Знай свое дело

Некоммерческие унитарные организации. Унитарные некоммерческие организации Некоммерческие унитарные предприятия понятие виды правовая характеристика

(введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

Статья 123.17. Основные положения о фонде

1. Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

3. Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

4. Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123.18 - 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.

Статья 123.18. Имущество фонда

1. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.

Статья 123.19. Управление фондом

1. К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;

принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

К компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

3. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.

4. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Статья 123.20. Изменение устава и ликвидация фонда

1. Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

2. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

2. Учреждения

Статья 123.21. Основные положения об учреждениях

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

4. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Статья 123.23. Частное учреждение

1. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

2. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

3. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

3. Автономные некоммерческие организации

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации

1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова "автономная некоммерческая организация", месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

7. Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

8. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

4. Религиозные организации

Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

2. Настоящий Кодекс определяет гражданско-правовое положение религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций определяется также законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

3. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации

1. Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

2. Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

3. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Статья 123.28. Имущество религиозной организации

1. Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

2. На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

3. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

4. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Некоммерческая унитарная организация - это собирательное понятие, объединяющее несколько типов юридических лиц. Рассмотрим отличительные особенности входящих в эту категорию типов. Первым стоит рассмотреть фонд - довольно специфический тип НУО. Поскольку в настоящее время существует довольно много юридических лиц, работающих по такой форме, особенности функционирования организации важны для тех, кто работает в фондах, кто планирует создать такую структуру или заключить с ней договоренность.

О фондах

Фонд - это некоммерческая унитарная организация, не предусматривающая наличия членов. В качестве учредителей могут выступать физлица, юрлица. База существования фонда - сделанные в добровольном режиме взносы в виде имущества. Фондом может называться только такое лицо, которое было создано для достижения некоторой социальной цели, включая связанные с развитием культуры или благотворительностью.

Базовый документ, регламентирующий работу организации - ее устав. В нем необходимо указать полное наименование структуры, которое должно включать непосредственно слово «фонд». Эта некоммерческая унитарная организация в уставной документации должна указать адрес своего расположения, основную цель (причину формирования), предмет деятельности. Официально необходимо задокументировать, каковы органы юрлица, указать высшую коллегиальную структуру. Устав - источник исчерпывающих данных о попечительской структуре, ответственной за контроль работы юрлица. В документации фиксируется порядок назначения желающих на должности внутри фонда, освобождения от обязательств. Устав должен содержать достаточно подробные сведения относительно возможной процедуры ликвидации. Уже при создании юрлица нужно уточнить, что произойдет с накопленным имуществом, если ситуация сложится таким образом.

Правила и нюансы

Фонд - это некоммерческая унитарная организация, устав которой могут скорректировать судебные решения. Дело, в рамках которого могут вынести такое решение, инициируется заявлением одного из органов организации либо госструктуры, у которой есть полномочия по контролю за работой этого юрлица. В суд обращаются, ежели сохранение уставной документации в изначальной форме может спровоцировать последствия, при формировании структуры непредсказуемые, при этом коллегиальный орган отказывается вносить изменения. Чтобы узнать детальнее о текущих возможностях судебных инстанций, связанных с этим вопросом, следует изучить последнюю редакцию первого пункта 123-го блока ГК.

Особенное унитарное предприятие - некоммерческая организация, сформированная в формате пенсионного фонда. Ее положение регламентируется упомянутым ранее блоком 123 ГК, а именно частями с 18-й по 20-ю. Тут указывается, как ее можно реорганизовать, каковы ситуации, допускающие это. Нормы ГК составлены с учетом специального федерального нормативного акта, принятого для декларирования работы таких структур.

Фонд - это такое унитарное предприятие, некоммерческая организация, которая располагает имуществом, полученным от учредителя (их может быть несколько). Все, что передано структуре, становится собственностью, учредители не сохраняют никаких прав на имущество относительно сформированного юрлица. Соответственно, нет у них и необходимости брать ответственность по тем обязательствам, которые приняла на себя структура. Это справедливо и в обратном направлении: какими бы ни были учредительские обязательства, у сформированного фонда нет нужды по ним отчитываться. Имущество, полученное структурой, используется, дабы достигать оговоренных уставной документацией целей. Из года в год такая организация должна представлять публике отчетность, показывающую, каким образом распоряжается имущественными благами.

Высший коллегиальный орган

Фонд - некоммерческая унитарная организация, управляемая таким органом. Ей присущи несколько уникальных качеств, позволяющих управлять работой предприятия. Только этот орган может формировать другие органы, а также завершать их полномочия раньше запланированного срока. Его сфера ответственности - выделение самых важных направлений функционирования организации, а также определение принципов, согласно которым формируется имущественная база, используемая на благо юрлица. Коллегиальный орган утверждает отчетность за год, включая всю отражающую финансовое положение, и принимает решение о формовании общества, включении такового в деятельность организации. Если в уставе прописана возможность его корректировки этим органом, то только коллегиальная структура может вносить изменения. Ее же сфера ответственности - одобрение сделок, допустимых законодательными актами.

Фонд - некоммерческая унитарная организация, чья высшая структура с описанными ранее преференциями может создаваться единолично тем, на кого возложена исполнительская власть. В некоторых случаях обязательства по назначению переданы правлению. В структуре организации есть также коллегиальный исп. орган (возможно - единоличный). Он должен заниматься проблемами, которые не включены в зону сферы только лишь высшего органа.

Нюансы работы

Особенностью унитарной некоммерческой организации фондового типа можно назвать возможности, данные некоторым участникам предприятия. Если таковые получают полномочия выступать от лица организации, они должны возмещать убытки, если такие по их вине понес фонд. Чтобы это стало необходимым, такое решение должна вынести высшая коллегиальная структура.

Возможна, если такое решение принимает судебная инстанция. Слушания проводятся, если заинтересованная персона направляет соответствующее заявление. Ликвидация понадобится, если имущества, которым располагает организация, не хватает, чтобы достигать запланированных целей, при этом вероятность получения недостающего оценивается как исчезающе малая. Суд может принять решение о ликвидации, если целей, оговоренных уставом, не представляется возможным достигнуть, и изменить их невозможно. Решение суда может обуславливаться уклонением организации от целей, оговоренных уставной документацией.

Важная часть фонда - попечительский совет. Это одна из структур организации, ответственная за контроль за работой юрлица. Ее сфера обязательства - отслеживать, как разные органы принимают решения и исполняют задуманное, пользуются накопленными средствами. Попечительский совет должен контролировать соблюдение нормативных актов. Его деятельность реализована на общественных началах.

Пример фонда - НУО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Учреждения

Некоммерческие унитарные организации такого типа формируются некоторым собственником. Основная цель создания юрлица - управление, развитие культуры, решение социальных задач, а также обеспечение иных функций, которые нельзя назвать коммерческими. Учредителем выступает тот, кому принадлежит имущество нового объекта. На него формируется право оперативного управления. Таковое распространяется не только на объекты, переданные собственником учреждению, но и на купленные самим юрлицом. О правилах оформления оперативного управления можно узнать подробнее из актуальной формулировки первого пункта 123-й статьи ГК (21 части). Право создания юрлица есть у любого собственника. Текущая практика такова, что в нашем государстве преимущественно учреждения формируются муниципалитетами, державой.

Изучая корпоративные и унитарные некоммерческие организации, их особенности и качества, нужно уделить особенное внимание тому, с кого начинается работа юрлица. Если речь идет об учреждениях, то учредитель определяет принадлежность юрлица к некоторой группе. Возможно частное учреждение - такое формирует юрлицо или персона. Бывают муниципальные, государственные. Ответственность за их создание взяли на себя либо субъекты державы, либо образования, либо страна в целом. Процесс формирования нового учреждения не допускает совместное учредительство. Нельзя сформировать НУУ, инициаторами которого были бы муниципалитет и частная персона.

Правила и деньги

Коммерческие и некоммерческие унитарные организации живут на разные средства и по разным законам - для каждой категории юрлиц разработаны свои правила, действующие на федеральном уровне. Более того, есть специальные нормы, созданные для отдельных подкатегорий. В частности, если речь идет об учреждениях, то они делятся на группы, исходя из возложенной на них ответственности, а также варианта финансирования. Бывают автономные организации и бюджетные, третий вариант - казенная форма. Первые два типа формируются публично-правовыми лицами. Идея их существования - обеспечить осуществление некоторых полномочий, следуя букве закона. Они могут существовать для реализации задач, возложенных на самоуправленческие структуры или госинстанции. Могут затрагиваться сферы культуры, соцзащиты, охраны здоровья, науки и образования. Сюда же относятся занятость, физкультура, развитие спорта. Правила формирования автономных учреждений перечислены в принятом в 2006 ФЗ под номером 174. Про бюджетные учреждения можно узнать, изучив нормативные акты, посвященные некоммерческим организациям. Ключевой - это принятый для их регулирования федеральный закон. Не менее важен Бюджетный кодекс нашей державы.

Казенная - это такая форма некоммерческой унитарной организации, которая предполагает специфическое правовое положение юрлица, декларированное Бюджетным кодексом. В нем же указано, в каком порядке формируются такие учреждения, как они ликвидируются, откуда получают деньги на существование. БК фиксирует правовое положение и факт его нахождения в сфере контроля органов госвласти. Возможно, управление возложено на внебюджетный госфонд или самоуправленческую структуру. Это лицо становится основным распорядителем денег, поступающих из бюджета для обеспечения работы учреждения. Доходы, обусловленные деятельностью юрлица, направляются в бюджет державы. Заключение контрактов и договоренностей возможно лишь в пределах оговоренных для конкретного юрлица лимитов. Учреждение заключает таковые от лица державы.

Уставы и организация

Бюджетное, казенное учреждение как организационно-правовые формы некоммерческих унитарных организаций должны создаваться с учетом действующих требований, оговоренных законами. В частности, в уставе такого юрлица обязательно должна присутствовать информация о принадлежности к конкретному типу. Устав должен подробно описывать, кто является собственником, какого рода деятельность может вести сформированное учреждение, каковы его цели. Устав должен давать представление о структуре юрлица и том, какова компетентность его управляющих элементов, в каком порядке они формируются, как долго могут контролировать работу учреждения. Устав должен описывать правила деятельности управляющих структур учреждения.

Некоммерческими унитарными организациями признаются автономные учреждения. В их уставе в обязательном порядке необходимо перечислить всю важную информацию о юрлице. Составляя устав, следует руководствоваться специализированным нормативным актом, принятым для регулирования работы автономных учреждений. Учредитель вправе определить руководителя. Его могут выбрать коллегиальные органы, если сложилась ситуация, удовлетворяющая законам. Ответственность за утверждение коллегиального органа возложена на учредителя юрлица.

Цели и ресурсы для их достижения

Унитарная некоммерческая организация, созданная собственником, муниципалитетом, страной, работает, поскольку располагает некоторым специальным заданием. Таковое формируется инстанциями госвласти, имеющими соответствующие полномочия, а также самоуправленческими структурами, на которые возложены полномочия по разделению выделяемых из бюджета денег. Если учреждение частное, деятельность обеспечивается за счет имущества, переданного по правилам оперативного управления. Имущество может включать денежные суммы. Учреждение должно отвечать по всем обязательствам, связанным с деньгами, которые есть у него в наличии. Если ситуация соответствует указанной в законе, необходимо также брать на себя ответственность по иным имущественным обязательствам. Если денег в распоряжении учреждения недостаточно, ответственность за это возлагается на собственника. Подробные детали можно уточнить в 123-й статье ГК, 23-й части, втором пункте, и в 22-й части, в пунктах с четвертого по шестой.

Автономная организация

Таковой может быть унитарное юрлицо, сформирование из взносов отдельных персон, юрлиц. Цель существования учреждения - обслуживание в области образования, науки, культуры, охраны здоровья. Можно создать автономную организацию, которая бы занималась иными сферами социальной жизни, не являясь при этом коммерческой. Отличительная особенность в сравнении с учреждением - возможность совместной работы нескольких учредителей, в качестве которых могут выступать юрлица, физлица в любых комбинациях.

Пример: АНО «Наносертифика».

Следует знать

Некоммерческие организации - государственные унитарные предприятия, учреждения, фонды - это такие юрлица, чье существование задумано не для получения прибыли. У этих лиц нет права распределения между участниками прибыли даже в том случае, если таковая была получена. Некоммерческими могут быть только такие юрлица, перед которыми не стоит задача получения прибыли и ее разделения. Эти типы юрлиц формируются, чтобы служить общественным интересам и увеличивать объемы благ, необходимых людям. Некоторые организации формируются, дабы улучшать здоровье людей, удовлетворять различные потребности помимо материальных. Есть юрлица, созданные для защиты правовых интересов, законов, а также исключения конфликтных ситуаций и нахождения решения при формировании таковых. Могут преследоваться иные цели, если таковые в итоге дают некоторое социальное благо.

Любая некоммерческая организация, государственное унитарное предприятие, фонд и иная форма - это тип юрлица, подлежащий регистрации на госуровне. Формирование происходит без указания заранее периода деятельности учреждения, если таковой не оговорен в учредительной документации. Чтобы зарегистрировать новое предприятие, нужно направить пакет официальных бумаг в Министерство Юстиции либо местное отделение этой инстанции. Чиновникам потребуется учредительная документация, заявление располагающего соответствующими полномочиями человека. Чтобы в частном порядке учредить юрлицо, нужно предоставить устав. Чиновники нуждаются в решении о формировании организации, в официальных данных об учредителях. Заявитель должен оплатить госпошлину и предоставить квитанцию, подтверждающую это, а также приложить бумаги, регламентирующие точное местоположение, то есть адрес, по которому можно связаться с юрлицом.

О правилах и нормативах

К некоммерческим организациям относятся унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные и казенные, бюджетные и частные юрлица, которые прошли процедуру регистрации полностью и в установленные сроки. Законами оговорена необходимость направления документации в первую четверть года после принятия решения, декларирующего создание юрлица. В обязательном порядке такое лицо должно располагать собственной сметой либо иметь баланс. Есть несколько форм, разрешенных законами, и учредители могут выбирать оптимальную для конкретных задач. Можно формировать партнерство, не преследующее коммерческую цель, можно создать учреждение или автономную организацию, союз либо ассоциацию. Пользуются востребованностью форматы, объединяющие людей по некоторому социальному признаку или религии. К некоммерческим принадлежат общины, созданные для отстаивания интересов малочисленных народностей или иных групп. К этой категории относятся, например, казачьи общества.

К некоммерческим организациям относятся унитарные государственные предприятия, фонды, сообщества, союзы, учреждения, которые располагают имуществом в виде денег и в иной форме. Таковые могут быть получены как добровольные вложения, учредительские поступления, а также прибыль за счет реализации продукции, сервиса. При наличии вклада, ценных бумаг некоммерческое юрлицо располагает прибылью, которая также входит в его имущество. Можно пользоваться имуществом в собственности, получая прибыль. В целом некоммерческому юрлицу доступны все варианты получения прибыли, которые не запрещены законодательством. Законами также закрепляется ряд прав. Некоммерческие юрлица могут открывать банковские счета в нашей стране и вне ее пределов, у них есть возможность оформления печати, текст на которой - на русском языке. Можно иметь бланки, штампы, на которых указано имя. Некоммерческая организация вправе зарегистрировать, следуя оговоренной законами процедуре, индивидуальную эмблему.

Фонд -унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (п. 1 ст. 123.17 ГК РФ).

Правовое положение фонда регулируется ст. 123.17-123.20 ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Учредители фонда: физические лица и (или) юридические лица.

Особенности правового регулирования фонда:

  • - отсутствие членства;
  • - имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда;

учредители фонда не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (ст. 123.18 ГК РФ).

Учредительный документ фонда - устав, который должен содержать сведения, предусмотренные п. 2 ст. 123.17 ГК РФ, в том числе о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Уставом фонда может быть предусмотрена возможность его изменения либо высшим коллегиальным органом, либо решением учредителя. В противном случае такие изменения могут быть внесены решением суда. С соответствующим заявлением об этом в суд могут обратиться органы фонда или государственный орган, уполномоченный осуществлять надзор за деятельностью фонда (п. 1 ст. 123.20 ГК РФ).

Органы управления фондом:

высший коллегиальный орган, а также назначаемый им коллегиальный исполнительный орган (правление) и избираемый им единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.д.);

Попечительский совет, осуществляющий свою деятельность на общественных началах.

Компетенция органов управления фондом определена в ст. 123.19 ГК РФ.

По поводу прекращения деятельности фонда в ГК РФ установлены следующие правила:

реорганизация фонда не допускается, за исключением негосударственных пенсионных фондов (п. 3 ст. 123.17);

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 123.20 ГК РФ.

Особенность фонда: имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации, направляется на цели, указанные в уставе фонда. В порядке исключения законом может быть предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда (п. 3 ст. 123.20 ГК РФ).

Учреждение -унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ).

Правовое положение учреждения определяется ст. 123.21-123.23 ГК РФ, федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 30.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» .

Особенности правового регулирования учреждений: учредителем может быть только одно лицо (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ); собственник имущества - учредитель; учреждение приобретает право оперативного управления на имущество, закрепленное за ним собственником и приобретенное по иным основаниям (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Учредительный документ учреждения - устав, а в случаях, предусмотренных законом, для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, - единый типовой устав, утвержденный его учредителем или уполномоченным им органом (и. 3 ст. 52 ГК РФ).

В зависимости от того, каким лицом создано учреждение, оно может быть публичным или частным. Частное учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом, публичное - соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ (государственное учреждение), муниципальным образованием (муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения их деятельности определяется законом (п. 2 ст. 123.22 ГК РФ). Такие учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. В отличие от них частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества (и. 1 ст. 123.23 ГК РФ).

В отношении ответственности учреждений в ГК РФ установлены дифференцированные правила в зависимости от вида учреждения:

  • - казенное и частное учреждения отвечают по всем обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения (п. 4 ст. 123.22, и. 2 ст. 123.23 ГК РФ);
  • - бюджетное и автономное учреждение отвечает

по договорным обязательствам: всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, кроме недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (закрепленного за учреждением собственником имущества или приобретенного за счет средств собственника);

по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения (п. 5-6 ст. 123.22 ГК РФ).

Органы управления учреждением:

руководитель, назначаемый учредителем (в случаях и в порядке, предусмотренных законом, - в государственном или муниципальном учреждении - избираемый его коллегиальным органом и утверждаемый его учредителем);

коллегиальные органы, создаваемые по решению учредителя и подотчетные ему (п. 4 ст. 123.21 ГК РФ).

В ГК РФ установлены следующие особенности прекращения деятельности учреждений в зависимости от вида:

Возможность преобразования государственного или муниципального учреждения в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом (п. 7 ст. 123.22);

возможность преобразования частного учреждения в автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 3 ст. 123.23).

Автономная некоммерческая организация - унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ).

Правовое положение автономной некоммерческой организации определяется ст. 123.24-123.25 ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В ГК РФ закреплены правила об учредителях автономной некоммерческой организации:

в этом качестве могут выступать граждане и (или) юридические

Такая организация может быть создана одним лицом (п. 1 ст. 123.24);

лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей;

Для принятия новых лиц в состав учредителей требуется единогласное решение учредителей (п. 6 ст. 123.24).

Особенности правового регулирования автономной некоммерческой организации:

имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является ее собственностью;

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей (п. 3 ст. 123.24 ГК РФ).

Учредительный документ автономной некоммерческой организации - устав, который должен содержать сведения, предусмотренные п. 2 ст. 123.24 ГК РФ.

Управление автономной некоммерческой организацией могут осуществлять:

учредители в порядке, установленном ее уставом (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ);

постоянно действующий коллегиальный орган (органы), создаваемый по решению учредителей (учредителя), компетенция которого устанавливается уставом организации (п. 2 ст. 123.25 ГК РФ);

Единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.п.), назначаемый учредителями (учредителем). Им может быть назначен один из учредителей-граждан (п. 3 ст. 123.25 ГК РФ).

Установлено, что автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд (п. 7 ст. 123.24 ГК РФ).

Религиозная организация - добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в цепях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган (п. 1 ст. 123.26 ГК РФ).

Правовое положение религиозной организации определяется ст. 123.26- 123.28 ГК РФ, федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» .

Учредители религиозной организации: местная религиозная организация создается не менее чем десятью гражданами-учредителями;

Централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией (п. 1 ст. 123.27 ГК РФ).

Особенности правового регулирования религиозной организации:

- являются собственниками принадлежащего им имущества;

по требованиям кредиторов не может быть обращено взыскание на имущество богослужебного назначения, перечень которого определяется в порядке, установленном законом;

учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей (ст. 123.28 ГК РФ).

Учредительный документ религиозной организации - устав. Он может быть утвержден не только ее учредителями, но и централизованной религиозной организацией, и должен содержать, в частности, сведения об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации (п. 2 ст. 123.28 ГК РФ).

В отношении управления религиозной организацией в ГК РФ предусмотрено, что порядок образования органов организации и их компетенция, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются законом о свободе совести и религиозных объединениях, уставом и внутренними документами такой организации (п. 2 ст. 123.26). Кроме того, установлено, что функции органа управления или членов коллегиального органа управления может выполнять учредитель (учредители) (п. 3 ст. 123.27 ГК РФ).

Особенностью реорганизации религиозной организации является установленный в ГК РФ запрет на преобразование ее в юридическое лицо другой организационно-правовой формы (п. 3 ст. 123.26).

Контрольные вопросы

  • 1. В каком порядке может быть изменен устав фонда?
  • 2. Какие особенности имеет прекращение деятельности фонда?
  • 3. Какие виды учреждений предусмотрены в ГК РФ?
  • 4. Какие правила об ответственности учреждения закреплены в ГК РФ?
  • 5. Какие правила установлены в отношении управления в автономной некоммерческой организации?
  • 6. В чем заключаются особенности правового регулирования религиозной организации?
  • Федеральный закон от 30.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Российская газета. 2006. 8 ноября.
  • Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (послед, изм.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. 1997. 1 октября.

1.5 Некоммерческие унитарные организации

Некоммерческими унитарными организациями являются фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании. Их учредители не становятся участниками юридического лица и не приобретают в нем прав членства.

Фонды - это организации, созданные для достижения культурных, образовательных, социальных, благотворительных и других общественно полезных целей. Примерами являются благотворительные, пенсионные и общественные фонды. Фонды учреждаются физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Предпринимательская деятельность фонда, соответствующая его уставным целям, предполагает создание хозяйственных обществ или участие в них.

Учреждения - это организации, создающиеся собственниками для решения социально-культурных, управленческих или иных некоммерческих задач. Учреждения бывают государственными, муниципальными и частными. Примерами являются станции скорой помощи, учреждения образования и просвещения, социальной защиты, культуры и спорта, а также органы государственного и муниципального управления.

Автономные некоммерческие организации - организации, созданные на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Примерами являются центры дополнительного профессионального образования, негосударственные детские сады, музеи, центры развития молодежи, частные больницы и поликлиники, спортивные клубы и оздоровительные центры, юридические и иные консультационные центры.

Религиозные организации - добровольное объединение граждан, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры. Особенностью является невозможность преобразования в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Публично-правовые компании - новшество для России. Предполагается, что это будут организации, осуществляющие свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями. Такие компании создаются на основании закона или решения правительства России. Законодательство о публично-правовых компаниях еще не принято.

Подводя итоги, укажем, что по общему правилу имущество, переданное некоммерческим унитарным организациям их учредителями и участниками, становится их собственностью. Их участники и учредители не отвечают по обязательствам таких организаций, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей и участников. Учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность таких организаций.

Рассмотрев индивидуальное и коллективное предпринимательство через призму организационно-правовых форм мы выяснили, что организации бывают коммерческими и некоммерческими, корпоративными и унитарными. Каждая из форм лучше удовлетворяет нужды определенных предприятий либо предпринимательства в определенной сфере или особым способом. Отдельные сферы и потребности граждан государство удовлетворяет самостоятельно через унитарные предприятия. В остальном выбор той или иной организационно-правовой формы делает субъект предпринимательства.

Государственные и иные учреждения

Некоммерческие организации являются разновидностью юридических лиц. В связи с этим прежде всего рассмотрим кратко понятие и признаки юридического лица. Далеко не все организации являются юридическими лицами...

Гражданско-правовое положение некоммерческих организаций

Признание организации юридическим лицом свидетельствует о наличии у нее гражданской правоспособности, т.е. способности иметь гражданские права или нести гражданские обязанности...

Коммерческие и некоммерческие организации

Некоммерческие организации и их деятельность регламентируется ст. 50 ГК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также законами...

Межмуниципальное сотрудничество

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст...

Некоммерческие организации

Некоммерческие организации как социальный институт формирующегося гражданского общества

Термин «некоммерческая организация» имеет западное происхождение и употребляется в научно-исследовательской практике с 90-х гг. ХХ века...

Некоммерческие юридические лица, общественные, религиозные организации, фонды

Некоммерческой организацией является юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК; п. 1 ст...

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их деятельность

Товарищество собственников жилья. На основании Федерального закона "О товариществах собственников жилья" от 15.06.96г. товариществом собственников жилья является некоммерческая организация...

Организационно-правовые формы предпринимательства

Коммерческие унитарные организации - это государственное и муниципальное унитарные предприятия, унитарное казенное предприятие. Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество...

Понятие и особенности некоммерческих организаций

Некоммерческими юридическими лицами могут быть организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками...

Формы государств в зарубежных странах

Унитарная государственность - самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства. Унитаризм свойствен подавляющему большинству государств, которые образовались после распада колониальной системы...

Юридическое лицо как субъект гражданского права

Некоммерческая организация - юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая прибыль между участниками Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ (ред. от 08.07.99) «О некоммерческих организациях»...

Фонды

Фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Реорганизация фонда не допускается, за исключением негосударственных пенсионных фондов.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Учреждения

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Виды учреждений:

Государственные

Муниципальные

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Автономные некоммерческие организации

Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации. По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан

Религиозные организации

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией. Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Понятие и виды сделок.

Сделка - действия граждан или юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ), т.е. на вызывание правового последствия.

Посредством сделок субъекты гражданского права устанавливают, изменяют или прекращают свои гражданские права и обязанности по своей выраженной вовне воле и в своем интересе (ст. 1 ГК).

Признаки сделок:

1. волеизъявление – детерминированное и мотивированное желание лица достичь поставленной цели (выражение воли лица вовне, благодаря чему она становится доступной восприятию других лиц);

2. основание сделки (цель) – всегда носит правовой характер, выражается в ее правовом результате;

3. мотив – это фундамент возникновение цели, осознанная потребность к совершению сделок;

4. правомерность сделок – это означает, что она обладает качествами юридического факта, порождающего те гражданско-правовые последствия, наступления которых желают лица, вступающие в сделку и которые определены законом для этой сделки. В качестве сделки признаются только правомерные действия.

Некоторые сделки состоят только из одного волеизъявления (таковы, например, выдача полномочия - абз. 1 п. 1 ст. 182 ГК, заявление о зачете - ст. 410 ГК, принятие наследства - ст. 1152 ГК, одобрение сделки - абз. 2 п. 1 ст. 26 ГК). Многие сделки слагаются из нескольких согласованных по содержанию волеизъявлений. В качестве примеров таких сделок можно сослаться на договор купли-продажи (п. 1 ст. 454 ГК), договор банковской гарантии (ст. 368 ГК), договор простого товарищества (п. 1 ст. 1041 ГК) и договор о прощении долга (ст. 415 ГК).

С учетом сказанного сделка определяется как фактический состав, который содержит по меньшей мере одно или несколько волеизъявлений, направленных на вызывание определенного правового последствия.

Условия действительности сделок

Действительность сделки означает признание за ней качеств юридического факта, порождающего тот правовой результат, к которому стремились субъекты сделки. Она определяется следующими условиями:

1. законность содержания (соответствие требованиям законодательства);

2. способность субъектов, совершающих ее, к участию в сделке (дееспособность ФЛ и правоспособность ЮЛ);

3. соответствие воли и волеизъявления;

4. соблюдение формы сделки.

Основные виды сделок

1. односторонние, двусторонние и многосторонние;

2. возмездные и безвозмездные;

3. реальные и консенсуальные;

4. каузальные и абстрактные;

5. фидуциарные и нефидуциарные.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении