Знай свое дело

Положение об финансово экономическом отделе. Пример положения о финансовой службе в предприятии общественного питания

Узнайте, какой может быть структура финансовой службы отдельной компании и холдинга, должна ли в нее входить бухгалтерия, обязаны ли подчиняться финансовому директору бухгалтеры, внутренние аудиторы и IT-специалисты. Скачайте положение о финансовом департаменте, чтобы корректно сформулировать цели, задачи и функции подразделения.

В финансовом отделе должны трудиться сотрудники особого образа мышления:

  1. Они должны быть способны проанализировать полученный результат, найти «узкие места» и, наоборот, слишком хорошо профинансированные процессы.
  2. Они должны уметь смотреть в будущее и планировать деятельность предприятия на несколько периодов вперед.
  3. Они должны знать, через какие ключевые показатели нужно вести оперативный контроль.
  4. Квалификация специалистов финансового отдела должна позволять им вести диалог со всеми подразделениями предприятия. Другими словами, финансист должен быть способен перевести бизнес-процессы любого подразделения на язык денег, оптимизировать их, и сделать обратный перевод. Этого невозможно добиться, если финансисты работают в «вакууме», они должны обязательно иметь доступ к нефинансовой информации и интересоваться ею.

Основной тренд сегодня - упрощать бизнес-процессы, освобождать сотрудников от рутинных задач и больше времени посвящать анализу и финансовому контролю. Вместо устаревших обязанностей появляется новый функционал в финансовой службе.

Функции и задачи финансового отдела

Определиться с тем, сколько специалистов должно работать в финансовом отделе предприятия, и какие это должны быть специалисты, поможет схема функций и объектов финансового отдела.

Функции /Объекты

Планирование

Оперативная деятельность

Анализ

Создание / разработка

Доходы и расходы

Бизнес-планирование

Согласование заявок на расходы, ежедневная, еженедельная и ежемесячная отчетность

Денежные средства

Бюджет движения денежных средств

Платежный календарь

Согласование заявок на выплаты

Реестры платежей

Привлечение финансирования

План-фактный анализ, выявление неэффективности

Положения, процедуры, формы, программное обеспечение

Оборотный капитал

План по оборотному капиталу

Контроль ДЗ и КЗ по срокам долга

Срочные депозиты

Структура оборотного капитала, ликвидность

Положения, процедуры, формы, программное обеспечение

Налоги

Налоговый бюджет

Схемы оптимизации

Договоры

Ведение портфеля договоров

Согласование

Финансовые главы договоров

Капитальные вложения

Инвестиционный план

Согласование заявок на капиталовложения

Анализ основных фондов, амортизации

Финансовые вложения

Поиск и планирование лучших форм инвестирования

Управление инвестициями

Анализ инвест-проектов

Инвестиционный портфель, регламенты, программное обеспечение

Бизнес-процессы

Расчет стоимости бизнес-процессов

Контроль и оптимизация процессов в финансах

Финансовые бизнес-процессы

Ежедневная, еженедельная и ежемесячная отчетность

Расчет фактических KPI, выплат

Система KPI

Список функций и объектов настолько обширен, что на первый взгляд, кажется, треть штатного расписания нужно отдать под финансовую службу. Но это не так. См.,

Как рассчитать оптимальное количество сотрудников финансовой службы

Если в финансовой службе сотрудников слишком мало, они не справляются с объемом работ. Много – простаивают и съедают деньги компании. Чтобы избежать подобных проблем, определите оптимальное количество подчиненных.

Рассмотрим последовательно каждый объект финансового отдела и функции по нему и определимся, какой сотрудник должен их выполнять.

Первый блок финансов компании

Доходы и расходы

Финансовый контролер. Человек, с которого начинается финансовый отдел. Тот, кого первым нанимают в финансовую службу, а с ростом ее он часто становится финансовым директором.

В небольших компаниях финансовый контролер часто создает управленческий учет с нуля, разрабатывает документы, аналитики и процессы, по которым должен вестись учет. В средних компаниях финансовые контролеры активно принимают участие в дальнейшем совершенствовании управленческого учета, а ежедневные рутинные задачи выполняют подчиненные им финансовые аналитики.

В крупных компаниях финансовые контролеры и финансовые аналитики работают в выделенных подразделениях – отделах финансового контроля по направлениям деятельности: продуктам, регионам, видам расходов, где занимаются планированием, учетом и анализом в рамках своего направления. Иногда возникает необходимость планирование вывести в отдельную функцию и создать плановый отдел, или отдел бюджетирования.

Зачем финансовой службе система «персональных BI» и собственный IT‑архитектор

Не все компании могут позволить себе дорогие ERP-системы, а использовать расширенную аналитику сейчас необходимо уже практически всем. Альтернативное решение – оставить данные в нескольких информационных системах, внедрить систему «персонального BI» и ввести в штат IT‑архитектора.

Цена

Функции по ценообразованию не слишком сильно отличаются от расчета доходов и расходов. Поэтому их выполняют либо все те же финансовые контролеры, если предприятие невелико, либо Отделы ценообразования. Вся деятельность по ценообразованию и ведению ценовой политики проводится совместно с Коммерческим департаментом, потому что финансисты могут дать только одно из слагаемых цены – себестоимость и прибыль, второе слагаемое, – рынок, не в их компетенции.

Отчетность (локальная, МСФО)

Ведение локальной отчетности, конечно же, находится в зоне ответственности бухгалтерии. Тогда как ведением отчетности по МСФО часто занимается финансовый контролер, специалист по МСФО, или же целые отделы МСФО.

Если предприятию по той или иной причине нужен плановый пакет отчетности, то его тоже могут сделать специалисты отдела финансового контроля на основе БДР, БДДС и инвестиционного бюджета.

Внутренним аудитом локальной бухгалтерской отчетности можно озадачить финансового контролера. Или же создать отдел внутреннего аудита. Все зависит от масштабов, конечно. Анализ ключевых финансовых показателей и написание аналитических записок обычно производят все те же финансовые контролеры.

Когда масштабы бизнеса растут, собственники ставят перед финансовым директором задачу усилить контроль процессов. Иногда такие поручения учредители и руководство не озвучивают, просто устанавливают показатели KPI для руководителя финансовой службы, которые невозможно выполнить без четкой системы внутреннего контроля.

Управленческая отчетность

Ведение управленческой отчетности – это полностью зона ответственности финансового отдела. Соответственно полный цикл от планирования до анализа полученных результатов лежит на финансовых контролерах. Или, при наличии выделенного подразделения, на сотрудниках Отдела управленческой отчетности.

Второй б лок финансов компании

Денежные средства

Если в расчете доходов и расходов главным был финансовый контролер, то в управлении денежными средствами ключевая фигура – казначей. Инструменты краткосрочного планирования ДС – , и среднесрочного – находятся в зоне его ответственности. Ежедневно он согласовывает заявки на оплату и формирует реестры платежей, следит за выгодным размещением ДС на срочных депозитах.

В небольших компаниях казначеем может быть все тот же финансовый контролер. Но такое совмещение эффективно только если компания проводит не более 30 операций ежедневно и у нее хорошо автоматизированы бизнес-процессы в финансах.

Хорошо работает союз казначея и бухгалтера на участке оплаты для средних предприятий, а для крупных необходимо создавать отдел казначейство.

Оборотный капитал

Дополнительные и смежные функции

Налоги

В функции отдела финансового контроля может входить снижение налоговой нагрузки путем разработки методов оптимизации и планирования налоговых схем. По сути, это смежная функция главного бухгалтера, но все зависит от распределения обязанностей на предприятии.

В крупных холдингах целесообразно создать позицию налогового консультанта или отдел налогообложения.

Договоры

В секторах бизнеса, основанных на договорной деятельности с покупателями и поставщиками, крайне важно установить контроль финансовых специалистов над вновь заключаемыми договорами. С одной стороны, это снизит количество финансовых ошибок при заключении договора, таких как:

  1. Неправильный расчет сумм и тарифов.
  2. Некорректный срок оплаты.
  3. Отсутствие индексации цен по долгосрочным договорам.
  4. Существование или наоборот не включение штрафов.
  5. И т. д.

С другой стороны, это позволит финансистам включать новые договоры в планирование, снимать с них ключевые данные, вести портфель договоров.

Капитальные вложения

На определенном этапе развития для предприятия становится очевидно, что основными фондами нужно управлять особенно тщательно, ведь стоимость их огромна. И с помощью грамотного управления можно сэкономить существенную сумму на платежах, налогах и высвободить денежные средства на оборотный капитал. Управлением капитальными вложениями также занимается отдел финансового контроля или специально выделенное подразделение.

Финансовые вложения

Когда предприятие имеет свободные денежные средства или нераспределенную прибыль, которые могут приносить дополнительный доход, задачей финансиста становится выгодное их инвестирование.

В небольших объемах с управлением финансовыми вложениями справляется финансовый директор. А когда объемы растут, целесообразно выделить под управление Инвестиционного аналитика или создать отдел инвестиций

Управление проектами без вложений в IТ‑систему

Программа MyProject поможет быстро разработать план проекта, рассчитать бюджет, нажатием одной кнопки уведомить исполнителей и отслеживать отклонения от плана в режиме реального времени.

Бизнес-процессы

В процессно-ориентированных компаниях всегда остро стоит вопрос: «Кто будет участвовать в разработке процессов от компании?» Благодаря своему складу ума, финансисты обычно хорошо с этим справляются и их охотно включают в различные проектные группы. Кроме того, финансисты по долгу службы должны быть в курсе основных бизнес-процессов, чтобы знать, куда обращаться за информацией.

KPI

Очень распространенная практика – назначать финансовый отдел ответственным за расчет KPI, особенно если они (KPI) не многочисленные и не сложные. В обратном случае – это зона ответственности выделенного подразделения отдела KPI.

А вот разработку KPI не стоит полностью делегировать финансистам, потому что в итоге вы получите хорошие KPI для стагнирующего бизнеса, но никак не для бурного развития.

За что премировать сотрудников: наборы KPI для подразделений компании

Редакция собрала 17 наборов KPI для финансовой службы и других подразделений, регламенты, отчеты о премировании, справки о выполнении ключевых показателей. Скачайте и используйте у себя в компании.

Структура финансового департамента

Структура финансового отдела зависит от конкретных задача развития компании. У подразделения есть базовые функции (бюджетирование, управленческий учет, внутренний контроль, составление финансовой отчетности) и есть дополнительные. Последние могут различаться в зависимости от приоритетов текущего этапа развития компании.

Таблица . Пример структуры и штата финансовой службы предприятия

Наименование структурных подразделений и должностей

Структурная численность

действующая

резервная

Финансовый директор

Отдел финансового контроллинга

Руководитель отдела - специалист по управленческому учету

Финансовый менеджер по бюджетированию и планированию

Финансовый специалист 2-й категории

Финансовый аналитик

Казначейство

Руководитель отдела - казначей

Кредитный офицер

Финансовый специалист 1-й категории

Контрольно-ревизионный отдел

Руководитель отдела - главный аудитор

Отдел бухгалтерского учета и отчетности

Начальник отдела (главный бухгалтер)

Заместитель начальника

Бухгалтер

Бухгалтер-кассир

Служба IT-сопровождения

Руководитель отдела

Программист

Финансовый блок

Мы рассмотрели большинство функций финансового отдела и надеемся, что статья поможет вам создать эффективный и не раздутый по штату отдел.

Данное Положение о Финансовом отделе раскрывает основные функции и задачи финансового отдела, а также права и обязанности финансового отдела.

ПОЛОЖЕНИЕ О ФИНАНСОВОМ ОТДЕЛЕ

(О ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ)

1. Общие положения

Рекомендуем посетить финансовые семинары

для экономистов и финансистов.

Расписание на этот квартал >>>

1.1. Настоящее Положение о Финансовом отделе (далее - Отдел) Финансового департамента (далее - Департамент), является внутренним документом Компании, определяющим правовой статус, задачи и функции, структуру и порядок формирования, права и ответственность Финансового отдела.

1.2. Финансовый отдел является структурным подразделением Департамента и подчиняется Руководителю Финансового отдела, а также Финансовому директору Компании в соответствии с организационной структурой Компании и приказом Генерального директора Компании о распределении полномочий и обязанностей.

1.3. Финансовый отдел в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, Уставом Компании, решениями Совета директоров Компании, внутренними документами Компании, указаниями Руководителя Финансового отдела, Финансового директора и настоящим Положением.

1.4. Финансовый отдел осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями Компании в порядке, определяемом внутренними документами Компании.

2. Основные задачи Финансового отдела

2.1.Реализация финансовой стратегии и финансовой политики Компании;

2.2.Организация финансовой деятельности Компании с целью эффективного использования финансовых ресурсов;

2.3. Разработка прогнозов экономического развития Компании и участие в формировании ключевых показателей деятельности.

2.4. Участие в разработке бизнес-планов, составление перспективных и текущих финансовых планов и бюджетов Компании и оперативный контроль их выполнения;

2.5. Предоставление необходимой финансовой оперативной, регулярной и аналитической информации внутренним и внешним пользователям;

2.6. Комплексный экономический и финансовый анализ деятельности Компании, разработка мероприятий по повышению эффективности управления финансами, снижению финансовых рисков и увеличению прибыльности Компании;

2.7. Контроль над соблюдением финансовой дисциплины, своевременным и полным выполнением договорных обязательств, расходами и поступлением доходов;

2.8. Взаимодействие с контрагентами и финансовыми организациями в рамках компетенции.

3. Основные функции Финансового отдела

1. Общие положения.

2. Цели и задачи Финансовой службы.

3. Организационная структура Финансовой службы.

4. Функции Финансовой службы.

5. Права Финансовой службы.

6. Взаимодействие с другими подразделениями.

7. Ответственность финансовой службы.

  1. Общие положения.

1.2. Непосредственное руководство ФС осуществляется заместителем директора УК.

1.3. В своей деятельности ФС руководствуется действующим законодательством и постановлениями РФ, Уставом Компании, установленными в Компании правилами, процедурами и стандартами, настоящим Положением.

1.4. Положение о ФС разрабатывается согласно «Положению о документообороте».

1.5. ФС имеет право действовать от имени Компании и представлять ее интересы, в пределах своей компетенции.

  1. Цели и задачи Финансовой службы.

2.1. ФС создается с целью:

2.1.1. Своевременного и полного финансирования основной деятельности компании.

2.1.2. Ведение финансовой аналитики бизнеса.

2.1.3. Обеспечения отчетности перед фискальными органами.

2.2. Задачи ФС.

2.2.1. Финансовое планирование.

2.2.2. Ведение бухгалтерского учета и отчетности.

2.2.3. Оптимизация налогообложения.

2.2.4. Проектная и сводная финансовая аналитика (управленческий учет).

2.2.5. Привлечение заемных и размещение свободных средств.

2.2.6. Расчетно-кассовое обслуживание.

  1. Организационная структура финансовой службы.

3.1. Организационная структура ФС состоит из следующих отделов.

3.1.1. Финансово-аналитический отдел.

3.1.2. Бухгалтерия (Департаментов оснащение объектов питания и торговли).

3.1.3. Финансовая служба Департамента сервиса.

3.2. Возглавляет ФС финансовый директор Группы компаний.

3.3. Схема организационной структуры.

  1. Функции финансовой службы.

4.1. В области финансового планирования:

4.1.1. Долгосрочное планирование (1-1,5года)

4.1.2. Среднесрочное планирование (1-2 месяца),

4.1.3. Текущее планирование (ведение сводного движения денежных средств, отслеживание приходов, ведение финансового календаря)

4.2. В области бухгалтерского учета и отчетности

4.2.1. Ведение и сдача в налоговые органы бухгалтерской отчетности

4.2.2. Открытие /закрытие банковских счетов

4.2.3. Постановка и снятие с учета в налоговых органах и фондах юридических лиц, принадлежащих Компании

4.3. В области расчетно-кассового обслуживания

4.3.1. Проведение платежей

4.3.2. Учет и выдача наличных денег

4.3.3. Сервисное обслуживание (кассовое обслуживание на сделках, оформление справок, оплата счетов и т.д.)

4.4. В области оптимизации налогообложения

4.4.1. Оформление и оплата необходимых систем договоров с участием юридических лиц Компании для оптимизации налогооблажения (на основе типовых)

4.4.2. Создание схем оптимизации налогообложение

4.5. В области проектной аналитики и учета

4.5.1. Анализ эффективности проектов

4.5.2. Текущий управленческий учет

4.5.3. Построение сводных финансовых отчетов

4.6. В области привлечение заемных средств

4.6.1. Покрытие кассовых разрывов.

  1. Права финансовой службы.

5.1. Требовать от руководителей подразделений Компании принятие мер к повышению эффективности использования средств предприятия, сохранности собственности предприятия.

5.2. Визировать договора, выполнение работ или оказания услуг, акты сверки с различными контрагентами.

5.3. Оперативно управлять денежными средствами предприятия.

5.4. Заниматься текущей налоговой оптимизацией.

5.5. Получать от всех структурных подразделений Компании материалы, данные, необходимые для выполнения возложенных функций.

5.6. По поручению руководства представлять предприятие в любых организациях по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения.

  1. Взаимодействие с другими подразделениями.

С кем

По поводу чего

Периодичность

Заместитель директора УК

Получает:

Приказы, распоряжения

Оперативные задания

Предоставляет:

¾ Финансовые планы

¾ Прочие документы

Постоянно

Ежемесячно

Ежемесячно

По запросу

Все структурные подразделения

Получает:

– Бюджеты расходов по подразделениям

– Предварительное уведомление о необходимости получения крупных сумм

– Отчет по затраченным суммам

Предоставляет:

– Денежные средства

– Расчет эффективности

проектов

– Необходимые финансовые консультации

Ежемесячно

По мере возникновения

Еженедельно

В течении 3-х рабочих дней после осуществления расхода

По мере необходимости, в пределах утвержденных лимитов или по согласованию заместителя директора УК

По требованию

По требованию

Департамент логистики, оснащения объектов питания и торговли

Получает:

– Информация (плановая и фактическая) о возникновении/погашении финансовых обязательств и движении активов

Предоставляет:

– Документацию для работы

Еженедельно

По требованию

  1. Ответственность финансовой службы.

7.1. В отношении своей работы ФС в целом ответственно за ее своевременное выполнение, за непревышение и экономию запланированных расходов, а также за поддержание установленного для результатов работы уровня качества.

7.2. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим положением на отдел задач и функций несет финансовый директор.

7.3. Степень ответственности других сотрудников устанавливается должностными инструкциями.

ПОЛОЖЕНИЕ О ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ВЕДУЩИМ СПЕЦИАЛИСТАМ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВО - ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ХОЛДИНГА )

ПОЛОЖЕНИЕ О ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

2.3.4. Определяет потребность в денежных средствах , проводит экономи­
ческую и финансовую экспертизу проектов и предложений, а также расчет их
эффективности (составление бизнес-планов).

2.3.5. Проводит обоснование допустимого уровня отпускных цен на про­
дукцию (товары, услуги), а также обоснование затрат при заданном уровне
рентабельности.

2.3.6. Организует и разрабатывает оптимальные схемы документооборота,
устанавливает сроки представления и формы внутрифирменных документов.

2.2.7. Контролирует ведение бухгалтерского, финансового, налогового и
инвестиционного учета, подготовку бухгалтерской, финансовой, налоговой и
статистической отчетности.

2.2.8. Проводит текущий и оперативный учет финансово-экономического
состояния предприятия и его структурных подразделений в реальном режиме
времени.

2.2.9. Обеспечивает руководство предприятия всей необходимой плановой
(прогнозной) и фактической (аналитической) информацией в режиме реаль­
ного времени.

3. ПРАВА , ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1. Заместитель генерального директора по экономике и финансам имеет
право:

3.1.1.Контролировать и направлять деятельность предприятия и его струк­
турных подразделений в вопросах целесообразного и экономного использова­
ния материальных и финансовых ресурсов.

3.1.2.Получать всю необходимую информацию от структурных подразделе­
ний для осуществления планирования, бюджетирования и анализа финансо­
во-экономической деятельности предприятия.

3.1.3.Давать указания и издавать распоряжения в рамках возложенных на
него обязанностей.

3.2. Заместитель генерального директора по экономике и финансам обязан:

3.2.1.Требовать от руководителей структурных подразделений безусловного
и своевременного выполнения сводного бюджета, заложенных показателей
рентабельности и оборачиваемости оборотных средств.

3.2.2. Разрабатывать методические положения, нормы, нормативы, инструк­
ции, схемы документооборота и стандарты внутренних документов с целью ук­
репления финансово-экономического состояния предприятия.

3.2.3.Контролировать структуру активов, капитала, финансовую устойчи­
вость, платежеспособность и ликвидность предприятия .

3.3. Заместитель генерального директора по экономике и финансам несет
ответственность за:

3.3.1. Предоставление руководству предприятия не позднее 25 числа каждо­
го месяца сводного бюджета на следующий плановый месяц, включая план по
прибыли и финансовый план.

3.3.2. Предоставление руководству предприятия не позднее 5 числа каждого
месяца исполнения сводного бюджета за истекший отчетный месяц, включая
отчет по прибыли и отчет о движении денежных средств .

3.3.3. Оперативное обеспечение руководства предприятия всей аналитической
информацией о текущем финансово-экономическом состоянии предприятия.

3.3.4. Методическое руководство и состояние бухгалтерского, финансово­
го, налогового, управленческого и инвестиционного учета.

3.3.5.Разработку нормативов накладных, транспортных и таможенных рас­


кой задолженности).

«Утверждаю» Генеральный директор

«____ » ___________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГЛАВНОМУ БУХГАЛТЕРУ

ОАО «

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.2. Начальник финансового отдела выполняет следующие задачи и функ­
ции:

2.2.1.Осуществляет финансовое планирование, составляет бюджет движе­
ния денежных средств, определяет кассовые разрывы и потребность в заемных
средствах.

2.2.2.В целях избежания текущих кассовых разрывов и дефицита платежных
средств устанавливает очередность платежей, контролирует поступление и рас­
ходование денежных средств развернуто во времени.

2.2.3.Разрабатывает мероприятия по своевременному привлечению заем­
ных денежных средств.

2.2.4.Обеспечивает своевременное погашение задолженности предприятия
перед бюджетом, внебюджетными фондами, а также работниками и акционе­
рами предприятия.

2.2.5.Контролирует фактическую оборачиваемость денежных средств и ус­
траняет отклонения от нормативного значения.

2.2.6.Обеспечивает руководство предприятия всей плановой, фактической
и аналитической информацией, необходимой для принятия управленческих
решений.

3. ПРАВА , ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1. Начальник финансового отдела имеет право:

3.3.1.Визировать договора, платежно-расчетные и денежные документы,
связанные с расходованием собственных и заемных денежных средств.

3.3.3.Контролировать работу служб и подразделений в пределах утвержден­
ных бюджетов движения денежных средств и установленных сроков их поступ­
ления и расходования.

3.2. Начальник финансового отдела обязан:

3.2.1. Контролировать поступления и расходования денежных средств раз­
вернуто во времени по предприятию в целом, его структурным подразделени­
ям и объектам.

3.2.2. Во избежание кассовых разрывов и дефицита в целом по предприя­
тию своевременно определять потребность в заемных средствах, а также источ­
ники их поступления.

3.2.3. Соблюдать норматив оборачиваемости денежных средств и создавать
необходимые страховые резервы.

3.3. Начальник финансового отдела несет ответственность за:

3.3.1.Своевременное предоставление руководству предприятия плана и от­
чета о движении денежных средств.

3.3.2. Выполнение финансового бюджета, включая расчеты с подрядчика­
ми, поставщиками и покупателями, выплату заработной платы и перечисле­
ние налогов и неналоговых платежей.

3.3.3.Оперативное обеспечение руководства предприятия всей аналитичес­
кой информацией о текущем финансово-экономическом состоянии предприя­
тия.

«Утверждаю» Генеральный директор

«_____ » _______________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ НАЧАЛЬНИКУ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА

ОАО « ____________________________ _ »

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. На должность начальника аналитического отдела назначается лицо,
имеющее высшее экономическое или финансовое образование и стаж работы
не менее 5 лет.

1.2. Назначение и освобождение начальника аналитического отдела произ­
водится приказом генерального директора в установленном порядке.

1.3. Начальник аналитического отдела подчиняется заместителю генераль­
ного директора по экономике и финансам.

1.4. Начальник аналитического отдела в своей работе руководствуется дей­
ствующим законодательством, приказами генерального директора и распоря­
жениями заместителя генерального директора по экондмике и финансам, а
также положением о финансово-экономической службе и настоящей инструк­
цией.

1.5. Система оплаты труда начальника аналитического отдела устанавлива­
ется в контракте.

2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

2.1. В качестве главной задачи начальника аналитического отдела выступает
оперативный учет финансово-экономического состояния предприятия, его
структурных подразделений и отдельных бизнес-единиц в реальном режиме
времени на основе составления форм внутренней управленческой отчетности,
анализа текущей ликвидности и финансовой устойчивости, проведения внут­
реннего аудита, установления нормативов рентабельности (продаж, активов и
собственного капитала) и оборачиваемости запасов, дебиторской и кредитор­
ской задолженности, расчета бизнес-планов.

2.2. Начальник аналитического отдела выполняет следующие задачи и фун­
кции:

2.2.1. Осуществляет разработку стандартов внутренних документов - пла­
новых и отчетных, в том числе формы внутренней отчетности, анализа и ауди­
та, схемы документооборота, регламента, сроков и последовательности дви­
жения документов.

2.2.2. Проводит в реальном режиме времени текущий и оперативный учет
финансово-экономического состояния предприятия на основе бухгалтерских
данных. Для этого составляются документы внутренней отчетности, анализа и
аудита за любой период времени.(с начала месяца, квартала, года) по всему
предприятию и по любому структурному подразделению или объекту.

2.2.3..gif" height="81">Ежемесячно и ежеквартально на основе плановых и отчетных данных
анализирует финансово-экономическое состояние предприятия, вносит пред­
ложения по повышению финансовой устойчивости и экономического роста.

2.2.4. Устанавливает нормативы рентабельности (продаж, активов и соб­
ственного капитала), а также оборачиваемости запасов, дебиторской и креди­
торской задолженности по каждому объекту или проекту.

2.2.5. Определяет продолжительность финансового цикла, обеспеченность
предприятия собственными оборотными средствами.

2.2.6. Составляет баланс движения собственных денежных средств и опре­
деляет их профицит или дефицит.

2.2.7. Разрабатывает положения об основной и дополнительной оплате тру­
да по каждому структурному подразделению и объекту.

2.2.8. Обеспечивает руководство предприятия всей необходимой аналити­
ческой информацией с целью принятия управленческих решений.

3. ПРАВА , ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1. Начальник аналитического отдела имеет право:

3.1.1.Участвовать в разработке бюджетов, установке показателей эффек­
тивности для каждого подразделения или объекта в отдельности, а также в
проведении анализа фактических данных.

3.1.2.Определять политику, ведущую к повышению эффективности исполь­
зования материальных и финансовых ресурсов, управлению рабочим капита­
лом и платежеспособностью.

3.1.3.Информировать руководителей структурных подразделений и объек­
тов о размерах дополнительной оплаты труда по результатам работы в отчетном
периоде.

3.2. Начальник аналитического отдела обязан:

3.2.1.Разрабатывать стандарты внутрифирменных документов, схемы доку­
ментооборота, методические положения, нормативы и инструкции по повы­
шению финансовой устойчивости предприятия.

3.2.2.Составлять ежемесячную и квартальную аналитическую отчетность о
финансово-экономическом состоянии предприятия.

3.2.3.Проводить внутренний аудит финансово-экономической деятельнос­
ти предприятия, давать оценку инвестиционным проектам, а также схемам
минимизации затрат, налогообложения и движения финансовых ресурсов.

3.3. Начальник аналитического отдела несет ответственность за:

3.3.1. Оперативную обработку и своевременное представление руководству
предприятия плановой, текущей и аналитической информации о финансово-
экономическом состоянии предприятия.

3.3.2. Разработку нормативов накладных, транспортных и таможенных рас­
ходов, показателей рентабельности (продаж, активов и собственного капита­
ла) и оборачиваемости оборотных средств (запасов, дебиторской и кредиторс­
кой задолженности).

3.3.3. Объективность расчета основной и дополнительной частей оплаты
труда по каждому структурному подразделению и объекту.


СВОДНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ВХОДНЫХ И ВЫХОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ОАО « ______________________________ »

Отправитель

Название документа

Получатель

Структурные подразде­ления, объекты, управляющая компания

Операционный и финансовый бюджет

ПЭО, ФО, АО

Отчет об исполнении операцион­ного и финансового бюджета

Сводный операционный бюджет

Заместитель ГД(ФЭС) ■

Отчет об исполнении сводного операционного бюджета

Сводный финансовый бюджет

Заместитель ГД (ФЭС)

Отчет об исполнении сводного финансового бюджета

Анализ фин.-эк. состояния пред­приятия на плановый период

Заместитель ГД (ФЭС)

Анализ фин.-эк. состояния пред­приятия за отчетный период

Заместитель ГД (ФЭС)

Уточнение, согласование, изменение

Заместитель ГД (ФЭС)

Сводный основной бюджет

Отчет об исполнении сводного основного бюджета

Утверждение

Совет директоров

Текущая бухгалтерская информа­ция

Ежедневно

ПЭО, ФО, АО

ПЭО, ФО, АО

Текущая отчетность о фин.-эк. состоянии предприятия, об испол­нении бюджетов, отклонении фактических показателей от плановых

Ежедневно

ГД, заместители ГД, руководители структурных подразделений и объектов


1. Абрютина М)С, , Переход от финансовых балан­
сов первичного*уровня к распределительным операциям в системе национальных сче­
тов: Учебное пособие. - М.: Госкомстат России, 1995.

2. , От бухгалтерского учета к системе национальных сче­
тов // Вопросы статистики. - 1997. - № 8.

3. Абрютина М. С. Экономический учет и анализ деятельности предприятий // Воп­
росы статистики. - 2000. - № И.

4. Абрютина М. С. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности : Методика. Практичес­
кие рекомендации // Библиотека журнала «Консультант бухгалтера». Вып. 2. - М.: Дело
и Сервис, 1999.

5. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие,
- М.: Дело и Сервис, 2000.

6. , Финансовый анализ. - 2-е изд., перераб. и доп. -
М.-Новосибирск: Издательство «Дело и Сервис»: Издательский дом «Сибирское со­ глашение», 1999.

7. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с
банкротством. - М.: Ось-89, 1996.

8. С. Совершенствование положения о бухгалтерском учете и отчетности и
Плана счетов // Бухгалтерский учет. - 1995. - № 4.

9. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учеб­
но-практическое пособие. - М.: Дело и Сервис, 2002.

10. Рост собственного капитала, финансовый рычаг и платежеспособ­
ность предприятия // Финансовый менеджмент. - 2002. - № 2.

11. Воссоединение различных форм отчетности на основе унифициро­
ванного баланса // Финансовый менеджмент. - 2002. - № 4.

12. Оценка платежеспособности предприятия за период // Финансовый
менеджмент- № 6; 2003. - № 1.

13. В, Учет внутренней структуры капитала // Финансовый менеджмент. -
2003. - № 2.

14. Основы финансовой устойчивости предприятия // Финансовый ме­
неджмент. - 2003. - № 4.

15. Моделирование финансовой устойчивости предприятия // Финансо­
вый менеджмент. - 2003. - № 5.

16. , Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. -
4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2001.

18. Финансовый анализ. -М.: Финансы и статистика, 1998.

19. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекатель­
ности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: АО
«ДИС»: МВ-Центр, 1994.

20. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: Дело
и Сервис, 1997.

21. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. и
перераб. - М.: Дело и Сервис, 2001.

22. Международный бухгалтерский учет GAAP и IAS / Сост. . - М.:
Дело и Сервис, 1998. (Справочник бухгалтера от А до Я).

23. Национальные счета России в 1989-1995 гг.: Статистический сборник / Пред.
ред. коллегии В. Л. Соколин. - М.: Госкомстат России, 1997.

24. , Финансовый учет: Учебное пособие в 2-х частях. - М.:
ФБК-Пресс, 1998.

25. Райе Э. Бухгалтерский учет и отчетность без проблем / Пер. с англ. - М.:
ИНФРА-М, 1997.

1. Общие положения

1.1. Финансово-экономический отдел (далее - Отдел) в соответствии с приказом Федерального архивного агентства (далее - Росархив) от 22 июня 2016 г. № 70 «Об утверждении штатного расписания Федерального архивного агентства» является структурным подразделением в составе Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования(далее - Управление).

1.2. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Росархива, а также настоящим Положением.

1.3. Отдел осуществляет свою деятельность непосредственно, а также во взаимодействии в пределах своих полномочий с другими подразделениями Росархива, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

1.4. Положение об Отделе и штатная численность утверждаются приказами Росархива.

2. Задачи Отдела

Основными задачами Отдела являются:

2.1. Подготовка предложений к документам стратегического планирования федерального и ведомственного уровней.

2.2. Реализация мероприятий Росархива по осуществлению государственной финансовой, экономической и социальной политики в подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждениях.

2.3. Планирование финансовых ресурсов на содержание аппарата Росархива и подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждений, обеспечение их финансированием.

2.4. Организация бухгалтерского учета и отчетности в подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждениях, осуществление контрольно-ревизионной работы в соответствии с действующим законодательством.

2.5. Организация финансово-экономической работы в подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждениях, оказание им методической помощи.

2.6. Организация обеспечения бесперебойной работы автоматизированных рабочих мест структурных подразделений Росархива.

3. Основные функции Отдела

В целях выполнения поставленных задач на Отдел возлагаются следующие функции:

3.1. Во взаимодействии со структурными подразделениями Росархива:

3.1.1. осуществляет подготовку предложений к основным направлениям государственной политики, нормативно-правовому регулированию и контролю в сфере архивного дела и делопроизводства, документам стратегического планирования федерального и ведомственного уровней;

3.1.2. готовит предложения к проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам развития архивного дела, к проектам федеральных и отраслевых программ, Основных направлений и прогнозов развития архивного дела, разрабатывает проекты нормативных документов по профильным отделу направлениям;

3.1.3. участвует в подготовке прогнозов развития в установленной сфере;

3.1.4. обеспечивает формирование и согласование в установленном порядке Плана информатизации Росархива на плановый период, а также отчета за предыдущий период;

3.1.5. участвует в подготовке проекта ежегодного итогового доклада о деятельности Росархива;

3.1.6. по поручению Руководства Росархива готовит по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других уполномоченных министерств и ведомств статистическую, аналитическую и оперативную информации по профильным отделу направлениям;

3.1.7. участвует в проведении комплексных и тематических проверок подведомственных федеральных государственных учреждений по профильным отделу направлениям;

3.1.8. организует разработку экономических нормативов, проведение анализа трудозатрат в подведомственных федеральных государственных учреждениях;

3.1.9. вносит на рассмотрение коллегии Росархива вопросы развития архивного дела и деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений по профильным отделу направлениям;

3.1.10. готовит предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников подведомственных федеральных государственных учреждений; разрабатывает в пределах компетенции Росархива руководящие материалы и инструктивно-методические письма по применению действующих систем оплаты труда;

3.1.11. участвует в подготовке предложений по улучшению условий труда работников подведомственных федеральных государственных учреждений, их социальной защищенности, подготовке предложений о поощрении работников федеральных архивных учреждений;

3.1.12. разрабатывает вопросы деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений по привлечению внебюджетных средств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, организует разработку методических документов по вопросам стоимости работ и услуг, оказываемых ими юридическим и физическим лицам;

3.1.13. участвует в работе по оптимизации перечня платных работ и услуг, выполняемых (оказываемых) федеральными архивными учреждениями, унификации прейскурантов.

3.1.14. организует работу по проведению конкурсов и торгов в аппарате Росархива, осуществляет методическую помощь в подготовке конкурсов и торгов в подведомственных федеральных государственных учреждениях;

3.1.15. участвует в подготовке и проведении конференций, совещаний, семинаров, заседаний научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов;

3.1.16. принимает участие совместно с Отделом государственной службы и наград в подборе кадров отдела.

3.2. Разрабатывает в установленном порядке предложения к проекту федерального бюджета Российской Федерации о расходах на содержание аппарата Росархива, подведомственных федеральных государственных учреждений.

3.3. Готовит на утверждение руководству Росархива смету расходов и штатное расписание аппарата Росархива, обеспечивает их исполнение.

3.4. Готовит на утверждение руководству Росархива сметы расходов (изменения к ним) на содержание подведомственных федеральных государственных учреждений, осуществляет их финансирование.

3.5. Рассматривает вопросы подготовки соответствующей документации и финансирования капитального и текущего ремонтов в подведомственных федеральных государственных учреждениях, осуществляет реализацию инвестиционных программ.

3.6. Осуществляет контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с выделенными ассигнованиями и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, готовит предложения по ее совершенствованию.

3.7. Составляет сводный бухгалтерский отчет по подведомственным федеральным государственным учреждениям и бухгалтерский отчет по аппарату Росархива для представления в Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке.

3.8. Составляет сводные отчеты о поступлении средств из федерального бюджета, об исполнении сметы расходов учреждений, финансируемых из федерального бюджета, об использовании ассигнований на выполнение федеральных целевых программ, о проведении торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд, другие бухгалтерские и статистические отчеты.

3.9. Осуществляет контроль за сохранностью основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации, организует проведение инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей аппарата Росархива.

3.10. Обеспечивает организацию учета средств вычислительной техники в структурных подразделениях Росархива и подведомственных федеральных государственных учреждениях.

3.11. Осуществляет мониторинг информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и программных продуктов, подведомственных Росархиву учреждений, подготовку предложений по их модернизации, включая подготовку соответствующих справок и заключений.

3.12. Определяет спецификацию средств вычислительной техники и сканирующего оборудования, приобретаемых для обеспечения аппарата Росархива и подведомственных федеральных государственных учреждениях.

3.13.Осуществляет контроль за подлинностью лицензионных программных продуктов.

3.14. Реализует необходимые меры для бесперебойной работы автоматизированных рабочих мест структурных подразделений Росархива.

3.15. Решает технические вопросы по использованию и подключению Росархива к внешним информационным ресурсам.

3.16. Оказывает техническую помощь структурным подразделениям Росархива, связанную с переходом на предоставление государственных услуг (функций) в электронном виде.

3.18. Консультирует государственных служащих Росархива, работников подведомственных федеральных государственных учреждений, рассматривает заявления, жалобы и предложения граждан по профильным отделу направлениям, принимает меры к устранению недостатков.

3.19. Готовит информацию для официального сайта Росархива по профильным Отделу направлениям работы, осуществляет ее актуализацию.

3.20. Ведет в установленном порядке делопроизводство и обеспечивает хранение документов Отдела, осуществляет их передачу на архивное хранение.

4. Права Отдела

Отдел при выполнении функций имеет право:

4.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений Росархива, подведомственных федеральных государственных учреждений, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Отдел.

4.2. Созывать в установленном порядке совещания представителей структурных подразделений Росархива, подведомственных федеральных государственных учреждений для обсуждения вопросов, входящих в компетенцию Отдела.

4.3. Осуществлять в установленном порядке деловые связи с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Советом директоров федеральных архивов, Российским обществом историков-архивистов, научными, общественными и иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

4.4. Давать в пределах своей компетенции разъяснения юридическим и физическим лицам по профильным Отделу направлениям деятельности.

4.5. Оказывать методическую помощь уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, государственным и муниципальным архивам в организации их работы по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

5. Организация работы Отдела

5.1. Структура и штатная численность Отдела утверждается приказом Росархива в соответствии с задачами и объемом выполняемых работ.

5.2. Отдел возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности в установленном порядке приказом Росархива.

5.3. Начальник Отдела непосредственно подчиняется начальнику Управления, а по вопросам финансового обеспечения деятельности Росархива и подведомственных Росархиву учреждений Руководителю.

5.4. Начальник Отдела в пределах своей компетенции:

5.4.1. организует деятельность Отдела и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Отдел, состояние служебной и исполнительской дисциплины;

5.4.2. принимает участие в работе совещательных органов Росархива;

5.4.3. взаимодействует с другими структурными подразделениями Росархива;

5.4.4. распределяет обязанности между гражданскими служащими Отдела, вносит на утверждение их должностные регламенты, предложения о размере премии, поощрении, наложении взысканий;

5.4.5. представляет Росархив по всем вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

5.4.6. осуществляет иные функции и полномочия, устанавливаемые Регламентом Росархива.

5.5. Отдел осуществляет свою деятельность на основе годовых планов работы Росархива.

5.6. Отдел организует выполнение возложенных на него задач как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Росархива и иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

5.7. Гражданские служащие Отдела назначаются на должность и освобождаются от должности приказом Росархива в порядке, предусмотренном федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5.8. Должностные обязанности гражданских служащих Отдела определяются их должностными регламентами. Гражданские служащие Отдела несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них должностных обязанностей.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении