Знай свое дело

Лесная и деревообрабатывающая промышленность россии. Промышленная заготовка древесины

20.05.2016 12:18

Иллюстрация:


Российская Федерация является мировым лидером по объему лесных запасов, она владеет двадцатью двумя процентами мирового запаса леса. Запасы дерева в нашей стране составляют более восьмидесяти миллиардов кубометров, для использования подходят более сорока миллиардов кубометров.

Лесная промышленность Российской Федерации

Промышленная отрасль, предприятия которой занимаются заготовкой и обработкой дерева, называется лесной промышленностью либо лесным комплексом. Она является одной из самых старых промышленных отраслей и имеет сложную структуру. Каждая часть этой структуры отвечает за одну из стадий обработки сырья из древесины.

Структура лесной промышленности такова:

  1. Лесозаготовительная отрасль, в которую входят заготовка древесины, подсечка леса (добывание живицы и заготовка пневого осмола), сплав бревен, деятельность по передаче древесины с одного типа транспорта на другой, применение неценных древесных пород и отходов (лесопилка, выпиливание шпал изготовление щепы, досок для тары). Она является самой крупной отраслью промышленности по обработке леса.
  2. Деревообрабатывающая отрасль.
  3. Целлюлозно-бумажная отрасль механически и химически обрабатывает древесное сырье.
  4. Лесохимическая отрасль перерабатывает сырье из древесины сухим способом, занимается углежжением, созданием канифоли и скипидара. К данной отрасли относится изготовление лака, эфира, пластмассы, ненатуральных волокон, гидролиз (создание этила, дегтя, скипидара из отходов при изготовлении целлюлозно-бумажных изделий).

Лесная и деревообрабатывающая промышленность России условно делятся на следующие группы:

  1. создание пиломатериалов и предметов мебели (механическая обработка);
  2. лесохимическая промышленность и создание целлюлозно-бумажных продуктов (химический способ обработки).

Промышленные предприятия, относящиеся к лесной и деревообрабатывающей промышленной отрасли, занимаются:

  1. заготовкой древесного материала;
  2. обработкой древесного материала;
  3. лесохимической промышленной обработкой лесного сырья;
  4. выпуском целлюлозно-бумажных изделий.

Эти фабрики и заводы производят круглый лес, доски, разные деревянные предметы, лесохимическую продукцию и бумагу.

Условия для распределения предприятий, которые относятся к лесной промышленности

Чтобы размещать предприятия, относящиеся к лесной промышленности, следует учесть следующие условия:

  1. чтобы близко была расположена сырьевая база;
  2. рядом с предприятием обязательно должны быть источники энергоснабжения и источники воды;
  3. необходимо наличие транспорта и транспортных дорог;
  4. лучше создавать лесную продукцию в непосредственной близости к ее потребителю;
  5. создавать рабочие места.

На территории нашего государства преобладают хвойные деревья, они более ценны для промышленности, чем деревья с листьями. У нас леса территориально произрастают неравномерно. Больше всего лесов в нескольких областях: в Северной, Уральской, Волго-Вятской, Дальневосточной и Сибирской.

Данная промышленность очень много расходует деревянного сырья и остаются большой объем отходов. Двадцать процентов отходов приходится на стадию заготовки древесины, а от сорока процентов до семидесяти процентов отходов остается в результате обработки сырья из древесины.

Самым важным условием размещения промышленных предприятий по переработке дерева является наличие сырья из древесины. Поэтому все процессы по заготовке и последующей переработке «делового» дерева проводятся в тех районах России, где много естественных лесов. Северная, сибирская, уральская и дальневосточная территории страны обеспечивают четыре пятых части всей промышленной древесины.

Лесопилки и другая переработка дерева (изготовление деталей для строительных нужд, фанеры, спичек, предметов мебели) могут находиться как в тех местах, где заготавливают лес, так и в местах, где лесов нет (туда привозят уже спиленные деревья). В основном предприятия по распилу леса и его переработке находятся возле рек (низовья и устья) и местах, где реки, по которым сплавляют бревна, пересекают железные дороги.

Больше всего пиломатериалов производят на территории Сибири (ее восточная и западная части, а именно: в Красноярском крае, Иркутской области, Томской области и Тюменской области), Севера (в Республике Коми и Архангельской области), Урала (в Удмуртской Республике, Свердловской области, Пермской области), Дальнего Востока (Приморский край, Хабаровский край), в Кировской области, в Нижегородской области.

Деревообрабатывающая промышленность Российской Федерации

Данная промышленная отрасль выполняет механическое, химико-механическое перерабатывание дерева.

В ее составе несколько производств:

  1. лесопилка (создание шпал и пиломатериалов);
  2. изготовление домов из древесины;
  3. изготовление деревянных деталей для строительства;
  4. изготовление плит на основе древесины (блоки для дверей и окон, паркетные доски, плиты из древесного волокна плиты из древесной стружки, столярная продукция);
  5. изготовление тары из древесины;
  6. изготовление фанеры, в том числе деталей, которые склеены и гнутся, а также шпона;
  7. изготовление спичек;
  8. изготовление мебели;
  9. изготовление других древесных изделий (древесная мука, лыжи, рамы для парников).

Проблемы лесной промышленности

Сегодня в лесной промышленности наблюдается кризис. Россия хоть и является первой во всем мире по запасам лесных ресурсам, но деревообрабатывающая, лесная и промышленность по изготовлению целлюлозно-бумажных продуктов составляют только чуть больше трех процентов в объеме всего производства. Так происходит из-за понижения спроса на такого рода продукцию на внутреннем рынке России. В упадке находится и рынок содружества независимых государств, из-за чего сократились закупки лесных материалов и целлюлозно-бумажной продукции в Российской Федерации. Данная отрасль промышленности России стала зависимой от внешнего рынка. Но за последние годы мы стали больше экспортировать в другие государства «деловое» дерево, картон, бумагу, фанеру. Экспортируется семьдесят один процент продукции лесной продукции Российской Федерации.

На лесные запасы влияет чрезмерная хозяйственная деятельность людей и чрезвычайные ситуации (пожары). Несанкционированная вырубка деревьев является основной проблемой для развития лесной промышленности нашей страны. Четкой лесной политики в настоящее время нет. Для предотвращения таких вырубок нужно устранить социальную неустроенность жителей регионов, где занимаются заготовкой и обработкой дерева (увеличение числа рабочих мест, открытие новых предприятий, применение альтернативных источников энергии).

Еще одной проблемой стало уменьшение потери сырья при заготовке и обработке дерева. Древесное сырье следует использовать рационально (уменьшать деревянные отходы и потери при несвоевременной или неправильной транспортировке, эффективно применять древесные отходы).

Следует помнить, что деревообрабатывающие заводы и фабрики загрязняют окружающую среду. Поэтому необходимо принимать меры по защите экологии (использовать очистные сооружения, совершенствовать производственные технологии и обновлять оборудование).

Направления, в которых нужно развивать лесную промышленность

Чтобы экономить сырье из древесины и увеличивать запасы лесов, лесная промышленность должна развиваться по нескольким направлениям:

  1. применять безотходные технологии;
  2. уменьшать потери сырья из древесины при его заготовке и сплаве;
  3. уменьшать расходование древесины на изготовление шпал замещением их на шпалы из железобетона и увеличением срока эксплуатации шпал из древесины;
  4. сменить тару из дерева на тару из пластмассы;
  5. применять хвойное сырье исключительно по назначению;
  6. восстанавливать лесные угодья;
  7. защищать лес от возгораний и несанкционированного вырубания;
  8. разработать оптимальную модель управления древесными ресурсами;
  9. усовершенствовать законодательство для охраны лесных угодий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации лесная и деревообрабатывающая промышленность главным образом сосредоточились в Сибири, на Урале, на Севере и Дальнем Востоке. Мы самостоятельно обеспечиваем себя материалами лесопилки, картоном, бумагой и фанерой. А для того, чтобы и дальше удовлетворять свои нужды в изделиях из древесного сырья, нам необходимо восстанавливать лесные массивы и сводить к минимуму загрязнение природы при переработке древесины.

Совокупностью различных производственных процессов по заготовке леса с конечным результатом, то есть получением лесоматериалов, называют технологическим процессом лесозаготовки.

В России процесс транспортировки древесины, заготовленной при лесозаготовке, широкого применения не приняло. Это потому, что сортиментная древесина в большом количестве в России не применяется, предпочитают закупать товары из китая, в которых используется более дешевая древесина.

Применяются в основном несколько существующих технологий лесозаготовок. Отличительные черты между ними это различные методики, или способы, трелевки. Способ первый: деревья валят, обрезают сучья, хлысты грузят с помощью спецтехники и вывозят, после пакетируются в пачки. Последние, с лесозаготовки, увозят к дороге, где происходит их погрузка на машины.

Второй способ – это перевозка древесины, которая получена при заготовке леса, то есть при «хлыстовой технологии». Деревья трелюют к дороге, по которой возят лес. Сучья обрезаются.

Третий – это заготавливают лес сортиментами. Валят лес, обрезают сучья и в конце деревья разделяют на хлысты определённого размера.

Процесс лесозаготовки даже при разных методиках выполняется последовательно: валка деревьев, срезание сучьев, удаление коры, трелевка, распиловка, сортировка, штабелировка и последнее по необходимости погрузка и перевозка.

Во время лесозаготовки участок работы делят на три части: участок валки леса, часть леса между валкой и дорогой, а также лесозаготовительный пункт.

При лесозаготовке учитывается, деревья каких пород валят на данном участке. Зная свойства пород, им находят разное применение. Лиственные породы с крепкой древесиной используются шире, чем хвойные. Например, дуб. Древесину дуба используют в производстве мебели, добывают из коры и отходов лесозаготовки дубильные вещества, которые поставляют кожевенной промышленности. Из древесины бука изготавливают мебель, фанеру, паркет. Ивовая древесина употребляется в плетении мебели, кора используется в фармацевтике, медицине. Древесина и отходы тополя для изготовления стружки, спичек и драни. Дрань — важное сырьё в изготовлении целлюлозы и бумаги.

Хвойные породы деревьев, которые добывают на лесозаготовках, имеют некоторые недостатки. Это колкость их и смолистость. Поэтому хвойные породы используют в основном для столярных работ. А общий недостаток у всех пород, используемых на лесозаготовках – большая чувствительность к влаге, разбухание. Учитывая это и то, что большая часть древесины вывозится водным путем, дерево сушат на солнце. Но такая сушка очень долгая, поэтому её производят в специальных сушильных камерах

В изготовлении мебели и других древесных конструкций предшествуют стадии заготовки древесины. В них включаются подготовка участка леса под вырубку, непосредственно вырубка, транспортировка и хранение. В последующем дерево проходит этапы распиловки, сушки и специальной обработки, после чего отгружается потребителю.

Цикл производства древесных материалов состоит из взаимосвязанных мероприятий по вырубке насаждений и их переработке. Сохранность древесины во время промежуточных стадий влияет на и его отгрузочную цену.

Заготовка древесины ручным способом:

Вырубка деревьев

Этот этап проводится непосредственно на делянках или лесосеках. Ему предшествуют подготовительные работы, при которых стволы, подлежащие вырубке, маркируются. Разметка деревьев производится лишь при их соответствии критериям заготовки, включающим оценку возраста и габаритов.

При предварительной подготовке лесосеки укладывают дорогу, по которой будут вывозиться поваленные стволы деревьев, и строят временные жилища для лесорубов. Постройки часто готовятся из подручных материалов – стволов деревьев подходящих размеров. Ствол поваленного дерева носит название хлыста.

Раскряжевка

Она может производиться непосредственно после сруба дерева или перед роспуском хлыста на продольные полосы (доски). Раскряжевка представляет собой поперечные распилы древесных стволов, после которых остаются бревна заданной длины. Раскряжевку обычно проводят вручную, используя бензопилы.

При раскряжевке необходимо не только соблюдать осторожность, но и проявлять навыки работы с тяжелыми древесными бревнами. Поспешность в работе может стать причиной порчи бензопилы или травмы.

Раскряжевку следует начинать с наиболее толстого и тяжелого конца бревна, а очень длинные хлысты нужно предварительно распилить надвое – это облегчит дальнейшую работу.

Трелевка

Поваленные хлысты после обрезки сучьев подвергают трелевке – транспортировке на временные склады, откуда они отгружаются далее по цепочке. Не следует путать трелевку и транспортировку, которая может производиться практически на неограниченные расстояния. Трелевка осуществляется лишь в пределах ограниченных участков вырубки и прилегающей территории.

При трелевке обычно используют тракторы, оборудованные системой грейферного захвата. Способность фиксировать по несколько бревен за раз позволяет работать с высокой производительностью и выделять для трелевки минимальное количество работников. Вместо тракторов иногда применяются подвесные дороги, если делянка находится выше места складирования.

Процесс трелевки бревен специально оборудованным трактором

Стабилизация

Для промежуточной обработки дерева могут применять процесс стабилизации – глубинной пропитки различными реагентами. Подобная обработка улучшает сохранность материала во время хранения, поэтому данный процесс еще называют консервацией. Обработку проводят натуральными маслами (чаще всего льняным), лаками, красками, синтетическими полимерными соединениями и смолами.

Во время пропитки применяются следующие методы:

  • холодная пропитка – замачивание заготовок дерева небольшой толщины в пропиточном растворе;
  • горячая пропитка – выдержка более толстых досок и брусьев в горячей смеси. Уменьшение вязкости при повышении температуры увеличивает склонность раствора к проникновению вглубь материала;
  • вакуумная пропитка – насыщению дерева раствором предшествует создание глубокого вакуума в герметичной камере, способствующего удалению воздуха из материала. После выдержки древесины определенное время, которое отличается для досок различной толщины, плотности и сорта дерева, в камеру подают пропиточный агент. Он более эффективно заполняет поры, поскольку втягивается в них сохранившимися остатками вакуума;
  • пропитка под давлением – может комбинироваться с вакуумной пропиткой и заключается в нагнетании высокого давления над пропиточным раствором. Это улучшает проникновение жидкости вглубь материала и способствует его более быстрому насыщению.

Самостоятельно в домашних условиях возможно воспроизвести лишь методы горячей и холодной пропитки. Перед их применением дерево должно быть хорошо высушено. Для этого нужно использовать не естественную сушку, а с подогревом, что уменьшает влажность конечного материала.

Транспортировка древесины

Перевозка хлыстов к месту дальнейшей обработки и складирования может производиться водным, железнодорожным или автомобильным транспортом.

  • Водный транспорт является наиболее дешевым и медленным способом транспортировки большого количества древесины. Его применяют лишь при наличии поблизости крупных судоходных магистралей, поэтому наиболее значимые лесозаготовки обычно находятся рядом с большими пресноводными артериями.
  • Железнодорожный транспорт относится к самым быстрым и производительным способам перевозки большого количества дерева. Повышенная цена на энергоносители и невозможность использования линий электропередач в удаленных районах делают подобный способ транспортировки более затратным, чем водный. Дополнительным бонусом при использовании данного вида транспорта является сеть железных дорог, которая гораздо более развита, чем речная судоходная система.
  • Автотранспорт – применяется лишь для ограниченных партий лесозаготовок (преимущественно для ценных пород дерева). Чаще всего перевозку хлыстов на грузовых автомобилях производят уже конечному потребителю, не заинтересованному в дальнейшей обработке дерева. Высокая стоимость транспортировки существенно удорожает стоимость кубометра материала.

Как перевозят древесину

Водным транспортом Железнодорожным транспортом Атотранспортом

Особенности хранения древесины

От способа хранения пиломатериала зависит большинство эксплуатационных качеств. Набухание дерева, происходящее при неправильном хранении, приводит к короблению (деформации) древесины, а усушка вызывает .

  • материал укладывается штабелями – это позволяет компактно хранить большие запасы досок и предотвращает их прогибы;
  • над штабелем следует размещать навес либо накрывать его полимерной пленкой. Это препятствует набуханию, вызванному поглощением влаги, и быстрому износу инструментов при зимней распиловке обмерзшей древесины;
  • от пола до досок необходимо оставлять расстояние, которое будет способствовать вентиляции. Такие же расстояния должны оставаться между уложенными слоями. Для этого необходимо сооружать штабель путем укладывания досок поперек друг другу или вдоль, оставляя на их концах небольшие деревянные упоры.

Правильная заготовка и хранение являются залогом получения качественного материала для строительного и декоративного применения. Не следует глубоко вникать в детали хранения небольших партий дерева, однако соблюдать основные правила необходимо.

Пропитка (стабилизация) пиломатериала помогает улучшить обрабатываемость и , а также продлить срок его службы. Стоит отметь, что сейчас процесс получения древесины может быть значительно упрощен, благодаря использованию специализированной техники.

Как происходит автоматизированная заготовка можно посмотреть на видео:

Заготовка древесины - первичный этап использования лесных ресурсов. В промышленности она включает лесосечные работы, транспорт древесины и ее разделку, работы на лесных складах, отгрузку продукции сухопутным и водным транспортом и проводится в республике преимущественно леспромхозами (лесопромышленными хозяйствами). 1 Они состоят из отдельных цехов: лесозаготовительных пунктов, мастерских, участков, нижних складов. В составе леспромхозов могут быть и производства по первичной обработке древесины, утилизации отходов. Такие сочетания лесозаготовок и переработки древесины позволяют эффективнее использовать лесные ресурсы. Производственный процесс леспромхозов имеет особенности по сравнению с предприятиями других отраслей промышленности, в которых он осуществляется в достаточно стабильных условиях. Заготовку древесины проводят под открытым небом в разнообразных естественных и производственных условиях. Предметы труда имеют различные количественные и качественные характеристики, сырье – малую территориальную концентрацию (малый запас древесины на лесных площадях). Цеха и производственные участки леспромхозов территориально разобщены. Все это требует индивидуального подхода к разработке лесных ресурсов, отрицательно сказывается на управлении производством, показателях эффективности, механизации производственных процессов.

Для заготовки древесины органы лесного хозяйстваотводят леспромхозам лесные эксплуатационные массивы на длительное освоение. В их составе выделяют годовые секторырубок - лесосеки, которые

1 Древесину заготавливают также самозаготовители и лесхозы - предприятия лесного хозяйства Основная функция лесхозов - рациональное воспроизводство лесных ресурсов и подготовка их к промышленному использованию. Заготовка древесины для них побочная деятельность. Транспорт леса в заготовительной промышленности проводят также специализированные предприятия: сплавные конторы, рейды, лесоперевалочные биржи и комбинаты.

Рис.3. Схема территории лесного эксплуатационногомассива.

1 - 69 - лесосеки

подразделяют на секции-участки, тяготеющие к одной погрузочной площадке. С целью организации лесосечных работ лесосеки делятся на пасеки . На каждой из них валку древесины проводят определенным способом. Заготовкам древесины предшествует подготовительный этап, в который проводят мероприятия безопасной и эффективной организации основных заготовительных работ. На всей площади эксплуатационных массивов создают разветвленную транспортную сеть. Она включает магистрали, ветки, усы. 1 Собирательный характер лесовозных путей обусловливает создание дорог с различными сроками действия, пропускной способностью. Магистрали предназначены для доставки древесины на нижний склад и эксплуатируются, в течение всего периода освоения лесных ресурсов. Они, как правило, разделяют эксплуатационные массивы на две равные части. В обе стороны от нее прокладывают ветки, которые используют для вывозки древесины с определенного участка и эксплуатируют до 10 лет. Наименее напряженный элемент транспортной сети лесовозный ус . Он в зависимости от почвенно-климатических условий имеет грунтовое, гравийное или сборно-разборное покрытие из плит кратковременного действия и обычно эксплуатируется не более одного года. Эксплуатация усазависит от периода рубки древесины на площади, тяготеющей к нему. Усы проложены от лесосеки (погрузочной площадки) до постоянных транспортных путей и примыкают обычно к лесовозным веткам, а ветки - к магистралям (рис.3). В подготовительный период убирают опасные и сухостойкие деревья, создают погрузочные площадки, пункты (верхние склады), трелевочные волоки, на которых убирают пни, камни, выстилают заболоченные участки.

Первичные работы по заготовке древесины - лесосечные. Они состоят из валки (рубки) и трелевки древесины. Валку проводят с корневой системой и без нее. Деревья в лесу расположены на большой территории, что создает трудности для механизации работ. До первой половины XX столетия эта операция выполнялась преимущественно примитивными средствами: топорами, ручными пилами. Первые попытки механизировать этот процесс осуществлялись на основе паровых пил, а позже мотопил. 2 На современномэтапе валку леса проводят в основном бензопилами с отделением дерева от корневой и нижней части отвала. Все большеприменяют специальныемашины на базе тракторов. Такие лесные машины срезают деревья, формируют из них пакеты, перевозят к погрузочным пунктам. Применяют машины, которые выполняют только одну функцию, либо сочетают несколько операций. От выполняемых функций,их совокупности существуют названия лесных машин: валочные, пакетирующие, трелевочные, валочно-

1 В России при освоении лесных массивов для вывозки каждого миллиона куб. м древесины строят около 30 км постоянных магистральных дорог и веток и до 160 км временных.

2 Первые мотопилы в Беларуси появились в довоенные годы.

трелевочные, сучкорезно-пакетирующие. Созданы машины, осуществляющие валку леса выдергиванием деревьев с корневой системой. Это позволяет извлекать почти всю массу дерева. При традиционном способе валки в виде пня, корней на лесосеке остается до 5% биологической массы дерева. Однако такая заготовка древесины требует больших энергетических затрат. Поэтому ее проводят редко, в основном при подготовке территории под водохранилище, для других земельных угодий. Применение лесных машин исключает ручной труд на лесосеках, снижает трудоемкость производства, обеспечивает наиболее высокие технико-экономические показатели лесосечных работ и является предпочтительным направлением научно-технического прогресса на лесозаготовках.

Рубку леса в регионах, как правило, проводят в объемах не больше расчетной лесосеки . Она представляет оптимальную годовую научно-обоснованную норму заготовки древесины, обеспечивающую полное воспроизводство лесных ресурсов и получение с каждого гектара лесопокрытой площади наибольшего количества товарной древесины. Оптимальные размеры рубок определяют исходя из наличия технологическиспелой древесины и непрерывности лесопользования. Заготовка древесины в объемах больше расчетной лесосеки ведет к истощению лесных ресурсов, увеличению в возрастной структуре доли молодых лесов. Вид рубок зависит от специфики лесного массива. В лесах 1 группы проводят только выборочную рубку промежуточного пользования в лесохозяйственных целях (ухода, восстановления породного состава ит. д.). 1 При этом вырубают лишь отдельные деревья и создаютблагоприятные условия для воспроизводства лесных ресурсов, улучшения их количественного и качественного состава. Рубки главного пользования запрещены, а если и проводят, то ограниченно, в целях улучшения лесной среды. В лесах второй и третьей групп осуществляют рубки промежуточного и главного пользования. При последних рубках снимают всю древесную массу, в спелых насаждениях. Рубки проводят сплошным концентрированным методом леспромхозы. Такие рубки весьма удобны для высокомеханизированных заготовок, но не лучше для естественного лесовоспроизводства, и требуют искусственного облесения.

В районах с преобладанием молодых и средневозрастных лесов при интенсивном ведении лесного хозяйства рубками промежуточного пользование ежегодно заготавливают более половины общего количества древесины. 2

К каждому срубленному дереву невозможно подвести дорогу. Поэтому сваленные деревья собирают в пакеты и по трелевочным волокам доставляют к местам погрузки (погрузочным площадкам, верхним складам) на транспортное средство. Погрузочные площадки расположены у лесовозных

1 Рубки промежуточного пользования проводятлесхозы.

2 По предъявляемым требованиям и хозяйственному назначению заготавливают деловую и дровяную древесину.

дорог и на них концентрируют древесину. Этот процесс доставки древесины от мест валки к пунктам погрузки называют трелевкой . Трелюют древесину в хлыстах* и деревьями по пасечным трелевочным волокам. Этот процесс проводят в сложных условиях бездорожья специальной техникой на тракторной основе. В горных районах, на заболоченных участках трелевку осуществляютканатными установками, а на крутых склонах по специальным лесоспускам в лотках.

С участков концентрации древесины у лесовозных дорог ее доставляют в места первичной обработки - нижние склады. Этот процесс называют вывозкой древесины . Для вывозки древесины, отгрузки ее потребителю используют водный и сухопутный транспорт. Способ вывозки зависит от рельефа, лесного массива, его расположения. Основную часть древесины в хлыстах, сортаментах и деревьями по лесовозным дорогам перевозят на нижние склады специальными автомобилями-лесовозами, а также тракторами на колесном ходу, железнодорожным транспортом, в том числе и узкой колеи. Водная транспортировка - наиболее дешевый способ доставки древесины. Особенно распространена при доставке древесины потребителю и меньше - на нижние склады. Поэтому большинство лесоперерабатывающих предприятий расположено по берегам рек. Недостаток водной доставки древесины состоит в сезонном характере ее транспортировки, что требует больших запасов сырья на складах. Сухопутная доставка - дороже, но позволяет сырье поставлять потребителю в течение года, что снижает затраты на содержание складского хозяйства. Поэтому наиболее целесообразно размещение лесоперерабатывающих предприятий на пересечении водных и сухопутных магистралей.

Водную транспортировку древесины осуществляют на специализированных судах-лесовозах, баржах, а также сплавом в плотах, кошельным и молевым. Самый простой способ сплава – молевой. При этом древесина перемещается вниз по реке в свободном состоянии силой течения. Таким способом, возможно, сплавлятьдревесину по малым несудоходным рекам, в короткий период половодья, когдауровень воды достаточный для сплава леса. Это позволяет вовлечь в эксплуатацию отдаленные лесные участки в районах с неразвитой транспортной системой. Однако примолевом сплаве образуется топняк, древесина выбрасывается на берега, это обусловливает ее потери, препятствует движению рыб, заваливает реки до дна бревнами и превращает их в "деревянные". По этой причине молевой сплав ограничен на малых реках, имеющих нерестовое значение. При кошельном сплаве бревна находятся на плаву свободно и не связаны друг с другом. Древесина па плаву имеет специальное ограждение оплотником и образует круглой, сигарообразной формы кошели, которые перемещают буксировкой. Такой сплав используют по водоемам с небольшим течением воды (озера, водохранилища, низовья рек). Сплав в плотах проводят силой течения реки, буксировкой по рекам, озерам и морям. На речных рейдах, льду реки и берегах отдельные бревна связывают проволокой, цепями, тросом и образуют пакеты, из которых формируют плот. Этот процесс осуществляют как ручным, так и машинным способом.

Таким образом, на различных этапах заготовки древесины осуществляют ее перемещение определенными способами, перегрузку с одного вида транспортного средства на другой. Это требует различных типов складов, на которых формируют определенные запасы древесины, и тем самым создают необходимые условия для регулярной отгрузки и доставки сырья потребителю. По значению в лесозаготовительном процессе, виду перерабатываемой древесины, особенностям стыкующихся транспортных путей и другим признакам проводят типологию лесных складов. По месту в лесопромышленном производстве выделяют верхние, нижние, потребительские склады, лесоперевалочные базы, лесные биржи, порты. 1 Верхние склады (погрузочные пункты) представляют места концентрации древесины и ее перегрузки на стыке лесосечного транспорта и путей (усы, ветки) лесовозного транспорта. Нижние склады - пункты концентрации древесины, первичной ее обработки и отгрузки лесоматериалов потребителю в стыках транспорта лесовозного и общего пользования: железнодорожного, водного. В зависимости от вида транспорта общего пользования выделяют два типа нижних складов - прирельсовые и приречные . Склады первого типа расположены в местах пересечения лесовозного транспорта и железных дорог, второго - сплавных рек. На нижних складах проводят разгрузку, штабелевку, погрузку древесины, раскряжевку хлыстов на сортаменты. При вывозке древесины деревьями очищают их от сучьев, кроны. Это трудоемкий процесс. Первоначально его проводили на лесосеке только мотопилами, в последующем - передвижными сучкорезными машинами на верхних складах, погрузочных площадках, что улучшило условия труда, особенно зимой, снизило трудовые затраты. Очистка деревьев от сучьев на нижних складах позволила концентрировать этот процесс, использоватъ полуавтоматические линии, сосредоточить получение отходов в одном месте и создать благоприятные условия для их утилизации на производительном оборудовании, комплексного использования древесины. Эффективнее по этой причине перенос и раскряжевки хлыстов с верхних складов на нижние, где этот процесс проводят не бензопилами, а на полуавтоматических линиях. При этом получают сортаменты: пиловочник, шпальник, строительный лес, балансы, фанерные, тарные, спичечные,

1 В составе леспромхозов основными видами являются верхние и нижние склады. Другие типы складов характерны для стадии транспортировки древесины потребителю. Лесоперевалочные базы - места концентрации переработки и отгрузки лесоматериалов в стыке разных видов транспорта общего пользования (железнодорожного и водного). Потребительские склады - пункты сосредоточения сырья лесопильных, целлюлозно-бумажных, горнорудных и других предприятий. Лесные порты - места концентрации, переработки и отгрузки лесоматериалов на стыке транспортных путей внутри государственного пользования и международныхводных линий

лыжные, карандашные, резонансные и другие кряжи,* всего более 40 видов продукции. На нижних складах могут быть также производства первичной переработки древесины - лесопиление, выпуск тары, хвойно-витаминной муки, производство колотых дров, технологической щепы, древесных плит (рис. 4).

Заготовка древесины ведет к уничтожению лесов, нарушению естественных ландшафтов. Для их восстановления и сохранения важно проводить рациональные рубки леса, не допускать заготовки древесины больше расчетной лесосеки. Механизация лесосечных работ приводит к использованию мощных, тяжелых машин, которые нарушают почвенно-растительный покров и тем самым замедляют, усложняют воспроизводство лесных ресурсов. Для сохранения ценного подроста важно совершенствовать трелевочные работы на основе создания рациональной системы волоков, преимущественной трелевки древесины деревьями. Экологические проблемы на лесозаготовках тесно связаны с рациональным использованием лесных ресурсов. При лесосечных работах до половины запасов древесных ресурсов образуют отходы в виде кроны, сучьев, пней, валежника, нетоварной древесины. Отходы, оставленные на лесосеке, захламляютее, являются источником лесных пожаров, распространения вредителей леса, препятствуют лесовосстановлению. Поэтому лесосеки необходимо очищать от отходов и утилизировать их. Меньшей захламленности лесосек способствует трелевка древесины деревьями. При этом на лесосеках практически не остаются сучья. Рациональное использование лесных ресурсов предполагает вовлечение в производствовсего лесосечного фонда, снижение потерь древесины при заготовках.При рубках допускают частичное использование лесосеки, оставляют низкосортную древесину, особенно лиственных пород, лес теряют при сплаве. Первостепенное значение имеет утилизацияотходов. В самых лучших леспромхозах лесосечную некондиционную древесину утилизируют менее половины. Особого внимания заслуживает производство щепы, витаминной муки, лечебных препаратов из крон, которые составляют14-15 % массы дерева. Все это уже на первоначальной стадии использования лесных ресурсов позволит больше получать продукции из каждого дерева и сохранить леса в естественном виде.

Каждое растущее дерево создает вокруг себя микроклимат, где во взаимосвязи развивается растительный и животный мир.

Деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим, и поглощают углекислый газ. Если учесть, что древесины вырубается и губится пожарами больше, чем вырастает вновь, то проблема восстановления лесов становится первоочередной.

Для строительства зданий и изготовления изделий заготавливают только спелую древесину, возраст которой составляет, в зависимости от породы, от 80 до 120 лет. Спелость древесины определяют специалисты лесного хозяйства - таксаторы. (Слово «таксация» переводится с немецкого как «оценивание».)

Во время заготовок древесины стараются не портить плодородный слой почвы и не загрязнять почву сучьями.

Спиливают деревья вальщики леса бензомоторными и электрическими цепными пилами (рис. 1). Для этих целей применяют также лесоповалочные машины. Они не только спиливают деревья, но и укладывают их в нужном направлении, не портя другие деревья, а также обрезают сучья. Таким образом получают хлысты.

Все материалы из древесины, сохранившие ее природное состояние, называют лесоматериалами.

Из бревен рубят стены деревянных зданий, изготавливают различные деревянные конструкции, получают пиломатериалы.

Кряжами называют лесоматериалы длиной 2...4 м, предназначенные для изготовления строганого шпона, лыж, карандашей.

Чураками называют короткие лесоматериалы, при­меняемые для изготовления лущеного шпона. Склеивая листы шпона, получают фанеру.

Хранят древесину в штабелях в уложенном виде. («Штабель» в переводе с немецкого - «склад».)

Трелевочными машинами или на лесовозах хлы­сты транспортируют на раскряжевку, где их распиливают на бревна, кряжи, чураки, дрова (рис. 2). (Термин «трелевать» произошел от немецкого слова «тащить».)

Диаметр лесоматериала измеряют метром, мерной вилкой (рис. 3, а) или мерной скобой (рис. 3, б).

При этом замеряют диаметры D 1 и D 2 в вершинной части бревна во взаимно перпендикулярном направлении, потому что сечение бревна часто имеет овальную (некруглую) форму.

Затем вычисляют средний диаметр как полусумму:

D = ( D 1 + D 2 ) / 2.

Длину бревен измеряют рулеткой, мерной рейкой (рис. 3, в) или метром.

Зная диаметр и длину бревна, можно ориентировочно рассчитать его объем V в м 3:

V = π D 2 L / 4,

где π = 3,14; D - средний диаметр бревна в м; L - длина лесоматериала в м.

На практике более точно объем лесоматериала определяют по специальным таблицам в зависимости от его диаметра D в вершинной части и длины L . Эти таблицы учитывают уменьшение диаметра в вершинной части бревна относительно диаметра в более толстой комлевой части.

Правила безопасности

При нахождении в лесу не заходите в опасную зону валки леса.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении