Знай свое дело

Спасти и сохранить: что стало со строительным бизнесом Зияда Манасира. Спасти и сохранить: что стало со строительным бизнесом Зияда Манасира Антон рэй биография

В ближайшее время на Кипре появится компания, претендующая на то, чтобы стать крупнейшим частным строительным холдингом в Российской Федерации. Свои средства и влияние в нем решили объединить такие мощные игроки профильного рынка, как Геннадий Тимченко и семья Воробьевых. В деле прослеживаются также интересы Сергея Шойгу и предыдущего руководства Санкт-Петербурга, отношения с которыми Воробьевы поддерживают через еще одного участника холдинга Михаила Кенина.

По данным «Ведомостей» , Михаил Кенин и Максим Воробьев станут партнерами Геннадия Тимченко в новом строительном холдинге, который консолидирует все активы бизнесмена в этой сфере, сообщил представитель управляющей активами Тимченко Volga Group Антон Куревин. Для этого на Кипре будет зарегистрирована Stroytransgaz Holding Limited (STGH), которая получит 100% ОАО «Стройтрансгаз» и по 25% ГК «Аркс» и ГК «СК «Мост». В перспективе в STGH войдут также 30% ЗАО «Стройтрансгаз», 100% ООО «Стройтрансгаз-М» и 25% плюс 1 акция ЗАО «Стройпутьинвест».

Владельцами STGH после завершения сделки станут Volga Group (63%), Газпромбанк (20%), Воробьев (11,3%) и Кенин (5,7%). Газпромбанк, владевший 20% в ОАО «Стройтрансгаз», выходит из ОАО и получает аналогичную долю в STGH, доплатив денежные средства. Представитель Газпромбанка не смог вчера уточнить, сколько именно.

Новые партнеры


По словам Куревина, Воробьев и Кенин выкупили долю у акционеров Volga Group, сделка денежная и находится в завершающей стадии. Близкий к одной из сторон сделки источник говорит, что Воробьев заплатил за свои 11,3% примерно 1,5 млрд руб. Исходя из этого Кенин мог заплатить за свои 5,7% 0,75 млрд руб.

Партнерство Воробьева и Тимченко началось в 2011 г., когда фонд Volga Resources приобрел половину компании, владеющей контрольным пакетом «Русского моря» (крупный импортер рыбы, созданный семьей Воробьевых).

Воробьев в интервью СМИ говорил, что вошел в строительный бизнес потому, что, с его точки зрения, он «глобально недооценен». Воробьев раньше был членом совета директоров «Стройтрансгаза». Год назад он рассказывал, что у «Стройтрансгаза» были неважные результаты (долги, незаконченные объекты) и его пригласили в качестве независимого директора. Однако уже в декабре он объявил о выходе из совета, объяснив, что не хочет «давать повод для разговоров по возможному конфликту интересов в Московской области» (накануне его брата Андрея назначили врио губернатора области).

А в марте этого года в совет директоров «Стройтрансгаза» вошел Кенин. О Кенине мало что известно; его всегда называли «хорошим знакомым» Максима Воробьева. Знакомый Кенина говорит, что тот нередко представляет интересы Воробьева. Кенин входит в советы директоров «Русского моря» и компаний, пакеты которых сейчас передаются в STGH, — ИФСК «Аркс» и УСК «Мост».

Один из партнеров Кенина рассказывает, что он занимается лоббированием, в том числе на федеральном уровне. «Я не помню, как он появился и как с ним познакомились. Он такой приятный человек, деловой, спокойный, очень общительный. Он бизнесмен, москвич. У него магазин, покупали у него очень дорогие, но хорошие костюмы», — вспоминал сенатор Юрий Воробьев (отец Андрея и Максима). Знакомый Кенина рассказывает, что тот находится в дружеских отношениях с Сергеем Шойгу и Валентиной Матвиенко. Это знакомство могло оставить след в СПАРК, где Кенин вместе с родственниками Шойгу и Матвиенко значится учредителем двух компаний. Например, в 2006 г. в «Барвиха, 4» по 25% получили Ирина Шойгу (жена), Сергей Матвиенко (сын), Кенин и «Гранд лэнд». В компании «Раздоры сити» Кенин числится партнером Сергея Матвиенко, специалиста по недвижимости Тимура Клиновского, основателей «Вимм-билль-данна» Гавриила Юшваева и Давида Якобашвили и той же «Гранд лэнд». Кенин был и миноритарным акционером приближенного к петербургским властям банка «Санкт-Петербург» — до второй половины 2011 г.

Воробьев и Кенин «имеют опыт реализации строительных проектов», говорится во вчерашнем релизе «Стройтрансгаза». Из серьезных девелоперских активов у Воробьева и Кенина был пополам блокпакет в «Главстрой СПБ» (Воробьев из капитала уже вышел) и — у Воробьева — доля в «СПБ реновации». Были и менее серьезные активы. Воробьев говорил, что упомянутая выше «Гранд лэнд» — «это несколько девелоперских активов, которые в разное время к нам попали», их «как собственник» сопровождает его мать, Людмила Воробьева .

Старая идея


Собирать строительный холдинг Тимченко начал в 2008 г., когда приобрел ОАО «Стройтрансгаз». Однако выяснилось, что компания находится в плачевном состоянии: она давно перестала быть крупнейшим подрядчиком «Газпрома», ее место занял «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира. «Стройтрансгаз» попытался переориентироваться на нефтяную отрасль, энергетику и зарубежные проекты, но большинство контрактов выполнялись с убытками. Добиться положительного свободного денежного потока подрядчику так и не удалось. Чистый убыток по МСФО в 2012 г. составил 7,6 млрд руб., а выручка упала с 48,1 млрд до 26,3 млрд руб.

В 2011 г. Тимченко приобрел 25% крупной московской компании ГК «Аркс», специализирующейся на инфраструктурном и инженерном строительстве. А потом — 25% ГК «СК «Мост», которая строит железные и автомобильные дороги, мосты, тоннели и т. д. Предприниматель поможет загрузить эти компании заказами — так комментировали эти сделки участники рынка. Сейчас обе компании работают на мэрию, у которой масштабная строительная программа. Портфель «Аркс» с конца 2010 г. увеличился с 7,4 млрд до 39,8 млрд руб. «Мост» начал строить участок Таганско-Краснопресненской линии метро в 6,6 км (сумма контракта — около 28 млрд руб.).

Сделка по покупке 30% ЗАО «Стройтрансгаз» (занимается строительством трубопроводов) еще не закрыта. Близкий к компании источник говорит, что одним из акционеров и управляющим партнером компании останется гендиректор Антон Рэй. Кроме того, в холдинг войдет ООО «Стройтрансгаз-М» (строительство объектов нефтегазовой и нефтехимической отраслей), оно выделено из «Стройтрансгаза».

«Все компании имеют экспертизу в соответствующих областях. Значит, потенциально они могут выиграть любой конкурс, а с добавлением связей Тимченко это превращает любую компанию холдинга в лидера рынка», — считает гендиректор InfraNews Алексей Безбородов.

Железные дороги тоже


О покупке одного из активов, который войдет в холдинг, «Стройтрансгаз» объявил вчера. Группа «Стройтрансгаз» выкупает 25% плюс 1 акция ЗАО «Стройпутьинвест» (железнодорожное строительство) с опционом на увеличение пакета до 100%. ЗАО «Стройпутьинвест» принадлежит структурам Алексея Золотарева и Виталия Бриля, сказал представитель «Стройтрансгаза».

Аркадий Ротенберг возглавил рейтинг крупнейших господрядчиков Forbes - 2013

Оригинал этого материала
© "Русский Forbes" , 19.03.2013, Аркадий Ротенберг возглавил рейтинг крупнейших господрядчиков Forbes

Надежда Иваницкая

Государственная экономика

Рейтинг господрядчиков - точный индикатор реальных процессов в российской экономике. Сейчас главный конкурент друзей власти - это само государство. Есть отрасли, традиционно закрытые для частных инвесторов, к примеру космос. 230 млрд рублей досталось дочерним компаниям Роскосмоса, из которых около 100 млрд идет на мегапроект строительства космодрома «Восточный». 13 млрд рублей без конкурса получила госкомпания «Ростелеком» на организацию видеотрансляции выборов президента. Система госзаказа инертна: из года в год все тендеры на печать документов получает ФГУП Гознак (12 млрд рублей), а письма посылает «Почта России».

Одна из главных тенденций 2012 года - усиление роли дочерних госкомпаний, которые все чаще переигрывают на конкурсах даже влиятельных бизнесменов. Иногда последних оттуда просто выгоняют. К примеру, «Трансмашхолдинг» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева после судебных разбирательств проиграл крупный конкурс на поставку скоростных трамваев для Москвы государственному «Уралвагонзаводу» (8,5 млрд рублей). Другой пример: «Транснефть», по словам ее президента Владимира Токарева, не видит смысла привлекать частных подрядчиков и собирается строить и заниматься модернизацией самостоятельно («Транснефтьстрой»). Некоторые компании, например «Ростехнологии» или «Ростелеком», уже сейчас практически всю инвестпрограмму осваивают сами.

Может быть, таким образом госмонополии защищаются от «серой» конкуренции и коррупции? Вот несколько интересных историй.

Два самых крупных тендера РЖД выиграли дочерние предприятия монополии: ОАО «БетЭлТранс» (126,6 млрд рублей, пятилетний контракт на поставку шпал) и Калужский завод «Ремпутьмаш» (89 млрд рублей, пятилетний контракт на поставку техники). Незадолго до этого РЖД заявила о намерении продать 50% минус две акции в каждой из этих компаний. При таком раскладе оба контракта похожи на предпродажную подготовку. Ведь многолетние контракты с компаниями были заключены после объявления о продаже акций. Прецеденты уже были: ОАО «Желдорреммаш» перед продажей пакета 75% минус две акции, принадлежавшего РЖД, заключил с монополией пятилетний контракт на сервисное обслуживание локомотивов, который потом по сути достался «Трансмашхолдингу», купившему этот пакет в 2012 году за 7,9 млрд рублей.

В строительстве появился новый способ освоения крупных сумм. Раньше миллиардные контракты выделяли на строительство или ремонт дорог, а сейчас прибавился новый пункт - содержание. Начиная с октября 2012 года подразделения Росавтодора стали проводить торги на право «выполнять работы по содержанию существующих автодорог федерального значения». Например, 15 октября было подписано 10 контрактов на содержание почти 2000 км дорог, общая сумма контрактов - 12 млрд рублей. Контракты заключались на период 2012–2018 годов, в то время как раньше они были только годовыми. Победителями становились в основном государственные ДРСУ (дорожно-ремонтные строительные управления). Но это новшество освоил и лидер рейтинга господрядчиков.

В отличие от прошлого года , когда Forbes изучал все господряды свыше 1 млрд рублей, в этом рейтинге мы снизили планку до 300 млн рублей. Однако за пределами нашего внимания остались подрядчики, которые собирают свои миллиарды «по капле», дробя большие лоты. Самый надежный способ избежать общественного внимания - замаскировать или попросту не публиковать информацию о госзакупках.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон №223, по которому корпорации с контролем государства обязаны размещать у себя на сайте всю информацию о закупках. Многие госкомпании действительно стали публиковать план закупочной деятельности и сами тендеры. Например, это сделали «Ростехнологии», у которых в прошлом году данных о закупках не удавалось найти. В ряде случаев система удобна и дает возможность поиска по цене и по времени - как, например, на официальном правительственном сайте или у «Росатома» и «Автодора». Но это скорее исключение. У ФСК, «Транснефти», «Ростелекома» и «Русгидро» нет возможности поиска конкурсов по цене. У ФСК в карточке конкурса указан победитель с суммой предложения, а у «Транснефти» и «Ростелекома», чтобы получить эту информацию, необходимо открывать прилагаемые сканированные документы.

Однако первенство в этом негласном соревновании по-прежнему принадлежит «Газпрому». «Газпром» широко использует форму открытого запроса предложений, при публикации многих извещений о закупках цена работ не указывается. В пресс-службе «Газпрома» комментировать это отказались. Исполнительный директор Национальной ассоциации института закупок Георгий Сухадольский говорит, что само по себе отсутствие начальной цены не нарушает закон, поскольку «сведения о цене», которые предписывает указывать ФЗ №223, - это еще не сама цена. Скромность «Газпрома» понятна, если учесть объемы его подрядов. Первые места в рейтинге «Короли госзаказа» заняли бизнесмены, осваивающие контракты газовой монополии. В пятерку входит основатель главной компании империи Ротенберга СЕТП Иван Шабалов, ставший открытием этого рейтинга.

Скрывая деликатную информацию, другая госкомпания, «Роснефть», пошла по другому пути. На ее сайте публикуется описание лотов , но не сообщается ни о стоимости, ни о победителях (исключение одно - дочерняя компания «РН-Юганскнефтегаз»). Дело в том, что «внучкам государства», одной из которых является «Роснефть», была предоставлена отсрочка по раскрытию информации до января 2013 года.

Эта отсрочка для «внучек» государства привела к забавным последствиям. Так, в конце декабря ОАО «Военторг» (дочерняя структура «Оборонсервиса» ), которое занимается обеспечением бытовых услуг для Минобороны, в срочном порядке распределило двухлетний контракт на организацию питания военнослужащих (по данным Forbes, около 100 млрд рублей). Именно поэтому, несмотря на сумму выигранных господрядов, которой позавидовали бы даже строители и трубники, вы не найдете в рейтинге Евгения Пригожина , хозяина компании «Конкорд».

Как мы считали рейтинг

Составляя рейтинг господрядчиков, мы посчитали бюджетные закупки, которые в 2012 году составили около 6 трлн рублей. Еще около 7 трлн рублей, по данным Минэкономразвития, тратят госкомпании и госкорпорации. В процессе работы мы проанализировали 2140 контрактов, заключенных в 2012 году, на сумму более 3 трлн рублей. Мы брали в расчет только крупные подряды - более 300 млн рублей. Часть из них уже оплачена, а некоторые заключены на много лет вперед.

Мы анализировали все бюджетные контракты, размещенные на официальном правительственном сайте Zakupki.gov.ru, а также контракты госкорпораций и госкомпаний («Росатом», «Олимпстрой», Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Ростехнологии», Росавтодор), а также естественных монополий («Газпром», РЖД, «Транснефть», ФСК, «Ростелеком»,«Русгидро», «Интер РАО»). Поскольку некоторые компании раскрывают информацию не полностью, часть информации мы собирали на основе сообщений информационных агентств, пресс-релизов и заявлений официальных лиц.

В своих расчетах мы не учитывали компании, которые получают государственный заказ через субподряд. Кроме того, мы не высчитывали доли акционеров в компаниях-победителях (некоторые участники списка не раскрывают структуры собственности или принадлежат резидентам офшоров), за исключением случаев, когда несколько совладельцев одной компании попали в десятку независимо друг от друга.

Подсчеты производились при содействии электронных торговых площадок «Фабрикант» и «B2B-Center».

1. Аркадий Ротенберг*


Сумма господрядов: 286 млрд рублей

Компания: «Северный морской путь», «Стройгазмонтаж», «Мостотрест» и др.

Заказчики: «Газпром», «Автодор», Росавтодор, Администрация гражданских аэродромов, Росморпорт и др.

«Если бы меня не пиарили как друга Путина, бизнес был бы похуже», - говорил в интервью Forbes Аркадий Ротенберг. Но дела идут своим чередом: он второй раз побеждает в рейтинге «королей госзаказа». В 2007 году он, совладелец банка «Северный морской путь», создал компании «Стройгазмонтаж» и «Трубный металлопрокат». Через год первая купила пять строительных «дочек» «Газпрома», выиграла крупнейшие подряды монополии, часть из них получив без конкурса. Другая контролируемая Аркадием и его братом Борисом компания СЕТП стала основным посредником в поставках «Газпрому» труб (по данным ФАС, в 2010 году на трейдера приходилось 90% закупок «Газпромом» труб большого диаметра). Сумма госзаказов, полученных фирмами Ротенберга за четыре года президентства Дмитрия Медведева, составила почти 900 млрд рублей.

В 2012 году Ротенбергу снова везло. Летом его компании получили подряды на реконструкцию газопроводов «Газпрома» на 17,5 млрд рублей, выиграли крупный подряд по проекту «Южный коридор» стоимостью 22 млрд рублей.

Компании Ротенберга строят не только газопроводы - холдинг «Мостотрест», в котором Аркадию Ротенбергу и его сыну принадлежит около 26% акций, вышел на первое место по объему господрядов на возведение дорог и других инфраструктурных сооружений. В качестве генподрядчика «Мостотрест» строит дублер Курортного проспекта в Сочи, головной участок скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург и участвует во всех мегапроектах. Самый крупный контракт на 34,7 млрд на обустройство дорог вокруг Сколково компании Ротенберга подарил в один из последних дней в роли президента страны Дмитрий Медведев. Еще один контракт, на участок трассы Москва - Санкт-Петербург, «Мостотрест» выиграл на конкурсе правительства Москвы в ожесточенной борьбе с «АРКС» (совладелец Геннадий Тимченко), снизив цену с начальных 29 млрд до 23 млрд рублей.

В июле 2012 года «Мостотрест» объявил, что намерен купить 60% небольшой компании «Национальная индустриально-торговая палата» (НИТП). Гендиректором компании стал Валерий Дорган, с 2010 года занимавший должность заместителя директора «Мостотреста» по маркетингу. Сумма сделки была 510 млн рублей. Но в октябре все раскрылось: за три дня НИТП выиграла восемь подрядов на содержание сети автодорог на сумму 18,9 млрд рублей. Заказчиком выступало «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» - та самая организация, которую до перехода в «Мостотрест» Виктор Дорган возглавлял больше 10 лет.
* Партнер - Борис Ротенберг

2. Зияд Манасир


Сумма господрядов: 80 млрд рублей

Компания: «Стройгазконсалтинг»

Заказчики: «Газпром», Росавтодор

Еще пять лет назад «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира практически не имел серьезных конкурентов на рынке подрядов «Газпрома». Однако стройками «Газпрома» заинтересовались ближайшие друзья Владимира Путина Аркадий Ротенберг и Геннадий Тимченко, создав и взяв под контроль компании «Стройгазмонтаж» и «Стройтрансгаз». На рынке стало тесно - об этом говорят бесконечные «строй» и «газ» в названиях основных игроков.

На первый взгляд, у Манасира дела идут очень хорошо. Выручка компании превышает 330 млрд рублей, в прошлом году она ввела в эксплуатацию самую мощную в России компрессорную станцию «Портовая», которая гонит газ для Nord Stream по морскому дну. Однако крупнейшими подрядами «Стройгазконсалтинга» в этом году были линейная часть и компрессорные стации второй нитки газопровода Бованенково - Ухта. Но эти проекты стартовали много лет назад. Обустройство новых месторождений, таких, например, как Бованенковское, не начинается. А подряд на строительство компрессорной станции «Казачья», которая по мощности сравнима с КС «Портовая», выиграл не «Стройгазконсалтинг», а «Аргус Пайплайн».

Пытаясь диверсифицироваться, компания выигрывает тендеры Росавтодора и ищет другие рынки. В разное время совладельцами компаний Манасира были дети влиятельных людей. Например, Ольга Григорьева, дочь Александра Григорьева (генерала КГБ и друга Путина), но она вышла из числа акционеров. Сейчас ими владеют, по данным ЕГРЮЛ, только сам Зияд Манасир и топ-менеджеры.

3. Геннадий Тимченко*


Сумма господрядов: 51 млрд рублей

Компания: ОАО «Стройтрансгаз»

Заказчики: ФСК, «Олимпстрой», Росавтодор

В интервью Forbes Геннадий Тимченко рассказывал о своих планах создать одну из крупнейших в России строительных групп, которая будет возводить всю возможную инфраструктуру, в том числе для государства. Сейчас бизнесмену принадлежит 80% ОАО «Стройтрансгаз» и по 25% в СК «Мост» и группе «АРКС». Тимченко уверяет, что владеет опционами и намерен увеличить свою долю в этих компаниях. За год компании бизнесмена победили в крупных государственных тендерах на 30 млрд рублей, причем треть приходится на подряды «Стройтрансгаза» от ФСК. Это неудивительно, бывший председатель правления «Стройтрансгаза» Сергей Макаров рассказывал, что проекты в сфере энергостроительства приносят подрядчику около 60% выручки.

Все крупные господряды «АРКС» были выиграны на конкурсах столичного правительства, в частности на реконструкцию Каширского, Дмитровского шоссе и Балаклавского проспектов. А в конце января «АРКС» подписала соглашение о сотрудничестве со спорткомплексом «Лужники» в рамках реконструкции Большой спортивной арены (сумма подряда может составить около 25 млрд рублей).
*Партнеры в «СК Мост» - Евгений Сур и Владимир Костылев, партнер по «АРКС» - Александр Лавленцев

4. Иван Шабалов



Сумма господрядов: 40 млрд рублей

Компания: «Трубные инновационные технологии»

Заказчик: «Газпром»

Шабалов - новичок рейтинга. Он рассказывает, что начал работать с «Газпромом» еще тогда, когда концерн возглавлял Рем Вяхирев, а с приходом новой команды оказался одним из крупнейших посредников газовой монополии. C 2005 года «Газпром» покупает трубы не у производителей напрямую, а у трейдеров.

Именно Шабалов основал «Северный европейский трубный проект» (СЕТП), на долю которого в 2010 году приходилось более 90% поставок труб «Газпрому» (данные ФАС). В том же году Шабалов продал контрольный пакет в компании лидерам рейтинга «Короли госзаказа» братьям Ротенбергам. С 2004 года он возглавляет Ассоциацию производителей труб, в которую входят и производители, и «дочка» «Газпрома».

В 2012 году в тендерах «Газпрома» участвовала уже другая компания Шабалова - «Трубные инновационные технологии», получившая контракты на сумму почти 40 млрд рублей. В феврале его компания обыграла на конкурсе СЕТП в крупном подряде на закупку труб (стоимость лотов 3,9 млрд рублей).

5. Антон Рэй



Сумма господрядов: 38 млрд рублей

Компания: «Аргус пайплайн» / «Стройтрансгаз»

Заказчик: «Газпром»

Головную компанию Alkor Holdings, которой принадлежит «Аргус пайплайн сервис», основал выходец из СССР американец Майкл Рэй. По данным британского регистратора на 23 октября 2012 года, компанию контролирует его сын гражданин России Антон Рэй (80%), а Майклу принадлежит 20%. Выручка Alkor в 2011-м составила $675,4 млн (прибыль - $45,9 млн). Компания начинала бизнес в начале 1980-х как поставщик оборудования для советских нефтегазовых строителей. С 1996 года среди заказчиков появился «Газпром». Компания стала поставщиком техники при строительстве газопровода Ямал - Европа, при восстановлении трубопроводов в Прибалтике, Белоруссии и на Украине.

ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» учредил Антон Рэй в Москве в 2004-м, компания с 2006 года стала заниматься строительно-монтажными работами на крупных стройках, в том числе нефтепроводов ВСТО, БТС-2, газопроводов Сахалин - Хабаровск - Владивосток, береговой части «Северного потока». С 2011 года «Аргус» работает с «Газпромом» напрямую.

В марте 2012 года компания выиграла тендер на строительство второй нитки газопровода Бованенково - Ухта, а летом 2012 года получила большой подряд на строительство компрессорной станции «Казачья» (часть проекта «Южный коридор»). Незадолго до этого об интересе к компании объявил Геннадий Тимченко, который до сих пор подрядов от «Газпрома» не имел. В июле «Аргус» переименован в ЗАО «Стройтрансгаз», однако сделка с Тимченко пока не закрыта. Детали не раскрываются, но близкие к компаниям источники говорят, что Антон Рэй останется одним из акционеров и управляющим партнером.

6. Зияудин Магомедов


Сумма господрядов: 31 млрд рублей

Компания: «Стройновация», «Глобалэлектросервис», «Контакт-С»

Заказчики: «Транснефть», РЖД, ФСК, Росавтодор, «Автодор»

Компании Зияудина Магомедова и в 2012 году продолжали успешно получать крупные заказы со стороны государства. Его «Стройновация» выиграла несколько конкурсов, в частности на реконструкцию автодороги Москва - Холмогоры, автодороги М-29 «Кавказ» из Краснодара до границы с Азербайджаном, а также на подготовку территории для строительства ЦКАД.

В 2008–2011 годах компания Магомедова заняла второе место по объему крупных подрядов ФСК: тогда «Глобалэлектросервис» получил 14 проектов на сумму 60 млрд рублей. В прошлом году к ним прибавилось еще 10,5 млрд рублей. Так, компания выиграла тендер на поставку оборудования для строительства высоковольтных линий Донская АЭС - Борино.

Первые бюджетные деньги Магомедов заработал еще в начале 2000-х после знакомства с тогдашним руководителем «Транснефти» Семеном Вайнштоком. «Стройновация» стала одним из крупнейших подрядчиков монополии. Однако перспективы компании на рынке подрядов «Транснефти» выглядят туманно. В интервью «Коммерсанту» президент «Транснефти» Николай Токарев сообщил, что создан строительный трест «Транснефтьстрой», который сам будет заниматься модернизацией и реконструкцией на объектах монополии.

7. Валерий Маркелов



Сумма господрядов: 29 млрд рублей

Компания: «Мобойл»

Заказчик: РЖД

Загадочная фирма, участвовавшая во всех тендерах и аукционах на поставку нефтепродуктов и топлива ОАО «РЖД» (вторым их участником было ООО «Ресурс Трейдинг» братьев Халиловых). По объемам выигранных тендеров РЖД «Мобойл» в 2012 году опередил «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть» и «ТНК-ВР».

Совсем недавно «Мобойл» был небольшой торговой фирмой, но в 2011 году у компании резко выросла выручка: с 1,18 млрд рублей в 2010 году до 16,2 млрд рублей в 2011-м. Примерно в то же время у компании сменились владельцы: контроль в «Мобойле» перешел к ООО «ЖелдорТрансСтрой», владельцем которого, по данным СПАРК, является совладелец Интерпрогрессбанка Валерий Маркелов. Его имя упоминалось в связи со скандалом 2008 года: на убежавшего в Лондон совладельца Интерпрогрессбанка Германа Горбунцова было совершено покушение. В причастности к нему он обвинил партнеров по банку, Маркелова и Бориса Ушеровича. На запрос Forbes Маркелов не ответил. Еще одним совладельцем банка является советник президента РЖД Андрей Крапивин.

8. Михаил Чигиринский*



Сумма господрядов: 25 млрд рублей

Компания: ООО «МКМ-логистика»

Заказчик: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

В декабре 2012 года неизвестная компания «МКМ-логистика» выиграла один из самых крупных тендеров года - «на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами… на территории Юго-Западного административного округа города Москвы». Компания оказалась единственным участником этого подряда, исполнение которого растянется на 15 лет. До 2027 года компания будет обеспечивать раздельный сбор мусора, его транспортировку, обезвреживание и частичную переработку.

По данным СПАРК, компанию основали в 2009 году Михаил Чигиринский и Гамлет Авагумян. Источник Forbes на строительном рынке рассказал, что Михаил - это сын владельца компании «Снегири-девелопмент» Александра Чигиринского и племянник Шалвы. Чигиринскому-младшему 23 года, он выпускник МГИМО. Его сверстник Авагумян - студент Финансовой академии. Представитель «МКМ-логистики» категорически отказался предоставить информацию о компании и личности владельца. Сам Чигиринский через свою страничку в социальной сети подтвердил, что не хотел бы ничего комментировать.

Участники рынка рассказывали Forbes, что история успеха «МКМ-логистики» началась летом 2011 года, когда к мэру Москвы Сергею Собянину с презентацией нового мусоросортировочного комплекса пришел участник списка богатейших и совладелец «Снегири-девелопмент» Роман Абрамович. Бывший гендиректор компании Ольга Логинова подтверждала знакомство учредителей компании с Романом Абрамовичем, представитель Абрамовича это опровергает.
*Партнер - Гамлет Авагумян

9. Владимир Костылев (на фото), Евгений Сур*


Сумма господрядов: 25 млрд рублей

Компания: «СК Мост»

Заказчики: Росавтодор, Росморпорт

Компания «СК Мост» Костылева и Сура известна как генподрядчик строительства гигантского вантового моста на остров Русский во Владивостоке - с пролетом длиной больше километра. Крупнейший из новых подрядов «СК Мост» - реконструкция Рокского тоннеля на границе Осетии с Грузией. Трехкилометровый тоннель, по которому проезжали в 2008 году российские танки, был построен 25 лет назад, и, как сказано на сайте компании, инженерная инфраструктура объекта физически и морально устарела.

Костылев и Сур познакомились на строительстве БАМа, и сначала их компания специализировалась на железнодорожных мостах на востоке страны. В 2003 году после окончания строительства БАМа они приобрели компанию «Бамтоннельстрой», обладавшую самым большим в стране парком тоннелепроходческих щитов. Эти щиты работали на строительстве тоннелей для совмещенной автомобильной и железной дорог в олимпийском Сочи и пробивают сейчас новые линии московского метро.
*В 2012 году 25% «СК Мост» купил Геннадий Тимченко

10. Олег Шишов



Сумма господрядов: 20 млрд рублей

Компания: НПО «Мостовик»

Заказчики: Росавтодор, Департаменты строительства Москвы, Омска, Сочи, Ространсмодернизация

Крупнейший строительный холдинг Омской области начинался со студенческого конструкторского бюро, которое организовал выпускник и преподаватель Сибирского автомобильно-дорожного института Олег Шишов. Сейчас это компания с оборотом 30 млрд рублей, среди объектов - проектирование и субподряд по мосту на остров Русский во Владивостоке, большая ледовая арена и санно-бобслейная трасса в Сочи и множество сооружений в Омске.

Мэр Омска Вячеслав Двораковский - второй после Шишова совладелец компании с пакетом 5,84% акций. До того как возглавить город, Двораковский много лет работал в компании главным инженером.

Крупнейший из подрядов 2012 года - строительство железнодорожных парков и развитие станции Новороссийск, объем - 9,1 млрд рублей. Компания «Стройновация» Зияудина Магомедова, совладельца Новороссийского морского торгового порта, тоже участвовала в том конкурсе, но проиграла. Магомедов попытался оспорить результаты конкурса в Московском арбитраже и даже получил исполнительный лист, запрещающий заказчику выплачивать авансы компании Шишова. Однако через месяц после этого решения и до рассмотрения апелляции «Мостовика» представители компании Зияудина Магомедова сами отозвали иск.

В августе 2015 года сотни бывших сотрудников «Стройгазконсалтинга» (СГК) с Урала и из Сибири получили приглашения приехать в Новый Уренгой. В этом северном городе, неофициальной газовой столице России, строительная компания собирает своих вахтовиков и распределяет их по объектам. Приглашение было неожиданным - уже почти год, как работы по контрактам «Газпрома» были приостановлены, строительная техника законсервирована, а сами вахтовики занимались домашними делами. Дело в том, что у прежнего владельца СГК Зияда Манасира испортились отношения с главным заказчиком и стройки «Газпрома» пришлось заморозить. При новых владельцах - Газпромбанке и фонде UCP - «Стройгазконсалтингу» удалось возобновить старые и получить новые проекты. Поэтому и была объявлена срочная мобилизация вахтовиков.

По подсчетам Forbes, в конце 2015 года компания получила новые подряды от «Газпрома» на 20 млрд рублей - неплохо по сравнению с нулем годом ранее, когда большинство подрядов досталось «Стройгазмонтажу» Аркадия Ротенберга и «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко . В ближайшие пять лет монополии надо построить как минимум 6000 км газопроводов, включая «Силу Сибири» и «Северный поток - 2». И три крупных подрядчика всегда лучше, чем два, отмечает источник, близкий к «Газпрому».

Битва со стервятниками

Еще несколько лет назад «Стройгазконсалтинг» был самой крупной строительной компанией в России. Она наращивала мощь не по дням, а по часам, с восхищением рассказывал Forbes менеджер одной из «дочек» «Газпрома». В СГК было около 60 000 сотрудников и более 16 000 единиц строительной техники. Теперь работников стало почти в три раза меньше. «У нас много проблем и сложных обстоятельств, связанных с историей работы предыдущих собственников», - объясняет источник, близкий к одному из новых совладельцев.

Залог успеха бизнеса «Стройгазконсалтинга» - отношения с «Газпромом».

Принято считать, что они возникли благодаря бывшим младшим партнерам Манасира: Петр Поляничко - сын друга одного из основателей «Газпрома» Виктора Черномырдина, а Ольга Григорьева - дочь друга юности Владимира Путина.

Но у самого бизнесмена была другая версия хороших отношений с газовым монополистом. «Мы ведь с малого начинали и делом доказывали, что готовы к крупным проектам», - объяснял он в одном из интервью. Так или иначе СГК из года в год получал многомиллиардные подряды на строительство от «Газпрома». По подсчетам Forbes, с 2008 по 2012 год их сумма превысила 800 млрд рублей. И если в 2008 году выручка СГК составила 154,9 млрд рублей, то в 2012 году она выросла в 2,5 раза.

Но в 2013 году все изменилось. Поток заказов на строительство от концерна резко сократился - до 35 млрд рублей против 80 млрд годом ранее. Значительная часть заказов «Газпрома» теперь доставалась «Стройгазмонтажу» Аркадия Ротенберга и «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко. Почему ситуация изменилась? Вот одно из объяснений: в 2011 году пост зампреда правления «Газпрома» покинул Александр Ананенков, с протекцией которого также связывали успехи Манасира. Однако сам бизнесмен эту версию в интервью Forbes называл «бредом».

Манасир безуспешно пытался развернуть ситуацию. «Зияд заходил с самых разных сторон и хотел договариваться, но в ответ слышал «нет». Манасир просто не мог в это поверить», - вспоминает источник, близкий к компании. Тогда уязвленный основатель СГК пошел на риск - пожаловался на «Газпром» в президентскую комиссию по ТЭК, которую возглавлял глава «Роснефти» Игорь Сечин. Манасир писал, что «Газпром» задерживает выплаты по уже заключенным контрактам, поэтому подрядчику приходилось продолжать строительство за счет собственных оборотных средств и займов (общая сумма затрат - 150 млрд рублей).

Владелец «Стройгазконсалтинга» попытался сыграть на непростых отношениях между Сечиным и главой «Газпрома» Алексеем Миллером.

«Это большая шахматная доска, и Манасир сделал свой ход», - говорит источник, близкий к газовому монополисту. Ход оказался роковым - жалоба только усугубила ситуацию. В 2014 году СГК не выиграл ни одного тендера «Газпрома», что сразу отразилось на финансовом положении компании. По итогам 2013 года выручка СГК составляла 259,7 млрд рублей, а год спустя снизилась до 140 млрд рублей. При этом у компании был существенный долг. По данным «СПАРК-Интерфакс», по итогам 2014 года долгосрочные займы СГК составляли 57,7 млрд рублей, а краткосрочные займы и кредиторская задолженность - 2 млрд и 69 млрд рублей соответственно.

Оставшись без влиятельного заказчика, СГК стала уязвимой - появились желающие получить ее активы за долги или вовсе без объяснения причин. И было чем поживиться: компании принадлежало более 300 000 кв. м офисных помещений в Москва-Сити, железнодорожный перевозчик «Спецэнерготранс», строительная техника. «Были люди, которые собирались забрать у Манасира компанию», - рассказывает собеседник Forbes, но не называет их имен. По его словам, они считали, что владельцы долей - люди слабые (у Манасира было около 58% СГК, топ-менеджерам принадлежали миноритарные пакеты. - Forbes), кого-то из них рассчитывали испугать, с кем-то - договориться.

По словам собеседника Forbes, расставаться с компанией Манасир не хотел, но, когда понял, что это неизбежно, начал искать возможность получить компенсацию, и «некие тропы» вывели его на Руслана Байсарова - друга руководителя Чечни Рамзана Кадырова.

В этом деле Манасиру мог содействовать король Иордании Абдалла II, с которым и Кадырова, и Манасира связывают особые отношения, предполагает близкий к СГК человек.

Так или иначе, в декабре 2013 года принадлежащая Байсарову Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) объявила о покупке 30% СГК за немыслимые $4,8 млрд. Летом 2014 года стало известно, что Байсаров планирует увеличить свою долю в компании до 74%. Сумма первой сделки казалась завышенной как минимум на порядок, а вторая сделка так и не была закрыта. Тем не менее Байсаров, занявший пост председателя совета директоров СГК, отпугивал желающих отобрать у Манасира бизнес. «По сути, Байсаров выполнял роль «крыши» и дал понять всем, что так легко отжать компанию не получится», - рассказывает источник, близкий к «Стройгазконсалтингу».

При Байсарове в январе 2015 года СГК предпринял еще одну попытку договориться с «Газпромом». В письме к Алексею Миллеру президент СГК Михаил Якибчук писал, что компания находится в критическом финансовом положении, из-за недостатка финансирования вынуждена остановить работы на стройках «Газпрома» и отправить сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Компания также просила включить ее в инвестиционную программу «Газпрома» на 2015-й и последующие годы. Миллер на письмо не отреагировал.

Весной 2015 года Байсаров и Манасир продали «Стройгазконсалтинг» Газпромбанку и фонду UCP Ильи Щербовича в равных долях. В апреле стороны объявили о покупке 100% компании. Газпромбанк стал совладельцем СГК, рассчитывая на большие подряды «Газпрома», объясняет источник Forbes. Сумма покупки официально не раскрывалась, стороны не комментировали условия сделки. Руслан Байсаров в интервью зимой 2016 года заявил, что считает сделку выгодной: «Все, что я вложил, себя оправдало». Зияд Манасир, продав компанию, перебрался в Лондон, редко бывает в Москве и отказывается общаться с журналистами, говорит человек, близкий к семье бизнесмена. А с Байсаровым его теперь связывают, кажется, не только деловые отношения.

Весной 2014 года старшая дочь Манасира Элен вышла замуж за Булата Хункаева - молодого человека, которого один из источников Forbes назвал дальним родственником Байсарова, а другой собеседник - человеком из ближайшего окружения этого чеченского предпринимателя.

Курс на «Газпром»

Что получили Газпромбанк и UCP? Проблемный актив, признается представитель одного из новых владельцев СГК. По словам представителя другого совладельца, к новым собственникам выстроилась очередь из кредиторов и недовольных партнеров. Газпромбанк, кстати, тоже был одним из крупных кредиторов СГК. В 2015 году «Стройгазконсалтинг» получил 496 исков на 46,6 млрд рублей, еще 39 исков на 23,4 млрд рублей получила его дочерняя компания «Газтехлизинг». Байсаров и его менеджеры пришли в компанию, чтобы помочь Манасиру в ее защите, а бизнесом «Стройгазконсалтинга» особо не занимались, утверждает собеседник, близкий к СГК. «Манасир повсюду сам ездил, при минус шестидесяти регулярно бегал по своим стройкам, а менеджеры Байсарова даже не поехали по объектам», - говорит представитель одного из заказчиков «Стройгазконсалтинга».

Впрочем, собеседник Forbes, близкий к СГК, признает, что в одном из строительных проектов Байсаров участвовал лично и даже некоторое время проявлял к нему интерес. Речь о первом участке Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) вокруг Москвы, конкурс на строительство которого СГК выиграл весной 2014 года (тендер проводил «Автодор», сумма контракта - 48,9 млрд рублей). «Этот подряд лоббировал Байсаров, - говорит собеседник Forbes. - И в церемонии он участвовал, и капсулу закладывал».

Через год после старта проекта подряд был передан компании Араса Агаларова «Крокус Интернешнл». СГК признал, что не может выполнить свои обязательства по долгосрочному инвестиционному соглашению, объяснил Forbes представитель «Автодора». По словам собеседника, близкого к СГК, все гораздо сложнее. «Там был целый клубок проблем, - вспоминает собеседник. - Дела у компании шли ни шатко ни валко, появились проблемы с получением банковской гарантии». Кроме того, по его словам, новые владельцы дали понять, что приоритетным направлением для компании вновь должно стать строительство газопроводов, а не дорожные или иные проекты.

Сейчас непрофильные (не связанные с газовым строительством) департаменты в СГК ликвидируют. Курс на «Газпром» подтверждается и главным кадровым решением. Летом 2015 года компанию возглавил выходец из «Газпрома» Станислав Аникеев. Уже с осени компания снова начала выигрывать тендеры «Газпрома». А в феврале 2016-го в СГК пришел Антон Рэй - бывший совладелец компании «Аргус Пайплайн сервис» (сейчас ЗАО «Стройтрансгаз»). Рэй стал первым заместителем гендиректора СГК и курирует производственный блок. Он давно знаком с Аникеевым. К тому же принадлежавшее ему ЗАО «Стройтрансгаз» было одним из постоянных подрядчиков «Газпрома».

Пока собственникам удается договариваться, но видно, что «они не из одного стручка», рассказал собеседник Forbes, близкий к компании. Источник Forbes, знакомый с новыми владельцами СГК, говорит, что UCP пока не считает инвестиции в бывшую компанию Манасира успешными. По информации другого собеседника Forbes, в обозримом будущем UCP может продать свою долю.

«Компании»

«Темы»

«Новости»

Семья Тимченко оказалась владельцем 50% крупного подрядчика «Газпрома»

Бизнесмен Геннадий Тимченко заявил РБК, что вместе с семьей владеет «минимум половиной» одного из крупнейших подрядчиков «Газпрома» - «Стройтранснефтегаза». Ранее было известно, что самому Тимченко принадлежит 31,5% в компании

«Стройтрансгаз» разделится на бизнесы

Как стало известно «Ъ», крупный подрядчик «Стройтрансгаз», контролируемый бизнесменом Геннадием Тимченко, может быть реорганизован. В этом случае он станет холдинговой структурой, а его бизнес будет разделен по трем направлениям - нефтегазовый, энергетический и строительный. По некоторым из них у компании могут появиться партнеры, а также новые активы. Ожидается и смена менеджмента: «Стройтрансгаз» покинет председатель правления Сергей Макаров, а его место займет совладелец шинной компании «Кордиант» Вадим Гуринов.
ссылка; http://www.kommersant.ru/doc/ 1992806

«Газпром трансгаз Томск» принимается за проект в Якутии

Антон РЭЙ, президент группы компаний «Аргус»: «Нам удалось участвовать во многих проектах, начиная с проекта «Голубой поток», «Сахалин-1», «Бованенково-Ухта». Богатый опыт в области поставки самых современных технологий сварки и контроля и других технологий строительства позволит нам сотрудничать с компанией»К 2016 году газопровод должен быть введён в эксплуатацию. Сроки сжаты, трасса непростая. Фирменный стиль «Газпром трансгаз Томск» — всё делать в срок и безупречно, чтобы потом уверенно заниматься эксплуатацией. Подготовка кадров по рабочим специальностям — сварщиков, трубоукладчиков — из числа слагаемых успешных результатов и одно из перспективных направлений сотрудничества двух компаний. А технологии, которые применяет «Аргус», ориентированы на быструю и качественную работу. Именно так ставит задачу «Газпром трансгаз Томск».
ссылка: http://www.vesti.tvtomsk.ru/ news-15401.html

«Стройтрансгаз» в ходе реорганизации может разделить бизнес по направлениям — газета

Для развития нефтегазового строительства «Стройтрансгаз» может привлечь партнера: по словам одного из собеседников издания, ведутся переговоры о создании СП с американской Argus Pipeline. Скорее всего, это СП возглавит руководитель Argus Pipeline Рэй Антон Майкл. Как распределятся доли в СП, собеседники «Коммерсанта» не знают.
ссылка; http://www.oilcapital.ru/ company/170538.html

«Стройтрансгаз» претендует на участие в строительстве «Южного потока»

ЗАО «Стройтрансгаз» (до июля 2012 года известный как «Аргус пайплайн сервис» Антона Рэя) может получить контракт «Газпрома» стоимостью 6,6 млрд евро на прокладку наземных участков «Южного потока». По состоянию на август компания зарегистрировала болгарский, сербский и словенский филиалы.В настоящее время техзадание на строительство газовой магистрали в Сербии и Болгарии находится в стадии подготовки. «Газпром» планирует объявить тендер на прокладку данных участков до конца текущего года. Позже будут проведены конкурсы на строительство трубопровода в Словении и Венгрии.
ссылка; http://pronedra.ru/gas/2013/ 08/21/strojtransgaz-gazprom/

В тихом омуте… чиновники с «левыми» дипломами

Теперь, дорогие читатели, вы понимаете, почему фирма «Ар­гус» получает такие преференции в Томске. Почему безнаказанность, почему сплошные нарушения при строительстве и почему при всем этом все молчат. Газета задает во­просы, касающиеся безопасности при строительстве, а в ответ – одни отписки. И это понятно – кто станет давать истинные ответы? Кто при­знает, что у нас творится полный беспредел? Люди дорожат своими рабочими местами. Как станешь перечить заместителю мэра Мар­ченко, когда он на короткой ноге с самим Николаем Николайчуком? Тем более что связывают их не только рабочие отношения.
ссылка: http://tn.tomsk.ru/archives/ 5342

Антон Рэй — господряды на 38 млрд руб.

С1996 года посреди заказчиков возник «Газпром». Компания стала поставщиком техники при постройке газопровода Ямал - Европа, при возобновлении трубопроводов в Прибалтике, Белоруссии и на Украине. ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» организовал Антон Рэй в Москве в 2004-мтр, компания с 2006 года стала заниматься строительно-монтажными службами на большущих стройках, в том числе нефтепроводов ВСТО, БТС-2, газопроводов Сахалин - Хабаровск - Владивосток, береговой доли «Северного потока». С 2011 года «Аргус» действует с «Газпромом» впрямую.
ссылка; http://samara.bezformata.ru/ listnews/anton-rej- gospodryadi-na-38-mlrd/ 12767935/

«Аргус Пайплайн Сервис» рассматривает возможность реконструкции томских лыжных трамплинов

Компания «Аргус Пайплайн Сервис» рассматривает возможность реализации социального проекта по капитальному ремонту или реконструкции трамплинов ДЮСШ №13. Выездное совещание по реализации на территории Томска инвестпроекта по восстановлению трамплинов и развитию в городе лыжных видов спорта состоялось сегодня, 15 марта, под руководством заместителя мэра Томска по капитальному строительству Алексея Марченко. В совещании приняли участие генеральный директор компании «Аргус Пайплайн Сервис» Антон Майкл Рэй, начальник управления по делам молодежи, физической культуре и спорту Дмитрий Лаптев, директор ДЮСШ №13 Виктор Петров, сообщает пресс-служба городской администрации.
ссылка; http://tramplin.perm.ru/news/ rus/2011/2011_03_15_01.htm

Четверо «строителей» моста на о.Русский попали в рейтинг «Короли госзаказа» Forbes



На четвертом месте оказался новичок рейтинга Иван Шабалов, «Трубные инновационные технологии» которого получили от «Газпрома» контракты на общую сумму почти 40 миллиардов рублей.Пятое место занял россиянин Антон Рэй. Его компания ЗАО «Стройтрансгаз» (до июля 2012 года – «Аргус пайплайн сервис») получила подряды от госкомпаний на 38 миллиардов рублей.
ссылка:

Компания: «Северный морской путь», «Стройгазмонтаж», «Мостотрест» и др.

Заказчики: «Газпром», «Автодор», Росавтодор, Администрация гражданских аэродромов, Росморпорт и др.

Сумма господрядов: 286млрд руб.

«Если бы меня не пиарили как друга Путина, бизнес был бы похуже», — говорил в интервью Forbes Аркадий Ротенберг. Но дела идут своим чередом: он второй раз побеждает в рейтинге «королей госзаказа». В 2007 году он, совладелец питерского банка «Северный морской путь», создал компании «Стройгазмонтаж» и «Трубный металлопрокат». Через год первая купила пять строительных «дочек» «Газпрома», выиграла крупнейшие подряды монополии, часть из них получив без конкурса. Другая контролируемая Аркадием и его братом Борисом компания СЕТП стала основным посредником в поставках «Газпрому» труб (по данным ФАС, в 2010 году на трейдера приходилось 90% закупок «Газпромом» труб большого диаметра). Сумма госзаказов, полученных фирмами Ротенберга за четыре года президентства Дмитрия Медведева, составила почти 900 млрд рублей.

В 2012 году Ротенбергу снова везло. Летом его компании получили подряды на реконструкцию газопроводов «Газпрома» на 17,5 млрд рублей, выиграли крупный подряд по проекту «Южный коридор» стоимостью 22 млрд рублей.

Компании Ротенберга строят не только газопроводы — холдинг «Мостотрест», в котором Аркадию Ротенбергу и его сыну принадлежит около 26% акций, вышел на первое место по объему господрядов на возведение дорог и других инфраструктурных сооружений. В качестве генподрядчика «Мостотрест» строит дублер Курортного проспекта в Сочи, головной участок скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург и участвует во всех мегапроектах. Самый крупный контракт на 34,7 млрд на обустройство дорог вокруг Сколково компании Ротенберга подарил в один из последних дней в роли президента страны Дмитрий Медведев. Еще один контракт, на участок трассы Москва — Санкт-Петербург, «Мостотрест» выиграл на конкурсе правительства Москвы в ожесточенной борьбе с «АРКС» (совладелец Геннадий Тимченко), снизив цену с начальных 29 млрд до 23 млрд рублей.

В июле 2012 года «Мостотрест» объявил, что намерен купить 60% небольшой компании «Национальная индустриально-торговая палата» (НИТП). Гендиректором компании стал Валерий Дорган, с 2010 года занимавший должность заместителя директора «Мостотреста» по маркетингу. Сумма сделки была 510 млн рублей. Но в октябре все раскрылось: за три дня НИТП выиграла восемь подрядов на содержание сети автодорог на сумму 18,9 млрд рублей. Заказчиком выступало «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» — та самая организация, которую до перехода в «Мостотрест» Виктор Дорган возглавлял больше 10 лет.

* Партнер — Борис Ротенберг

Зияд Манасир

Компания: «Стройгазконсалтинг»

Заказчики: «Газпром», Росавтодор

Сумма господрядов: 80 млрд руб.

Еще пять лет назад «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира практически не имел серьезных конкурентов на рынке подрядов «Газпрома». Однако стройками «Газпрома» заинтересовались ближайшие друзья Владимира Путина Аркадий Ротенберг и Геннадий Тимченко, создав и взяв под контроль компании «Стройгазмонтаж» и «Стройтрансгаз». На рынке стало тесно — об этом говорят бесконечные «строй» и «газ» в названиях основных игроков.

На первый взгляд, у Манасира дела идут очень хорошо. Выручка компании превышает 330 млрд рублей, в прошлом году она ввела в эксплуатацию самую мощную в России компрессорную станцию «Портовая», которая гонит газ для Nord Stream по морскому дну. Однако крупнейшими подрядами «Стройгазконсалтинга» в этом году были линейная часть и компрессорные стации второй нитки газопровода Бованенково — Ухта. Но эти проекты стартовали много лет назад. Обустройство новых месторождений, таких, например, как Бованенковское, не начинается. А подряд на строительство компрессорной станции «Казачья», которая по мощности сравнима с КС «Портовая», выиграл не «Стройгазконсалтинг», а «Аргус Пайплайн».

Пытаясь диверсифицироваться, компания выигрывает тендеры Росавтодора и ищет другие рынки. В разное время совладельцами компаний Манасира были дети влиятельных людей. Например, Ольга Григорьева, дочь Александра Григорьева (генерала КГБ и друга Путина), но она вышла из числа акционеров. Сейчас ими владеют, по данным ЕГРЮЛ, только сам Зияд Манасир и топ-менеджеры.

Геннадий Тимченко*

Компания: ОАО «Стройтрансгаз»

Заказчики: ФСК, «Олимпстрой», Росавтодор

Сумма господрядов: 51млрд руб.

В интервью Forbes Геннадий Тимченко рассказывал о своих планах создать одну из крупнейших в России строительных групп, которая будет возводить всю возможную инфраструктуру, в том числе для государства. Сейчас бизнесмену принадлежит 80% ОАО «Стройтрансгаз» и по 25% в СК «Мост» и группе «АРКС». Тимченко уверяет, что владеет опционами и намерен увеличить свою долю в этих компаниях. За год компании бизнесмена победили в крупных государственных тендерах на 30 млрд рублей, причем треть приходится на подряды «Стройтрансгаза» от ФСК. Это неудивительно, бывший председатель правления «Стройтрансгаза» Сергей Макаров рассказывал, что проекты в сфере энергостроительства приносят подрядчику около 60% выручки.

Все крупные господряды «АРКС» были выиграны на конкурсах столичного правительства, в частности на реконструкцию Каширского, Дмитровского шоссе и Балаклавского проспектов. А в конце января «АРКС» подписала соглашение о сотрудничестве со спорткомплексом «Лужники» в рамках реконструкции Большой спортивной арены (сумма подряда может составить около 25 млрд рублей).

*Партнеры в «СК Мост» — Евгений Сур и Владимир Костылев, партнер по «АРКС» — Александр Лавленцев

Иван Шабалов*

Компания: «Трубные инновационные технологии»

Заказчик: «Газпром»

Сумма господрядов: 40 млрд руб.

Шабалов — новичок рейтинга. Он рассказывает, что начал работать с «Газпромом» еще тогда, когда концерн возглавлял Рем Вяхирев, а с приходом новой команды оказался одним из крупнейших посредников газовой монополии. C 2005 года «Газпром» покупает трубы не у производителей напрямую, а у трейдеров. Именно Шабалов основал «Северный европейский трубный проект» (СЕТП), на долю которого в 2010 году приходилось более 90% поставок труб «Газпрому». В том же году Шабалов продал контрольный пакет в компании лидерам рейтинга «Короли госзаказа» братьям Ротенбергам. С 2004 года он возглавляет Ассоциацию производителей труб, в которую входят и производители, и «дочка» «Газпрома». В 2012 году в тендерах «Газпрома» участвовала уже другая компания Шабалова — «Трубные инновационные технологии», получившая контракты на сумму почти 40 млрд рублей. В феврале его компания обыграла на конкурсе СЕТП в крупном подряде на закупку труб (стоимость лотов 3,9 млрд рублей).

*Статью о Иване Шабалове читайте на стр. 114

Антон Рэй

Компания: «Аргус пайплайн» / «Стройтрансгаз»

Заказчик: «Газпром»

Сумма господрядов: 38 млрд руб.

Головную компанию Alkor Holdings, которой принадлежит «Аргус пайплайн сервис», основал выходец из СССР американец Майкл Рэй. По данным британского регистратора на 23 октября 2012 года, компанию контролирует его сын гражданин России Антон Рэй (80%), а Майклу принадлежит 20%. Выручка Alkor в 2011-м составила $675,4 млн (прибыль — $45,9 млн). Компания начинала бизнес в начале 1980-х как поставщик оборудования для советских нефтегазовых строителей. С 1996 года среди заказчиков появился «Газпром». Компания стала поставщиком техники при строительстве газопровода Ямал — Европа, при восстановлении трубопроводов в Прибалтике, Белоруссии и на Украине. ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» учредил Антон Рэй в Москве в 2004-м, компания с 2006 года стала заниматься строительно-монтажными работами на крупных стройках, в том числе нефтепроводов ВСТО, БТС-2, газопроводов Сахалин — Хабаровск — Владивосток, береговой части «Северного потока». С 2011 года «Аргус» работает с «Газпромом» напрямую. В марте 2012 года компания выиграла тендер на строительство второй нитки газопровода Бованенково — Ухта, а летом 2012 года получила большой подряд на строительство компрессорной станции «Казачья» (часть проекта «Южный коридор»). Незадолго до этого об интересе к компании объявил Геннадий Тимченко, который до сих пор подрядов от «Газпрома» не имел. В июле «Аргус» переименован в ЗАО «Стройтрансгаз», однако сделка с Тимченко пока не закрыта. Детали не раскрываются, но близкие к компаниям источники говорят, что Антон Рэй останется одним из акционеров и управляющим партнером.

Зияудин Магомедов

Компания: «Стройновация», «Глобалэлектросервис», «Контакт-С»

Заказчики: «Транснефть», РЖД, ФСК, Росавтодор, «Автодор»

Сумма господрядов: 31млрд руб.

Компании Зияудина Магомедова и в 2012 году продолжали успешно получать крупные заказы со стороны государства. Его «Стройновация» выиграла несколько конкурсов, в частности на реконструкцию автодороги Москва — Холмогоры, автодороги М-29 «Кавказ» из Краснодара до границы с Азербайджаном, а также на подготовку территории для строительства ЦКАД. В 2008-2011 годах компания Магомедова заняла второе место по объему крупных подрядов ФСК: тогда «Глобалэлектросервис» получил 14 проектов на сумму 60 млрд рублей. В прошлом году к ним прибавилось еще 10,5 млрд рублей. Так, компания выиграла тендер на поставку оборудования для строительства высоковольтных линий Донская АЭС — Борино. Первые бюджетные деньги Магомедов заработал еще в начале 2000-х после знакомства с тогдашним руководителем «Транснефти» Семеном Вайнштоком. «Стройновация» стала одним из крупнейших подрядчиков монополии. Однако перспективы компании на рынке подрядов «Транснефти» выглядят туманно. В интервью «Коммерсанту» президент «Транснефти» Николай Токарев сообщил, что создан строительный трест «Транснефтьстрой», который сам будет заниматься модернизацией и реконструкцией на объектах монополии.

Валерий Маркелов

Компания: «Мобойл»

Заказчик: РЖД

Сумма господрядов: 29 млрд руб.

Загадочная фирма, участвовавшая во всех тендерах и аукционах на поставку нефтепродуктов и топлива ОАО «РЖД» (вторым их участником было ООО «Ресурс Трейдинг» братьев Халиловых). По объемам вы-игранных тендеров РЖД «Мобойл» в 2012 году опередил «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть» и «ТНК-ВР». Совсем недавно «Мобойл» был небольшой торговой фирмой, но в 2011 году у компании резко выросла выручка: с 1,18 млрд рублей в 2010 году до 16,2 млрд рублей в 2011-м. Примерно в то же время у компании сменились владельцы: контроль в «Мобойле» перешел к ООО «ЖелдорТрансСтрой», владельцем которого, по данным СПАРК, является совладелец Интерпрогрессбанка Валерий Маркелов. Его имя упоминалось в связи со скандалом 2008 года: на убежавшего в Лондон совладельца Интерпрогрессбанка Германа Горбунцова было совершено покушение. В причастности к нему он обвинил партнеров по банку, Маркелова и Бориса Ушеровича. На запрос Forbes Маркелов не ответил. Еще одним совладельцем банка является советник президента РЖД Андрей Крапивин.

Михаил Чигиринский*

Компания: ООО «МКМ-логистика»

Заказчик: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

В декабре 2012 года неизвестная компания «МКМ-логистика» выиграла один из самых крупных тендеров года — «на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами… на территории Юго-Западного административного округа города Москвы». Компания оказалась единственным участником этого подряда, исполнение которого растянется на 15 лет. До 2027 года компания будет обеспечивать раздельный сбор мусора, его транспортировку, обезвреживание и частичную переработку.

По данным СПАРК, компанию основали в 2009 году Михаил Чигиринский и Гамлет Авагумян. Источник Forbes на строительном рынке рассказал, что Михаил — это сын владельца компании «Снегири-девелопмент» Александра Чигиринского и племянник Шалвы. Чигиринскому-младшему 23 года, он выпускник МГИМО. Его сверстник Авагумян — студент Финансовой академии. Представитель «МКМ-логистики» категорически отказался предоставить информацию о компании и личности владельца. Сам Чигиринский через свою страничку в социальной сети подтвердил, что не хотел бы ничего комментировать.

Участники рынка рассказывали Forbes, что история успеха «МКМ-логистики» началась летом 2011 года, когда к мэру Москвы Сергею Собянину с презентацией нового мусоросортировочного комплекса пришел участник списка богатейших и совладелец «Снегири-девелопмент» Роман Абрамович. Бывший гендиректор компании Ольга Логинова подтверждала знакомство учредителей компании с Романом Абрамовичем, представитель Абрамовича это опровергает.

*Партнер — Гамлет Авагумян

Владимир Костылев, Евгений Сур*

Компания: «СК Мост»

Заказчики: Росавтодор, Росморпорт

Сумма господрядов: 25 млрд руб.

Компания «СК Мост» Костылева и Сура известна как генподрядчик строительства гигантского вантового моста на остров Русский во Владивостоке — с пролетом длиной больше километра. Крупнейший из новых подрядов «СК Мост» — реконструкция Рокского тоннеля на границе Осетии с Грузией. Трехкилометровый тоннель, по которому проезжали в 2008 году российские танки, был построен 25 лет назад, и, как сказано на сайте компании, инженерная инфраструктура объекта физически и морально устарела.

Костылев и Сур познакомились на строительстве БАМа, и сначала их компания специализировалась на железнодорожных мостах на востоке страны. В 2003 году после окончания строительства БАМа они приобрели компанию «Бамтоннельстрой», обладавшую самым большим в стране парком тоннелепроходческих щитов. Эти щиты работали на строительстве тоннелей для совмещенной автомобильной и железной дорог в олимпийском Сочи и пробивают сейчас новые линии московского метро.

*В 2012 году 25% «СК Мост» купил Геннадий Тимченко

Олег Шишов

Компания: НПО «Мостовик»

Заказчики: Росавтодор, Департаменты строительства Москвы, Омска, Сочи, Ространсмодернизация

Сумма господрядов: 20 млрд руб.

Крупнейший строительный холдинг Омской области начинался со студенческого конструкторского бюро, которое организовал выпускник и преподаватель Сибирского автомобильно-дорожного института Олег Шишов. Сейчас это компания с оборотом 30 млрд рублей, среди объектов — проектирование и субподряд по мосту на остров Русский во Владивостоке, большая ледовая арена и санно-бобслейная трасса в Сочи и множество сооружений в Омске. Мэр Омска Вячеслав Двораковский — второй после Шишова совладелец компании с пакетом 5,84% акций. До того как возглавить город, Двораковский много лет работал в компании главным инженером.

Крупнейший из подрядов 2012 года — строительство железнодорожных парков и развитие станции Новороссийск, объем — 9,1 млрд рублей. Компания «Стройновация» Зияудина Магомедова, совладельца Новороссийского морского торгового порта, тоже участвовала в том конкурсе, но проиграла. Магомедов попытался оспорить результаты конкурса в Московском арбитраже и даже получил исполнительный лист, запрещающий заказчику выплачивать авансы компании Шишова. Однако через месяц после этого решения и до рассмотрения апелляции «Мостовика» представители компании Зияудина Магомедова сами отозвали иск.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении