Знай свое дело

Новые правила проведения проверок. Проверка индивидуальных предпринимателей Что такое неналоговые проверки

ВМЕСТО ЗАКОНА О ПРОВЕРКАХ (294-ФЗ) - ЗАКОН О КОНТРОЛЕ И НАДЗОРЕ

Источник: http://www.ecoindustry.ru/news

Несмотря на большую работу по совершенствованию норм 294-ФЗ, проведенную в последние годы, Правительство РФ приняло решение о проведении более радикальных изменений в этой сфере. На рассмотрение в ГосДуму внесен законопроект №332053-7 ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», который по многим параметрам отличается от своего «предшественника»:

  • объем нового закона - 71 статья против 27 статей 294-ФЗ, отдельными приложениями к нему даны перечни видов федерального и регионального государственного контроля (Приложения №№1,2), перечень видов муниципального контроля (Приложение №3), перечень видов деятельности с уведомительным порядком начала работы (Приложение №4);
  • новый закон по-прежнему не будет универсальным, из сферы его действия будут изъяты налоговый, таможенный контроль, контроль за контрактной системой и др.;
  • по каждому виду контроля предполагается принятие положения и адмрегламента;
  • вводится система управления рисками, благодаря которой обязательные проверки раз в 3 года для всех без исключения подконтрольных субъектов будут упразднены, а периодичность проверок будет зависеть только от присвоенного класса опасности;
  • предусмотрено отдельное регулирование по таким формам контроля, как: проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор);
  • вводятся контрольные действия: выемка, досмотр, осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, сбор информации и др., при проведении которых должны составляться протоколы;
  • регулируется порядок досудебного обжалования результатов проверочных мероприятий.

    В ст.59 законопроекта, как и в 294-ФЗ, сказано о праве организаций и граждан вести журнал учета проверок в качестве гарантии соответствия проводимых проверок по срокам и периодичности законодательству. Этому документу посвящен раздел «Журнал учета проводимых органами государственного контроля проверок».

    Журнал учета проводимых органами государственного контроля проверок

    Журнал учета проводимых органами государственного контроля проверок содержит в себе сведения относительно всех проверок, проводимых на предприятии, выявленных при этом нарушениях, а также рекомендациях, полученных впоследствии. О том, как составляется и заполняется этот журнал, расскажем далее.

    Взаимоотношения между проверяемым и проверяющим, права и обязанности сторон, а также порядок, сроки и правила проведения указанных мероприятий урегулированы законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

    Ст. 13 указанного закона регламентирован максимальный срок, в течение которого организация может быть подвергнута проверке. Он составляет от 20 дней.

    Ч. 11 ст. 9 названного закона указывает на то, что при проведении плановой проверки работниками контролирующего органа могут быть использованы проверочные листы. Обычно их применение регламентируется отраслевым правительственным или ведомственным нормативным актом (например, редакция положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утв. постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 305, которая вступит в силу в 2018 году).

    Проверочные листы одновременно помогают проверяющим ничего не упустить и ограничивают сферу проверки (в упомянутом выше положении, например в п. 4(1), оговаривается, что в ходе проверки нельзя выходить за пределы контрольных вопросов в проверочных листах).

    Необходимость оформления журнала учета проведения проверок на предприятии регламентирована п. 8 ст. 16 закона № 294-ФЗ, согласно которому предприниматели, а также предприятия любой формы собственности вправе вести журнал учета.

    Данный документ составляется по унифицированной форме (образец журнала проверок контролирующими органами утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 14).

    Правила ведения журнала

    Цели ведения данного журнала можно определить следующим образом:

    Фиксация факта контроля со стороны государственных органов.
    Защита прав проверяемого субъекта.
    Поскольку законом определена не обязанность по ведению указанного документа, а именно право, при отсутствии указанного документа по итогам проведенной проверки в акте ставится определенная отметка (ч. 11 ст. 16 закона № 294-ФЗ). Соответственно, привлечь юридическое лицо к ответственности за отсутствие журнала проверок контролирующий орган не вправе.

    Допускается использование как типографской формы журнала учета проверок, так и документа, распечатанного на принтере. Общие рекомендации по оформлению указанного документа закреплены в законе № 294-ФЗ и выглядят следующим образом:

    Документ должен быть обязательно прошит.
    Страницы журнала пронумерованы.
    Журнал должен быть заверен печатью предприятия (при ее наличии).
    Вести и заполнять указанный документ должно лицо, уполномоченное на это распоряжением руководителя.

    Хранится журнал учета на предприятии, и срок его хранения составляет 5 лет (ст. 176 перечня типовых управленческих архивных документов…, утв. Министерством культуры Российской Федерации 25.08.2010).

    В действующем законодательстве не закреплено четкое количество журналов, которое вправе вести организация, а соответственно, если предприятие обладает несколькими торговыми точками, указанный документ может быть заведен на каждой из них.

    Скачать образец журнала проверок контролирующих органов
    Типовая форма журнала учета проверок, рекомендуемая к использованию на предприятиях, должна включать в себя следующие сведения:

    Образец журнала учета проверок юридического лиц

    Дату начала ведения журнала.
    Полное название предприятия или Ф. И. О. предпринимателя.
    Адрес местонахождения предприятия.
    ОГРН — для предприятий, ОГРНИП — для предпринимателей.
    ИНН.
    Ф. И. О. лица, ответственного за ведение журнала.
    Ф. И. О. руководителя предприятия, подпись.
    Информация о проводимых проверках включает следующие данные:

  • даты начала и окончания проверки;
  • общее время исследований (указывается в днях, а для предпринимателей — в часах);
  • наименование органа, проводившего наблюдение;
  • реквизиты распоряжения о проведении проверки;
  • основные цели и задачи контроля;
  • вид проверки (плановая со ссылкой на ежегодный план проверок, внеплановая с указанием решения прокурора о согласовании в проведении проверки);
  • реквизиты акта, составленного по итогам проведенной ревизии;
  • список выявленных нарушений;
  • данные предписания, выданного для устранения нарушений;
  • Ф.И.О. лица, проводившего проверку;
  • данные экспертов, привлекавшихся в ходе проверки, при наличии;
  • подпись лица, осуществлявшего контроль.

Какие бывают проверки ИП

Организуя собственное дело, индивидуальные предприниматели чаще всего в первую очередь заботятся о быстром получении дохода и очень редко задумываются о необходимости проводить подготовительные мероприятия для успешного прохождения проверок контролирующих органов. Даже те ИП, которые стремятся к идеальному и абсолютно точному соблюдению законодательных норм, не застрахованы от штрафных санкций.

Контролирующих организаций, имеющих возможность проводить проверку индивидуальных предпринимателей, немало, и еще несколько лет назад бизнесмены просто-напросто боялись самого слова «проверка». Но в 2008 году был принят закон, регламентирующий как периодичность проведения проверок, так и их предмет, сроки и действия проверяющих - это закон №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…». С момента принятия такого закона засилье проверяющих организаций, зачастую приводящее к необходимости прекратить предпринимательскую деятельность, закончилось.

Основные положения закона №294-ФЗ

Самое важное положение принятого закона - ограничение на периодичность проведения проверок. Если до 2008 года налоговая инспекция или Роспотребнадзор могли буквально «жить» в офисе ИП, то теперь это невозможно. Периодичность проведения проверок индивидуальных предпринимателей ограничена - не чаще, чем один раз в 3 года . Причем проверять одну и ту же сферу деятельности ИП можно только один раз в год.

Также закон 294-ФЗ установил и разделение проверок на внеплановые и плановые, а также документарные и выездные. Были определены и сроки проведения проверки индивидуальных предпринимателей для каждой из контролирующих организаций, а также условия, при которых возможно продление обозначенных в законе сроков. На органы генеральной прокуратуры была возложена функция единого мониторинга проверок и осуществление планирования.

График проверок ИП

Плановые проверки индивидуальных предпринимателей (равно как и юридических лиц), должны быть во-первых спланированы заранее, а во-вторых - внесены в график проверок ИП и юр.лиц. Этот график публикуется на сайте генеральной прокуратуры по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/ . (- это на 2018 год, на 2019 год нужно соответственно в адресе изменить 2018 на 2019 и т.д.)

Здесь любой предприниматель или руководитель организации может узнать будет ли проведена проверка в предстоящем году. Для этого необходимо указать ОГРН, ИНН, наименование (Ф.И.О. ИП) и предполагаемый месяц проверки. В результате поиска по графику проверок ИП и юр.лиц на экране вашего компьютера будет отображена информация о:

  • реквизитах проверяемого ИП;
  • какая именно контролирующая организация будет ее проводить (пожарная инспекция, ФНС, Роспотребнадзор и так далее);
  • количество дней отведенных на проверку, а также количество выделенных ежедневно часов;
  • форма проверки (документарная, выездная).

Также в графике проверок ИП будет обозначен и месяц запланированной проверки, а конкретный срок предпринимателю сообщат в письменном уведомлении, присылаемом не позднее, чем за 3 дня до даты начала контролирующих действий.

План проверок ИП размещается не только на сайте прокуратуры, но также и непосредственно на сайтах контролирующих организаций - Роспотребнадзора, ФНС, Ростехнадзора и так далее.

На период 01.01.2016 - 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.
Этот запрет имеет свои исключения - он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например: здравоохранение, образование, социальная сфера, электроэнергетика и другие. В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.
Чаще одного раза в три года разрешено проверять те ИП, которые за предшествующие три года допускали грубые нарушения законодательства и подвергались административным наказаниям.
Кроме того, указанный закон предусматривает и ответственность и проверяющих организаций за нарушение требований законодательства. Так проверка, проведенная с грубым нарушением закона о государственном контроле, считается недействительной и ее результаты аннулируются.
Также недопустимо проводить в отношении одного индивидуального предпринимателя несколькими контролирующими организациями одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Кто проверяет индивидуальных предпринимателей

Количество надзорных организаций, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью ИП, не так уж и велико, но больше чем одна:

Проверка ИП налоговой

Избежать проверки налоговой инспекции практически невозможно - ведь каждый ИП по умолчанию является плательщиком налогов, и соответственно подпадает под контроль ИФНС. Относительно плановых налоговых проверок предпринимателей также действует правило «не чаще 1 раза в 3 года». Но возможны и внеплановые проверки в случае злостных нарушений налогового законодательства, невыполнения предписания инспекторов или поступления жалоб со стороны органов местной или государственной власти.

Продолжительность выездной налоговой проверки (когда инспектор осуществляет контроль непосредственно на предприятии или в офисном помещении предпринимателя) не может превышать 2 месяца. Но в особых случаях проверяющие могут задержаться и дольше - на срок до 6 месяцев.

Подробно об особенностях проведения проверок ИП налоговыми органами вы можете прочитать в статье « ».

Проверка ИП Роспотребнадзором

Не так уж редки и визиты Роспотребнадзора или официально - Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Этот орган призван защитить клиентов от неправомерных действий ИП-нарушителей закона, а такжеосуществить санитарно-эпидемиологический контроль. Чаще других встречаться с инспекторами Роспотребнадзора приходится предпринимателям, имеющим дело с пищевыми продуктами - владельцам продуктовых магазинов, кафе, ресторанов и баров. Инициировать такую проверку могут не только сама федеральная служба, но и недовольные продукцией или действиями сотрудников ИП клиенты, путем составления соответствующей жалобы в Роспотребнадзор (оставить жалобу можно удаленно, на официальном сайте этой федеральной службы).

Проверка ИП Ростехнадзором

Если деятельность предпринимателя предполагает использование природных ресурсов, то ему обязательно потребуется получить лицензию на право их использования, что неминуемо повлечет за собой взаимодействие с такой организацией как Ростехнадзор, которая не только выдает лицензии, но и проводит контрольные мероприятия (проверки). Очень многие виды деятельности, предполагающие , автоматически приведут предпринимателя в Ростехнадзор.

Но бояться такой проверки индивидуальным предпринимателям особенно не стоит, по крайней мере тем из них, кто ведет лицензируемую деятельность по правилам и не пытается скрыть доходы или какие-либо нарушения. Как правило, необходимые меры по обеспечению необходимых условий реализуются еще на этапе выдачи лицензии, и в дальнейшем нужно просто их поддерживать.

В этой статье мы не затронули особенную область организации бизнеса - пожарную безопасность, так как это обширная тема и она рассмотрена в .

Таким образом, действующее законодательство одновременно достигает двух целей: с одной стороны ограничен произвол контролирующих органов и теперь предпринимателям не нужно в панике спасаться бегством, с другой стороны - сами предприниматели вынуждены вести свой бизнес с соблюдением действующих норм и правил, так как теперь проверяющие выполняют свою работу в соответствии с действующим регламентами. Поэтому те ИП, которые стараются вести свои дела максимально честно и по правилам, могут совершенно не бояться проводимых проверок индивидуальных предпринимателей, так как суровые наказания ожидают только тех из них, кто ведет деятельность с преднамеренной целью нарушить закон.

План проверок ИП на сайте Генпрокуратуры: https://plan.genproc.gov.ru/plan2018/

План проверок ИП на сайте Ростехнадзора: http://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/

1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

г) нарушение требований к маркировке товаров;

2.1) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

3.1. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

3.2. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

3.3. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

3.4. По решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

3.5. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

6. Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

8. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

9. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

11. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

13. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

14. В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

15. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

18. В случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.

19. Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

20. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.

21. В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

Как известно, основы осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Этот документ содержит общие нормы, касающиеся видов, предмета, сроков, процедур проведения проверок.

Федеральный закон № 242-ФЗ создал новую редакцию Федерального закона № 294-ФЗ. В частности, из сферы его действия полностью исключены таможенный контроль, государственный портовый контроль, надзор в национальной платежной системе, государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности, контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов (ст. 1). Не применяются нормы этого закона и при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства и при производстве по делам о причинении вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.

Установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности; федеральный государственный пожарный надзор; государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны; государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; государственный надзор в области организации и проведения азартных игр; государственный надзор за проведением лотерей; федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

В п. 4 ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ в редакции Федерального закона № 242-ФЗ ограничен общий срок проведения проверки для лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации: он не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Новой статьей 13.1 введен ранее не существовавший институт - режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц органов контроля (надзора) на объектах повышенной опасности. Он может применяться на объектах атомной энергии, опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях и т. д.

В то же время большая часть общих правил проведения государственного и муниципального контроля осталась неизменной.

Вне плана

Так, закон выделяет документарные и выездные проверки, которые могут быть плановыми и внеплановыми. При этом плановые проверки могут проводиться не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом органа контроля, а о проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В ст. 10 Закона № 294-ФЗ четко оговорены случаи проведения внеплановой проверки и основания, по которым она производится без предупреждения проверяемого лица.

К ним относятся:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление обращений, заявлений, информации о следующих фактах:

  • возникновение угрозы причинения или причинение вреда вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В этом случае выездная проверка может быть проведена только после согласования с территориальным органом прокуратуры;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями президента или Правительства РФ и на основании требования прокурора.

О проведении внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в п. 1 и 3, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены контролирующим органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Срок проведения каждой из проверок в силу ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ не может превышать двадцати рабочих дней. Для небольших фирм этот срок сокращен: общая продолжительность проведения плановых выездных проверок не может превышать для малого предприятия пятьдесят часов и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Расширение полномочий

Это лишь некоторые из многочисленных общих норм, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ, из которого теперь Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ сделал исключения для более чем 70 органов государственного и муниципального контроля (надзора).

Определены особенности, касающиеся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

В числе тех, кто приобрел больше полномочий, пожарный надзор, надзор за деятельностью некоммерческих организаций, надзор в области промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологический надзор, экспортный контроль, инспекция труда, надзор в области защиты прав потребителей, контроль в сфере миграции, экологический надзор и многие другие.

Например, пожарный надзор может посетить предприятие без предупреждения с внеплановой проверкой на основании поступившей жалобы или информации о нарушениях.

Миграционной службе разрешено проводить плановые проверки в сфере миграции ежегодно, а не раз в три года.

Для этого контролирующего органа расширен спектр случаев проведения внеплановых проверок, причем при выявлении факта возможного нарушения предупреждение проверяемого лица о грядущей внеплановой проверке не допускается. Продолжительность проводимых миграционной службой проверок не будет зависеть от численности работников проверяемого лица.

Ежегодные плановые проверки смогут проводить и органы Ростехнадзора в области промышленной безопасности. Сроки проведения проверок в этой сфере увеличены до 30–50 рабочих дней.

Еще более расширены полномочия инспекторов труда, которые и до выхода Федерального закона № 242-ФЗ могли на основании ст. 357 ТК РФ беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц. Инспекция труда имеется право провести внеплановую проверку по информации о нарушении трудового права работодателем немедленно и без предварительного согласования с прокуратурой. Незапланированная проверка без предварительного уведомления работодателя может быть назначена и на основании запроса работника о проведении контроля условий и охраны труда на его рабочем месте, а также в случае обращения работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Кроме того, с 1 августа 2011 года в дополнение к государственному контролю в сфере труда введен ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ТК РФ дополнен ст. 353.1).

Дополнительные разъяснения по осуществлению контроля за хозяйствующими субъектами в последнее время давали Роспотребнадзор (письмо от 02.08.2011 № 01/9766-1-23 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», письмо от 08.08.2011 № 01/10020-1-32 «Об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ») и МЧС (письмо от 02.06.2011 № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП»).

С 1 августа 2011 года в КоАП введена ст. 19.4.1, предусматривающая санкции за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора). Она предусматривает штраф до 100 000 руб.

Марина Климова

Внесение изменений в Закон "О прокуратуре Российской Федерации", которые касаются порядка проведения прокурорских проверок.

Закон теперь четко устанавливает сроки проведения прокурорами проверочных мероприятий, а также исполнения теми, кого проверяют, требований надзорного органа.

В частности, согласно принятым изменениям, все необходимые материалы и документы должны представляться безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора. А в ходе проведения проверок исполнения законов этот срок сокращается до двух дней. До одних суток сокращается срок подачи документов прокурорам при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций.

При этом срок проведения ревизии не должен превышать 30 календарных дней. В исключительных случаях он может быть продлен максимум еще на 30 дней. В то же время вышестоящим прокурорам предоставлено право продлевать сроки проверки, если все мероприятия не успели провести в срок. Прокуратура имеет право приостановить проверку на 6 месяцев.

В случае если и этого срока не хватает, то он может быть продлен еще на шесть месяцев, но только по решению Генпрокурора или уполномоченного им заместителя. Когда проверка приостанавливается, закон обязывает возвращать изъятые у организации материалы и документов. Исключение - если эти документы и материалы необходимы для решения вопроса об уголовном преследовании. Или проведения специальных экспертиз, которые в свою очередь могут повлиять на выводы проводимой проверки. Следует отметить, что время, на которое проверка приостанавливалась, не засчитывается в срок ее проведения.

Прокурорская проверка не должна превышать 30 дней, но может быть продлена на этот же срок

Если же она проводится в крупной организации, у которой есть подразделения в нескольких регионах России, то сроки будут исчисляются отдельно по каждому филиалу.

Кроме того, если раньше надзорное ведомство имело право проверять исключительно те материалы, которые относились к предмету проверки, то теперь закон расширил его полномочия. В случае если во время проверки прокурору станет известно и о других нарушениях закона в проверяемой организации, то он имеет право добавить новый предмет проверки или вообще начать новую проверку.

Вводится прямой запрет дублировать полномочия и проводить проверку вместо других органов власти. Также прокурор не вправе требовать у организации информацию, не обусловленную целями проверки или не относящуюся к ее предмету.

Такой же запрет относится и к получению материалов, которые ранее уже передавались органам прокуратуры или были официально опубликованы в СМИ либо были размещены на официальном сайте организации в Интернете.

А еще, согласно закону, вводится новый документ - "решение о проведении проверки". В решении в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. С этим документом прокуроры обязаны знакомить проверяемых, еще до начала ревизии. Если во время проверки нарушений закона выявлено не было, то в течение десяти дней с момента ее завершения составляется акт. После чего копия акта направляется руководителю проверяемой организации.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении