедуры. Неотъемлемой составляющей работы экономистов является подготовка отчетов с таблицами и графиками, которые иллюстрируют результаты проведенных исследований. Одной из важных функций экономиста является выполнение требований руководящих документов в своей профессиональной сфере Климов Е.А. Психология профессионала. // Климов Е.А. Избранные психологические труды, - Воронеж, 1996. .

Основными видами профессиональной деятельности экономиста в соответствии с «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» являются учетно-аналитическая, контрольно-ревизионная, аудиторская, консалтинговая, организационно-управленческая, нормативно-методическая. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») - М., 2009. областью профессиональной деятельности бакалавров являются экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Бакалавр по направлению подготовки «Экономика» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: расчетно-экономическая, аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая. Приведенный анализ позволяет нам представить профессиональную деятельность экономиста как совокупность расчетно-аналитической, контрольно-ревизионной, организационно-управленческой, научно-методической и педагогической деятельности.

Отметим, что цель труда экономиста - это повышение эффективности и рентабельности производства.

Для достижения поставленной цели экономист реализует следующие направления деятельности:

  • - расчетно-экономическую (подготавливает данные и проводит расчеты экономических показателей деятельности предприятия на основе действующей нормативно-правовой базы, разрабатывает экономические разделы планов развития предприятия);
  • - аналитическую деятельность (обработку экономических данных в соответствии с поставленной задачей, подготовку информационных и аналитических обзоров, отчетов, разработку проектных решений на основе анализа экономической информации);
  • - организационно-управленческую (управление группами людей, сформированными для реализации экономических проектов, участие в организации управления и совершенствования деятельности различных подразделений организации);

Предметом труда профессии «экономист» является знаковая система. Экономисты имеют дело с абстрактно-формализованными знаками. Специалисты экономического профиля оперируют разнообразными знаковыми заменителями реальных объектов: цифрами, кодами, таблицами, схемами и т.п.

Система трудовых обязанностей и прав отражена в должностной инструкции экономиста:

  • 1) Подготавливать исходные данные для разработки бизнес-планов организации с целью увеличения прибыли.
  • 2) Выполнять расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам предприятия.
  • 3) Осуществлять экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия для обеспечения повышению рентабельности производства, производительности труда, снижению издержек.
  • 4) Оценивает экономическую эффективность организации труда, внедрения новых технологий в производство.
  • 5) Оформляет экономическую часть материалов для заключения договоров.
  • 6) Осуществляет контроль за выполнением плановых заданий по предприятию.
  • 7) Участвует в организации и анализе маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства.
  • 8) Выполняет контроль за правильностью осуществления расчетных операций.
  • 9) Учитывает и анализирует экономические показателей итогов производственной деятельности организации.
  • 10) Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки.
  • 11) Формирует и ведет базу данных экономической информации предприятия.
  • 12) Участвует в формировании экономической постановки задач, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов.
  • 13) Анализирует специальную литературу по тематике проводимых исследований, составляет различные экономические обоснования, справки, периодическую отчетность, аннотации и обзоры.

Знания, умения и навыки экономиста составляют его профессиональную компетентность. К ней Л.А. Деткова относит: социально-правовую компетентность (знания и умения в сфере взаимодействия с различными организациями и отдельными людьми), специальную компетентность (умение решать типовые профессиональные задачи и самостоятельно находить и осваивать новые профессиональные знания и навыки), персональную компетентность (способность к профессиональному росту и повышению квалификации) и аутокомпетентность (знание собственных профессиональных возможностей) Деткова Л.А. Профессиональное становление личности экономиста // Омский научный вестник. Психолого-педагогические науки. - 2007. - № 5. - С. 202..

К внутренним функциональным средствам труда экономиста относятся его психофизиологические свойства. Наиболее важными для экономической деятельности являются хорошее распределение и переключение внимания, развитая оперативная и механическая память, способность к длительной концентрации.

Типичными трудностями профессиональной деятельности экономиста являются нервное напряжение и профзаболевания, которые обусловлены длительным пребыванием в малоподвижном состоянии (остеохондроз, сколиоз и ослабление зрения).

Требования к профессиональному образованию экономиста закреплены в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94». Согласно данному документу, должность экономиста может занимать лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование.

Целесообразно и важно, по нашему мнению, отметить тот факт, что профессиональное образование в России в настоящее время характеризуется высокой информированностью о позитивном опыте зарубежных стран в организации подготовки экономистов. Вместе с тем, отмечает Е.И. Герасименко, - «…формирование личности экономиста в должной мере не связывается с таким качеством как профессиональная мобильность, обеспечивающим оперативное включение в межгосударственное профессиональное взаимодействие и сотрудничество» Герасименко Е.И. Структурно-содержательные компоненты профессиональной мобильности экономиста // Всероссийская научно-методическая конференция «Университетский комплекс как региональный центр развития образования, науки и культуры». Оренбург, 30 января - 1 февраля 2013. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013..

Конечно, очевидно, что необходимым условием формирования данного качества является владение иностранным языком, позволяющим значительно повысить результаты профессиональной деятельности и обеспечивающим успешное построение карьеры экономиста. Однако современная практика подготовки экономиста характеризуется отсутствием интеграции иностранного языка и дисциплин экономического профиля, учета возможностей иностранного языка в формировании такого качества выпускника как профессиональная мобильность. В таком контексте формирование профессиональной мобильности в педагогике до настоящего времени не рассматривалось.

Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в обществе сегодня, обусловили появление нового социального заказа на подготовку специалистов экономического профиля, способных активно использовать иностранный язык при решении профессиональных задач. Рамки использования иностранного языка в профессиональной деятельности экономиста в последнее время заметно расширились, органически встроился в контекст деятельности специалиста-экономиста профессионально ориентированный перевод. Являясь на сегодняшний день одним из доминирующих средств межкультурной деловой коммуникации, перевод обеспечивает экономисту возможность эффективно и на достойном уровне вести совместную работу с зарубежными специалистами. Все это не могло не активизировать усилия методистов в поисках путей решения вопросов, связанных с переводческой подготовкой будущих экономистов.

Переводческая деятельность рассматриваемого специалиста достаточно многообразна и разноаспектна и охватывает не только письменный, но и устный перевод. Область устного перевода применительно к подготовке экономиста в сфере профессиональной коммуникации до настоящего времени исследованию не подвергалась.

Так, например, Е.В. Белькова полагает Белькова Е.В. Специфика профессиональной деятельности экономиста в условиях выполнения абзацно-фразового перевода // Вестник Бурятского государственного университета. - № 1, 2008. - С. 22-25. , что необходимой и актуальной на сегодняшний день является разработка теоретических и практических основ обучения студентов экономических вузов абзацно-фразовому переводу (АФП) - разновидности устного последовательного перевода, при котором текст переводится по абзацам или фразам.

При этом, как мы считаем, особо важно будет исходить из особенностей профессиональной деятельности специалиста экономического профиля при осуществлении этого вида перевода.

Подробности Обновлено: 01.11.2019 19:51 Опубликовано: 08.05.2017 17:08

Экономист - это работник, которого принято считать квалифицированным специалистом, работающего в сегменте экономики.

Данное название относится не только учёным - теоретикам, но и практикам, что трудятся в сфере изучения, разработки и управления хозяйственной деятельностью организации.

История профессии

Данная специальность принадлежит современному обществу, несмотря на то, что в переводе «экономика» звучит как «домоводство».

Самым первым экономистом негласно считается древнегреческий ученый и философ Аристотель, ведь именно ему принадлежит авторство теории обмена товаров, их практичности и цены.

Особенности профессии

Экономист входит в число ключевых специалистов учреждения. Работа профессионала состоит в структуризации ряда необходимых приоритетов и методов с целью получения организацией в дальнейшем максимального дохода, не понеся при этом значительных финансовых потерь.

Обязанности

Основные обязанности профессии экономист:

  • Разработка и оптимизация работы организации.
  • Непосредственное участие в ходе начисления заработной платы и премиальных выплат всем сотрудникам конкретного учреждения, расчет необходимости координации вакансий в отделе кадров.
  • Анализ количества затрат, задействованных ресурсов, расходов и доходов организации.
  • Непосредственное наблюдение над финансово - хозяйственной работой.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать экономист:

  • хорошая умственная трудоспособность;
  • отличная память;
  • умение сконцентрироваться над выполнением поставленной цели;
  • способность обрабатывать большие объемы финансовых данных;
  • навык доходчиво и лаконично донести и аргументировать выбранную позицию, как в устной форме, так и в письменном виде;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • готовность развиваться как профессионал;
  • активность и целеустремленность;
  • компетентность в исследовательских типах работы.

Навыки и знания

Необходимые знания и навыки для работы экономистом:

  • Наличие высшего экономического образования.
  • Компетентность в особенностях финансовых исследований и бухучета.
  • Навыки работы с договорами и первичной документацией.
  • Владение ПК (основной ряд программ плюс 1С).

Перспективы и карьера

На сегодняшний день данная профессия пользуется значительным спросом на трудовом рынке, что увеличивает шансы подыскать место работы с хорошей заработной платой либо открыть свое прибыльное дело. Вместе с тем, от этого профессионала напрямую зависит успешность организации, в которой он трудится, что влечет за собой серьезную ответственность. Дополнительно, работа связана со всевозможными расчетами, что требует огромных усилий и сосредоточенности, чтобы достичь эффективных результатов.

Молодому специалисту, чтобы за минимальный период набраться необходимого опыта, рекомендуется развивать свою трудовую деятельность в небольшой организации, где появится возможность мгновенно и детально ознакомиться с текущим ходом дел, как в экономике страны, так и конкретного учреждения, сотрудником которого он является. С самого начала ему придется найти наиболее оптимальное решение ряда проблем, а не трудиться в конкретном профиле. Продвижение по карьерной лестнице специалиста заключается в получении через некоторое время должности ведущего экономиста, а в дальнейшем - и директора по финансам.

Эта специальность по праву считается весьма востребованной в следующих сферах:

  • Государственные организации, которые занимаются экономическими проблемами (Минфин, ЦБ).
  • Учреждения промышленного и с/х сектора.
  • Образовательные учреждения.
  • Гостиничный и ресторанный бизнес;
  • Частные бизнес - предприятия различного масштаба деятельности;
  • Финансовые учреждения.
  • НИИ, АН.

Обучение

Почти всему, что необходимо знать экономисту, обучают на экономических факультетах множества ВУЗов. Получить профильное образование не составит особого труда, но могут возникнуть сложности в процессе поиска работы с наиболее выгодными условиями и высокой заработной платой, ведь высокий спрос специалистов данной области напрямую повлек за собой стремительное увеличение числа претендентов на трудовом рынке. Для повышения квалификации молодым специалистам рекомендуется не только совершенствовать полученные ранее знания на практике, но и систематически посещать профильные курсы.

Введение


Актуальность работы. Экономисты востребованы везде, где требуется планировать и рассчитывать финансы, где нужно контролировать расход средств, анализировать результаты работы предприятия и определять рентабельность. Поэтому профессия экономиста всегда востребована во все времена.

Экономисты, если говорить кратко, это специалисты по эффективной экономической деятельности. Специальность «экономист» является смежной для таких профессий как бухгалтер, маркетолог, финансист, менеджер.

К списку вакансий для экономистов относятся финансовые менеджеры, например, в банках, риск-менеджеры, аналитики, финансисты… При этом профессия экономиста действительно высокооплачиваемая и спрос на этих специалистов есть всегда.

Какими знаниями и умениями должен обладать экономист? Как база, необходимо, конечно, высшее экономическое образование. Дальше - нужно обладать набором знаний, необходимых для конкретной должности (например, если вы претендуете на должность финансового аналитика - это один набор знаний, включающий методы экономического анализа и статистики, финансовый менеджмент и многое другое). Конечно, все это подразумевает, что экономисту присущи такие качества как аналитический склад ума, способность мыслить логически и математические способности. Кроме того, нужно быть организованным человеком, иметь склонность к скрупулезной работе, требующей концентрации внимания и усидчивости.

Целью данной работы является изучение профессии экономист.

Задачи работы:

Рассмотреть особенности возникновения и становления экономической профессии;

Описать права, обязанности и ответственность экономиста.


1. История возникновения профессии «экономист»


1.1 Особенности возникновения и становления экономической профессии

экономист профессиональный должностной

Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические понятия: товар, обмен, деньги. Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические понятия: товар, обмен, деньги.

Словом «oiconomia» древние греки обозначали управление хозяйством (oicos - домохозяйство, дом и nomas - закон). Таким образом, этот термин можно употреблять для обозначения теории и практики наиболее эффективного ведения хозяйства.

Термин «экономика» употребляется и для обозначения отраслей научного знания - политическая экономия, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика торговли и т.д. Большое число экономистов призваны изучать экономические процессы, происходящие в обществе, и разрабатывать пути и методы достижения целей, диктуемых современностью.

Компетенции, которыми должен обладать современный экономист, существенно отличаются от тех, которыми обладали экономисты прошлого. Если современный экономист неоклассического направления сравнит свои компетенции с теми, какими обладали его коллеги в прошлом, он будет крайне удивлен «схоластичностью», «литературностью» и отвлеченностью экономической теории прошлого, где больше внимания уделялось словесному описанию и логике экономического анализа, а не созданию эконометрических моделей и их эмпирической проверке. По классификации О. Конта экономическая наука XIX века еще не стала позитивной наукой, а лишь находилась на стадии метафизических конструкций, которые по большей части являются не квалифицируемыми.

Преодоление метафизичности экономической теории, подразумевало принятие стандартов и методов наиболее успешной точной науки - физики, а точнее классической механики. Ключевая метафора экономической теории - равновесие, несомненно, заимствована именно из физики, а не из биологии, которая, по мнению А. Маршалла, с именем которого обычно связывают переход от метафизики к позитивной теории в области экономических исследований, должна служить образцом для экономической теории будущего. Правда, сам А. Маршалл предпочел более простой канон физики .

Выбор совершенный экономическим сообществом в конце XIX века оказался решающим для развития экономической науки вплоть до начала XXI века. Особенно важным оказался послевоенный период, когда формировались наиболее авторитетные школы экономической мысли, и происходила интенсивная институционализация экономического сообщества.

Профессионализация экономической науки начинается только в конце XIX века, до этого времени можно выделить лишь более или менее успешные попытки создания сообщества единомышленников, и если представителей системы меркантилизма лишь весьма условно можно было отнести к некой «школе» или «направлению», то уже физиократы под водительством Ф. Кенэ считали себя неким профессиональным сообществом, объединенным не только харизматичной личностью «учителя», но и рядом «догм», например, о естественной способности земли к порождению богатства в большем объеме, чем во всех других отраслях экономики. Не зря их самоназвание было «экономисты», в отличие от, например, А. Смита и Д. Юма, которые называли себя философами, хотя история оценила их иначе (прежде всего первого из них).

А. Смит отличался от своих предшественников, прежде всего тем, что уделял политическим рекомендациям гораздо меньше внимания, чем его учителя-физиократы, последние стремились к непосредственному влиянию на экономическую политику государства: введение единого налога, ограничение доли населения занятого непроизводительным трудом и т.д., не зря группу экономистов, объединявшихся вокруг личности Ф. Кенэ, называли «сектой», а самих себя считали посвященными, которые должны воплотить идеи учителя в жизнь. Хотя идеи физиократов во многом остаются актуальными и сегодня, все же, их анализ начинается не с того, как складывается спонтанный порядок, а с конструктивизма, что методологически крайне опасно, так как фактически, это не что иное, как создание утопии, без попытки осмыслить ту экономическую действительность, в которой пытаются насадить нечто претендующее на разумность.

Физиократы и меркантилисты уделяли теории гораздо меньше внимания, чем классики английской политической экономии. Последние понимали роль экономиста не в конструктивизме (общая черта первых школ политической экономии), а в исследовании спонтанного порядка, складывающегося непреднамеренно, без единого планирующего это процесс органа. Поэтому А. Смит и его последователи уделяли первостепенное внимание просвещению. Именно через просвещение, а не минуя его (как в случае с меркантилистами и физиократами), должно осуществляться постепенно усовершенствование экономического порядка. Представители английской политической экономии заложили краеугольный камень понимания особой роли экономиста в обществе, экономиста-просветителя.

В дальнейшем этим высоким статусом в обществе воспользовались различные представители социализма и интервентизма. Причем марксизм здесь не самый яркий представитель. Уже Дж.С. Милль в своих «Принципах политической экономии» встал на позицию рикардианской трудовой теории ценности, отрицающей роль субъективного фактора в процессе образования ценности. Не зря Л. фон Мизес говорил, что «по сравнению с Миллем все остальные социалистические авторы - даже Маркс, Энгельс и Лассаль - едва ли имеют какое-либо значение».

К 1870 году экономическая теория оказалась на распутье. Маржиналистская революция произошла одновременно в трех интеллектуальных центрах, породив австрийскую школу, лозаннскую школу и кембриджскую школу. Две последние в отличие от первой никогда последовательно не проводили принцип методологического индивидуализма. И если К. Менгер смог совместить атомистический анализ с эволюционной теорией институтов, то две последние школы - особенно после выхода в свет главной книги А. Маршалла «Основания экономической науки» в 1890 г. - смешали индивидуализм с коллективизмом и объективизмом, пытаясь сохранить рикардианство (случай А. Маршалла), а также математизировать (случай Л. Вальраса, В. Парето) то, что математизации не поддается - субъективная творческая деятельность человека, что убедительно показал в своем трактате по экономической теории Л. фон Мизес . Кроме этого позитивизм, выбранный в качестве основной методологии маршалианства, заложил фундамент конструктивизма в экономической теории, господствующего до сегодняшнего дня. Экономисты стали специалистами по TAXISу (по насажденному, искусственно созданному порядку), а NOMOS или KOSMOS (спонтанный порядок) оказался невостребованным сообществом экономистов. С того момента, как был осуществлен выбор сообществом экономистов в пользу технократизма и до сегодняшнего дня, мало что изменилось.

Австрийская школа политической экономии была единственной школой, где после маржиналистской революции и до сегодняшнего дня уделялось особенное внимание именно NOMOSу. Поэтому она осталась хранительницей идеалов просвещения. Л. фон Мизес по этому поводу говорил, что экономисты не могут себе позволить быть специалистами, оперирующими понятиями (в том числе математическими), о которых не имеет представления просвещенная часть общества, идеи экономистов должны быть достоянием не технократов, а гражданского общества .

Но на сегодняшний день ситуация обстоит так, что сообщество экономистов-технократов является источником интеллектуального обоснования интервентизма, разрушающего спонтанный порядок (NOMOS).

Таким образом, экономист - специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности (предприятия, отрасли и т.д.) в целях ее улучшения.

За прошедшие столетия функции экономиста заметно изменились и расширились. Экономист собирает и анализирует данные о производственной деятельности, затем оценивает, насколько она успешна и, в конечном счете, готовит предложения руководству по усовершенствованию технологии производства и труда. Экономисты работают по нескольким направлениям. Например, экономист по труду рассчитывает размер зарплаты для представителей каждой профессии - от бухгалтера до шахтера.


.2 Экономист как призвание и профессия


Стоит особенно выделить довольно распространенный взгляд на профессию экономиста, обстоятельно представленный в двухтомной «Панораме экономической масли» Гринэуэя. Там в частности говорится о том, с какими трудностями приходится сталкиваться экономисту в процессе попыток реализовать свои теории на практике, особенно на государственной службе: для того, чтобы убедить политика в верности своих идей, приходится идти на компромиссы с ним и нарушать идеал независимого и объективного в своих оценках технократа, так как спрос на технократа находится в прямой зависимости от его способности гарантировать, то, что невозможно гарантировать - достижение провозглашенной политиком цели. Выход - отдать на откуп политикам принципы и цели экономической политики, а самим заняться усовершенствованием моделей, до наступления лучших времен, когда в достаточной степени просвещенные политики придут за советом к высокообразованным экономистам-технократам и попросят посчитать экономический эффект от принятого ими решения. Или - второй вариант - заниматься интеллектуальным обоснованием того, что хочет политик, вне зависимости от того, будет ли это способствовать экономическому порядку или нет. Самостоятельная позиция профессионала по вопросам экономической политики несовместима с идеалом технократа, делающего то, что ему скажут.

Отрыв экономистов от экономической политики не с последнюю очередь связан с философией технократизма, господствующей в области естественных наук - специалист в области экономики не имеет (как ученый-экономист) права выносить оценочные суждения на основе своих профессиональных знаний о последствиях того или иного решения (он может это делать как гражданин), он лишь может указать на неизбежные последствия этого решения, тем самым экономист-технократ выносит себя за рамки экономической деятельности и как демон Лапласа должен выносить лишь объективные суждения о том, к чему приводят неправильные поступки политиков, недостаточно просвещенных в области экономической теории, либо обосновывает их решения авторитетом экономиста-профессионала. Но если экономист делегирует право устанавливать цели и ценности политику, он, тем самым, лишает себя способности влиять на те процессы, в которых он должен быть экспертом, и передает данное право некомпетентному политику. Отказываясь от вынесения ценностных суждений, экономист (как экономист) девальвирует ценность своей профессии, так как, если политик решит нанять его как технократа для осуществления морально неприемлемой функции, последний с полным правом может согласиться, так как его профессиональное призвание не в том, чтобы «наставлять на путь истинный», а в том, чтобы осуществлять дорогостоящие услуги политику. «Всеядность» экономистов в таком случае становится источником усиления власти некомпетентных и вся роль экономистов сводится к перераспределению за определенную плату дохода в пользу некомпетентных за счет государства.

Таковы последствия отчуждения экономического сообщества от самого предмета экономических исследований - неизбежное следствие довольно распространенного мировоззрения экономистов основанного на «гильотине Юма» , в соответствии с которой, за экономические процессы отвечают люди некомпетентные в вопросах экономики - политики (с позволения самих экономистов), а экономисты удаляются от мира в башню из слоновой кости для того, чтобы заниматься созданием мозаичных моделей, не позволяющих объяснить наблюдаемые экономические процессы и сформировать видение экономической действительности. Налицо кризис понимания роли экономиста в обществе.

Вопрос, неразрывно связанный с ролью экономиста в обществе, - это вопрос о тех компетенциях, которыми должен обладать профессиональный экономист. Ответить на него сегодня призван так называемый компетентностный подход. Так как современные учебные заведения готовят выпускников не на конкретное рабочее место, а на конкретный рынок, то и набор качеств и характеристик должен соответствовать потребностям рынка: не должно быть чрезмерного внимания к объему знаний, которые не пригодятся в будущей профессиональной деятельности, напротив, следует сокращать объем ненужных дисциплин и часов, а взамен их формировать у студентов базовые профессиональные компетенции, такие как способность учиться на практике, общение с клиентами и руководством, умение заполнять конкретные документы, проводить миниисследования рынка, готовить аналитические записки и т.д.

В учебных заведениях, ориентированных на академические стандарты, большое количество часов, выделенных на теоретические дисциплины, обосновываются необходимостью формирования у студентов аналитических компетенций, которые, хотя и не пригодятся им на практике, но позволят им в дальнейшем заниматься преподавательской или исследовательской деятельностью. В целом, если компетентностный подход не сводится к повторению банальностей о том, что необходимо развивать способности студентов, он противопоставляется так называемой гумбольтовской педагогике, в соответствии с которой важна мировоззренческая компонента в учебном процессе, обеспечивающая развитие личности студента, и как следствие, его рыночной стоимости, а не наоборот. Замена такого подхода на редуцированный, не может привести ни к чему иному, кроме как к потере адекватности получаемых студентом знаний. Отсутствие понимания природы экономических процессов и явлений, которым уделяется особенное внимание в гумбольтовской педагогике, приводит к вырождению профессии экономиста до роли апологета государственного интервентизма.

Следует признать, что движение в направлении компетентностного подхода будет лишь усугублять проблему неадекватности экономического знания. Чем больше студент ориентирован на получение компетенций, тем меньше внимание он уделает (и тем меньшее значение он придает) реалистичности и релевантности экономической теории как фундаменту своей профессии, рассматривая затраты труда и времени на изучение данной дисциплины, как вынужденное и с профессиональной точки зрения бессмысленное времяпровождение. Преодоление сложившейся тенденции видится нам во всем большем внимании к качественному анализу экономических процессов, априори уделяющему все внимание причинно-следственным связям и природе экономических процессов, тем самым, формируя у студентов целостное и релевантное их видение.

Огосударствление экономики и подавление предпринимательской активности получит интеллектуальную поддержку в профессиональной сообществе «экономистов».

Таким образом, проанализировав о сущности профессии экономиста, его в современной обществе, мы можем сформулировать основные черты экономиста, относящегося к своей профессии не только как к источнику благосостояния, но и как к призванию. Главная деятельность экономиста в том, чтобы просвещать относительного того, что лежит в основе экономических процессов, и что в наибольшей степени способствует спонтанному порядку человеческого сотрудничества.


2. Права и обязанности экономиста


.1 Должностные обязанности


Экономист:

Выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышении эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции и освоение новых видов, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли.

Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии.

Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции.

Определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений.

Участвует:

В рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов.

В проведении работ по ресурсосбережению.

Во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета.

В совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления.

В совершенствовании плановой и учетной документации.

Оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств.

Осуществляет контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям, использованием внутрихозяйственных резервов.

Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства.

Выполняет необходимую работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций.

Ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности предприятия и его подразделений, а также учет заключенных договоров.

Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки.

Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, которая используется при обработке данных.

Участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов. Пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

Изучает специальную литературу, касающуюся выполняемой работы, а также по тематике проводимых исследований и разработок, составляет различные экономические обоснования, справки, периодическую отчетность, аннотации и обзоры.

Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.


2.2 Права и ответственность экономиста


Экономист имеет право:

Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю во всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет-то с разрешения руководителя).

Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Экономист несет ответственность за:

ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством России.

правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством России.

причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством России.


Заключение


Профессия экономиста является одной из наиболее популярных в настоящее время. Какие же должности можно отнести к профессии экономиста? Многие под этим термином понимают не только собственно профессию экономиста, но и многие другие профессии (финансист, бухгалтер, меркетолог, коммерсант, менеджер и т.д.), но все это разные специальности, речь о которых пойдет ниже. Финансист, бухгалтер, маркетолог и т.д. становятся главными людьми в организациях, компаниях, на производстве. От них зависит не только успешность организации, но часто и возможность ее дальнейшего существования. Поэтому не удивителен тот ажиотаж, который существует по отношению к этим специалистам. В результате, специальность стала пользоваться большим спросом у молодежи, а спрос (не мне вам объяснять, если уж вы заинтересовались этой статьей) порождает предложение. Каждый год открываются все новые и новые экономические ВУЗы, а некоторые высшие учебные заведения, иногда даже не имеющие к экономике никакого отношения открывают экономические факультеты. В общем, все кому не лень готовят специалистов-экономистов, многие из которых, получив такую востребованную на рынке труда профессию, не могут найти работу.

Таким образом, экономист - профессия современности. Хотя само слово «экономика» было придумано в Древней Греции и означало «домоводство», то есть экономическому анализу подвергалось ведение домашнего хозяйства. Первым экономистом считается Аристотель, который строил теории насчёт обмена товаров, их стоимости и полезности.…

Экономист является одним из самых значимых специалистов на предприятии. Ни одно предприятие не может вести свою деятельность без бизнес-плана. Именно этот сотрудник задаёт вектор движения совместных усилий всех работников. Нужно правильно расставлять приоритеты и цели, чтобы получить максимальную прибыль с наименьшими потерями.

Работодатели предъявляют такие требования: профильное образование, успешный опыт в составлении бизнес-планов, умение проводить исследования на основании формул и имеющихся данных, аналитическое мышление и владение программой 1С.

Особенностью этой профессии в современных реалиях есть то, что сейчас на рынке труда переизбыток экономистов. Спрос породил очень уж большое предложение, поэтому работодатели выбирают не вчерашних выпускников, а специалистов с опытом. Как показывает практика, не все выпускники свободно ориентируются в бухгалтерском и налоговом учёте, а о точности прогнозов вообще говорить не приходится.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

·отсутствие математических способностей;

·отсутствие аналитических способностей;

·быстрая утомляемость;

·рассеянность, забывчивость;

·небрежность;

·импульсивность, вспыльчивость.

Специальность «Экономист» есть почти во всех ВУЗах; даже тех, которые к экономике имеют косвенное отношение. Выпускники финансовых факультетов также имеют шансы занять эту должность.


Библиографический список


1.Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. Пер. с англ. / научн. ред. В.С. Автономов. - М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

2.Дж.М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег, Избранное. - М: Эксмо, 2007.

.Истоки. Из опыта изучения экономики как структуры и процесса / Под ред.: Я.И. Кузьминов; Гос. Ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

.Коутс А.У. // Панорама экономической мысли конца XX столетия / под. Ред. Д. Гринэуэя, М. Блини, И. Стюарта: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова и С.А. Афонцева. СПб.: Экономическая школа, 2002.

.Маршал А. Основания экономической науки [предисловие Дж.М. Кейнса; пер. с англ. В.И. Бомкина и др.] - М.: Эксмо, 2007.

.Моисеев С.Р. Макроэкономика. - М.: КНОРУС, 2008.

.Самуэльсон П. О чем экономисты думают: Беседы с нобелевскими лауреатами / под ред. П. Самуэльсона и У. Барнетта; пер. с англ. - М.: Московская школа управления «Сколково»; Альпина Бизнес Букс, 2009.

.Шумпетер Й.А. История экономического анализа: в 3-х томах / Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Экономист - это специалист по части экономики, который разбирается в экономических вопросах и управляет хозяйством предприятия, оптимизируя его расходы и доходы. Под этим названием понимают ученых в сфере экономической науки и людей, занимающихся исследовательской деятельностью, а также планированием хозяйственной деятельности организации.

Основная цель труда экономиста - правильно расставить приоритеты и цели, чтобы получить максимальную прибыль при наименьших потерях.

Профессию можно разделить на несколько видов деятельности:

  • бухгалтер-экономист;
  • инженер-экономист;
  • менеджер-экономист.

У каждой из этих должностей свои функции.

Бухгалтер-экономист – это человек, который не только консультирует руководителя предприятия в финансовых вопросах и в части правильной уплаты налогов, но и занимается учетом, формированием отчётностей, анализом показателей деятельности предприятия: доходов, издержек, прибыли, рентабельности.

Инженер – экономист – двигатель предприятия. Он рассчитывает калькуляцию, анализирует внутренние затраты, разрабатывает мероприятия, чтобы снизить затраты и увеличить издержки. Инженер экономического отдела работает с данными по материалам, оборудованию, финансовым капиталом, зарплатой, нововведениям. Путем анализа он рассчитывает экономическую эффективность, срок окупаемости затраченных вложений, темп роста производительности, а также сумму прибыли.

Менеджер – экономист занимается организацией, планированием и контролем. Ему приходится принимать стратегические решения и работать над бизнес-планом. Люди этой профессии совмещают в своей работе бухгалтерский учёт, экономический анализ и современные методы управления персоналом и предприятием. Они готовы идти на риск, пытаясь влиться в струю изменчивого рынка.

История профессии экономист

Товарно-денежные отношения вызвали потребность в людях, которые занимались вопросами экономики. Правда самого « понятия» экономика, тогда еще не было, и пришло оно к нам из Древней Греции. Размышляли над этой наукой Аристотель, Ксенофонт, Платон, находя при этом пути решения важных задач.

Профессиональный праздник

День экономиста принято отмечать 30 июня . Однако, он был учреждён указом Президентом Российской Федерации на государственном уровне в 2011 году и был назван « Днем Финансиста». Дата его празднования теперь приходится на 8 сентября. Это привело к тому, что люди данной профессии теперь отмечают свой профессиональный праздник дважды.

Торжество относится ко всем специалистам, управляющими денежными ресурсами.

Плюсы и минусы

Вокруг профессии экономиста ходит много разговоров. Никто не считает ее шикарной, но многие идут на нее учиться.

И это объяснится ее положительными сторонами:

  • востребованностью – такой специалист никогда не останется без работы;
  • высокой заработной платой при должной квалификации;
  • возможностью выбрать для трудовой деятельности любую сферу или даже работать на себя.

Минусами являются следующие факторы:

  • приходится много времени проводить за компьютером;
  • наличие конкуренция на рынке труда, что делает необходимым постоянное совершенствование своих знаний;
  • большая ответственность за показатели финансовой деятельности компании,
  • монотонность работы.

Требования к профессии

Квалификационные требования к экономисту:

  • опыт работы по специальности не менее года;
  • специалист должен обладать высшим экономическо/финансовым образованием;
  • уверенно работать с ПК, особенно в программах MS Excel, 1C;
  • разбираться в основах бухгалтерского учета, налоговом законодательстве;
  • приветствуются знания иностранных языков.

Должностные обязанности

В обязанности экономиста входит:

  • управление, разработка, анализ;
  • расчет потребности в кадрах;
  • прогноз и планирование денежного бюджета;
  • разработка бизнес-плана;
  • улучшение финансового положения дел организации;
  • заключение контрактов.

Экономист занимается планированием и совершенствованием деятельности компании.

Специалист контролирует оплату труда сотрудников выплат доплат и поощрений.

Ответственность

На самом деле должность экономиста предусматривает ответственность за финансовое положение дел на предприятии. Ведь согласитесь, несвоевременно выполненная задача, да еще и при халатном подходе к ней может привести к серьезным проблемам в компании.

На некоторых фирмах сотрудники подписывают соглашение о неразглашении конфиденциальной информации и хранении коммерческой тайны.

Экономист обязан соблюдать правила внутреннего распорядка, трудовую дисциплину, технику безопасности и правила противопожарной безопасности.

Полномочия

Экономист должен тесно общаться с руководством компании, предлагая наиболее выгодные пути решения по оптимизации работы предприятия, получению дохода. Специалист имеет право рассматривать проектные решения фирмы, различную документацию и на основе анализа сообщать руководству об обнаруженных недочетах и возможностях для их устранения.

Общаться со структурными подразделениями и запрашивать у них информацию в пределах своей компетенции. Действовать согласно своей компетенции.

Особенности профессии

Профессия кажется скучной лишь на первый взгляд. Экономика является игрой, в которой побеждают те, кто смотрит вдаль и предвидит будущее. Согласитесь, нельзя остаться равнодушным, когда сыграли Ваши ставки на экономический эффект и работа принесла прибыль. Здесь главное разобраться и понять правила.

Профессия имеет довольно разнообразный спектр деятельности. Одни работают с ценными бумагами, другие занимаются бухучетом и аудитом, третьи рассчитывают заработные платы штатным работникам.

Профессиональные навыки и умения

В сфере экономики постоянно происходят какие – то изменения, поэтому специалисту приходится все время держать руку на пульсе. Экономист – это капитан, который должен менять курс следования и направлять свою фирму согласно попутному ветру.

Для того, чтобы чувствовать то нужное направление, экономисту необходимо знать бухгалтерский учет и налоговое законодательство, быть уверенным и работать со специализированными программами.

Приветствуются знания английского языка.

Личные качества

Работать экономистом значительно проще людям, обладающим

  • организаторскими способностями и внимательностью;
  • логической и математической памятью;
  • терпением и коммуникабельностью;
  • усидчивостью и аккуратностью;
  • хорошей памятью и умением работать с большими объемами информации;
  • развитыми аналитическими способностями и активной жизненной позицией.

Экономист обязан уметь доходчиво выражать свои мысли аргументировать их неоспоримыми доводами.

Карьера экономиста

Для людей данной профессии после окончания ВУЗа главной задачей является приобретение опыта работы. Для его приобретения можно устроиться в небольшую компанию, даже если там платят совсем немного. Здесь Вы столкнётесь с целым комплексом проблем, который в последующем обернутся для Вас бесценным опытом и помогут развить высокий уровень компетенции.

Немного поработав, можно найти работу на крупном предприятии, где больше ответственность, но и платят намного больше.

Не исключено, что младший экономический специалист может стать финансовым директором предприятия.

Где работать экономисту

Квалифицированных специалистов приглашают на работу государственные службы и финансовые структуры. Их хотят видеть в частных организациях, образовательных учреждениях, научно-исследовательских институтах, ресторанном и гостиничном бизнесе.

Должность экономиста востребована абсолютно во всех сферах.

Сколько зарабатывает

Начинающий экономист имеет небольшие доходы. В среднем его месячный заработок составляет 200 – 500$. Пройдя нелегкий трудовой путь, квалифицированный специалист может зарабатывать от 500 до 5000$ и выше.

Разлет оклада зависит и от города, так в столице, можно заработать в 2-3 раза больше, выполняя одну и ту же работу, чем специалисты в ее регионах.

Как стать экономистом

Ключевым критерием отбора работника на должность штатного экономиста является наличие образование. На сегодняшний день дипломированных специалистов выпускают многие ВУЗы. Абитуриенту предоставляется широкий выбор направлений в сфере финансов и экономики.

Александр Юрьевич

Директор кадрового агентства


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении