Знай свое дело

В каких странах когда то существовало рабство. О рабстве в европе

Шесть показательных примеров рабства в современном мире

Правозащитники выделяют следующие характеристики рабского труда: им занимаются против своей воли, под угрозой применения силы и при ничтожной заработной плате либо вовсе без нее.

2 декабря – Международный день борьбы за отмену рабства. Использование рабского труда в любой его форме запрещено Всеобщей декларацией прав человека. Тем не менее в современном мире рабство распространено сильнее, чем когда бы то ни было.

Очень прибыльный бизнес

Эксперты международной организации Free the Slaves утверждают, что если за 400 лет существования трансатлантической работорговли с Черного континента было вывезено примерно 12 млн невольников, то в современном мире на положении рабов живут более 27 млн человек (1 млн в Европе). По мнению экспертов, подпольная работорговля является третьим по уровню прибыльности криминальным бизнесом в мире, уступая лишь торговле оружием и наркотикам. Ее прибыль составляет 32 млрд долларов, а годовой доход, приносимый подневольными работниками своим владельцам, равен половине этой суммы. «Вполне возможно , пишет социолог Кевин Бэйлз , автор книги «Новое рабство в глобальной экономике», что рабский труд использовался для изготовления ваших ботинок или сахара, который вы добавляете в свой кофе. Рабы клали кирпичи, из которых состоит стена фабрики, на которой произведен ваш телевизор… Рабство позволяет снижать стоимость товаров по всему миру, поэтому рабовладение столь привлекательно сегодня».

Азия

В Индии по сей день существуют целые касты , поставляющие дармовых работников, особенно детей, работающих на вредных производствах.

В северных провинциях Таиланда продажа в рабство дочерей является главным источником средств к существованию на протяжении столетий.

«Здесь , пишет Кевин Бейлз, культивируется особая форма буддизма, который видит в женщине существо, неспособное достичь блаженства как высшей цели верующего. Рождение в женском обличье указывает на грешную жизнь в прошлом. Это своего рода наказание. Секс не грех, он только часть материального природного мира иллюзий и страдания. Тайский буддизм проповедует смирение и покорность перед страданием, ибо все происходящее – это карма, от которой человеку все равно не уйти. Такие традиционные представления очень облегчают функционирование рабства» .

Патриархальное рабство

Сегодня существует две формы рабства – патриархальное и трудовое . Классические, патриархальные, формы рабовладения, когда невольник считается собственностью хозяина, сохраняются в ряде стран Азии и Африки - Судане, Мавритании, Сомали, Пакистане, Индии, Таиланде, Непале, Мьянме и Анголе . Официально подневольный труд здесь отменен, но он сохраняется в форме архаических обычаев, на которые власти смотрят сквозь пальцы.

Новый мир

Более современная форма рабства – это рабство трудовое, появившееся уже в ХХ веке. В отличие от патриархального рабства, здесь работник не является собственностью хозяина, хотя и подчинен его воле. «Такая новая рабовладельческая система , - считает Кевин Бейлз, - присваивает экономическую ценность отдельных людей без какой-либо ответственности за их элементарное выживание. Экономическая эффективность нового рабства чрезвычайно высока: экономически убыточные дети, старики, больные или увечные просто выбраковываются (в патриархальном рабстве их обычно худо-бедно содержат на более легких работах. – Прим. «Вокруг света» ). В новой системе рабства рабы – сменная деталь, добавляемая к процессу производства по мере необходимости и утратившая свою прежнюю высокую стоимость ».

Африка

В Мавритании рабство особое – «семейное». Здесь власть принадлежит т. н. белым маврам арабам-хасанам. Каждая арабская семья владеет несколькими семьями афромавританцев харатинов . Семьи харатинов передаются в семьях мавританской знати по наследству на протяжении столетий. Невольникам поручают самые разные работы – от ухода за скотом до строительства. Но самый прибыльный вид рабского бизнеса в этих краях – продажа воды. С утра до вечера харатины-водоносы развозят по городам тележки с большими флягами, зарабатывая в день 5 10 долларов – очень неплохие деньги для этих мест.

Страны победившей демократии

Трудовое рабство распространено по всему свету, включая страны победившей демократии. В него обычно попадают те, кто был похищен или незаконно иммигрировал. В 2006 году комиссия ООН опубликовала доклад под названием «Торговля людьми: глобальные закономерности». Там говорится, что людей продают в рабство в 127 странах мира, а в 137 государствах эксплуатируются жертвы торговцев людьми (что касается России, то здесь, по некоторым данным, проживает более 7 млн человек на положении невольников). В 11 государствах отмечен «очень высокий» уровень активности похитителей людей (более 50 тыс. человек ежегодно), среди них – Новая Гвинея, Зимбабве, Китай, Конго, Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Литва и Судан .

Мужчины, женщины и дети

Тем работникам, которые сами хотят покинуть родину, некие фирмы обычно сперва обещают высокооплачиваемую работу за рубежом, но потом (по прибытии в чужую страну) у них отбирают документы и продают простаков держателям криминального бизнеса, которые лишают их свободы и принуждают к труду. По оценкам специалистов из конгресса США, ежегодно 2 млн человек переправляются за границу для последующей перепродажи . По большей части это женщины и дети. Девушкам часто сулят карьеру в модельном бизнесе, а на деле заставляют заниматься проституцией (сексуальное рабство) или работать на подпольных швейных фабриках.


В трудовое рабство попадают и мужчины . Самый известный пример – бразильские углежоги. Их набирают из местных нищих. Завербованных, которым сначала пообещали высокий заработок, а потом отобрали паспорт и трудовую книжку, увозят в глухие леса Амазонии, откуда некуда бежать. Там они только за пищу, не зная отдыха, пережигают огромные эвкалипты в древесный уголь, на котором работает сталелитейная промышленность Бразилии . Редко кому из углежогов (а число их переваливает за 10 000) удается проработать более двух-трех лет: заболевших и травмированных безжалостно выгоняют...

ООН и другие организации прилагают немало усилий в борьбе с современным рабством, но результат пока довольно скромный. Дело в том, что наказание за работорговлю в разы ниже по сравнению с другими тяжкими преступлениями, например с изнасилованием. С другой стороны, местные власти зачастую настолько заинтересованы в теневом бизнесе, что откровенно покровительствуют современным рабодержателям, получая часть от их сверхприбылей.

Фото: AJP/Shutterstock, Attila JANDI/Shutterstock, Paul Prescott/Shutterstock, Shutterstock (х4)

Австралийский фонд Walk Free Foundation , созданный миллиардером Эндрю Форрестом при поддержке актёра Рассела Кроу, ежегодно проводит замер состояния рабства на планете Земля. Именно они после опроса сорока двух тысяч человек в двадцати пяти странах мира узнали, что в мире прямо сейчас живёт . Самиздат «Батенька, да вы трансформер» связался с Катариной Бриант (Katharine Bryant), научным руководителем и европейским представителем организации, и обсудил, превосходит ли рабство XXI века по масштабам золотую эпоху работорговли.

Ваше исследование от 2016 года говорит, что в мире живёт около сорока шести миллионов рабов; есть ли у вас более свежие данные?
Это и правда самый последний отчёт на сегодняшний день, и мы всё ещё отмечаем, что в мире 45,8 миллиона людей живёт в современном виде рабства. Однако ближе к концу сентября мы собираемся предоставить новые отчёты в коллаборации с Международной организацией труда, так что мы предоставим обновлённые показатели, но в настоящий момент мы всё ещё опираемся на число 45,8 миллиона: рабы есть в каждой стране на планете.

Какие формы рабства вы включаете в эту цифру? Какие явления вы понимаете как рабство?
Современное рабство для нас - общий термин, который включает в себя различные формы крайней эксплуатации, включая рабский труд, принудительный брак и коммерческое сексуальное эксплуатирование. Под рабским трудом мы подразумеваем ситуации, когда человека заставляют работать и он не способен избежать этой ситуации. Под принудительным браком мы рассматриваем детей и взрослых, которые не способны дать добровольное согласие на брак. У всех видов рабства есть один общий признак - это эксплуатация в высшей степени, от которой индивид не может избавить себя или добровольно уйти.

Самый распространённый вид рабства - принудительный труд, который включает различные аспекты: коммерческое, сексуальное эксплуатирование, принудительная проституция, государственный принудительный труд - например, в тюрьмах или армии. В частном секторе экономики тоже есть множество примеров насильственного труда.

Если сравнить число современных рабов в процентах от общей численности населения Земли, то что мы видим - увеличивается или уменьшается количество рабов по сравнению с временами расцвета рабства?
На этот вопрос тяжело ответить. Если смотреть на Трансатлантическую работорговлю XIX века, то мы считаем, что количество людей, находящихся в рабстве в наши дни, на самом деле значительно выше. Однако наши суждения ограничены, ибо до XIX века записи о работорговле велись не так чётко, поэтому тяжело сказать, больше ли людей находятся в рабстве в наши дни, чем когда-либо до, однако да, их однозначно больше, чем во времена Трансатлантической работорговли.

Самый распространённый вид рабства - принудительный труд

Опишите портрет современного раба.
Современное рабство выглядит по-разному в каждой стране. Важно помнить, что рабство действительно наблюдается в любой из ста шестидесяти семи стран, которые входят в наш список Global Slavery Index. Есть мужчины, которых заставляют рыбачить на рыболовных судах. Мы находили множество подтверждений, как мужчин похищали из Бирмы, провозили через границу в Таиланд и заставляли работать на рыболовных судах, которые никогда не заходили в порт. В европейской части есть случаи беженцев, которые бежали от войны из Сирии или Ливии, подверглись торговле людьми и были обращены в сексуальное рабство. Особую озабоченность у нас вызывают дети-беженцы, которых стали эксплуатировать по всей Европе, и они исчезли из программ для беженцев. В России и Центральной Азии мы также наблюдаем случаи принудительного труда и брака. В Узбекистане и Туркменистане принудительный труд санкционирован государством: там людей заставляют собирать уголь, там похищают невест и заставляют выйти замуж за определённого человека. Так что видов рабства много, но опять же: общим фактором является то, что индивид не может избежать этой ситуации.

А как выглядит современный рабовладелец?
В случаях пропавших эмигрантов в Европе эти рабовладельцы - члены организованной преступности, они извлекают пользу из продажи и покупки рабов, потому что воспринимают их как доступный и одноразовый товар. Более традиционные формы, исторические формы рабства, где есть «хозяин», и его дети наследует рабов, в таких местах, как Мавритания в Западной Африке. В других странах за счёт рабов рабовладельцы могут получать быструю прибыль либо в цепочках поставок многонациональных корпораций, либо в более неформальных структурах: например, в Южной Азии есть множество случаев кабального труда в кирпичной промышленности, где человека заставляют работать бесплатно, пока он не выплатит долг. Иногда эти долги передаются из поколения в поколение.

Современное рабство влияет на работу корпораций по всему миру. К счастью, в Европе, а также Великобритании, США, Австралии и Бразилии правительства начинают предпринимать меры, согласно которым торговые предприятия и многонациональные корпорации должны следить за их собственными каналами поставок, искать свидетельства современного принудительного труда. Мы также приветствуем требования к предприятиям, что они должны публиковать отчёты и заявления, обозначая, что они предпринимают, чтобы предотвратить принудительный труд. Мы поддерживаем и поощряем другие страны, чтобы они приняли похожие меры.

Какова ситуация с рабством в бывших колониальных странах в настоящее время?
Есть сведения, подтверждающие наличие рабства в каждой стране мира, включая бывшие страны Английской Империи. В Австралии, где находится штаб Walk Free Foundation, мы предполагаем, что около трёх тысяч жителей испытывают различные формы современного рабства. В таких странах, как Австралия и Великобритания, эксплуатации подвержены в основном эмигранты и переехавшие рабочие. Это видно в разных сферах: например, человек, который приехал в страну, чтобы выйти замуж, принуждается к домашнему рабству, или человек находится там по временной визе, которая не предоставляет ему достаточную трудовую защиту. В Индии население эксплуатируется в неформальных структурах, например на рыбацких предприятиях, у которых нет большого количества нормативно-правовых актов, в отличие от других организаций.

в 2012 году доход от современного рабства составил 165 000 000 000 долларов

В какой стране самая страшная ситуация с рабством?

В 2016 самый высокий процент населения, подверженный современному рабству, был зафиксирован в Северной Корее - там 4 % населения находятся в рабстве, занимаются принудительным трудом в тюрьмах и лагерях. Ситуации плохи и в Польше и России, высокий процент рабства наблюдается в таких странах, как Узбекистан, Бангладеш, Индия и конфликтных зонах по всему миру.

Сколько денег крутится в этой области?
По нашим данным, в 2012 году доход от современного рабства составил 165 000 000 000 долларов - очевидно, что это невероятно доходный бизнес. С другой стороны, что интересно: для борьбы с рабством используется очень мало финансовых ресурсов. Так что пока рабство приносит большой доход, и в среднем лишь 120 000 000 долларов в год тратится на борьбу с ним.

А как можно бороться с рабством?
В свою оценку работу правительств ста шестидесяти одной страны мира по борьбе с рабством мы включаем много различных аспектов хороших и действенных методов борьбы, например программы помощи жертвам, меры уголовного правосудия, наличие антирабовладельческих законов, механизмы координации и подотчётности, оперативную реакцию на риски, а также роль торговых предприятий. Поэтому мы утверждаем, что лучшая реакция правительства на современное рабство должна охватывать все эти аспекты. Правительству следует обучать правоохранительные органы борьбе с рабством, изучать все формы современного рабства, принимать законы, сотрудничать с другими правительствами для обеспечения транснационального подхода к этой проблеме. Правительству следует ещё и убедиться, что оно обеспечивает безопасность для своего населения и наёмных работников. Помощь может выражаться в правильном трудовом законодательстве и проведении проверок для выявления любых случаев принудительного труда. Наконец, мы настоятельно рекомендуем предприятиям и правительствам работать вместе, чтобы попытаться исследовать современное рабство.

Исходя из наших исследований, государство Северной Кореи - самое лояльное по отношению к рабству. Есть множество случаев и примеров принудительного труда в трудовых лагерях, и принудительный труд используется в качестве наказания для политических заключённых. Ещё более интересен факт использования принудительного труда жителей Северной Кореи в Европе. Исследования Лейденского университета в 2015 году показали, что северные корейцы были экспортированы в Европу, где их принуждали к работе и платили им мизерные зарплаты, почти не давали свободы во время работы. В Северной Корее государство почти ничего не делает для того, чтобы помешать рабству и принудительному труду, а в некоторых случаях даже активно продвигает рабство.

Walk Free Foundation только ведёт статистику или каким-то образом способствует улучшению ситуации в мире?
Наш фонд был основан в 2012 году австралийским бизнесменом Эндрю Форрестом после того, как его дочь, Грейс Форрест, побывала волонтёром в детском доме в Непале - там она узнала, что большинство детей из того детского дома были жертвами сексуальной работорговли и их продавали из Непала в Индию. Грейс подняла этот вопрос в своей семье, и они решили изучить, что происходит в антиработорговой и антирабовладельческой сферах по всему миру, и определить, где бы они могли принести наибольшую пользу. В результате, они поняли, что антирабовладельческим организациям не хватает финансирования, торговые предприятия в борьбе с этим вопросом не слишком заинтересованы плюс было очень мало исследований по этой теме. В результате они основали фонд и Global Slavery Index , где я и работаю. Мы пытаемся определить количество людей, по всему миру подверженных современному рабству и узнать, что предпринимают правительства, чтобы с этим бороться; также мы сотрудничаем со многими агентствами ООН.

В основном мы фокусируемся на оценке количества людей в рабстве, но также предоставляем очень конкретные политические рекомендации насчёт того, что правительства должны делать, чтобы реагировать. Таким образом, помимо выявления и повышения осведомленности о масштабах проблемы, мы также пытаемся предоставить инструменты для борьбы с ней. Сейчас мы готовим наш новый отчёт, и в нём мы посвятим отдельную главу роли бизнеса в расцвете современного рабства и объясним, что бизнес может сделать уже сейчас, чтобы выявить эксплуатацию труда в своих рядах.

Согласно индексу глобального рабства (The Global Slavery Index), в современном мире 45,8 млн человек находятся в той или иной форме рабства. Об этом свидетельствуют данные доклада , опубликованного на сайте международной организации The Walk Free Foundation. Индекс глобального рабства представляет собой рейтинг из 167 стран по количеству людей, которые находятся в некой форме так называемого «современного рабства».

Под этим термином понимаются различные виды принудительного труда и проституции, торговли органами и людьми,

а также любые взаимоотношения, нарушающие принцип равенства и всеобщего права человека на достоинство и свободу.

Однако доля рабов в общем населении страны относительно небольшая — по этому показателю Россия находится на 16-м месте.

В докладе отмечается, что более половины (58%) тех, кто находится в настоящее время в рабстве, живут в пяти странах: Индии (18,4 млн), Китае (3,3 млн), Пакистане (2,1 млн), Бангладеш (1,5 млн) и Узбекистане (1,2 млн). Некоторые из этих стран предоставляют дешевую рабочую силу, которая производит товары для рынков Западной Европы, Японии, Северной Америки и Австралии.

Специалисты The Walk Free Foundation подробно разбирают ситуацию в некоторых отдельно взятых странах. Так, согласно информации организации,

в КНДР есть свидетельства использования принудительного труда в обширной сети трудовых лагерей, в то же время северокорейские женщины подвергаются принудительному браку

и ими буквально торгуют в Китае и других соседних странах. Власти Узбекистана принудительно заставляют своих граждан ежегодно собирать урожай хлопка.

В рейтинге также сообщается о странах с наименьшим уровнем современного рабства по отношению ко всему населению. Такими странами являются Люксембург, Ирландия, Дания, Швейцария, Австрия, Швеция и Бельгия, а также США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. По данным организации, в этих политически стабильных странах власть проявляет наибольшее желание бороться с современным рабством.

В отдельном рейтинге стран, правительства которых предпринимают наибольшие усилия для борьбы с рабством, Россия получила оценку CC. Согласно градации The Walk Free Foundation, государства с данной оценкой «предпринимают ограниченные меры по борьбе с рабством, оказывают базовые услуги помощи жертвам, обладают ограниченной системой уголовного наказания и системой защиты от современного рабства. Кроме того, существуют свидетельства того, что некоторые государственные практики и законы облегчают распространение рабства. Услуги по борьбе с рабством в значительной степени обеспечиваются НПО с ограниченным финансированием правительства или поддержкой в натуральной форме».

К рейтингу The Walk Free Foundation уже предъявлялись претензии : методологию организации называли «загадочной» и «непоследовательной», критике подвергались методы случайной выборки и репрезентативных опросов, проводимых Институтом Гэллапа (Gallup). Даже

сам термин «современное рабство» не имеет четких критериев и меняется из года в год,

что лишает рейтинг репрезентативности. В 2013 году Россия заняла 49-е место в рейтинге мирового рабства Global Slavery Index. Тогда в нашей стране, по оценкам экспертов, насчитывалось до 540 тыс. человек, которых можно назвать современными рабами. Всего же на тот момент в мире насчитывалось 29,8 млн человек, живущих в условиях рабства. Если верить The Walk Free Foundation, за три года в России, да и во всем мире, число рабов увеличилось практически в полтора-два раза.

Активист движения «Альтернатива» Олег Мельников считает эти показания достоверными и близкими к реальности. «В связи с конфликтом на Украине и нестабильностью в ряде стран СНГ очень большое количество трудовых мигрантов едет в Россию — даже без знания языка. Они совершенно не адаптированы под российское законодательство в том плане, что они не знают, каким образом выстроены трудовые отношения в нашей стране. В связи с этим число рабов растет», — поделился он в беседе с «Газетой.Ru».

Еще одна причина — экономический кризис, из-за которого в стране увеличилась внутренняя миграция. Если раньше людям хватало заработка в своих регионах, то теперь им приходится ездить на подработки в другие части страны. «В принципе, это и раньше было, но не в таких масштабах. Многие из-за спада экономики потеряли заработок, не могут выплачивать ранее взятые кредиты.

За «длинным рублем» они едут в большие города и там попадают в сети так называемых рабовладельцев. Порядка 10% людей, которые приехали из деревень в Москву, попадают в рабство»,

— говорит Мельников. На вокзалах люди становятся заложниками вербовщиков, которые переправляют рабов на кирпичные заводы и фермерские хозяйства, опаивая свои жертв барбитуратами и прочими наркотическими средствами (три года назад Мельникову пришлось испытать эту процедуру ).

Кроме того, в крупных городах России за последнее время увеличилось число попрошаек. «90% из них скажут вам, что они с Украины, 80% из них — что из Одесской области, где орудует диаспора молдавских цыган, которые выискивают своих жертв, предлагают работу (например, сидеть с ребенком или убираться в магазине), а на самом деле перевозят сюда попрошайничать. У них отбирают документы и обещают отпустить, если они заработают $10-15 тыс.», — рассказывает Мельников. Обращение в полицию рабам также не поможет из-за отсутствия документов: на их восстановление уходит не меньше трех недель, и отсутствие крыши над головой толкает жертв на то, чтобы вернуться к своему хозяину.

«Один из самых тяжелых случаев случился с бабушкой из Луганской области. В юности, в 60-х годах, она потеряла зрение. В 2012 году ей предложили поехать в Россию, чтобы восстановить зрение. Но вместо этого ей зашили глаза, и она год попрошайничала возле Курского вокзала, — вспоминает Мельников. —

Нужно понимать, что в Москве нет нуждающихся людей. Не нужно откупаться от своей совести, кидая мелочь попрошайкам.

Если хочешь помочь — надо помогать, но ни в коем случае не давать им деньги. Иначе таких бабушек станет только больше».

По мнению активиста, в двукратном росте числа рабов в России виновно в том числе действующее законодательство. Статья 127 п. 2 УК РФ (использование рабского труда) прописана крайне небрежно: по ней непонятно, кто попадает под определение «раба» и кто не попадает. «Любой сотрудник полиции скажет вам: «Ну какой же он раб, где его цепи?», хотя исторически рабов никогда в цепях и не держали. Даже если человек, которого удерживали в рабстве, напишет заявление в полицию, он все равно не придет на очную ставку. В итоге данные дела просто закрываются», — сетует Мельников.

В Москве, во время резонансного дела о рабах в Гольяново , правоохранители вовсе отказывались возбуждать дело по 127-й статье, добавляет Мельников. «Когда дело все-таки было возбуждено, его закрыли спустя пять дней без объяснения причин. Родственники рабов были вынуждены подать в ЕСПЧ, чтобы защитить свои права. Что касается «Альтернативы», то движение пытается делать все, что в его силах, чтобы исправить ситуацию. В очереди на освобождение у нас находятся 30 человек, а деньги есть только у одного. Так и живем», — разводит руками Мельников.

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.
Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.
Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов. Историк Герда Лернер отмечает, что среди рабов, захваченных в военных действиях, было больше женщин; их использовали как наложниц, в целях воспроизводства потомства и в качестве дополнительной рабочей силы. Таким образом, рабство было следствием военного поражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям природного качества.
Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.
Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе. Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к бывшему рабу.
Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.
Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали бесплатных слуг на определенный срок. В течение этого четко оговоренного периода они были обязаны служить своему хозяину, а в случае побега их могли силой вернуть обратно. По завершении срока “договорной службы” индивиды становились полноправными гражданами страны, получали возможность жить, где они пожелают, и продавать свой труд.
Но “слуг по договору” стало не хватать для удовлетворения потребности в рабочей силе. Попытка превратить индейцев в своих рабов окончилась провалом. Тогда колонисты стали превращать в рабов африканцев, которых привозили в Северную и Южную Америку голландцы, англичане, португальцы и испанцы. В этом контексте некоторые аналитики делают вывод о том, что расизм в Соединенных Штатах непосредственно вытекает из рабовладения. Обнаружив, что пожизненное закабаление людей представляет большие выгоды, американские рабовладельцы выработали свою идеологию – систему убеждений, обосновывающую социальные построения. Определяющей ее идеей, оправдывавшей пожизненное рабство, стала идея о том, что рабы по своему уровню находятся ниже белых людей, что они – недочеловеки, или люди, задержавшиеся в своем развитии на стадии младенческого, беспомощного состояния и, следовательно, нуждающиеся в присмотре людей более высокого уровня – колонизаторов.
Позднее в южных штатах были введены в действие законы, делающие рабство наследственным, т.е. дети родителей-рабов становились собственностью хозяина этих рабов; рабами становились также дети рабов, в свое время усыновленных своими владельцами. Рабовладельцы имели право продавать, обменивать или отдавать таких детей в услужение за деньги. Согласно другим законам, рабам не разрешалось вступать в брак, находиться вдали от дома без разрешения хозяина, проводить собрания или учиться грамоте. Системы легальной дискриминации не изменились и после Гражданской войны 1861-1865 гг. К примеру, до 1954 г. в американских штатах функционировали две раздельные школьные системы – для белых и для цветных детей. Вплоть до 1950-х гг. в штате Миссисипи считалось недопустимым, чтобы белый человек и афро-американец сидели рядом на одном сиденье автомобиля. Белым и чернокожим не запрещалось находиться в одной машине только потому, что в таком случае чернокожие не смогли бы работать шоферами.
Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой – рабом (не имеющим привилегий).

Касты

В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия – браки в рамках собственной группы – и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.
Индия. Индийское общество – наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи – купцы и искусные ремесленники; шудры – простые рабочие и крестьяне; хариджан – отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.
Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамки кастовой системы. Члены касты хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют группу индийских “неприкасаемых”. Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека “нечистым”. В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто “испачкался” от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.
Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.
Южная Африка. До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения – многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид (ah-PAR-tate) – разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино – белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Африканской Республики был избран Нельсон Мандела, черный африканец, который 19 лет провел в тюрьме по обвинению в революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая система оставила после себя горькое наследие – предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся еще не у одного поколения граждан ЮАР.
Американская расовая кастовая система. После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было “заменено” расовой кастовой системой – рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые – представители высшей касты боялись “запачкаться” от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.

Кланы

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников – кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.
Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.
Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего примера.
Клан эмира Кувейта состоит примерно из 150 человек, занимающих дюжину стоящих по соседству домов в Кувейте. В период оккупации Кувейта Ираком в 1989-1990 гг. члены клана сосредоточили все имеющиеся в их распоряжении средства для выживания. Так, члены клана, занимавшиеся сбытом бытовых приборов, осуществляли подкуп иракских должностных лиц, задаривая их кухонными комбайнами, микроволновыми печами, телевизорами; те, кто работал в гостиничном бизнесе, утаили огромные количества гостиничного продовольствия, которым потом делились с прочими членами своего клана. Сообща они спланировали и осуществили освобождение из тюрьмы одного из членов клана и сумели тайно переправить его в Саудовскую Аравию.

Классы

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.
Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса,– одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным “скатиться вниз” по классовой лестнице.

Вы думаете, что в современном мире рабства уже нет? Ошибаетесь. На самом деле современное рабство никто не отменял, его просто видоизменили, и теперь оно выглядит так:

1. Кредитные карты

Петя Клюшкин получает 30 тысяч рублей в месяц. Также у него есть несколько кредитных карточек с общим долгом в 100 тысяч рублей. За обслуживание этого кредита Петя ежемесячно платит банкам десять процентов от своей зарплаты: три тысячи.

При этом потихоньку выплатить кредит и перестать выплачивать дань ростовщикам Петя не может. Во-первых, его плотно держит на крючке такой приём как «минимальный платёж»: если Петя перестанет тратить деньги с кредиток, ему придётся в течение нескольких месяцев жить на половину зарплаты, чего он себе позволить не может.

А во-вторых, вокруг столько соблазнов, столько вещей-которые-можно-купить-за-деньги… что Петя не видит иного выхода, кроме как продолжать год за годом кормить жирующие на его беде банки.

Забавный факт: Петя давно уже мечтает о собственном бизнесе, при этом рентабельность в тридцать процентов годовых его более чем устроила бы. Однако организовать абсолютно железный гешефт - выплатить банкам долг и начать класть проценты по кредиту себе в карман - Петя не может. Матрица не разрешает.

2. Автомобили

Коля Пятачков любит автомобили. Раньше он ездил на метро, потом скопил денег на жигули. Сейчас перемещается на взятом в кредит лансере. Денег у него в обрез, часто приходится экономить на самом важном, типа отпуска или врачей. Но жизни без своего автомобиля Коля уже не представляет.

Ему надо отдавать кредит за машину, расплачиваться за втюханное дилером дополнительное оборудование и несуразно дорогую страховку. Ему надо решать кучу мелких проблем с парковкой, с царапинами, с заменой расходников и с гарантийным ремонтом. Ему надо раз в сезон менять резину и три раза в неделю заливать себе полный бак.

Коля, в принципе, не жалуется. Каждый отдельный денежный впрыск в машину вполне посилен. Вот только если бы Коля тщательно подсчитал стоимость владения своим сокровищем, он бы выяснил, что узкоглазый четвероколёсный «друг» ежемесячно пожирает треть его зарплаты и половину его свободного времени.

Мог бы Коля купить себе вместо Лансера старую добрую Ладу Зубило, чтобы не заморачиваться вообще ни КАСКО, ни ржавчиной/царапинами, ни дорогими запчастями? Чтобы бросать машину где угодно, и чтобы чиниться за мелкий прайс в хорошем сервисе рядом с домом, без бумажной возни и без очередей?

Наверное, мог бы. Но если вы скажете Коле, что он выбрал себе машину не по уровню, Коля даже не будет посылать вас с вашими советами. Коля просто сделает удивлённые глаза и покрутит пальцем у виска.

3. Мелкие расходы

Вася Жимобрюхов работает сантехником по вызову. Там тысяча, там две, здесь пятьсот рублей… в целом должен был бы получаться неплохой заработок. Однако в кошельке у Васи крайне редко скапливаются заметные суммы, он почти всегда на мели.

Потому что Вася как зарабатывает деньги, так их и тратит: не считая. Пятьсот рублей на такси до дома. Тысяча рублей на обед в ресторане. Вроде как, работаешь и работаешь… а денег нет как нет.

Если бы Вася завёл себе блокнот и начал туда записывать все доходы и расходы, у него бы от ужаса зашевелились волосы. Вася бы увидел, что поесть в ресторане - это не жалкая тысяча за раз, как он думал, а пятьдесят тысяч в месяц, шестьсот тысяч в год. Вася бы увидел, что такси - это удобно и комфортно, но два месяца перемещений на маршрутках позволят ему купить новый компьютер, о котором он мечтает уже три года.

Однако как и положено нормальному рабу Матрицы, считать деньги Вася не считает нужным.

4. Свадьбы и дни рождения

Алиса Скотинёнок выходит замуж. Алиса работает помощником менеджера, её избранник - младшим инженером технической поддержки. Бюджет свежесозданной семьи - сорок тысяч рублей в месяц.

Бюджет свадьбы - пятьсот тысяч.

Почему бы Алисе не расписаться тихо в ЗАГСе и не поехать отмечать обмен кольцами вдвоём с супругом в какой-нибудь тихий ресторанчик? Зачем ей этот петросянистый тамада, зачем ей эти позорные конкурсы, зачем ей эта толпа пьяного быдла, неуклюже топающая ногами под Верку Сердючку?

Зачем надо залезать в долги, разорять родителей, кормить и поить людей, которые, будем откровенны, вполне в состоянии поесть и выпить за свой счёт? Алиса ведь не дура и понимает, что если она не будет устраивать свадьбу, никто на это и внимания не обратит: пожмут плечами и забудут на следующий день.

Причин спускать в никуда годовой доход семьи у Алисы две. Во-первых, так ей приказывает Матрица в лице наших обычаев и традиций. Во-вторых, Алисе хочется покрасоваться в белом платье и Алиса считает, что год работы двух человек - вполне нормальная цена за несколько свадебных фотографий.

Конечно, защитники наивной девушки могли бы сказать сейчас, что свадьба бывает раз в жизни… Но ведь есть ещё дни рождения, похороны, отмечания Нового года. Сколько денег Алиса будет спускать ежегодно на эти бестолковые посиделки?

5. Алкогольная петля

Юра Скоблеплюхин периодически смотрит в зеркало и думает, что надо бы, наконец, записаться в тренажёрный зал: убрать пивной животик и взбодрить мышцы гирями-гантелями. Однако Юра работает пять дней в неделю, а после работы выпивает кружку-другую разбавленного этанола.

Он вовсе не алкоголик: Юра верит, что спирт в малых дозах если не полезен, то хотя бы не особо вреден.

Однако работа и алкоголь так хорошо структурируют его время, что записаться в тренажёрный зал ему решительно некогда, да и сил после подвигов трудовых на подвиги спортивные уже не остаётся.

Острых причин менять ритм своей жизни у Юры нет. Просто Юра выглядит на пятнадцать лет старше своего возраста и всё время чувствует себя слегка паршиво… но в целом всё ок. Матрица держит Юру стальной хваткой. Шансов сорвать со своего горла её пальцы у Юры, прямо скажем, немного.

Лена Вурдалакина пьёт колу, курит мальборо, жуёт стиморол и жрёт в три горла гамбугеры в МакДоналдсе. От неё всегда пахнет дольче габбана, а свой айфон Лена носит в сумке от луивиттон.

Хищные рыла с телеэкранов хором поддерживают Лену в её наивном заблуждении: «Ты свободный человек, Леночка, ты умная и красивая женщина, ты всегда абсолютно добровольно и независимо выбираешь, кому из нас ты покорно отнесёшь очередную свою зарплату».

7. Дорогие вещи

Глеб Щерблюнич не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. Точнее, он вообще не богат. Глеб - нищеброд, и денег у него часто не хватает даже на чашку дымящегося кофе в автомате этажом ниже его офиса.

Однако говорить «идите вы как можно дальше, это для меня слишком дорого» Глеб не умеет. Из-за этого он постоянно покупает себе вещи, при виде которых даже у гораздо более обеспеченного человека на горле немедленно смыкаются холодные зелёные лапки.

Кожаная куртка ценой в две зарплаты? Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. И плевать, что в размерах и фасонах Глеб не разбирается, из-за чего выглядит в этой куртке как брат скупщика краденого.

Ноутбук последней модели за сто тысяч рублей? Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. Возьму кредит под безумные проценты, буду два года питаться овсяной кашей с солью и ездить зайцем на метро, но зато у меня на полке будет пылиться красивый серебристый ноутбук.

Спрашивается, и чего бы Глебу не быть поскромнее, и не покупать себе вещи чуть похуже, но в десять раз дешевле?

Да всё просто. Глеб ленится потратить три часа времени, чтобы посравнивать цены и характеристики, чтобы просчитать плюсы и минусы покупки. Ему проще кавалерийски рубануть рукой и сказать «я решил, покупаю». Кроме того, несмотря на дырявые ботинки и заклеенные изолентой очки, Глеб почему-то стесняется сообщать продавцам, что он нищеброд.

8. Ремонт

Клава Загребрюк считает, что квартиры в России слишком дорогие. Один Бог знает, каких усилий ей и её семье стоила эта новая двухкомнатная квартира. Теперь Клава делает в квартире ремонт.

Возьмём, например, кухню.

Можно пойти в строительный магазин и купить там самую дешёвую кухню, тысяч так за восемь рублей. За эти деньги Клава получит несколько убогих шкафчиков из ЛДСП, пусть безо всяких претензий на дизайн, но всё же умеющих хранить внутри себя тарелки и кастрюли.

Можно пойти к шведам в ИКЕА и выбрать себе уже что-нибудь поприличнее, тысяч так за пятьдесят . Качество, конечно, будет не фонтан, но если найти хорошего сборщика, который потратит несколько дней на доводку изделий прижимистых шведов до ума, получится вполне себе даже симпатично.

Можно навестить какую-нибудь нашу мебельную фабрику и выбрать из каталога кухню под заказ. Это будет уже тысяч двести , но зато подружки Клавы будут одобрительно цокать языками при виде подсветки внутри шкафчиков и синусоидного карниза над пылесборными декоративными полочками.

Можно зайти в салон итальянской мебели и поддаться скромному обаянию буржуазии. Там цены на кухни начинаются где-то от одного миллиона, но если немного повезёт, можно будет отхватить что-нибудь из старой коллекции с огромной скидкой…

Спрашивается, какого хлора Клава при всём богатстве выбора купила кухню за шестьсот тысяч рублей? Это же годовая (!) её с мужем зарплата. При этом никаких накоплений в семье не намечается, им и так пришлось занимать, чтобы завершить ремонт к зиме.

Нет, я понимаю, кухня - это важно, кухня - это надолго, Италия - это качество… Но если Клава не могла никак повлиять на цену квартиры, то вот хотя бы цена ремонта была в её власти? Вот серьёзно, если бы Клава потратила на ремонт не два миллиона, а двести тысяч рублей - что, сэкономленные три года работы не окупили бы ей моральных страданий от вида дешёвой плитки и тонкого ламината?

9. Нытьё

Егор Оскопчик постоянно рассказывает знакомым истории, одну просто удивительнее другой. Про кризис. Про какую-то политоту, митинги. Егор вечно на взводе, у него постоянно кто-то неправ: то начальник, то гаишник, то всенародно избранный президент Российской Федерации.

Конечно, мы живём в свободной стране, и Егор имеет право в кругу друзей обкладывать гениталиями кого угодно… но ведь Егор постоянно страдает из-за чужих проблем. Привычка лезть в чужие проблемы регулярно заставляет его чувствовать гнетущее бессилие, осознавать, что где-то что-то плохо, а он не может ничего изменить.

Если бы Егору кто-нибудь объяснил, что наш мир устроен несправедливо, и что единственный способ сделать его лучше - начать с самого себя, Егор, наверное, давно бы уже был на какой-нибудь руководящей должности. Мозги и руки у Егора на месте, энергия из него так и прёт.

Вот только Егор, к сожалению, предпочитает тратить свою неистощимую энергию не на созидательную деятельность, а на обличение и наказание людей, которые - по мнению Егора - ведут себя неправильно.

Сам себя Егор считает хорошо приспособленным к жизни человеком: он умеет скандалить и стоять на своём, может при случае даже в морду дать. Друзья же смотрят на Егора с плохо скрываемой жалостью. Так как Егор постоянно вляпывается на ровном месте то в скандалы, то в драки, то даже в какие-то нелепые суды.

10. Недосып

Оля Головоластная спит по шесть часов в день. Иногда - по пять часов. Проснулась, хлопнула кофе и давай суетиться до самой ночи.

Другая девушка на ее месте давно бы уже задумалась о том, что как-то неправильно живет. Но Оля вот уже много лет не высыпается, и думать она уже давно отучилась. Когда у Оли выпадают свободные полчаса, она наливает себе очередную чашку какой-нибудь бодрящей бурды и… садится тупить. Смотрит телевизор, втыкает в интернет, просто глядит осоловевшими глазами в стену и гоняет по кругу пустые мысли.

Со стороны кажется, будто выйти из этого порочного круга очень просто. Надо просто взять себе за правило нырять под одеяло ровно в двенадцать ночи. Пара недель восьмичасового сна, и Олю будет не узнать. Она станет спокойной и доброй, перестанет гавкать на людей и начнет все успевать.

Но… чтобы в ритме вальса переделать все дела к одиннадцати вечера надо совершить над собой некислое волевое усилие. А на такое усилие сонная Оля, увы, не способна.

Невыспавшаяся Оля будет ежедневно тратить несколько часов на разного рода бессмысленную ерунду. Из-за этих потерянных часов Оля будет ежедневно ложиться не в двенадцать, а в два. А в восемь утра - хочешь или не хочешь - ей придется невыспавшейся вставать и копытить на работу. Где уж тут задумываться о какой-то там смене деятельности и больших деньгах. Это так, мечты.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении