Знай свое дело

Сетевая организация и ее определение. Электросетевые компании: что необходимо знать об этих организациях, приступая к процедуре подключения к электросетям? Обязанности сетевой организации

Свет / Подключение к электросетям

Передача электрической энергии является составным элементом электроснабжения конечных потребителей электрической энергии. Для осуществления передачи потребитель должен урегулировать данные отношения с уполномоченным лицом. Одним из вариантов урегулирования является заключение договора на передачу электрической энергии.

Договор на передачу электрической энергии – нормативная база

Заключение договора на передачу электрической энергии регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК);
  • Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ « Об электроэнергетике» (далее – « Закон об Электроэнергетике»);
  • Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 8613 (далее – Правила);
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 « О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и др.

В соответствии с пунктом 4 Правил услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Такой договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

Существенные условия договора на передачу электрической энергии установлены Правилами. Основным условием заключения договора на передачу электрической энергии является наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям сетевой организации (п. 10 Правил).

Однако на практике возникают случаи, когда энергопринимающее устройство заявителя присоединено к сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства другого лица.

При этом у данного лица имеется возможность влиять на заявителя, например, посредством отсоединения от своей сети, а также требованиями заключить договор на передачу электрической энергии через его объекты за плату. Возникает вопрос, возможно ли заключение такого договора? Необходимо отметить, что в со- ответствии со ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение однократно. При этом Закон не оговаривает, присоединение к каким сетям. Таким образом, если объекты заявителя присоединены к электрическим сетям третьих лиц (не являющихся сетевой организацией), повторное присоединение не требуется.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства в соответствии с п. 6 Правил вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае применяются положения Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Таким образом, законодательство допускает заключение договора на передачу электрической энергии с лицом, не являющимся сетевой организацией. Вместе с тем, установлено обязательное (императивное) условие: для такого лица должен быть определен тариф на передачу электрической энергии. В противном случае такое лицо неправомочно заключать договор на передачу электрической энергии, а заключенный договор не будет соответствовать императивным нормам законодательства.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Требования законодательства к собственнику электросетей

Необходимо отметить, что ст. 26 Закона об электроэнергетике, а также п. 6 Правил установлено, что владелец объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии и энергоснабжение энергопринимающих устройств другого субъекта, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии, а также требовать платы за транспортировку электрической энергии через его объекты электросетевого хозяйства.

В соответствии же с п. 9, 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу с товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, а также нарушение установленного порядка ценообразования.

Однако владелец объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии и энергоснабжение энергопринимающих устройств другого субъекта, вроде бы не осуществляет деятельности, которая относится к естественной монополии. Например, основной деятельностью такого хозяйствующего субъекта может быть заключение договоров купли-продажи, договоров аренды, договоров лизинга и т.п. Вместе с тем, в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии - на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ « О естественных монополиях» (далее – закон о естественных монополиях), естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Владелец электросетей как естественная монополии: особенности правового статуса и обязанность заключить договор на передачу электроэнергии

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Поскольку владелец объектов электросетевого хозяйства (основной деятельностью которого является, например, заключение договоров аренды) как хозяйствующий субъект не представлен на соответствующем товарном рынке энергоснабжения, т.е. не имеет статуса сетевой организации, не включен в реестр субъектов естественной монополии, не обращался в регулирующий орган за установлением тарифа, не осуществляет технологическое присоединение к своим электрическим сетям, не имеет инвестиционной программы, которая должна быть у сетевой организации, его доля на этом товарном рынке составляет 0%.

Вместе с тем, в соответствии с указанными выше нормами владелец объектов электросетевого хозяйства, фактически оказывая услуги по передаче электрической энергии и энергоснабжению потребителю, занимает доминирующее положение в границах протяженности своих сетей. См. например, практику ФАС России дело № 110/105-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО « Гема-инвест» ; дело № 110/97-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО « Инфоком» , Решение от 18.06.2010 по делу № А40-135438/09-122-999 Арбитражного суда г. Москвы , Постановление Федерального суда Московского округа от 28.12.2010 № КА-А41/15370-10 (1 ,2).

Чтобы иметь возможность взимать плату за передачу электрической энергии, владелец объектов электросетевого хозяйства обязан обратиться в тарифный орган для установления тарифа на передачу электрической энергии. Если такое лицо все же взимает плату за передачу электрической энергии (или плату за трансформацию, переработку и т.д.) без установления тарифа, а также препятствует перетоку электрической энергии, то данные действия нарушают п. 9, 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, договор на передачу электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства лица, не являющегося сетевой организацией, заключенный в отсутствии тарифа, является ничтожным, так как нарушает императивные нормы законодательства.

Кроме того, действия лица, которое взимает плату за передачу электрической энергии через свои электрические сети в отсутствие тарифа, а также создает препятствия перетоку электрической энергии по своим электрическим сетям в пользу иного потребителя, являются нарушением антимонопольного законодательства (в частности, нарушением установленного порядка ценообразования и созданием препятствий доступу на товарный рынок или выходу с товарного рынка другим хозяйствующим субъектам).

Корнеев О. С., главный специалист-эксперт Управления контроля электроэнергетики ФАС России

Смагин А.В., магистр частного права.

Наличие в ГК норм, закрепляющих публично-правовые

элементы, отражает не только особенности переходного

периода экономики, но, очевидно, и национальные черты

будущего российского рынка, что сможет обеспечить

гармонию интересов и стабильность общественной жизни <1>.

<1> Якушев В.С. Гражданский кодекс России (часть вторая) - продолжение формирования рыночного законодательства (общая правовая характеристика) // Российский юридический журнал. 1996. N 2. С. 16.

Электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Данное понятие содержится в ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <2> (далее - Федеральный закон), который устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики (ст. 1), т.е. устанавливает особенности правового регулирования отношений, регулируемых гражданским законодательством.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1177.

Федеральный закон закрепил основные положения реформирования отрасли, в том числе разделение видов деятельности в сфере электроэнергетики на конкурентные и неконкурентные, и установил особенности правового регулирования деятельности юридического лица в зависимости от вида объектов электроэнергетики, которые оно использует при осуществлении предпринимательской деятельности в этой отрасли.

В процессе реформирования было создано большое количество субъектов электроэнергетики, среди которых генерирующие компании, организации технологической и коммерческой инфраструктуры и энергосбытовые компании.

Под субъектами электроэнергетики Федеральный закон понимает лиц, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии.

В настоящей статье пойдет речь о сетевых организациях как субъектах электроэнергетики. По состоянию на 2011 год в России функционирует более 2500 сетевых организаций (это только те юридические лица, которые обратились в регулирующий орган за установлением тарифа на услуги по передаче электрической энергии) <3>.

<3> Мы готовы рассматривать любые ответственные предложения // Коммерсантъ. 26.08.2011. N 158. С. 10.

Сетевые организации Федеральный закон относит к инфраструктурным организациям.

Под инфраструктурой принято понимать совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей... <4>.

<4> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006 (СПС "КонсультантПлюс").

Часть субъектов электроэнергетики отнесены федеральным законом к субъектам коммерческой или технологической инфраструктуры . К организациям коммерческой инфраструктуры оптового рынка относятся некоммерческое партнерство "Совет рынка", являющееся организатором оптового рынка электрической энергии и мощности, коммерческого оператора оптового рынка, предоставляющего услуги по организации оптовой торговли электроэнергией, мощностью и иными, допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами, а также иные организации коммерческой инфраструктуры.

К организациям технологической инфраструктуры относятся сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии (мощности) и технологическому присоединению: ОАО "ФСК ЕЭС" - организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ЕНЭС) и территориальные сетевые организации <5> (далее - ТСО), а также ОАО "СО ЕЭС", оказывающее услуги по оперативно-диспетчерскому управлению субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии.

<5> В свою очередь, управление ряда основных региональных ТСО осуществляет ОАО "Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний" , образованное 01.07.2008 в день ликвидации ОАО "РАО "ЕЭС России". Государству принадлежит 53,7% акций ОАО "ХМРСК". В свою очередь, ОАО "ХМРСК" владеет 51 - 100% акций региональных ТСО - МРСК. Объединяет большую часть активов распределительного электросетевого комплекса России (подстанции и сети напряжением 0,4 - 220 кВ), за исключением Дальнего Востока и сетей региональных энергосистем, не входивших в РАО "ЕЭС". Основные характеристики холдинга:

  • 591 млрд. кВт.ч - объем переданной электроэнергии по сетям холдинга в 2010 году (около 59% потребления России);
  • 559,5 млрд. руб. - консолидированная выручка по МСФО в 2010 году;
  • 34 млрд. руб. - чистая прибыль в 2010 году.

По данным: Мы готовы рассматривать любые ответственные предложения // Коммерсантъ. 26.08.2011. N 158. С. 10; Правительство раскинет сети для инвесторов // Коммерсантъ. 14.03.2011. N 42/П.

Кроме этого, объекты, используемые сетевыми организациями в ходе осуществления ими предпринимательской деятельности, законодатель относит к технологической инфраструктуре - основа функционирования электроэнергетики. Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют ЕНЭС, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.

Основным принципом использования технологической инфраструктуры электроэнергетики субъектами оптового рынка является обеспечение наиболее эффективной организации экономических отношений на оптовом рынке.

Взаимодействие субъектов оптового и (или) розничных рынков с организацией по управлению ЕНЭС и (или) ТСО осуществляется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 <6>, Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1172 <7>, а также Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 <8>.

<6> Собрание законодательства Российской Федерации. 27.12.2004. N 52 (часть 2). Ст. 5525.
<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 04.04.2011. N 14. Ст. 1916.
<8> Собрание законодательства Российской Федерации. 11.09.2006. N 37. Ст. 3876.

В настоящий момент Федеральный закон не раскрывает понятие "инфраструктурная организация" и не устанавливает особенности правового регулирования деятельности таких организаций. Отнесение или неотнесение юридического лица к инфраструктурной организации не несет изменения правового регулирования деятельности этого лица. В то же время развитие ЕНЭС и объектов электросетевого хозяйства ТСО является приоритетной задачей сетевых организаций и инвестиционной политики государства в целом. Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона целями инвестиционной политики государства в сфере развития ЕНЭС являются повышение эффективности электроэнергетики, устранение технологических ограничений перетока электрической энергии и увеличение пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощностей электростанциями. В указанных целях государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности организации по управлению ЕНЭС.

Первое легальное понятие "сетевая организация" <9> было закреплено в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила).

<9> До начала 2003 г. в правовых актах делалась попытка внедрить в правовое поле понятие электросетевой организации. Так, в частности, в соответствии с п. 3 Правил предоставления услуг по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением ФЭК РФ от 11.09.1998 N 36/3, "электросетевая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на ином законном основании электрические сети и (или) устройства преобразования электрической энергии, осуществляющее хозяйственную деятельность по оказанию комплексных услуг, связанных с использованием электрических сетей и (или) устройств преобразования электрической энергии. Учитывая, что текст Постановления официально опубликован не был и Постановлением ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/15 вышеуказанное Постановление признано утратившим силу, в настоящей статье мы не будем давать характеристику данного понятия.

Под сетевыми организациями в Постановлении понимались коммерческие организации, основным видом деятельности которых является оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, а также осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Данное понятие ввиду его некорректности было изменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 168 <10>. Некорректность понятия выявилась при правоприменении норм Правил. В частности, п. 3 Правил предусматривает обеспечение равных условий предоставления услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Таким образом, нормы Правил направлены на реализацию ст. 426 ГК РФ и п. 2 ст. 26 Федерального закона и закрепляют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг, в том числе недопущения отказа сетевой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставления потребителю соответствующих услуг (передача электрической энергии и технологическое присоединение).

<10> Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 168 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики" опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 02.04.2007, N 14, ст. 1687.

В то же время ранее действующее понятие исключало применение норм Правил к таким организациям, у которых основным видом деятельности являлось не оказание услуг или технологическое присоединение, а, например, производство бумаги, металла и т.п., но в то же время организация на законном основании владела объектами электросетевого хозяйства. Злоупотребление, как правило, выражалось в уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения организациями, владеющими объектами электросетевого хозяйства, при этом основным видом деятельности которых передача или технологическое присоединение не являлись.

В настоящее время согласно п. 2 Правил сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в ЕНЭС.

Исходя из приведенного понятия, законодательство Российской Федерации об электроэнергетике содержит следующие характеристики субъекта электроэнергетики, при наличии которых лицо может быть признано сетевой организацией.

Первый признак. Сетевая организация - это организация. Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации <11> (далее - ГК РФ) участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Под юридическим лицом ГК РФ понимает организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

<11> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

Исходя из понятия "сетевая организация", раскрытого в Правилах, сетевой организацией может являться только лишь юридическое лицо. Граждане (физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность) не могут быть признаны сетевой организацией. В то же время согласно п. 1 ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, которые установлены законом. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ). Федеральным законом прямо не установлены цели введения ограничения, а само ограничение четко юридико-технически <12> не выражено.

<12> Юридическую технику в широком смысле можно определить как совокупность средств и методов, посредством которых цели, намеченные или преследуемые властными органами гражданского общества, укладываются в русло правовых норм и достигаются путем действенного исполнения этих норм. См.: Сандевуар П. Введение в право. М., 1994. С. 135.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, последовательно излагаемой в Постановлениях от 14 мая 1999 года N 8-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 мая 2003 года N 9-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного его применения, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, из которых следует требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования; в противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, с точки зрения юридической техники в части установления ограничений требуется уточнить нормы законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.

Второй признак. Сетевая организация - организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства. Второй признак сетевой организации строится на принципе титульного владения <13> юридическим лицом объектами электросетевого хозяйства. Под объектами электросетевого хозяйства ст. 3 Федерального закона понимает линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Законодательство Российской Федерации не содержит общую норму, ограничивающую оборотоспособность объектов электросетевого хозяйства.

<13> Титульное владение - это владение вещью, основанное на каком-либо праве (правовом основании или титуле), вытекающем из соответствующего юридического факта, например право собственности, основанное на договоре купли-продажи вещи или на переходе ее в порядке наследования. В отличие от этого беститульное (фактическое) владение не опирается на какое-либо правовое основание, хотя при установленных законом условиях и оно может влечь определенные правовые последствия // Гражданское право: В 2 т. Том. I: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "БЕК", 2003. С. 493.

Третий признак. Юридическое лицо можно отнести к сетевой организации в случае осуществления им следующих видов деятельности с использованием объектов электросетевого хозяйства:

  • оказание услуг по передаче электрической энергии;
  • осуществление в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц.

До принятия Федерального закона подзаконный нормативный правовой акт отграничивал понятие "передача электрической энергии" от понятия "распределение электрической энергии" <14>.

<14> См.: Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации, одобренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 года N 526 (Собрание законодательства Российской Федерации. 16.07.2001. N 29. Ст. 3032).

В настоящее время законодательство Российской Федерации об электроэнергетике не содержит вышеуказанного отграничения, а под услугами по передаче электрической энергии Федеральный закон понимает комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями (ст. 3 Федерального закона).

Согласно пункту 2 ст. 26 Федерального закона оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным <15>.

<15> В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая сетевыми организациями, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, Федеральным законом "Об электроэнергетике" и иными федеральными законами.

Статья 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <16> относит деятельность по передаче электрической энергии к естественно-монопольным видам деятельности.

<16> Собрание законодательства Российской Федерации. 21.08.1995. N 34. Ст. 3426.

Производство в условиях естественной монополии обладает важной технологической особенностью, определяющей его экономическую эффективность: для него характерно существенное снижение издержек на единицу товара (продукции) по мере увеличения объемов. Это происходит, как правило, в результате значительной экономии на масштабах производства и вследствие высоких фиксированных издержек. В связи с такой структурой издержек эффективнее оказывается не конкуренция нескольких производителей, как в других отраслях, а отсутствие конкуренции и монополия одного товаропроизводителя. Главный признак естественной монополии в том и состоит, что удовлетворение спроса на данном рынке в условиях монополии эффективнее, чем в условиях конкуренции <17>.

<17> Авилов Г.Е., Белов В.Е., Клейн Н.И., Котов С.Ф., Павлова О.К., Разгуляев Ю.А., Цуканова Н.Ш. Комментарий к Федеральному закону "О естественных монополиях" // Законодательство и экономика. N 19-20(137-138)/96. С. 6.

В соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" преобладающим методом административно-правового регулирования и контроля, применяемым в отношении субъектов естественных монополий, является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения тарифов или их предельных уровней на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых устанавливается законодательством <18>.

<18> Ерина Е.Н. Проблемы ценового регулирования в отношении субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса // Законодательство и экономика. 2008. N 4.

Одной из важнейших функций органов регулирования естественных монополий является формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий. Принятие решения о введении регулирования является основанием для включения субъекта естественной монополии в реестр. Включение субъекта естественной монополии в реестр не зависит от его доли на рынке и от того, допускает ли он нарушения законодательства. В реестр включаются лишь те хозяйствующие субъекты, которые заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Помимо вышеуказанного вида деятельности, осуществляемого в соответствии с законодательством о естественных монополиях, сетевая организация обязана выполнять в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению впервые вводимых в эксплуатацию, вновь построенных, расширяющих свою ранее присоединенную мощность и реконструируемых энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям (далее - технологическое присоединение) при условии соблюдения им Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила технологического присоединения), и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Необходимо отметить, что владелец (не являющийся сетевой организацией) энергопринимающего устройства или объектов электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям третье лицо (иного владельца объекта электроэнергетики) при условии соблюдения выданных ранее технических условий. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства и третьим лицом заключается договор об осуществлении технологического присоединения, плата по которому устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Четвертый признак. Сетевая организация - это организация, "осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам, входящих в ЕНЭС".

Данный признак характерен для организации по управлению ЕНЭС. В настоящее время собственниками объектов электросетевого хозяйства, которые по своим параметрам относятся к объектам ЕНЭС, являются более 60 юридических лиц. Общее число таких объектов, которыми владеют иные собственники, более 400. Как правило, речь идет об объектах электросетевого хозяйства лиц, не входивших в холдинг ОАО "РАО "ЕЭС России", поэтому консолидацию таких объектов через централизованные корпоративные процедуры невозможно было осуществить.

Федеральный закон в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии ограничил собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС , в осуществлении своих прав в части:

заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и определения условий этих договоров;

использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией по управлению ЕНЭС (п. 2 ст. 7 Федерального закона).

Ограниченные Федеральным законом права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, осуществляются организацией по управлению ЕНЭС.

Организация по управлению ЕНЭС заключает с другими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, договоры, определяющие порядок использования указанных объектов.

Заключение таких договоров является обязательным для собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.

Приведенные четыре признака сетевой организации указаны в законодательстве Российской Федерации об электроэнергетике. В данной статье хотим обратить внимание и на иные признаки, которые характеризуют правое регулирование деятельности сетевых организаций либо отличают их регулирование от иных участников правоотношений в сфере электроэнергетики.

Правовое регулирование деятельности сетевых организаций необходимо отличать от правового регулирования деятельности иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Сетевые организации являются профессиональными участниками рынков электрической энергии и мощности, на постоянной основе оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют деятельность по технологическому присоединению. Договоры, на основании которых оказываются вышеуказанные услуги, являются публичными, и сетевые организации не вправе отказаться от их заключения или оказывать предпочтение тем или иным потенциальным потребителям <19>.

<19> Так, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 115-О указывается, что отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается и при уклонении в таком случае от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения (пункт 3 статьи 426 и пункт 4 статьи 445 ГК Российской Федерации).

Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, как правило, создавали объекты электросетевого хозяйства для удовлетворения собственных производственных нужд. Понуждение таких владельцев к обязательному заключению договоров с любым обратившимся лицом являлось бы ограничением прав и попранием основополагающего принципа гражданского законодательства - свободы договора (п. 1 ст. 1 ГК РФ, ст. 421 ГК РФ). В то же время с учетом специфики построения ЕЭС России, схем энергоснабжения населенных пунктов и непрерывности процесса производства, передачи и потребления социально значимого товара - электроэнергии и мощности законодательство Российской Федерации об электроэнергетике налагает определенные ограничения на иных владельцев объектов электросетевого хозяйства.

Федеральный закон предусматривает, что иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.

Так, например, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через:

(1) энергетические установки производителей электрической энергии;

(2) объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии; или

(3) бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций,

такой потребитель заключает договор оказания услуг по передаче электрической энергии с той сетевой организацией , к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии , к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

Данный институт имеет наименование опосредованного присоединения, установлен законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и направлен на защиту прав неопределенного круга лиц на беспрепятственное получение доступа к общественно значимому объекту гражданского права - электроэнергии и мощности в целях его потребления.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии .

По признакам: 1) титульного владения объектами электросетевого хозяйства, входящими или не входящими в ЕНЭС; 2) оказания услуг по передаче электрической энергии на оптовом или розничных рынках, сетевые организации можно разделить на организацию по управлению ЕНЭС и на ТСО.

Указанные критерии разграничения сетевых организаций в настоящее время являются условными, так как нередки случаи, когда организация по управлению ЕНЭС оказывает услуги субъектам розничных рынков и, наоборот, ТСО оказывает услуги по передаче электрической энергии субъектам оптового рынка. Кроме этого, Федеральный закон допускает возможность до 1 января 2014 года для организации по управлению ЕНЭС передавать в аренду ТСО объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти <20>.

<20> См.: Правила согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1173 // Собрание законодательства Российской Федерации. 06.06.2011. N 23. Ст. 3316.

В то же время необходимо подчеркнуть, что ЕНЭС является основной частью Единой энергетической системы России и включает в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны, и представляет собой один из элементов гарантии целостности государства <21>.

<21> Глава II. Направления реформирования электроэнергетики, раздел 2. Реформирование электроэнергетической отрасли, подраздел "Создание федеральной сетевой компании" Основных направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации, одобренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 N 526.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона ЕНЭС представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

Критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 41 <22>. Условия отнесения объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС и порядок ведения реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2003 года N 648.

<22> Собрание законодательства Российской Федерации. 30.01.2006. N 5. Ст. 556.

Однако в законодательстве Российской Федерации сделано одно исключение: комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства железнодорожного транспорта общего пользования не относится к ЕНЭС. Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" распоряжается указанными объектами самостоятельно с учетом ограничений, установленных Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" <23>.

<23> Собрание законодательства Российской Федерации. 03.03.2003. N 9. Ст. 805.

С целью сохранения и укрепления ЕНЭС, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике была создана организация по управлению ЕНЭС.

В соответствии с п. 3 Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2003 года N 648, открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" названо организацией по управлению ЕНЭС <24>.

<24> Российской Федерации принадлежит 79,48% акций ОАО "ФСК ЕЭС". Рыночная капитализация ОАО "ФСК ЕЭС" на 31.12.2010 - 452 млрд. руб. В настоящее время в собственности ОАО "ФСК ЕЭС" находится основная часть объектов ЕНЭС:

  • количество подстанций - 797 шт.;
  • суммарная мощность трансформаторов 35 - 750 кВ - 305 459 МВА;
  • общая протяженность сетей - 121,096 тыс. км;
  • отпуск электроэнергии - 466 млрд. кВт.ч.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает, что доля участия Российской Федерации в уставном капитале организации по управлению ЕНЭС по завершении реформирования ОАО "РАО "ЕЭС России" должна быть не менее 75 процентов плюс одна голосующая акция.

Создание организации по управлению ЕНЭС, по мнению реформаторов, должно позволить:

укрепить интегрирующую роль Единой энергетической системы России и обеспечить взаимодействие производителей и потребителей электроэнергии на конкурентном оптовом рынке электроэнергии;

обеспечить непосредственное подключение всех регионов России к ЕНЭС;

гарантировать равный доступ продавцов и покупателей на оптовый рынок электроэнергии;

осуществлять эффективное государственное регулирование тарифов на передачу электроэнергии;

повысить энергетическую безопасность государства;

способствовать проведению эффективной государственной внешнеэкономической политики в сфере электроэнергетики.

ОАО "ФСК ЕЭС" как организация по управлению ЕНЭС выполняет одну из важных задач, которые призвано решать гражданское законодательство, так как надежная эксплуатация и развитие объектов ЕНЭС обеспечивают единство экономического пространства на территории Российской Федерации.

Организация по управлению ЕНЭС оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС.

Понятие "территориальная сетевая организация" раскрыто в ст. 3 Федерального закона, согласно которой под территориальной сетевой организацией понимается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к ЕНЭС. Исходя из определения ТСО, можно сделать вывод, что это не просто организация, а коммерческая организация. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Таким образом, с одной стороны, разграничение сетевых организаций на организацию по управлению ЕНЭС и на территориальные сетевые организации базируется на втором признаке легального понятия сетевой организации по титулу владения объектами электросетевого хозяйства и их разграничении на объекты, относящиеся к ЕНЭС, и объекты, не относящиеся к ЕНЭС. С другой стороны, налицо объединяющий признак: сетевые организации - коммерческие организации. Кроме вышеназванных признаков сетевых организаций (легального определения и отнесения законодательством их к инфраструктурным организациям), необходимо обратить внимание на еще два признака, которые базируются на концептуальных положениях Федерального закона и были положены в основу реформирования электроэнергетики Российской Федерации.

Речь идет о нормах-запретах <25>, которые, в свою очередь, способствуют реализации разграничения субъектов электроэнергетики на конкурентоспособных и осуществляющих естественно-монопольный вид деятельности (область экономических отношений, в которых конкуренция невозможна).

<25> Запрещающая норма - норма, устанавливающая обязанность субъекта воздержаться от совершения действий известного рода (например, не сообщать посторонним лицам о факте усыновления; не принимать законы, нарушающие права и свободы человека). См.: Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 64.

В частности, существуют два запрета. Первый установлен в п. 4 ст. 8 и в п. 1 ст. 41 Федерального закона, в соответствии с которыми:

организации по управлению ЕНЭС запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии и мощности (за исключением покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой для собственных (хозяйственных) нужд; покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой в целях компенсации потерь в электрических сетях и технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении функций гарантирующего поставщика);

территориальным сетевым организациям запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии (за исключением покупки территориальными сетевыми организациями электрической энергии для цели компенсации потерь в электрических сетях), а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении функций гарантирующего поставщика.

В целях обеспечения реализации указанных требований законодательство Российской Федерации об электроэнергетике с 1 апреля 2006 года не допускает возможности одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

Кроме этого, абз. 5 ст. 4 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" <26> устанавливает, что организации, создаваемые при реорганизации ОАО "РАО "ЕЭС России", его дочерних и зависимых обществ, не вправе одновременно иметь на праве собственности объекты электросетевого хозяйства, относящиеся к ЕНЭС, и объекты электросетевого хозяйства, не относящиеся к ЕНЭС.

<26> Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1178.

Можно указать еще на один, весьма специфический, технологический признак сетевой организации. Как известно, в процессе передачи электрической энергии по объектам электросетевого хозяйства происходит естественная убыль передаваемой энергии, так называемые потери.

В соответствии с п. 51 Правил сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.

Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

Потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, в целях избежания их двойного учета.

Нормативы технологических потерь устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами и методикой расчета нормативных технологических потерь электроэнергии в электрических сетях <27>.

<27> Инструкция по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденная Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 326 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 20.04.2009. N 16.

Нормативы потерь электрической энергии в электрических сетях устанавливаются в отношении совокупности линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих соответствующей сетевой организации, с учетом дифференциации по уровням напряжения сетей при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее понятие сетевой организации в Российской электроэнергетике как субъекта гражданского права.

Сетевая организация - это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, с ограниченной законом правоспособностью, внесенное в реестр субъектов естественных монополий в установленном законодательством порядке и оказывающее на возмездной основе услуги по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих устройств, цена (тарифы, плата) за которые, в соответствии с законодательством, устанавливается и (или) регулируется уполномоченными на то государственными органами, и характер деятельности такой организации обязывает ее оказывать эти услуги в отношении каждого, кто к ней обратится.

В последние десятилетия ответом организаций во всем мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от центра­лизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды.

Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний («внутрен­ние рынки») вызвало к жизни новый тип структур – сетевые органи­зации , в которых последовательность команд иерархической струк­туры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и разви­тием взаимоотношений с другими фирмами.

Сети представляют со­бой совокупность фирм или специализированных единиц, деятель­ность которых координируется рыночными механизмами вместо ко­мандных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая со­временным требованиям внешней среды. Вместе с тем эффектив­ность сетевых организаций нередко снижается из-за ошибок руко­водителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими.

В качестве при­меров действующих сетевых организаций можно назвать следующие:

Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этих формах работа организуется вокруг специфических проектов и пред­полагает создание временных коллективов квалифицированных ра­ботников разнообразного профиля (например, строительные и про­мышленные проекты, издательское дело или создание фильмов).

Сетевая организация в районах («долинах») с малыми производст­венными фирмами. Эти формы связей охватывают, например, север­ные итальянские промышленные районы (включая текстильные ком­пании, такие, как «Бенеттон») или фирмы по производству полупро­водников в Силиконовой долине (США).

Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему . Эти формы включают хорошо известные азиатские «keiretsu» (коммерческие объединения) и кооперационные связи между главными сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками (например, «Вольво» в Швеции).

Стратегические союзы. Союзы этого вида распространены сре­ди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремя­щихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобаль­ном масштабе.

Как показано на рис. 9, некоторые сети объединяют поставщи­ков, производителей и органы по реализации продукции, между ко­торыми устанавливаются долгосрочные стабильные отношения. Дру­гие сети гораздо более динамичны, компоненты ценностной цепи со­единяются на контрактной основе в интересах реализации проекта или производства продукции, а затем распадаются, чтобы стать частью но­вой ценностной цепи для следующего предпринимательского проек­та. Поскольку любые функции реализуются на контрактной основе, то можно легко заменить поставщиков, вследствие чего у компании с сетевой структурой снижаются издержки.

Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков:

фирмы, использующие старые органи­зационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг. Многие сетевые организации использу­ют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных зве­ньях ценностной цепи.

сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы – не просто взаимоотношения не­зависимых хозяйствующих субъектов. На самом деле различные ком­поненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с дру­гом, поставляют продукцию для того, чтобы удерживать определен­ное место в ценностной цепи.

Рис. 9. Сетевые организации:

а – внутренняя сеть; б – стабильная сеть; в – динамичная сеть

Хотя подрядные сетевые организации были частным яв­лением, многие недавно разработанные сети предполагают более дей­ственную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение участ­ников не только улучшает конечные результаты, но и способствует вы­полнению контрактных обязательств.

В ряде отраслей, число которых постоянно растет (включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и др.), сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – про­изводителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Хотя сетевые организации обладают чертами, отличающими их от других организационных форм, стабильные, динамичные и внутрен­ние сети включают в себя элементы разных организационных струк­тур как базовых составляющих новых форм.

В итоге сетевая организация включает в себя элементы специали­зации функциональной формы, автономность дивизиональной струк­туры и возможность переброски ресурсов, характерную для матрич­ной организации. Сопоставление разных моделей организации про­ведено в таблице 2. Однако сетевая организация сама по себе имеет ряд ограничений .

Как свидетельствуют исследования, два вида типичных ошибок характерны для развития различных орга­низационных форм:

1) расширение формы за пределы ее внутренних возможностей;

2) появление таких модификаций, которые не соот­ветствуют внутренней логике данного организационного образования.

Организационная форма может эффективно работать только в опре­деленных пределах. Когда логика формы нарушается, неизбежен про­вал. Рассмотрим более детально характеристики каждого вида сете­вой организации.

Таблица 2 - Характеристика свойств разных организаций

Ключевые факторы Модели
Иерархия Сетевая организация
Нормативная база Служебные взаимоотношения Договорные отношения
Средства связи Стандартные Использующие многообразные современные технологии
Модель решения конфликтов Административ­ные приказы, контроль Нормы взаимности
Степень гибкости Низкая Высокая
Обязательства сторон Средний уровень обязательств Высокий уровень обязательств
Атмосфера (климат) в организации Формальная, бюрократическая Предполагаемая открытость, взаимо­выгодность
Предпочтения или выбор участников Подчиненность Взаимозависимость

Стабильная сеть

Эта форма в своей основе близка к функциональной организации Она разработана для обслуживания предсказуемого рынка путем объ­единения специализированных ресурсов партнеров (подразделений фирмы) в соответствии с заданной продуктовой ценностной цепью. Однако, в отличие от вертикально интегрированной организации ста­бильная сеть замещает ряд компонентов фирмы, каждый из которых тесно связан с ее ядром конкретными соглашениями. Каждый ком­понент поддерживает свою конкурентоспособность посредством об­служивания клиентов вне сети.

Наиболее распространенная угроза эффективности стабильной сети – это требование полной утилизации ее ресурсов в интересах цен­тра фирмы. В этом случае цены, качество продукции и технические параметры организации не совершенствуются путем рыночной кон­куренции. Это может выразиться в неспособности поставщиков кон­курировать на рынке, а центра фирмы – использовать их потенциал в полной мере (табл. 3).

В интересах максимизации эффекта и центр фирмы, и его постоянные партнеры должны рассматривать пределы своей взаимозависимости.

Таблица 3 - Основные характеристики сетевых организаций

Тип сети Особенности организации Сферы применения Недостатки, связанные с расширением сети Недостатки связанные с модификацией структуры
Стабильная Крупная фирма (с центром), создающая рыночно ориен­тированные связи с ограниченным потоком информации вверх и вниз Добывающие отрасли требующие крупных капиталовложении Объединение собственности партнеров ограничивает риск и побуждает к полному использованию всех ресурсов Чрезмерное использование услуг поставщиков или продавцов может привести к их излишней зависимости от центра фирмы Большие надежды возлагаемые на ко операцию могут ограничить творческий потенциал партнеров
Внутренняя Совместное владение, распределение ресурсов по ценностной цепи с использованием рыночных механизмов Добывающие от­расли требующие крупных капитале вложении Рыночные цены позволяют оценивать работу внутренних подразделении Фирма может рас ширить владение активами за пределы возможностей «внутреннего рынка» и механизмов оценки результатов деятельности Руководители фирмы используют команды вместо влияния и стимулов, чтобы направлять внутренние операции
Динамичная Независимые элементы фирмы вдоль цен­ностной цепи формируют временные союзы из большого числа потенциальных партнеров Отрасли с низким техническим уровнем с коротким производственным циклом и динамично изменяющиеся высокотехнологичные отрасли (электроника, биотехнология и т. д. Экспертиза может оказаться слишком узкой и выгоды от ценностной цепи могут достаться другой фирме Могут быть разработаны действенные механизмы, чтобы предотвратить сопротивление партнеров Ограниченное общение с нижестоящими и вышестоящими партнерами

Стабильная сеть также может быть нарушена непродуманными модификациями. Некоторые центральные фирмы пытаются устано­вить все

условия работы в цепи для поставщиков Излишнее вмеша­тельство в процесс поставки и распределения со стороны централь­ной фирмы может отвергаться другими. Но в определенных рамках тесное сотрудничество полезно. В то же время если добровольность в цепи не соблюдается, то подавляется творческое начало. И в резуль­тате фирма-центр превращает организацию в вертикально интегри­рованную функциональную систему.

Внутренняя сеть

Логика внутренней сети, или внутреннего рынка, требует созда­ния рыночной экономики внутри фирмы. В ней организационные единицы продают и покупают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке. Очевидно, что если внутренние операции отражают рыночные цены, различные компоненты должны иметь постоянную возможность оценивать качество товаров и их цены пу­тем купли-продажи вне фирмы. Цель внутренней сети, как и ее пред­шественника – матричной формы, состоит в получении конкурент­ных преимуществ путем

предоставления широкой предприниматель­ской свободы подразделениям фирм, нацеленным на конечный ре­зультат. Но, как и матричная структура, внутренняя сеть может быть нарушена факторам и, которые перегружают ее рыночные механизмы, и модификациями, ведущими к разбалансированности взаимоотно­шений между покупателями и продавцами.

Внутренние сети могут испытывать большие трудности из-за их чрезмерного расширения, но еще в большей степени – из-за непра­вильно ориентированной модификации. Наиболее частая ошибка ру­ководителей организации – это вмешательство в потоки ресурсов или определение цен по операциям. Руководители могут также усматри­вать выгоду в том, чтобы внутренние структурные единицы осуще­ствляли закупки у вновь созданного подразделения, даже если его цены несколько выше, чем на рынке. Но способ, с помощью кото­рого они решают подобные вопросы, является определяющим в оценке жизнеспособности сети. Руководители должны создавать стимулы и направлять деятельность структурных единиц, показы­вая преимущества рыночных методов получения прибыли. Несмо­тря на возникающие проблемы, движение от централизованно пла­нируемых иерархичных структур к структурам «внутреннего рын­ка» набирает силу.

Динамичная сеть

Данный тип сети связан с дивизиональной формой организации, которая делает акцент на адаптивности путем ориентации независи­мых подразделений на отдельные, но связанные рынки. Централизо­ванная оценка результатов и местная оперативная автономия сочета­ются с динамичной сетью, где независимые фирмы объединяются для однократного производства товара или услуг. Для того чтобы реализо­вать потенциал динамичной сети, необходимо множество фирм (или подразделений фирм), действующих в одной ценностной цепи, гото­вых объединиться для выполнения определенной задачи, а затем ра­зойтись, чтобы стать частью другого временного союза.

Наличие множества возможных партнеров, желающих применить свои умения и ресурсы для достижения общей цели динамичной сети, является не только залогом успеха, но и источником потенциальных проблем. Фирмам приходится осваивать достаточно широкий сегмент в ценностной цепи, чтобы справиться с задачей тестирования и защи­ты своего вклада в общий проект. Проектанту необходимо поддержи­вать свою способность строить прототипы, производителю – экспе­риментировать с новыми технологиями и т. д. Фирмы, у которых ос­нова вклада либо слишком узка, либо нечетко определена, на рынке легко опережаются конкурентами.

Следовательно, фирмы с четко очерченной компетентной пози­цией в ценностной цепи, поддерживаемой постоянными инвестици­ями в технологии и развитие персонала, могут претендовать на взаи­модействие с партнерами сети. Тем не менее для них существует по­стоянный соблазн снизить уровень своей компетентности. Они могут пытаться повысить уровень своей безопасности за счет упования на юридическое оформление контрактов, предпочтительные отношения с определенными партнерами и т. д.

Каждое усилие (выход на новые рынки, внедрение технологиче­ских новшеств, введение системы стандартов) направлено на то, что­бы предоставить вновь образованным структурам конкурентные пре­имущества. Такие модификации могут стать на пути эффективного развития динамичной сети, ее способности эффективно распреде­лять ресурсы и персонал, объединяя и разъединяя их с минималь­ными затратами и минимальной потерей оперативного времени. Каждая фирма (подразделение) должна поддерживать собственную компетентность и противостоять факторам, угрожающим деятель­ности сети.

Свет / Подключение к электросетям

Любой, кто начинает непростой процесс подключения электричества не может не столкнуться с электросетевой компанией. Их громоздкая структура, бюрократия, равнодушие и хамство сотрудников — притча во язытцах. Ощущение безысходности и бесперспективности в борьбе за свои законные интересы - вот что испытывает практически каждый, кто сталкивается с этим миром. И тем не мене, чтобы бороться за свои права, надо знать, кто выступает на другой стороне. Статья юриста Анатолия Бакеева дает необходимую базу для понимания, что же такое электросетевые компании.

Электросетевые компании: что это такое?

Естественным вопросом каждого желающего подключиться к электрическим сетям будет, наверное, вопрос, а зачем, собственно говоря, ему так уж необходимо знать, что же представляют собой эти организации - электросетевые компании? Так ли это важно?

Ответ, в общем-то, лежит на поверхности. Очень редко приходилось слышать положительные отзывы о быстром или же безукоризненном подключении к электрическим сетям. А если заглянуть на специализированные сайты и форумы, где бурно обсуждаются проблемы подключения к электрическим сетям, то можно почитать много нелицеприятных и даже непечатных выражений…. в адрес энергетиков. Не меньше нареканий в их адрес звучит по поводу плохого качества электроснабжения. При этом жалующиеся часто не отличают энергосбытовые организации от электросетевых, считая, что это одна и та же организация, либо путая их цели и задачи.

Путаница в понимании существующей разницы между этими организациями, сложность организационной структуры большей части электросетевых компаний приводит к совершенно не оправданным потерям времени на поиски именно той организации, в которую следует подавать заявления на подключение и иные заявления и жалобы. В конечном счете, это создает у большей части обращающихся к электросетевым компаниям ощущение безысходности и бесперспективности в « борьбе» за отстаивание своих законных прав и интересов.

Элекстросетевые компании: как появились?

В тоже время для относительно полного понимания целей деятельности электросетевых компаний вполне достаточно знать, что это, во-первых, весьма внушительная часть электроэнергетической отрасли, подвергшейся реформированию.

Общеизвестный факт разделения электроэнергетики на генерацию и электрические сети (то есть те самые электросетевые компании) в общем-то, доступен для широкого понимания. Менее понятно выделение в самостоятельные структуры еще и энергосбытовых организаций. Но поскольку все это произведено в полном соответствии с принятым в 2003 году Федеральным законом « Об электроэнергетике» (№ 35-ФЗ от 26.03.2003 г.), то поэтому остается это только принять и постараться в нем разобраться.

Электросетевые компании ФСК и холдинга МРСК

Во-вторых, сами электросетевые компании во многом отличаются друг от друга (это обусловлено эксплуатируемыми ими электрическими сетями). Поскольку подавляющее большинство конфликтующих с электросетевыми организациями, как правило, выше их регионального руководства не поднимается, можно оставить без подробного описания высоковольтные магистральные сети, находящиеся в эксплуатации у электросетевых предприятий системы ОАО « ФСК» (ОАО „Федеральная сетевая компания“ — это самая высшая руководящая структура федерального значения).

Следует только упомянуть о принятом в начале 2012 года Правительством РФ решении о реорганизации путем присоединения к ОАО « ФСК» ОАО „Холдинг МРСК“. Это очень важное событие в жизни электросетевых компаний, да и в самой электроэнергетической отрасли, влекущее в дальнейшем существенные изменения в деятельности этих компаний. Впрочем, для рядовых потребителей услуг электросетевых компаний это может остаться незамеченным.

Отдельно следует охарактеризовать систему электросетевых компаний, управляемых упомянутым выше ОАО « Холдинг МРСК» (МРСК - это межрегиональные распределительные сетевые компании). Именно с этими электросетевыми компаниями вынуждено сталкиваться большинство заявителей. Это самая значительная и сложно организованная система электросетевых компаний, созданных на базе бывших государственных электроэнергетических предприятий, подчинявшихся ранее существовавшему союзному Министерству энергетики СССР.

Небольшой, но необходимый экскурс в историю электросетей

Здесь и сейчас совершенно нет никакой необходимости в детализации и раскрытии подробностей истории их переименований, приватизации и акционирования. Можно только отметить, что к настоящему времени построение этих компаний практически привязано к созданным федеральным округам Российской Федерации. Важно в этой системе понимать, что находящиеся под управлением ОАО « Холдинг МРСК», электросетевые компании (так называемые ОАО „МРСК“ регионов) сами управляют в свою очередь бывшими областными (преимущественно областными, но не только) АО-Энерго.

В период реформирования электроэнергетики их (АО-Энерго) поэтапная реорганизация привела к образованию на их основе, так называемых, филиалов ОАО « МРСК» регионов. Утратив статус юридического лица и став такими филиалами, бывшие АО-Энерго, все также продолжают управлять всей той структурой, ранее существовавшей до реорганизации, но также претерпевшей соответствующие преобразования.

Входившие в нее (структуру) до этих преобразований бывшие филиалы АО-Энерго практически только переименовались и стали сейчас называться производственными отделениями (важно не путать их с производственными объединениями) филиалов ОАО « МРСК региона». Особым статусом пользуются электросетевые компании, хотя и входящие в систему ОАО „МРСК“ регионов, но ведущие свою деятельность в городах федерального значения и в городах-миллиониках (правда, не во всех).

Вот такая сложно подчиненная система электросетевых компаний ОАО « Холдинг МРСК» и требует от всех обращающихся в эти компании ясного понимания. Разбираясь в иерархии перечисленных выше структур легче понять серьезную дифференциацию правомочий и обязанностей должностных лиц всех этих структурных подразделений. Созданная вертикаль управления породила чрезвычайно изощренную систему делегирования прав, отражаемых в доверенностях, выдаваемых на всех уровнях управления региональных ОАО „МРСК“. Знать об этой системе нужно, общаясь с любыми должностными лицами этих структур и понимая их права и обязанности.

Для лучшего представления организационного построения системы электросетевых компаний, подведомственных ОАО « Холдинг МРСК», можно привести следующую схему:

Схема электросетевых компаний Холдинга МРСК

Местные электросетевые компании

Электросетевые компании других групп, о которых пойдет речь ниже, не имеют такой сложной структуры и в них отсутствуют такие промежуточные звенья, как филиалы и тем более производственные отделения. Впрочем, теоретически, в каких-то компаниях могут быть и филиалы, так как по действующему законодательству такая возможность предусматривается. А вот наличие, так называемых, производственных отделений вряд ли можно предполагать, так как это эксклюзивная находка исключительно в ОАО « Холдинг МРСК».

Вторая, достаточно большая по количеству, группа электросетевых компаний - это также давно существующие предприятия (бывшие государственные), но находившиеся вне ведения союзного Министерства энергетики СССР и подчинявшиеся областным (краевым) управлениям местного жилищного хозяйства облкрайисполкомов, так называемые Облкоммунэнерго.

В большинстве случаев эти электросетевые компании даже сохранили свои наименования, хотя и стали, как правило, открытыми акционерными обществами. К этой же группе следует отнести такие же давние по происхождению электросетевые компании, действующие в пределах одного либо двух-трех административных территориальных образований (городов или районов областного или краевого подчинения). Здесь уже такого однообразия в организационно-правовых формах не наблюдается и поэтому существуют как хозяйственные общества (ОАО, ООО), так и унитарные предприятия (ОГУП, МУП).

Электросетевые компании — « наследники» крупных предприятий

К третьей группе электросетевых компаний следует отнести вновь (относительно) созданные компании, образованные путем реорганизаций крупных производственных предприятий (как правило, градообразующих) и выделения из них крупных энергетических подразделений (служб главного энергетика, например). Эти действия были произведены как выведение непрофильных активов, поскольку в действительности на обслуживании энергетических служб этих крупных предприятий практически находились не только внутрипроизводственные электрические сети, но и сети городов и районов. Освобождение крупных производств от бремени содержания именно таких сетей и было основной целью создания таких электросетевых компаний.

К той же третьей группе можно отнести и вновь созданные электросетевые компании, образованные в больших городах (в основном городах-миллиониках и областных центрах) крупными строительными организациями, решившими созданием своих электросетевых компаний насущные проблемы освобождения от бремени содержания вновь построенных объектов электросетевого хозяйства. Как показывает практика их деятельности, такие решения себя вполне оправдывают. Остальная часть электросетевых компаний, также вновь создаваемых в последнее время, представляет собой совершенно небольшие организации, обладающие незначительным (в сравнении с электросетевыми компаниями первых двух групп) по количеству объемом электросетевого оборудования.

Электросетевые компании - кто работает с населением?

Объединяет все перечисленные группы электросетевых компаний наличие в их структурах (см. схему выше) самых низовых структурных подразделений, работающих, как говорится, непосредственно « на земле» и называемых районами электрических сетей или сокращенно РЭС. Даже правильное понимание сути названия этих низовых подразделений уже не позволит допускать ошибок при обращении в РЭС и общении с их персоналом.

Следует обязательно понимать то, что под районом тут подразумевается не территориальное административное образование, а обычное производственное подразделение, аналогичное производственному цеху или участку на предприятии. Ну, вот такая производственная терминология возникла и прижилась за десятилетия деятельности электроэнергетических предприятий. И поэтому называть РЭС просто районными электрическими сетями будет неправильно. Заблуждаясь вследствие такой ошибки, можно потерять массу времени, разрешая, например, проблему поиска именно того РЭС, в который надо обратиться с заявлением (жалобой).

Районные электросети - граница компетенций

К особенностям производственной деятельности РЭС следует отнести то, что в зону их обслуживания могут входить электрические сети не только своего, но и соседних административных территориальных образований, не совпадающих с наименованием РЭС. Такая система действует в основном за пределами областных центров. В областных же центрах, имеющих районное деление, бывает, что РЭС вынужден обслуживать какие-то участки электрических сетей, выходящих за пределы своего административного территориального образования. Это объективно обусловлено технологическими особенностями работы электрических сетей и исключить их, невозможно.

И это очень часто приводит к заблуждениям заявителей, не сумевших понять куда же именно им обращаться (в качестве показательных примеров такой проблемы можно указать, допустим, поднятые на одном из форумов темы: http://www.forumhouse.ru/threads/112350/, http://www.forumhouse.ru/threads/145111 и http://www.forumhouse.ru/threads/149351/ где обсуждались в числе проблем и проблемы непонимания адреса РЭС, в который следовало заявителю обращаться и функций сетевых организаций и зон их обслуживания).

Особенностью правового статуса РЭС является отсутствие у РЭС каких-либо значимых правомочий на вступление в договорные отношения с организациями и гражданами и разрешение связанных с ними вопросов. Наименьшими правами в этой сфере обладают РЭСы, входящие в систему ОАО « Холдинг МРСК». Это самые „не уполномоченные“ низовые структурные подразделения, не имеющие права даже вступать в переписку с организациями и гражданами.

В остальных группах электросетевых компаний объем полномочий РЭСов может варьироваться, но, как правило, этот объем полномочий больше чем в системе ОАО « Холдинг МРСК». В любом случае, общаясь с персоналом РЭС, нужно обязательно выяснять наличие у его (РЭС) руководства полномочий на разрешение имеющегося к РЭС (а правильнее сказать, к электросетевой компании) вопроса. По крайней мере, спрашивать в начале общения (можно и в конце, этот тактический вопрос лучше решать по ситуации) с руководством РЭС наличие доверенности, уполномачивающей его на разрешение конкретных вопросов. Уже один такой вопрос может дисциплинировать руководителя РЭС.

Электросети: где же принимаются решения?

Итак, надо в любом случае понимать, что РЭС является самым низовым структурным подразделением любой электросетевой компании, не имеющим статуса юридического лица, и не принимающим окончательного решения по любому возникающему вопросу, в том числе и по вопросам имущественного характера (РЭСы никаких самостоятельных имущественных прав на электросетевые объекты, к примеру, не имеют).

Окончательное решение всегда принимается на вышестоящем уровне управленческой структуры электросетевой компании. Именно на том уровне всегда можно и следует обжаловать действия (бездействие) руководства РЭС. Письменные обращения в РЭС с жалобами и претензиями в основном можно признать нецелесообразыми по причине отсутствия у начальников РЭС (особенно в системе Холдинга МРСК, как уже упоминалось выше) права даже вести официальную переписку. Обращаться в эти РЭС с какими-то письменными обращениями также неуместно, как и направлять письма на завод не его руководству, а ка кому-то начальнику цеха. Поэтому обращаться с заявлениями и претензиями следует только в вышестоящие над РЭС управленческие подразделения электросетевых компаний. Это позволит значительно сократить время, необходимое для решения вопроса.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что только такие знания о деятельности электросетевых компаний позволят быстрее добиваться положительного результата в разрешении своих вопросов тем, кто туда вынужден обращаться.

Сетевые организации. Сетевые организационные структуры .

В современной теории организации особое место занимают представления о сетевых структурах и процессе сетизации. Термин «сетизация» означает формирование организационной сети с узлами и связями для достижения предпринимательских целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктурой. Применяемый в литературе термин «сетизация» означает метод, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей.

Перенесение рыночных отношений на внутреннюю сферу организаций (внутренние рынки) создало новый тип структур – сетевые организации , в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитие взаимоотношений с другими организациями. Сетевые системы концентрируют связи между элементами внутренней и внешней среды организаций.

Сетевая модель применима в качестве модели внутриорганизационного сотрудничества между потенциальными ресурсами и между организациями и группами организаций.

При создании «организации-сети», организация делится на самостоятельные в хозяйственном, а иногда и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли). Это необходимо для более гибкого выполнения производственных программ

Сети из организаций представлены двумя организационными моделями :

Сеть вокруг крупной организации . Крупные организации занимают доминирующее положение в деловых операциях, являются головным заказчиком, и сеть становится иерархизированной. Мелкие организации попадают в зависимость от более крупного партнера; Крупные фирмы подбирают в качестве партнеров организации, отличающиеся высокой гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, творческим потенциалом.

Сеть организаций, близких по масштабам . Большинство организаций, объединенных в сеть, юридически самостоятельны, но в хозяйственном плане поддерживают устойчивость друг друга, что очень важно для всех. В целом организация может освободиться от многих видов деятельности и сконцентрировать все ресурсы на приоритетных для себя областях специализации. Постоянство связей стимулирует инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий, входящих в сеть и повышает конкурентоспособность производимых товаров и услуг.

Сетевые структуры и сетевые отношения могут рассматриваться как альтернативный вариант экономической деятельности.

Сетизация предполагает:

Нетрадиционный взгляд на потенциальные результаты деятельности сетевых структур, которые можно рассматривать как одну из форм социальной мобилизации. Кроме того,



Сетизация содержит в себе предпосылки новой организационной и управленческой системы взглядов, основанной на виртуализации бизнес-процессов и концепции самоорганизации. В связи с этим, с позиций синергетического подхода узлы сетей можно рассматривать как аттракторы процессов самооорганизации.

Сетевая структура неформальна, мобильна и дискретна, так как построена на максимально возможном разделении рисков и создает временные виртуальные институты для решения конкретной задачи, которая решается такой структурой гораздо эффективнее.

По времени развитие сетевой теории и реальных процессов сетизации совпало с распадом социально-экономической системы в странах прежнего социалистического лагеря и последовавшим перераспределением государственной собственности.

Объективно эффективность сетизации определяется ее направлением: «частные предприятия - сеть» или «государственные предприятия - сеть».

Сетевые организации больше опираются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы – не просто взаимоотношения независимых хозяйствующих субъектов. На самом деле они кооперируются друг с другом, поставляют продукцию, для того чтобы удерживать определенное место в существующей ценностной цепи.

Многие вновь разработанные сети предполагают более заинтересованную и действенную роль участников совместных проектов. Как показывает практика, такое добровольное активное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.

Часть отраслей, количество которых постоянно растет, сети представляют как объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Оболочечная организация – это организация, которая часть бизнесфункций, прежде всего производство продукции, передает на контрактной основе сторонним подрядчикам, а сама сосредотачивается на трансакционной составляющей бизнеса, т. е. определяет, что и сколько производить, как и кому реализовывать.

Преимущества сетевых организаций достаточно значительны:

Адаптивность организаций к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменение конъюнктуры;

Концентрация деятельности организации на приоритетных областях, специализации на уникальных процессах;

Существенное сокращение издержек, их рациональная структура и повышение доходов;

Низкий уровень занятости, исключение дублирования использования квалифицированной рабочей силы;

Привлечение к совместной деятельности в рамках сети самых лучших партнеров, исключение использования второсортных исполнителей.

Трудности при внедрении сетевых принципов, свидетельствуют о том, что должны быть определенные границы для «безграничных» организаций.

Сетевая организация сама по себе имеет ряд ограничений, так как имеет реальные и потенциальные слабые стороны сети и присущие ей недостатки. Широкий успех и использование преимуществ каждой новой формы сетевой организации сменялись выявлением ее недостатков в процессе развития.

Исследования показали, что для развития различных организационных форм характерны два вида типичных ошибок :

Расширение формы за пределы ее внутренних возможностей;

Появление таких модификаций, которые не соответствуют внутренней логике данного организационного образования.

Организационная форма эффективно работает только в определенных пределах, а когда логика формы нарушается, наблюдается сбой в системе.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении