Знай свое дело

Зарубежный опыт развития малого и среднего бизнеса. Зарубежный опыт развития предпринимательства и его поддержка Создание собственного рабочего места — Израиль


После того как мы подробно рассмотрели характеристики и особенности малого бизнеса в России большой интерес для нас будет представлять опыт зарубежных стран. На фоне проблем, связанных с малым бизнесом в России, нам есть чему поучиться у западных коллег.

Малый бизнес является основой экономики для многих развитых стран. Отечественные аналитики активно занимаются изучением зарубежного опыта малого бизнеса для реализации программ помощи частным бизнесменам в нашей стране.

В США развитие программ помощи малому бизнесу началось во времена великой депрессии, когда многие люди лишились работы. В 1953 году правительством США было создано специализированное агентство, которое осуществляет техническую и финансовую поддержку начинающим бизнесменам.

Также интересен зарубежный опыт малого бизнеса, который начал активно развиваться в Испании в семидесятых годах прошлого века. Любой гражданин страны может открыть частное предприятие в течение одного дня, предоставив минимальное количество документов. В этой стране создано множество программ помощи частному бизнесу, особое внимание правительство этой страны уделяет развитию наукоемких и инновационных технологий. Также правительство Испании стимулирует появление различных фондов, которые оказывают всестороннюю поддержку частному предпринимательству.

Мощный научно-технический прорыв, который совершила Япония после окончания второй мировой войны, также связан с развитием малого бизнеса. В настоящее время малый бизнес выпускает около 40 % промышленной продукции этой страны. Правительство Японии приняло целый ряд законов, которые стимулируют развитие частных предприятий, работающих в научно-технической области и активно сотрудничающих с крупными промышленными корпорациями. Также японскими властями организованы учебно-консультационные центры, в которых начинающий предприниматель может получить всю необходимую правовую информацию.

Интересен зарубежный опыт малого бизнеса, который можно перенять в Китае. По прогнозам правительства, полная модернизация экономики страны должна завершиться к 2030 году, малый бизнес является одним из ключевых направлений развития страны. По данным статистики, в 2005 году в Китае насчитывалось более 3 миллионов частных предприятий и около 30 миллионов индивидуальных предпринимателей, большинство из которых работало в производственной сфере. Товары из Китая, которые произведены на малых предприятиях, можно встретить практически в любой точке мира.

Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.

Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе:

Укрепление единого внутреннего рынка ЕС;

Устранение административных барьеров;

Унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.

Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств.

Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.

Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Заключение.

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

В работе получены следующие результаты:

Малый бизнес – это экономика государства, мелкие предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. - Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. Можно считать, что данная тема является очень актуальной. Так как малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.


Список используемой литературы

1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2009. с. 23-30

2. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2005 - №2. – с. 2-11.

3. Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.

4. Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – с.18-24.

5. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12. с. 44-49

6. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.

7. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1. с. 11-13.

8. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. с. 11.

9. Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2008. № 10. с. 21.

10. Российский статистический Ежегодник 2008, М:. Росгостат 2009

11. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2009. № 2. с. 11-12

12. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-12

13. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109

14. Малый бизнес: опыт зарубежных стран http://www.kreditbusiness.ru/foreignbusiness.html21.// электронный ресурс//

Приложение 1.

Таблица 1. Число малых предприятий по видам экономической деятельности

Тыс. В процентах к итогу Тыс. В процентах к итогу Тыс. В процентах к итогу
Всего 979,3 1032,8 1137,4
из них по видам экономической деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 26,8 2,7 28,9 2,8 29,4 2,6
рыболовство, рыбоводство 2,2 0,2 2,4 0,2 2,5 0,2
добыча полезных ископаемых 3,6 0,4 4,1 0,4 4,5 0,4
обрабатывающие производства 120,0 12,3 123,4 12,0 128,6 11,3
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,9 0,3 4,1 0,4 4,9 0,4
строительство 109,3 11,2 117,1 11,3 130,7 11,5
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 448,8 45,8 464,6 45,0 510,6 44,9
гостиницы и рестораны 19,9 2,0 20,8 2,0 29,7 2,6
транспорт и связь 44,3 4,5 50,3 4,9 57,3 5,0
из них связь 6,3 0,6 7,1 0,7 7,8 0,7
финансовая деятельность 12,5 1,3 14,7 1,4 16,1 1,4
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 151,9 15,5 163,3 15,8 181,3 15,9
образование 2,7 0,3 2,7 0,3 2,7 0,2
здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,5 1,1 10,8 1,0 11,6 1,0
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 23,6 2,4 25,3 2,4 27,2 2,4

Приложение 2.

Таблица 2. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1 Прирост / сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения1 за период 01.04.2008- 01.04.2009 КоличествозарегистрированныхМП в расчете на 100 тыс. чел. населения1 в% от среднего по РФ
РФ 160,4 -41,7 100,0
Центральный 196,9 -24,9 122,8
Северо-Западный 231,0 0,7 144,0
Южный 119,6 -53,3 74,6
Приволжский 156,2 -47,2 97,4
Уральский 112,6 21,1 70,2
Сибирский 131,0 -100,2 81,7
Дальневосточный 147,1 -102,7 91,7

Приложение 3.

Таблица 3. Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2009 г

Федеральные округа Среднесписочная численность работников МП1 Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых
тыс. чел. в % к январю-марту 2008 г. % Изменение относительно января-марта 2008 г., п.п.
РФ 5 741,7 94,6 12,0 -0,3
Центральный 1 674,5 107,7 12,2 1,3
Северо-Западный 668,8 82,2 12,9 -2,4
Южный 707,7 83,2 12,5 -2,5
Приволжский 1 295,3 91,0 12,6 -0,8
Уральский 402,1 111,5 8,8 1,2
Сибирский 736,3 87,0 11,8 -1,4
Дальневосточный 256,9 117,1 11,4 1,8

Развитие малых предприятий - считается одной из мер, направленных на вывод экономики из кризиса, в том числе и мирового.

По данным исследований, в США на предприятиях малого и среднего предпринимательства занято 70,2 млн чел., в странах ЕС - 68 млн, в частности в Германии - 18,5 млн, в Италии - 16,8 млн, во Франции - 15,2 млн, в Японии - 39,5 млн чел. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП составляет: в Великобритании - 50- 54%, Германии - 50-53%, Франции - 55-62%, США - 50-54%, Японии - 52-55%, России - 10-11% .

В марте 2003 г. министр экономики Германии Вольфганг Клемент заявил, что германское правительство приступает к реализации программы по поддержке малого и среднего бизнеса.

Согласно нормам, принятым в ЕС, малым считается предприятие, в котором трудится менее 100 человек, средним - от 100 до 250 человек, крупным - более 250 человек. К категории "малые и средние предприятия" относятся компании, годовой оборот которых не превышает 40 млн. евро. При этом, по данным французского министерства экономики, определению "малое и среднее предприятие" соответствует 99,8% всех предприятий, зарегистрированных в стране. На долю же компаний, штат которых превышает 250 человек, приходится всего лишь 0,2% предприятий Франции.

Внимание, с которым во Франции и Германии относятся к малому и среднему бизнесу, объяснимо. Доля малых и средних предприятий в ВВП Франции составляет около 50%, в Германии этот показатель еще выше - 60% ВВП.

Власти Франции приступили к разработке широкой программы поддержки малого бизнеса на несколько месяцев раньше, чем германские. В течение 2008 года правительство провело широкую кампанию по привлечению капиталов граждан в малый и средний бизнес. Основой этой части правительственной программы стала поддержка так называемых товарищеских инвестиционных фондов (Fonds d"investissement de proximite, FIP). Эти небольшие финансовые организации объединяют частных вкладчиков, участие которых исчисляется небольшими суммами - обычно до 10 тыс. евро. Проект закона о поддержке FIP, озаглавленный "Помощь экономическим инициативам", был представлен в парламент Франции Рено Дютреем еще 8 октября 2007 г. С начала марта 2008 г. закон вошел в силу, он, в частности, предусматривает освобождение от налога на дивиденды 25% каждого вклада, осуществленного в FIP. Кроме того, закон предусматривает систему гибких скидок при кредитовании товарищескими инвестиционными фондами новых мелких и средних компаний .

Наконец, третьей мерой, с помощью которой французское правительство собирается поддерживать свой малый и средний бизнес, является подготовка квалифицированных кадров, которые необходимы для осуществления руководства предприятиями. Глава секретариата по малым и средним предприятиям сообщил депутатам французского парламента, что в течение десяти лет правительство планирует выделить на образовательную программу 300 млн. евро.

В Германии насчитывается более 3,3 млн. субъектов малого бизнеса, что составляет около 90% от общего числа предприятий. На малый бизнес приходиться около 70% рабочих мест, они обеспечивают обучение примерно 80% всех молодых специалистов страны, платят около 45% налогов с оборота, осуществляют 30% немецкого экспорта. В 1999 г. они сосредоточили 46% валовых инвестиций и сформировали 57% ВВП Германии. Поэтому справедливо рассматривать малых средних предпринимателей как основополагающий элемент немецкой экономики .

Среди проблем, с которыми сталкивается казахстанский малый бизнес в своем развитии, важнейшее место занимают проблемы финансирования. Трудности с привлечением капитала являются не только входным, но и постоянно действующим барьером. Тем не менее, все промышленно развитые страны помогают малому бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги (субсидии, прямые и гарантированные займы, льготные кредиты, налоговые льготы и т.п.).

Важнейшее значение, например в Германии, имеет оказание малому бизнесу прямой и косвенной финансовой помощи:

Прямая финансовая помощь, по объему и многообразию вариантов занимает одно из важных мест в арсенале экономических рычагов. Выделяются следующие разновидности прямой помощи :

Государственные инвестиционные надбавки (субсидии). Они очень редко предоставляются на условиях возвратности. За основу для их расчета берется запланированный объем инвестиций. Надбавки не подлежат налогообложению и применяются по требованию. Субсидии в отличие от них облагаются налогами и предоставляются по налогообложению и усмотрению распределяющего их органа;

Льготное кредитование. Оно часто используется на федеральном и региональном уровнях. Льготные кредиты называют скрытой финансовой помощью, так как ее сумма представляет разницу между рыночной и льготной кредитными ставками (кредитная субсидия). Среди других ее видов можно назвать гарантии специализированных банков по кредитам и долевое участие инвестиционных компании в капиталах малого и среднего предпринимательства, если эти банки или компании и сумма скрытой помощи финансируются государством.

Надбавки, субсидии и льготные кредиты, хотя и важные, но не решающие факторы, стимулирующие инвестиционную деятельность. Многое зависит от доходности, которую определяет чистая выручка от существенных вложений. Надбавки и субсидии покрывают, как правило, лишь не большую часть потребностей в инвестиционном финансировании. В полном объеме оно возможно прежде всего через льготные кредиты при условии, что малые и средние предприниматели, подающие заявку на получение кредита, являются кредитоспособными, Хотя льготные кредиты лишь косвенно удешевляют инвестиции, они обеспечивают стабильное финансирование значительной части проекта инвестора, в основном по твердой кредитной ставке, и не снижают на начальном этапе ликвидность предприятия. При таком варианте финансовая нагрузка распределяется на весь период окупаемости проекта более равномерно, чем при финансировании на рыночных условиях.

Льготное кредитование по объему выделяемых на него финансовых средств является одним из самых важных инструментов государственной поддержке малого и среднего бизнеса и одновременно наиболее рыночным благодаря относительно низкой дотационной составляющей.

С целью разгрузки органов государственного управления ряд функций по поддержке малого бизнеса передан некоторым публично-правовым институтам, в частности специализированным банкам, таким как Кредитанштальт фюр Видерауфбау (КфВ), а также саморегулируемым организациям частного бизнеса, например палата ремесленников и торгово-промышленные. В рамках государственных программ дотации на льготное кредитование составляет 3-10 % сумма кредита. По программам КфВ, финансируемым за счет собственных средств, кредитные ставки ближе к рыночным, т.е. стоимость кредитов значительно выше по сравнению с федеральными или земельными программами. Кредитная политика КР позволяет выровнять возможности малых и крупных предприятий по рефинансированию кредитов.

Льготное кредитование субъектов малого бизнеса осуществляется по единым для всех правилам, т.е. никаким заявителем не оказывается предпочтение и принимается во внимание только кредитоспособность. Заявки на получение кредитов подаются в немецкие коммерческие банки, они же занимаются их выдачей и в дальнейшем работают с клиентами. Льготные условия кредитования подразумевают:

1. низкую процентную ставку на весь срок кредитования);

2. длительный период кердита часто 10 лет, при чем минимум на первые 2 года предприятие освобождается от всяких выплат);

3. возможность возврата в любое время (нередко без дополнительных выплат);

4. долевое финансированиег(вр"дств КфВ применяется только к определенной части инвестиционного проекта, например 50 %. В остальном проект должен быть профинансирован за счет собственных средств инвестора или других заемных средств).

Заявка на предоставление льготного кредита подается до начала инвестиционного проекта, т.е. последующее финансирование и конверсия долга не допускаются.

Косвенная помощь реализуется в обеспечении малого бизнеса финансовыми ресурсами и, в частности налоговыми льготами. С их помощью правительство Германии предоставляет малому бизнесу возможности для самофинансирования. В стране выделяют 2 большие группы налоговых льгот: льготы создающимся фирмам в годы их становления и постоянные льготы по корпоративному налогу на прибыль, налогу на прирост капитальной стоимости и т.п.

В середине 80-х годов в стране насчитывалось в общей сложности свыше 180 видов налоговых льгот. Малые и средние предприниматели в рамках существующих льгот имеют право уменьшать свою налогооблагаемую прибыль на величину резервных фондов, из которых берутся средства для покупки машин и оборудования. Прежде всего, мелкие и средние предприниматели, ежегодная прибыль которых не превышает 2 млн. марок, выплачивают налогов на 50% меньше, чем крупные .

С 1 января 1990 г. правительство освободило мелких производителей от налога с оборота, если тот не превышал 25000 марок. В 1994 г. была снижена ставка подоходного налога на деятельность ремесленников с 54 до 44%. Малые предприятия с оборотом за предыдущий год менее 20 тыс. марок освобождаются от НДС. Особые нормы амортизации для инвестиций в производство;

Для субъектов малого бизнеса предусмотрены льготные схемы амортизационных списаний. Льготные условия амортизационных списаний позволяют "миттельштанд" осуществлять инновационный процесс и модернизацию производства. При этом наибольшие льготы предоставляются предприятиям, расположенным в восточных землях. По некоторым оценка, в ФРГ на долю амортизационных списаний приходится 66% всех капиталовложений, на реинвестицию доходов - 27%, а на внешние источники финансирования - лишь 7% .

Огромное внимание в Германии уделяется поддержке начинающих предпринимателей, которые, начиная свое собственное дело, нередко испытывают недостаток собственного капитала, у них не так много возможностей прибегнуть к заимствованиям и мало специальных знаний.

В Германии до 40 % инвестиций при образовании предприятий может быть профинансировано без гарантий, особенно беспроцентных на первые два года льготных кредитов, выдаваемых на срок до 20 лет и освобождаемых от возврата в течение первых 10 лет (максимальная сумма 1 млн. марок). Такое финансирование заменяет собственный капитал начинающего предпринимателя, и государство берет на себя в полном объеме риск их не возврата. Большая часть не достающего капитала может быть получена за счет специальных льготных так называемых кредитов начинающим предпринимателям. Они выдаются под 5 % годовых на срок до 20 лет и покрывает максимум 50 % стоимости инвестиционного проекта (предельная сумма 1 млн. марок).

За счет государственных программ и программ КфВ может быть профинансировано долевое участие частных инвестиций компаний в капиталах новых и действующих малых предприятий. Максимальный размер вносимой доли -- 1,5 млн. марок на срок до 10 лет. При этом ответственность за риск в полном объеме несут инвестиционных компании.

В Германии существуют специализированные гарантийные банки, которые берут на себя риск не возврата до 80 % кредита или долевое участие в капитале (не более 1,5 млн. марок). Это важно для тех субъектов малого бизнеса, которые не имеют или почти не имеют возможности заимствования. До 60 % риска гарантийного банка покрывают федерация и земли, на территории которой находится банк .

Как до, так и после создания предприятия начинающие предприниматели нуждаются в услугах экспертов со стороны. И это возможно по средствам специальных программ, которые организуют консультационные бюро и частные консалтинговые фирмы, направленных на оказание консультационной и информационной поддержке начинающим предпринимателям.

За последние 10 лет Казахстан достиг ощутимого прогресса, осуществляя переход к рыночной экономике. Представляется, что Казахстану нужна решительная реформа, направленная на расширение возможностей малых предпринимателей для собственного развития. Разумеется, опыт Германии в области содействия малому и среднему предпринимательству не может быть полностью перенесен на российскую почву -- слишком различаются структура экономики, правовой контекст, социально-психологический климат, традиции и т.д. Однако, сопоставление этого опыта, использованного во всех западных странах с рыночной экономикой, с отечественной практикой позволит послужить ориентиром для российских реформ.

Так же хотелось отметить ситуацию, сложившуюся в Японии . Всего на мелких и средних предприятиях Японии занято 39 506 тыс. человек, что составляет 80,6% рабочей силы. В этом секторе производится 51,8% всей промышленной продукции. На него приходится более 62% оптового и 78,5% розничного товарооборота. Существование такого широкого слоя небольших предприятий имеет определенные исторические корни. Впервые послевоенные годы оккупационная администрация США распустила военно-промышленные концерны (дзайбацу), во многом повинные в милитаристских амбициях Японской империи . Свою роль здесь сыграло и нежелание крупного американского бизнеса ощущать в дальнейшем дыхание в затылок мощных японских конкурентов. В стране, таким образом, сохранились лишь мелкие и некоторые средние по размерам предприятия, избежавшие безжалостного грабежа основных фондов, проходившего под прикрытием лозунга о демонополизации. В Японии мгновенно возник острый товарный голод, утолить который могли лишь предприятия, не требующие наличия крупного первоначального капитала и длительных сроков строительства. Поэтому восстановление экономики сопровождалось быстрым ростом мелких и средних фирм. К началу 50-х гг. их насчитывалось в Японии уже более трех миллионов. Мелкий бизнес сыграл в то время и еще одну немаловажную роль, поглотив большое количество рабочей силы и тем самым смягчив остроту послевоенной безработицы.

Затем, когда ускоренный экономический галоп не раз чередовался с томительным топтанием на месте в годы кризисов и депрессий, малый и средний бизнес сохранил свое особое место в хозяйстве страны. Во многом этому способствовало разделение труда между крупными и мелкими предприятиями. В стране была воздвигнута экономическая пирамида, в рамках которой немногочисленные промышленные гиганты утвердились как бы на плечах огромного количества мелких фирм. От вершины пирамиды к подножию протянулись многочисленные цепочки подрядных и субподрядных взаимоотношений (яп. "ситаукэ"). Крупная фирма давала заказы на детали и комплектующие ряду средних фирм, те в свою очередь поручали часть работы более мелким специализированным субподрядным компаниям, те привлекали к работе мельчайшие предприятия .

Система "ситаукэ" была выгодна и гигантам, избавленным от необходимости заниматься технологической мелочью, и малому бизнесу, получавшему стабильный поток "крошек" со стола крупных фирм. Огромное число мелких предприятий порождало острейшую конкуренцию за места в цепочках "ситаукэ" и тем самым давало заказчикам гарантию высокого качества, оперативности и дешевизны поставок по подрядам. И сейчас около 56% всех мелких и средних предприятий Японии в той или иной мере завязано в паутине цепочек субподрядов.

Впрочем, система "ситаукэ" при всей ее важности для японской экономики отнюдь не исчерпывает предназначения малого бизнеса . Куда важнее то, что благодаря своей гибкости, пластичности он является как бы авангардом крупных сил наступающего японского предпринимательства. Изучение спроса товаров и услуг и молниеносное реагирование на любые изменения на рынке позволяют малым специализированным фирмам держаться на самом острие коммерческой атаки. Связанный с большим риском венчурный бизнес (пробное внедрение в производство новых научно-технических разработок) также представлен почти исключительно мелкими и средними фирмами.

Значение малого бизнеса особенно ощутимо возросло в последние годы. По мере насыщения рынка и удовлетворения первичного спроса у значительной категории японских потребителей падает интерес к массовой продукции. На первый план выходит товар уникальный, производимый мелкими сериями или даже штучно. Если покупают, например, одежду, то такую, которой ни у одного соседа нет, мебель -- с учетом конкретной архитектуры и дизайна дома, построенного по индивидуальному проекту. Автомобиль? Только если его конструкторы учли твои персональные прихоти. Откликаясь на диверсификацию спроса, многие отрасли страны стали переходить к мелкосерийному производству, что, естественно, сместило акценты в пользу небольших, но хорошо оборудованных предприятий, к тому же и с точки зрения экологии они оказались более выигрышными, чем крупные заводы.

Однако одни лишь светлые перспективы сами по себе не способны обеспечить выживаемость малого бизнеса в условиях рынка. Малая кредитоспособность, отсутствие первоклассных инженерных и рабочих кадров из-за неспособности обеспечить им зарплату на уровне крупных предприятий, ограниченные производственные мощности, гроши, которые можно позволить выделить на НИОКР, -- все это заставляет мелкие и средние предприятия постоянно балансировать на грани краха.

Но ситуация в малом бизнесе могла быть и еще хуже, если бы японское правительство не пришло на помощь. При этом надо подчеркнуть, что подобную помощь не стоит рассматривать как благотворительность по отношению к слабому. Малый бизнес -- неотъемлемая часть японской экономики, и состояние его здоровья самым прямым образом сказывается на самочувствии всего экономического организма страны.

За последние три десятилетия введена развитая правовая система, направленная на поощрение малого бизнеса. Приняты "Закон о содействии модернизации средних и малых предприятий", "Закон о руководстве деятельностью средних и малых предприятий", "Закон об организации кооперативов средних и малых предприятий", "Закон о центральном кооперативном банке для торговли и промышленности".

Государственная помощь малому бизнесу идет по самым различным каналам. Наиболее болезненный вопрос в этой сфере -- источники финансирования. Помимо обычных коммерческих банков, готовых предоставить займы и субсидии под определенные гарантии, созданы три специальных правительственных органа для финансового обслуживания небольших предприятий. Это Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности, Государственная корпорация по финансированию небольших предприятий и Народная корпорация по финансированию .

Примечательно, что в стране созданы и соответствующие государственные структуры по гарантированию займов для небольшого бизнеса и по их страхованию. Специальная государственная корпорация готова покрыть часть ущерба кредитора, если мелкий предприниматель не в состоянии вернуть полученную ссуду.

Другая сторона финансовой политики государства -- льготное налогообложение, позволяющее мелким предпринимателям резервировать часть своей прибыли. Особые льготы предоставляются тем компаниям, которые работают в сферах, непосредственно влияющих на стабилизацию и благосостояние жизни японского народа. На декабрь 1991 г. кабинетом министров утверждены 52 отрасли, где проведение модернизации наиболее желательно. 43 из этих отраслей считаются требующими особо срочного усовершенствования "структуры". Те малые и средние предприятия, которые развертывают свою деятельность именно в этих отраслях, получают немалые дополнительные льготы в вопросах финансирования и налогообложения. Предусмотрены особые меры и структуры, опирающиеся на государственный бюджет, по оказанию содействия малому бизнесу в осуществлении перспективных научно-технических разработок, в техническом и технологическом переоснащении малых предприятий, в обучении и переподготовке кадров для малых и средних предприятий.

Ощутимую помощь по совершенствованию менеджмента в малых организационных формах оказывают торгово-промышленные палаты и торгово-промышленные советы, имеющие своих представителей более чем в 3300 городах и поселках страны.

Становление малого предпринимательства в России, его функционирование и выживание сопровождаются определенными трудностями. Прежде всего, начинающие предприниматели страдают от недостатка стартового капитала, а банки зачастую отказывают им в кредите, а если и предоставляют, то под повышенные проценты и гарантии (поручительства) .

На сегодняшний день основной целью выделения бюджетных средств на финансовую поддержку малого предпринимательства должно стать привлечение внебюджетных ресурсов и обеспечение доступа, к ним малых предприятий. Эта задача может быть решена путем создания федерального, региональных и муниципальных гарантийных фондов (состоящих из денежных средств, ценных бумаг, недвижимости и других активов, формируемых бюджетом), за счет которых структуры поддержки малого предпринимательства могли бы предоставлять частичное обеспечение по кредитам, взятым малыми предприятиями в коммерческих банках. При работе данного механизма решается как задача обеспечения мультипликативного эффекта при использовании средств бюджета, так и задача увеличения числа малых предприятий, удовлетворяющих критериям коммерческих банков в части достаточности и качества обеспечения по кредиту.

Другую проблему, связанную со слишком высокой процентной ставкой банковского кредита, можно решать путем частичной компенсации процентной ставки за счет средств бюджета. За счет выделенных бюджетных средств банки должны обеспечить компенсацию своей доходности при кредитовании по пониженной процентной ставке, приемлемой для малого предприятия,

Недавно правительство Ленинградской области учредило Агентство кредитного обеспечения в качестве структуры, предназначенной для выдачи договора поручительства малым предприятиям под получаемый в банке кредит. Поручительство предоставляется не на всю сумму кредита, а на ее одну треть с учетом процента. Кредитные риски хотя и сохраняются, но они уже менее тревожны при наличии гаранта областного значения .

Указанная схема поддержки малого предпринимательства успешно реализуется государственными агентствами в Финляндии (Finnvera) и Франции (Accocuation Europ. du Cautionnement Mutuel), деятельность которых регламентируется соответствующими законами. Ленинградский областной эксперимент может дать толчок развертыванию схемы бюджетного кредитного обеспечения в регионах вплоть до создания агентства федерального уровня с соответствующим законодательным обеспечением.

Бюджетная эффективность областной государственной поддержки малого предпринимательства, по нашему мнению, должна проявляться, во-первых, в сохранении выделенных из областного бюджета средств и, во-вторых в повышении, значения сектора малого предпринимательства в увеличении валового регионального продукта и налоговых поступлений в бюджетную систему.

Федеральное правительство, формируя и реализуя на программной основе эффективную систему государственной поддержки малого предпринимательства, могло бы "увлечь" за собой региональные власти по созданию различных форм взаимодействия объектов инфраструктуры и поддержки инвестиционных проектов, осуществления лизинговых схем. Такое взаимодействие становится объективной необходимостью в связи с существенными различиями в социально-экономическом развитии субъектов РФ. В свою очередь и региональные власти могут "увлечь" за собой органы местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства. Система федеральной поддержки, исходя из поставленной цели, ожидаемых результатов и ресурсного обеспечения, дополняет систему региональной поддержки, а региональная - систему муниципальной поддержки малого предпринимательства.

В конечном счете по уровню развития малого предпринимательства и его значению в социально-экономическом развитии страны, субъекта РФ, муниципального образования можно будет оценивать, бюджетную эффективность властей на всех уровнях управления .

На украинских предприятиях малого бизнеса занято не более 10% населения трудоспособного возраста, тогда как в развитых странах эта сфера является основным источником трудоустройства.

На Украине функционирует около 200 тыс. малых предприятий с численностью занятых до 50 чел., при этом не менее 30% этих предприятий не работают (для сравнения - в Польше количество малых и средних предприятий (МСП) составляет более 2 млн.) .

Особенно низкие показатели занятости в МСП в Тернопольской, Сумской, Черкасской, Винницкой обл. (около 4,5%). Значительно выше среднего по Украине этот показатель только в Киеве (около 15%), и, как следствие, самый низкий уровень зарегистрированной безработицы (0,9%).

Часть балансовой прибыли, полученной малыми предприятиями, в общем объеме балансовой прибыли в целом по Украине постоянно уменьшается. Удельный вес убыточных предприятий в общем объеме малых предприятий составляет почти 40%, сообщает УФС.

Для дальнейшего развития малому предпринимательству необходимо учитывать, брать на обозрение проблемы и пути совершенствования зарубежного опыта развития малого бизнеса.

Рассмотрение теоретических аспектов малого предпринимательства, государственную поддержку, опыт развития за рубежом позволит провести анализ функционирования малых предприятий в Казахстане.

анализ зарубежного опыта поддержки малого

предпринимательства

Кунин Владимир Александрович

канд. техн. наук, доцент, профессор [email protected]

Александрова Елена Александровна

аспирантка [email protected]

Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Аннотация

В статье анализируется зарубежный опыт государственной поддержки и развития малого предпринимательства. Определены основные инструменты поддержки малого бизнеса, которые активно применяются в развитых странах и могут быть использованы в России.

Ключевые слова: поддержка малого предпринимательства, зарубежный опыт, инфраструктура поддержки бизнеса, национальная система поддержки, предпринимательский риск, лоббирование интересов, информационная поддержка

В России в секторе малого бизнеса занято менее восьмой части экономически активного населения и производится порядка четверти ВВП, что соответственно в 4 и в 2 раза меньше, чем в зарубежных странах с развитой экономикой. Проведенное нами сравнение показывает относительно высокий уровень развития малого предпринимательства в развитых зарубежных странах в условиях нестабильной экономики, характеризующейся наличием различных рисков. Следовательно, необходим анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства (ПМП) и исследование возможности его практического применения в России. Научная разработанность проблем становления, развития и государственной ПМП не является достаточной. Значительная часть исследований, как правило, посвящена отдельным (правовым, финансовым, организационно-экономическим, социальным и др.) аспектам функционирования малого бизнеса. В исследованиях практически отсутствуют элемен-

ты системного подхода к анализу мер государственной поддержки малого бизнеса. В данной статье авторы поставили задачу проанализировать зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства и выявить возможности его использования в России.

Органы поддержки малого бизнеса за рубежом

Опыт развитых зарубежных стран показывает, что наиболее эффективную государственную поддержку малого предпринимательства можно осуществлять через специализированный правительственный орган, который наделяется широкими полномочиями и имеет значительное влияние и большие ресурсные возможности. Наиболее эффективное решение было найдено в США в форме Администрации малого бизнеса при Президенте США (Small Business Administration - SBA), созданной еще в 1953 г. . Опыт SBA широко используется в европейских странах, Японии и ряде других государств при совершенствовании систем поддержки малого бизнеса. Специализированные государственные органы ПМП в разных зарубежных странах представлены на рис. 1 (см. на с. 38).

Одной из основных задач системы ПМП в развитых странах является представление и защита интересов и потребностей малого бизнеса на различных уровнях. Активное лоббирование интересов малых предприятий в законодательных и исполнительных органах власти проводится в рамках определенных законодательных процедур и создает благоприятный климат для развития малого предпринимательства. Особенностью этого процесса является ведущая роль основных государственных органов ПМП (см. рис. 1) и их активное взаимодействие с профессиональными, общественными и другими объединениями предпринимателей.

К сожалению, российский малый бизнес пока не имеет достаточных возможностей и ресурсов для эффективного лоббирования своих интересов в структурах государственной власти. А органы государственной власти практически не содействуют эффективному функционированию действующих организаций ПМП. Представляется особенно акту-

В России в секторе

Малого бизнеса

занято менее восьмой _части экономически активного населения

И производится

Порядка четверти

Соответственно

В 4 и в 2 раза меньше,

Чем в зарубежных

Странах с развитой _экономикой

альным создание государственных структур, ориентированных не только на развитие малого предпринимательства в целом, но и на вопросы поддержки и развития общественных организаций, осуществляющих поддержку малого бизнеса.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса

В развитых странах правительственные органы ПМП тесно взаимодействуют с общественными организациями инфраструктуры ПМП с целью повышения эффективности реализации правительственных программ ПМП. Инфраструктура ПМП в развитых странах представлена на рис. 2 (см. на с. 39).

Развитие различных общественных организаций ПМП является еще одним важным направлением. По данным исследования, проведенного по инициативе ЮНИДО отмечено, что наиболее активно защищают интересы малого бизнеса торгово-промышленные и ремесленнические палаты, объединения и ассоциации предпринимателей, которые оказывают сильное влияние на законотворческие,

Администрация малого бизнеса

Лоббирование интересов МСП: Адвокатура

Великобритания:

Министерство предпринимательства, промышленности и управленческих реформ: Директорат предпринимательства

Лоббирование: Директорат предпринимательства; Общественный совет

Германия:

Федеральное министерство экономики и технологий:

Генеральный директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий X N

Лоббирование: Комиссия по экономике и технологиям

Министерство экономики, промышленности и занятости: Директорат по конкуренции и развитию МСП

Лоббирование: Совет социально-экономического развития

Министерство экономики, торговли и промышленности (METI):

Совет по политике МСП; Агентство МСП

Лоббирование: Департамент поддержки МСП в составе METI

Рис. 1. Специализированные правительственные органы поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах и структуры, представляющие и защищающие интересы субъектов малого и среднего бизнеса

Рис. 2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в развитых странах _

правоприменительные и экономические процессы в стране.

Эти организации не только пропагандируют предпринимательские идеи и лоббируют интересы малого бизнеса на различных уровнях власти, но и уделяют особое внимание решению многих проблем развития предпринимательства, оказывают предприятиям информационную и консультационную поддержку.

Поддержкамалого бизнеса в Японии

Особенно интересным в области построения инфраструктуры ПМП является изучение опыта Японии по созданию общенациональной системы поддержки предпринимательства (см.рис. 3 на с. 40) Все структуры ПМП Японии при координирующем взаимодействии независимой Организации поддержки малого предпринимательства и инновационного развития регионов Японии (Organization for SME and Regional Innovation of Japan) образуют государственную инфраструктуру поддержки предпринимательства .

одной из основных задач системы поддержки малого предпринимательства в развитых странах является представление и защита интересов и потребностей малого бизнеса на различных уровнях

Государственная система ПМП

Рис. 3. Общенациональная система поддержки малого предпринимательства

активное

лоббирование

интересов малых

предприятий

в органах власти

проводится в рамках

определенных

законодательных

процедур и создает

благоприятный

климат для развития малого предпринима-_тельства

Государственная система ПМП совместно с частными финансовыми институтами и общественными предпринимательскими организациями образуют национальную систему поддержки предпринимательства. Особое внимание уделяется усилению координационного взаимодействия всех элементов многофункциональной инфраструктуры ПМП с целью создания более благоприятных условий для развития малого бизнеса при возрастании рисков внешней среды.

При координации работы национальной системы ПМП активно используются возможности информационной системы J-Net21 . Помимо этого, с помощью данной системы осуществляется мониторинг состояния развития малого предпринимательства, проводятся комплексные исследования, анализ и оценка эффективности мер государственного регулирования и т.п.

Таким образом происходит постоянное совершенствование системы обратной связи государс-

тва с предпринимательским сообществом. По мнению авторов, практический опыт Японии по разработке и внедрению комплексных информационных систем для повышения эффективности мер ПМП с успехом может быть использован и в России.

Информационная поддержка малого бизнеса в Китае

Еще одним положительным примером использования возможностей национальных комплексных информационных систем является государственная некоммерческая информационная служба China SME Online (CSMEO). Она была открыта в Китае в 2001 году по решению правительства. Информационная сеть CSMEO поддерживается Национальной комиссией по развитию и реформированию (The National Development and Reform Commission) и обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Сайт этой службы представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений.

Информационная сеть CSMEO предоставляет оперативную информацию об изменении действующих и введении в действие новых нормативных документов, о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков. Сеть публикует общую информацию о состоянии рынка малого предпринимательства, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую предприятиями.

CSMEO сообщает о потребностях в трудовых ресурсах для малых предприятий в различных регионах и городах страны. Сеть дает информацию о специалистах, ищущих работу, осуществляет онлайн-консультации предпринимателей, оказывает широкий спектр образовательных и технических услуг и т.п.

Проведенный анализ зарубежного опыта ПМП показывает наличие в развитых странах комплексной государственной политики ПМП и

Российский малый бизнес пока не имеет достаточных возможностей и ресурсов для эффективного лоббирования своих интересов в структурах государственной власти

Практический

Опыт Японии

По разработке

И внедрению

Комплексных

Информационных

стем для повышения

Эффективности

Поддержки малого едпринимательства спехом может быть пользован и в России

необходимость системной поддержки ПМП по многим направлениям. Таким образом, по мнению авторов данной статьи, основными направлениями ПМП, которые активно применяются за рубежом и до настоящего времени не нашли должного применения в России, являются следующие.

1. Создание специализированного государственного органа ПМП в целях повышения эффективности реализации государственных программ.

2. Обязательное включение в состав функций этого органа видов деятельности, направленных на создание и развитие организаций ПМП.

3. Создание и развитие законодательной базы и экономических условий для совершенствования национальной инфраструктуры ПМП.

4. Усиление координационного взаимодействия всех элементов многофункциональной инфраструктуры ПМП.

5. Создание национальной системы информационного обслуживания предпринимательства с целью мониторинга и анализа эффективности мер государственного регулирования ПМП.

6. Обеспечение представления интересов и потребностей малого предпринимательства на всех уровнях государственной власти, например посредством введения в Общественные советы при главах федеральных и региональных органов власти представителей различных общественных предпринимательских объединений.

7. Пропаганда среди населения важности и необходимости развития малого предпринимательства для решения социально-экономических проблем страны, усиление ответственности представителей власти за неэффективные решения проблем развития малого предпринимательства.

Литература

1. Аналитика малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. giac.ru.

2. SBA, Frequently Asked Questions, Advocacy: the voice of small business in government. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sba.gov/advo/ stats/sbfaq.pdf.

3. UNIDO. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unido.org.

4. Organization for SME and Regional Innovation of Japan. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smrj.go.jp.

5. Совершенствование государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в Японии в 2000-2010 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.giac.ru/.

6. Иванов А. Дело для миллиарда // Деньги. - 2009. -№ 1-2. - С. 27-29.

7. China SME Online. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sme.gov.cn.^^^^^^^BIB^^^^-

Vladimir A. Kunin _

Cand. of Tech. Sci, Professor, Saint Petersburg Academy of Management

Elena A. Aleksandrova _

Postgraduate Student, Saint PetersburgAcademy of Management and Economics _

Analysis of International Experience of Supporting Small Business _

The article analyzes the international experience of government support and _

development of small business. The author defines the main tools for supporting _

small business, which are used extensively in developed countries and can be _

used in Russia. _

Keywords: support for small business, foreign experience, infrastructure _ to support business, national support system, entrepreneurial risk, lobbying,

Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

Во многих зарубежных странах малое предпринимательство играет существенную роль в экономике, поскольку в этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46% до 78% трудоспособного населения. Количество малых предприятий во Франции составляет около 2,0 млн., в Германии - 2,3 млн., в Великобритании - 3,0 млн., в Италии - 5,0 млн., в Японии - 5,7 млн. (99% от общего числа предприятий), в США - 20 млн. В Китае около 3 млн. малых предприятий и более 30 млн. индивидуальных предпринимателей (см. рисунок). В России по данным Федеральной службы государственной статистики в 2009 году насчитывалось 1602521 малых предприятий, из них 1374777 - это микропредприятия.

Рисунок 2.3

По данным Росстата, доля занятого населения в малом бизнесе (без микропредприятий) в 2010 г. составляла 5562,9 тыс. чел., что соответствует 7,37% численности экономически активного населения России. Это далеко от уровня развития малого предпринимательства в развитых странах мира.

Одной из главных проблем нашей страны является отношения граждан к предпринимательской деятельности. "Казалось бы, уже 20 лет, как существует новая экономика, а стереотипы остаются. Нужно создать программу пропаганды предпринимательского дела как труда для огромного количества людей. Нужно, чтобы у нас процентов 30-40 людей, а то и больше, стало предпринимателями",- справедливо отмечает Медведев.

Есть два фактора, которые не лежат на поверхности, но играют ощутимую роль в общем результате, - это качество экономического образования в стране и отношение россиян к предпринимательству как виду деятельности.

Какими же инструментами мы обладаем, для того, чтобы увеличить вклад предпринимательства в экономику и создать тот самый средний класс, который и станет основой возрождения страны?

Во-первых, это реальная пропаганда предпринимательства. Попробуйте набрать в поисковой системе запрос "доля малого бизнеса в ВПП" и Вы увидите, что самая свежая информация в первой десятке Яндекса датируется 2010 годом, а основная масса статей и вовсе относится к выборному 2008 году и ранее. Тогда воодушевленный приходом к власти Дмитрий Медведев говорил о своих планах исправить неприглядный показатель в 15% вклад малого бизнеса в ВВП страны; ему вторила и Эльвира Набиуллина, рассчитывая увеличить долю занятых в предпринимательстве к 2012 году до трети населения. Более актуальных новостей о малом предпринимательстве одна из лучших поисковых систем мира не находит просто потому, что их нет: СМИ не пишут об этой проблеме, не актуализируют ее среди своих читателей.

По данным статистики запросов того же Яндекса, в среднем, доля малого бизнеса в ВВП интересует 191 человека в месяц, а, для сравнения, ценами на нефть интересуется 23944 человека - разница в 125 раз! Увидев такую огромную разницу, Сергей Некучаев, Руководитель Департамента развития франчайзинга невольно вспомнил слова одного знакомого американского профессора, который, не раз побывав в России, заметил, что основное отличие среднего американца от среднего россиянина в понимании того, что ему никто ничего должен, что он должен рассчитывать только на себя и добиваться всего сам. Мы же считаем, что уровень нашей жизни зависит не от нас, а от цен на нефть, статистика запросов демонстрирует, что на одного человека, который считает, что его жизнь зависит от него, приходится более 100 человек, которые надеются на государство.

Во-вторых, необходимо не только увеличивать количество начавших предпринимательскую деятельность, но и уменьшать количество тех, кто, начав, не выжил и закрылся. И вот здесь одним из ключевых инструментов является франчайзинг, ведь по данным той же Американской Ассоциации Франчайзинга, количество неуспешных предпринимателей из числа тех, кто приобрел франшизу в 4 раза меньше, чем в собственном бизнесе. Приобретение франшизы дает российскому предпринимателю возможность не только зарабатывать, но и учиться на уже готовых и проверенных бизнес-моделях. Иными словами, франчайзинг значительно снижает риски.

Мы уверен, что предпринимательство будет активно развиваться в нашей стране, ведь как отметил президент Медведев "без предпринимательства у нас нет никакого будущего: ни цивилизованного, ни нецивилизованного".

Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний

класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур,

На Западе совсем по иному. Там всерьез считают, что малый бизнес нуждается в помощи и поддержке, он ведь малый. Поэтому на Западе создана целая и цельная система государственной поддержки небольших фирм. Она осуществляется в различных формах:

Защита на уровне законодательства. В западных странах законодательство относительно малого бизнеса является стабильным, прозрачным и внятным, оно подчинено устранению бюрократических препон, а значит, способствует развитию бизнеса. Практически во всех странах регистрация предприятия является простой и быстрой процедурой. Например, в Испании предприниматель получает подтверждение уже спустя сутки после подачи документов. Сама регистрация проводится в режиме "одного окна". В США можно регистрироваться даже по домашнему адресу, что особенно распространено для бизнеса, связанного, например, с программированием. В Америке нет ограничений для предпринимателей по найму работников, достаточно получить специальный номер в налоговой службе для уплаты налогов за своих работников. А в Германии принят закон, упрощающий передачу бизнеса наследнику. Если он хотя бы 10 лет будет вести дела в прежних объёмах, его полностью освободят от уплаты полагающегося налога. В Великобритании закон даёт право малым предприятиям с числом занятых до 50 человек откладывать оплату за полученные товары и услуги на месяц.

Гарантированная помощь малому бизнесу в получении государственных заказов. Например, в США уже давно 23% заказов госбюджета непременно достаётся малому бизнесу. В кризис администрация Обамы увеличила эту долю до 26% всех гос. закупок. Более того, если заказ слишком крупный для этого бизнеса, конгресс дробит его на части. Кроме того, в Америке крупные предприятия обязаны размещать в малом бизнесе до 20% оборонных заказов.

Дешёвые кредиты малому бизнесу. Известно заявление Обамы о готовности предоставить малому бизнесу $30 миллиардов, которые вернули по программе TARP американские банки. Они пойдут на дешевые кредиты (4-6% вместо обычных - 8-15%). В США льготный кредит для малого бизнеса составляет 9% годовых. Во Франции для кредитования малых предприятий существует специальный фонд объемом 2 млрд. В Германии в кризис выросло число микрокредитов (до 25 тыс.), кстати, выдаются они под невиданные на постсоветском пространстве под 4-6% годовых (обычные кредиты в разы больше). Так что знаменитое: "банк - это место, где вам с удовольствием одолжат денег... если вы докажете, что зарабатываете достаточно, чтобы в них не нуждаться" для немецкого малого бизнеса не актуально. А в Южной Корее в своё время было принято решение для банков о том, что не менее 35% кредитов получают именно малые предприятия.

Налоговые льготы малому бизнесу. Одной из самых лучших государственных поддержек стартового бизнеса в Европе считается немецкая. Так, например, в Германии первые два года существования малое предприятие освобождается от всех выплат (в Испании - на 5 лет), в кризис налог на прибыль снизили с 39% до менее чем 30%, уменьшили отчисления в фонды соцстрахования (взнос по безработице - с 6,5% до 3,3%). Во Франции созданные малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов, снижаются другие налоги, для предпринимателей, работающих в депрессивных зонах, отменены выплаты в фонды социального обеспечения, иногда им даже выплачиваются подъёмные. В США малые предприятия, имеющие статус юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают налог на доходы в 19% (стандартная ставка - 33%). Там бизнесмен может сэкономить на налоге за счёт собственного отпуска. В кризис правительство Италии объявило о годовом моратории по ипотеке и некоторым другим видам долга для средних и малых компаний. Так что проводимая на постсоветском пространстве налоговая политика явно идёт вразрез с мировой практикой. Неоправданно высокое налогообложение у нас буквально "убивает" малое предпринимательство, порой оставляя бизнесу не более 10% полученной прибыли. Воистину западному предпринимателю трудно понять российскую шутку "хочешь завести маленький бизнес, купи большой и заплати один раз все налоги".

Финансовые гарантии малому бизнесу. В Великобритании в разгар кризиса для малого бизнеса был выделен более чем "миллиардный лимит" государственных гарантий. В Германии государственный банк KfW выдаёт этому бизнесу льготные кредиты, причём половину коммерческого риска берёт на себя государство. Частичный возврат вкладов кредиторам гарантируют и в США.

Обеспечение доступной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей. Во всех развитых странах существуют программы обучения бизнесу. К примеру, в Германии в предпринимательскую деятельность вовлекают в прямом смысле со школьной скамьи, для старших школьников созданы мини-предприятия, финансово поддерживается студенческое предпринимательство. Во многих странах предлагают простые краткосрочные курсы по маркетингу, менеджменту, управлению персоналом. А в японских университетах появились специальные курсы, посвященные управлению малыми компаниями.

Создание материально-технических условий малому бизнесу. Здесь речь пойдёт, разумеется, о бизнес-инкубаторах, широко распространённых в западных странах. Они позволяют начинающему бизнес на несколько лет за символические деньги получить офис со всем необходимым оборудованием и мебелью. На таких же условиях выделяются и производственные площади. Благодаря инкубаторам 75% предприятий продолжают свою деятельность и по истечении 5 лет после её начала, в иных условиях до этого срока доживают только 33%.

Многочисленные бесплатные информационно-консультативные центры малому бизнесу, в которых можно получить совет по любому вопросу: регистрация, налогообложение, страхование, получение финансирования. Там всегда помогут составить бизнес-план или решить вопросы материально-технического снабжения. Кстати, в Великобритании можно получить подобные телефонные консультации 24 часа в сутки. В Германии существует интернет-портал, где вам дадут профессиональный совет, можно бесплатно скачать пакет программного обеспечения по составлению бизнес-плана, наладить бухучёт, получить необходимые разрешения и налоговые номера. Там вы точно на вопрос: "я хочу начать малый бизнес. Что мне делать?", не получите ответ: "купите большой бизнес и подождите".

Юридическая помощь. К примеру, в США действует специальный адвокатский отдел, который защищает малый бизнес не только в суде, но и в конгрессе. А в Великобритании пошли ещё дальше, там малый бизнес получает приличную материальную помощь на покрытие затрат в судебной тяжбе с налоговой инспекцией, НДС инспекцией, по поводу защиты здоровья работников компании, при возникновении уголовной ответственности и т.д.

Контролирующие функции. На Западе, конечно, предприниматель не носит взятки во все проверяющие инстанции. Там ведь контролирующая функция государственных структур сведена к минимуму. Но если вы думаете, что налоговая инспекция может разорить бизнес только в Украине,

России или Беларуси, то глубоко ошибаетесь. В Британии, как уже было отмечено, существует НДС инспекция - настоящая гроза для малого бизнеса, конечно, если им нарушено налоговое законодательство. Налоговый кодекс там приходиться чтить как Библию. Умышленное уклонение от налогов, например, во Франции завершится штрафом от 40 тыс. и пятью годами тюрьмы. Как говорят американцы: в жизни неизбежны только две вещи - смерть и налоги. Статистика свидетельствует, что 86% американцев платят налоги во время и очень чётко, остальные же просто добросовестно ошибаются при заполнении налоговой декларации. Тем не менее, у малого бизнеса и на Западе хватает больших проблем.

Но наша страна все-таки не стоит на месте. Примером является Премия в области поддержки малого и среднего бизнеса "Основа Роста"

Цель Премии - содействовать развитию экономики России путем укрепления позиций малого и среднего предпринимательства. В рамках Премии поставлены задачи по выявлению, поощрению и тиражированию лучших практик по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса; стимулированию внедрения инновационных проектов и программ поддержки малого предпринимательства; содействию формированию положительного образа отечественного предпринимателя и стимулированию постоянного освещения темы малого и среднего предпринимательства в средствах массовой информации.

В общем, как бы ни просто было заниматься малым бизнесом, в эту игру можно, нужно и интересно играть. И не забывать при этом замечание Уинстона Черчилля о том, что "пессимист видит трудности при каждой возможности, а оптимист в каждой трудности видит возможности".

СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Заболоцкая Кристина Владимировна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации


Аннотация
Работа посвящена исследованию и описанию одной из ключевых тем текущего года: «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт и российская практика». Выявлена и обоснована необходимость опоры на малый и средний бизнес. Проведен анализ механизмов поддержки малого бизнеса в зарубежных странах. Показаны компоненты, которые должен включать в себя план стимулирования МСБ в Российской Федерации.

SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZE ENTERPRISES: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE

Zabolotckaia Kristina Vladimirovna
Financial University under the Government of the Russian Federation


Abstract
The article is devoted to the research and description of one of the key themes of the current year: "Support for small and medium-size enterprises: international experience and russian practice". It is found and described the necessity of relying on small and medium-size enterprises. Ways to support small business in foreign countries were analyzed. Here is shown the components that should be included in the plan to support for small and medium-size enterprises in Russia.

Библиографическая ссылка на статью:
Заболоцкая К.В. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт и российская практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Рябова Ирина Сергеевна

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

В последние годы характерно бурное развитие малого бизнеса во всём мире, что сказывается в положительном ключе на их развитии. Малые и средние предприятия выполняют очень важную роль в финансовой системе страны: они способствуют борьбе с безработицей за счет создания новых рабочих мест, формированию нормальной конкурентной среды, малые предприятия в большей степени способны реагировать на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность. В большинстве развитых стран вклад сектора МСП в ВВП колеблется в промежутке от 50% до 60%, однако в РФ малый бизнес обеспечивает лишь 21% ВВП.

Рассмотрим зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса .

1. Малый и средний бизнес в Сингапуре . Сингапур является одной из самых высокоразвитых стран мира. Сингапур возглавил мировой рейтинг по благоприятности условий для предпринимательства – Doing Business 2014, ежегодно составляемый Всемирным банком (Россия занимает 92 место). Сегодня малые и средние предприятия Сингапура составляют 99% всех предприятий в стране и обеспечивают рабочими местами 70% занятого населения. На малый бизнес приходится половина ВВП Сингапура. Правительство заинтересовано в содействии развития МСП с целью их конкурентоспособности на международном рынке. В Сингапуре создано специальное агентство «Spring», обеспечивающее разработку и реализацию различных программ содействия МСБ, предоставление консультационных услуг, подготовку кадров для управления бизнесом. Формы и методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Сингапуре различны. Их можно разделить на административные, финансовые и фискальные. В Сингапуре внедряется огромное количество разнообразных программ по льготному кредитованию, которые включают специальные займы, страхование кредитных рисков, предоставление субсидий, финансирование обучения и повышения квалификации кадров МСП.

2. Малый и средний бизнес в США . В мировом рейтинге Doing Business 2014 Соединенные Штаты Америки занимают 4 позицию из 189 стран. США – страна не только огромных корпораций, но и малых предприятий, которые являются стержнем экономики США. На долю малого бизнеса приходится свыше половины ВВП, производимого частным сектором, малый бизнес в США обеспечивает рабочими местами более половины трудоспособного населения страны. Администрация малого бизнеса США (SBA) оказывает поддержку малому бизнесу в кооперации с Министерством торговли, федеральными и штатскими агентствами по множеству различных направлений:

1. Широкий выбор методов финансирования: микрозаймы, кредиты на покрытие крупного долга, венчурный капитал, франчайзинг, лизинг, гарантии по кредитам, субсидии.

2. Техническое содействие, помощь в оформлении заявок на получение займов, проводятся прямые, а так же интернет-консультации по маркетингу, бизнес-планированию и менеджменту, даются индивидуальные рекомендации.

3. Широкая сфера применения налоговых льгот.

4. Функционируют 19 центров содействия экспорту.

5. 23% государственных заказов реализуются малыми предприятиями.

6. Реализация программ по внедрению в малый бизнес суперсовременных технологий.

7. Правовая защита интересов малого бизнеса.

3. Малый и средний бизнес в Великобритании очень хорошо развит. В мировом рейтинге Doing Business 2014 Великобритания занимает 10 позицию из 189 стран. На МСП приходится 99,9% всех предприятий частного сектора в Великобритании, 59,3% занятости в частном секторе. Сектор МСП занимает 50% от общего ВВП страны. Основным координатором поддержки МСП является Министерство по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования (BIS). Основные приоритеты поддержки малого бизнеса:

1. Помощь стартующим предприятиям предусматривает оказание бесплатной поддержки в форме консультаций и указаний.

2. Облегчение доступа к финансовым ресурсам предусматривает большое разнообразие мероприятий. Особое место занимает программа «Инновационного финансирования».

3. Мероприятия по совершенствованию методов управления МСП, поиску специалистов и развитию рынка труда предусмотрены государственной программой «Повышение квалификации сотрудников», действует система государственной финансовой компенсации затрат МСП и ИП на обучение и повышение квалификации, предусматривающая компенсацию затрат на оплату посреднических услуг, кадровых агентств и др.

4. Совершенствование производственных процессов и повышение их эффективности. Министерство BERR разработало ряд специальных программ для сектора МСП, предусматривающие предоставление малым предприятиям грантов и займов.

5. В целях разработки и создания новых продуктов и услуг, способствующих повышению конкурентоспособности МСП и национальной экономики в Великобритании разработаны программы по оказанию финансовой помощи для развития сотрудничества в инновационной сфере.

6. Развитие экспортных возможностей сектора МСП. Широкое распространение в стране получили программы поддержки «Паспорт на экспорт», рассчитанная на помощь начинающим экспортерам, а также «Дорога к глобальному росту», рассчитанная на экспортеров.

Исследование зарубежного опыта позволяет выявить общие черты механизмов поддержки, которые следует учитывать в отечественной практике:

1. Налоговые льготы МСБ приоритетных для экономики страны отраслей, а также инвесторам, осуществляющим вложения в малые и средние предприятия.

2. Упрощение системы регулирования МСБ и актуализация норм.

3. Обеспечение доступа малому и среднему бизнесу к государственному заказу.

4. Проведение ряда мероприятий с целью сделать информацию о существующих методах поддержки МСП более доступной.

5. Увеличение объемов государственных гарантий по инвестиционным кредитам МСБ.

8. Политика сглаживания сезонных циклов в отношении сельско-хозяйственных МСБ.

9. Внедрение специальных программ, поощряющих уже добившихся успеха бизнесменов передавать свой опыт начинающим предпринимателям.

11. Создание благоприятных условий для комфортного функционирования субъектов МСБ, облегчение доступа к заемным ресурсам, предоставление целевых льготных кредитов.

13. Создание специализированного государственного органа поддержки малого предпринимательства.

В заключении отметим, большие надежды мировых лидеров связаны с сектором МСП, который показал свой высокий потенциал. В России малый бизнес находится в начале своего пути, но все задатки для его успешного развития имеются в полном объёме. Политика государства должна строиться на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию МСБ, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении