Знай свое дело

Этология и эволюционная этика. Эволюционная этика (Кузнецов) Кто является представителем эволюционной этики

Начало научного исследования истоков морали в связи с эволюцией человека связано с XIX в. Под влиянием идей Ч. Дарвина об «общественных инстинктах», имеющихся не только у людей, но и у животных, начинает складываться новая отрасль этического знания - эволюционная этика. Представители эволюционной этики Герберт Спенсер, Гекели, Марк Гюйо и др. не отождествляли понятие «общественный инстинкт» у человека и животных, указав, что у людей он приобретает качества сознательного нравственного чувства.

Герберт Спенсер в трудах «Социальная этика» и «Основы этики» высказал мнение об эволюционном процессе становления морали. Он осуществлялся путем вытеснения воинственности в характере человека и замены чувствами симпатии и сочувствия.

Задачу этики Г. Спенсер видит в установлении правил нравственного поведения на научной основе. Он говорит о необходимости установить нравственные начала как проявления эволюции, согласованные с законами физическими, биологическими и социальными.

Человеку слишком хочется видеть себя центром мироздания; чем-то таким, что по самой своей сути не принадлежит остальной природе, а противостоит ей как нечто иное и высшее. Упорствовать в этом заблуждении - для многих людей потребность.

Конрад Лоренц (1903-1989), австрийский ученый, основатель этологии, лауреат Нобелевской

премии

В XX в. идеи эволюционной этики нашли дальнейшее развитие в трудах П. Кропоткина, Дж. Роулза, Фурзангера, М. Рьюза и др. Кропоткин, характеризуя эффективность усилий по созданию условий выживания, склонен считать, что потребность в общении и взаимной поддержке - это такие же основные свойства, как и потребность в пище. Взаимопомощь внутри видов («альтруизм» - понятие, применяемое в отношении естественных видов как метафора) направлена на приспособление с целью выживания.

В XX в. сложилась близкая к эволюционной этике отрасль биологической науки - этология. Она исследует генетические основы поведения животных и приобретенный на этой базе в течение их жизни опыт выживания.

Этология стремится также объяснить путем аналогий определенные социальные явления и поступки людей. В частности, она раскрывает общность поведения человека и особей животного мира, связанную с инстинктом выживания. Все больше опытов неопровержимо доказывают существование у животных не только стереотипа инстинктивного поведения, но также и целенаправленных действий, связанных с обучением, подражанием, а также наличием «рассудочной деятельности».

Возникновение и стремительное развитие этологии в XX в. представляет собой последствия научной революции, которая повлияла как на биологию и этику, так и на другие науки, в том числе и психологию. Использование этологических концепций для изучения поведения человека вызвало мощный резонанс и породило бурные дискуссии среди специалистов различных отраслей знаний. Выдающаяся роль этологии была официально признана в научном сообществе, когда в 1973 г. ее основателям Конраду Лоренцу, Николасу Тинбергену и Карлу фон Фришу была присуждена Нобелевская премия. На сегодняшний день определение этологии несколько расширилось, по сравнению с классическим, которое рассматривало этологию как отрасль зоологии, изучающую поведение животных в естественных условиях. Современная этология является междисциплинарной наукой. Проблемы этологии являются общими для этиков, философов, психологов, физиологов, анатомов, генетиков, экологов и специалистов в других отраслях.

Этология органично вписывается в комплекс наук о человеке, позволяя, в частности, ответить на вопрос об истоках его нравственности. Как справедливо указывает Конрад Лоренц, исследования общего в поведении человека и животных нужны не для того, чтобы уподобить поведение животных человеческому. Они нужны, чтобы проследить направление, в котором двигалась эволюция. Суть эволюции органического мира в том и состоит, что она создает совершенно новые и более высокие признаки, которых на предыдущих стадиях не существовало даже в зародыше. Конечно, и сейчас в человеке есть что-то от животного, но в животном от человека нет ничего. Генеалогические исследования из необходимости ведутся от низшего, от животных, позволяют нам особенно четко увидеть человеческую сущность, большие достижения человеческого разума, которых мир животных вообще не знает.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА – разновидность этической теории, согласно которой мораль коренится в природе человека и морально положительным является такое поведение, которое способствует «наибольшей продолжительности, широте и полноте жизни» (Г.Спенсер). Эволюционный подход в этике сформулировал Спенсер, однако основные идеи эволюционной этики были предложены Ч.Дарвином, который по сути дела попытался с естественно-научной точки зрения обосновать принципы, воспринятые из философского эмпиризма и сентиментализма этического . Основные идеи Дарвина, развитые эволюционной этикой, заключаются в следующем: а) общество существует благодаря социальным инстинктам, которые человек (как и социальные животные) удовлетворяет в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, которые оказываются ближним; б) социальный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей; в) у человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря которой оказалось возможным формулировать требования общественного мнения (требования общины); г) социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.

В видоизмененной форме современные биологистские теории морали принимают все эти постулаты, главный из которых заключается в том, что человечество проходило в своем становлении групповой отбор на моральность, в частности на альтруизм . В 20 в. благодаря достижениям эволюционной генетики и этологии был высказан ряд идей и концепций, которые как будто позволяют показать биологическую обусловленность, эволюционную предзаданность человеческого поведения, в частности морального. Если классическая эволюционная этика (К.Кесслер, П.А.Кропоткин, Дж.Хаксли и др.) говорила о качестве необходимых для выживания или размножения особей или группы, которые отбираются в ходе эволюции, то этология (Ч.О.Уитмен, К.Лоренц, Н.Тинберген и др.), исходя из генетической обусловленности поведения животных и человека, стремится к тщательному, детальному изучению психофизиологических механизмов поведения; социобиология (Э.Уилсон, М.Рьюз, В.П.Эфроимсон и др.) развивает следующие конкретные генетические концепции:

1) концепция «совокупной приспособленности» У.Д.Гамильтона. Согласно этой концепции, приспособленность особи, безусловно, имеет место, однако она подчинена приспособленности родичей, т.е. совокупной приспособленности, на которую и направлен естественный отбор и которая обусловлена не выживанием особи, а сохранением соответствующего набора генов, носителем которого является группа родичей. Т.о., проясняется смысл того, что эволюционисты называют альтруизмом: это такое индивидуальное поведение, которое увеличивает возможности приспособления и размножения родственной группы (даже если соответствующие шансы индивида уменьшаются);

2) концепция «эгоистического гена» Р.Доукинса позволяет дать альтернативную интерпретацию теории совокупной приспособленности. Последняя относится исключительно к группе родичей, но при этом основным «агентом» отбора в процессе эволюции выступает не популяция или группа, а некоторый набор генов, характерный для данной родственной группы. Особь является, по словам Доукинса, машиной для выживания гена, генетического набора. Альтруизм на уровне индивидуального поведения оборачивается генетическим эгоизмом – и как таковой превращается в видимость;

3) концепция «взаимного альтруизма» Р.Триверса, в которой получает объяснение помогающее поведение как внутри группы, так и между представителями разных, т.е. неродственных, групп, а также между представителями различных видов. Суть концепции заключается в следующем: одна особь оказывает содействие другой, полагая, что в свою очередь ей отплатят тем же. Здесь возможны трудности этологического характера: напр., как сохранять равновесие и какие могут быть гарантии против обманщиков. Как показывают наблюдения, есть несомненные признаки в поведении животных, позволяющие им судить о намерениях и целях «контрагентов»; 4) теория эпигенетических правил (Ч.Ламсдена и Э.Уилсона) или механизмов, возникающих в психике человека (и имеющих соответствующий физический субстрат в мозге) в процессе и в результате взаимодействия организма и среды. Эти правила оказывают определяющее воздействие на мышление и поведение человека. Эпигенетические правила делятся на два класса: а) автоматические процессы, опосредствующие связи между ощущениями и восприятиями; б) процессы, возникающие внутри и по поводу восприятий и оперирующие данными культуры. Согласно этой теории, мораль зашифрована в эпигенетических правилах (прежде всего во вторичных); более того, утилитаристский принцип Милля (см. «Утилитаризм» ) и категорический императив Канта коренятся во вторичных эпигенетических правилах. Иными словами, среда, в т.ч. социальная, оказывается фактором формирования органических и функциональных структур, в частности тех, что ответственны за моральное поведение; т.о. социобиологи снимают обращенные к ним упреки в генетическом детерминизме.

При безусловной значимости научных результатов эволюционной теории поведения человека именно как объяснительная концепция эволюционная этика недостаточна: оставаясь на уровне общеантропологических определений, невозможно дать адекватную теорию морали. Заимствованный эволюционной этикой из моральной философии понятийный аппарат деспецифицируется. Эволюционная этика отказывается от теоретического наследства этико-философской мысли и обосновывает мораль как форму целесообразного или адаптивного поведения. Характерно, что при описании морали, поведения вообще она обходится без понятий намерения, свободы, творчества, универсального требования, не рассматривает фундаментальную для понимания морали антитезу между должным и сущим. Мораль в эволюционной этике надперсональна, а в той мере, в какой она изображается как функционирование определенных генетических механизмов, сориентированных на организмические, популяционные, но не личностные цели, – и бездуховна. Анализ основополагающих нравственных императивов показывает, что они направлены на обуздание человеком своей страстной натуры и одухотворение своей чувственности, т.е. своей «природы», и предполагают способность человека контролировать свои потребности, сознательно подчинять свои интересы интересам других людей, исходя как из общественных установлений, так и из высших духовных ценностей.

Литература:

  1. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. СПб., [б. г.];
  2. Кропоткин П.А. Этика . М., 1991, с. 45–81;
  3. Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика. – «ВФ», 1987, № 1;
  4. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека). – В кн.: Гениальность и этика. М., 1998, с. 435–466;
  5. Dowkins R. The Selfish Gene. Oxf., 1976;
  6. Lumsden Ch.J., Wilson E.O. Genes, Mind & Culture. The Coevolutionary Process. Cambr., 1981.

Которое способствует “наибольшей продолжительности, широте и полноте жизни” (Г. Спенсер). Эволюционный подход в этике сформулировал Спенсер, однако основные идеи эволюционной этики были предложены Ч. Дарвином, который по сути дела попытался с естественно-научной точки зрения обосновать принципы, воспринятые из философского эмпиризма и сентиментализма этического. Основные идеи Дарвина, развитые эволюционной этикой, заключаются в следующем: а) существует благодаря социальным инстинктам, которые (как и социальные животные) удовлетворяет в обществе себе подобных; отсюда вытекают и , и услуги, которые оказываются ближним; б) инстинкт преобразуется в благодаря высокому развитию душевных способностей; в) у человека сильнейшим фактором поведения стала , благодаря которой оказалось возможным формулировать требования общественного мнения (требования общины); г) социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.

В видоизмененной форме современные биологистские теории морали принимают все эти постулаты, главный из которых заключается в том, что проходило в своем становлении групповой на моральность, в частности на . В 20 в. благодаря достижениям эволюционной генетики и этологии был высказан идей и концепций, которые позволяют показать биологическую обусловленность, эволюционную предзаданность человеческого поведения, в частности морального. Если классическая эволюционная (К. Кесслер, П. А. Кропоткин, Дж. Хаксли и др.) говорила о качестве необходимых для выживания или размножения особей или группы, которые отбираются в ходе эволюции, то (Ч. О. Уитмен, К. Лоренц, Н. Тинберген и др.), исходя из генетической обусловленности поведения животных и человека, стремится к тщательному, детальному изучению психофизиологических механизмов поведения; (Э. Уилсон, М. Рьюз, В. П. Эфроимсон и др.) развивает следующие конкретные генетические концепции: 1) “совокупной приспособленности” У. Д. Гамильтона. Согласно этой концепции, приспособленность особи, безусловно, имеет , однако она подчинена приспособленности родичей, т. е. совокупной приспособленности, на которую и направлен и каторая обусловлена не выживанием особи, а сохранением соответствующего набора генов, носителем которого является родичей. Т. о., проясняется того, что эволюционисты называют альтруизмом: это такое индивидуальное поведение, которое увеличивает возможности приспособления и размножения родственной группы (даже если соответствующие шансы индивида уменьшаются) ; 2) концепция “эгоистического гена” Р. Доукинса позволяет дать альтернативную интерпретацию теории совокупной приспособленности. Последняя относится исключительно к группе родичей, но при этом основным “агентом” отбора в процессе эволюции выступает не популяция или группа, а некоторый набор генов, характерный для данной родственной группы. Особь является, по словам Доукинса, машиной для выживания гена, генетического набора. Альтруизм на уровне индивидуального поведения оборачивается генетическим эгоизмом - и как таковой превращается в ; 3) концепция “взаимного альтруизма” Р. Триверса, в которой получает помогающее поведение как внутри группы, так и между представителями разных, т. е. неродственных, групп, а также между представителями различных видов. Суть концепции заключается в следующем: одна особь оказывает содействие , полагая, чтов свою очередь ей отплатят тем же. Здесь возможны трудности этологического характера: напр., как сохранять равновесие и какие могут быть гарантии против обманщиков. Как показывают наблюдения, есть несомненные признаки в поведении животных, позволяющие им судить о намерениях и целях “контрагентов”; 4) эпигенетических правил (Ч. Ламсдена и Э. Уилсона) или механизмов, возникающих в психике человека (и имеющих соответствующий субстрат в мозге) в процессе и в результате взаимодействия организма и среды. Эти правила оказывают определяющее воздействие на и поведение человека. Эпигенетические правила делятся на два класса: а) автоматические процессы, опосредствующие связи между ощущениями и восприятиями; б) процессы, возникающие внутри и по поводу восприятий и оперирующие данными культуры. Согласно этой теории, мораль зашифрована в эпигенетических правилах (прежде всего во вторичных); более того, утилитаристский Милля (см. ) и Канта коренятся во вторичных эпигенетических правилах. Иными словами, в т. ч. социальная, оказывается фактором формирования органических и функциональных структур, в частности тех, что ответственны за моральное поведение; т. о. социобиологи снимают обращенные к ним упреки в генетическом детерминизме.

При безусловной значимости научных результатов эволюционной теории поведения человека именно как объяснительная концепция эволюционная недостаточна: оставаясь на уровне общеантропологических определений, невозможно дать адекватную теорию морали. Заимствованный эволюционной этикой из моральной философии понятийный аппарат деспецифицируется. Эволюционная отказывается от теоретического наследства этико-философской и обосновывает мораль как форму целесообразного или адаптивного поведения. Характерно, что при описании морали, поведения вообще она обходится без понятий намерения, свободы, творчества, универсального требования, не рассматривает фундаментальную для понимания морали антитезу между должным и сущим. Мораль в эволюционной этике надперсональна, а в той мере, в какой она изображается как функционирование определенных генетических механизмов, сориентированных на организмические, популяционные, но не личностные цели, - и бездуховна. Анализ основополагающих нравственных императивов показывает, что они направлены на обуздание человеком своей страстной натуры и своей чувственности, т. е. своей “природы”, и предполагают человека контролировать свои , сознательно подчинять свои интересы интересам других людей, исходя как из общественных установлений, так и из высших духовных ценностей.

Лит.: Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. СПб., б. г.], Кропоткин П. А. Этика. М., 1991, с. 45-81; Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика,- “ВФ”, 1987, № 1; Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека).- В кн.: Гениальность и этика. М., 1998, с. 435-466; DowkinsR. The Selfish Gene. Oxf., 1976; iumsden Ch. /., Wilson Е. 0. Genes, Mind & Culture. The Coevohitionary Process. Cambr., 1981.

P. F. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА" в других словарях:

    ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА - (лат. evolutio развертывание) направление в буржуазной философии морали, к рое толкует происхождение, природу и назначение нравственности с позиций биологического эволюционизма. Основоположником этого направления считают Спенсера,… … Словарь по этике

    1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия

    - (греч. ethos нрав, обычай, привычка) проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность. Содержательные и формальные особенности Э. заданы тремя константами: сущностью морали как объекта … Новейший философский словарь

    Направление в бурж. этике, в к ром происхождение, природа и назначение морали трактуются с позиций биологич. эволюционизма. Отд. идеи такого рода высказывал еще Ч. Дарвин, к рый определял всеобщее благо как то, что способствует воспитанию… … Философская энциклопедия

    I. Предмет этики и ее основные направления. II. Исторический очерк этических учений. III. Этика как философская дисциплина. I. Этика (от греч. ήθος нрав) или мораль (от лат. mos нрав) в узком смысле слова значит учение о нравственном. Так как все … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (греч. ethika: от ethos нрав, обычай, характер, образ мысли) 1) на уровне самоопределения теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически на протяжении всей истории Э. обоснование той или иной конкретной… … История Философии: Энциклопедия

    БУРЖУАЗНАЯ ЭТИКА - правила морали, в к рых нашли выражение мировоззрение буржуазии и ее моральное сознание. Соответственно различным периодам в истории капитализма, конкретным социальным условиям разных стран и положению различных слоев и общественных групп в Б. э … Словарь по этике

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - наиболее распространенное название направления в совр. буржуазной философии морали, начавшего формироваться с середины 70 х гг. в связи с осмыслением причин и последствий экологического кризиса, а также поиском социально приемлемых способов его… … Словарь по этике

Начну с собственного жизненного убеждения: «полная свобода и независимость самое большое несчастье для человека». Человек свободный от долгов и обязанностей, ни от кого не зависящий, никому не нужный — несчастный человек. Поэтому мне очень близко высказывание великого А.Эйнштейна: « Мы живем для других людей — и более всего для тех, от чьих улыбок и благополучия зависит наше собственное счастье », которое может стать эпиграфом к новой науке - эволюционной этике , совсем недавно, оформившеяся как отдельное направление теории эволюции .

Смысл этого высказывания и всей эволюционной этики: мир устроен так, что для собственного счастья человеку необходимо жертвовать своими интересами для блага других. Интуитивные рассуждения об объективно существующих нравственных законах человеческого общения, о необходимости нравственных законов для выживания и развития общества, получили строгое научное обоснование с помощью математического моделирования и биологических экспериментов.

Подробней с этой наукой можно познакомиться на сайтах http://ethology.ru и http://evolbiol.ru . Тезисно сформулирую основные положения этой науки.

Эволюционная этика основана на теории эволюции, считающей естественный отбор основой эволюции всего живого. Естественный отбор - процесс, приводящий к выживанию и успешному размножению индивидов или групп, наиболее хорошо адаптированных к окружающей среде. Естественный отбор ведет к закреплению наследственных качеств, наиболее подходящих к данной окружающей среде. Естественный отбор — эгоистический закон, приводящий к гибели носителей нежизнеспособных признаков, но способствующий размножению обладателей признаков жизнеспособных. Все живое, способное к размножению, подчиняется этому закону. Жестокий закон, но так устроен мир. И этот жестокий эгоистический закон естественного отбора в процессе эволюции породил альтруизм и кооперацию.

    Альтруизм ( Alter- другой) в этике — нравственный принцип, предписывающий

бескорыстные действия на благо других людей , способность жертвовать своей выгодой ради общего блага. В биологии: поведение, ведущее к повышению «приспособленности» (репродуктивного успеха) других особей в ущерб своим собственным шансам на успешное размножение.

Альтруизм широко распространен в животном мире и встречается даже у бактерий и грибов. У альтруизма есть три источника и в соответствии с этим различают три вида альтруизма.

Родственный альтруизм основан на близких родственных связях и направлен на повышение выживаемости узкой группы близких, хорошо знающих друг друга, людей.

Реципрокный альтруизм основан на принципе «ты мне — я тебе», кооперация индивидов , не очень, или даже вообще незнакомых, имеющих разные взгляды, ориентацию, происхождение, но объединивших свои усилия для достижения общих целей.

Парохиальный альтруизм основан на враждебности к чужакам ( парохиализме ), необходим для объединения усилий против общего врага. То, что называется «дружить против кого-то». В условиях постоянных войн с соседями сочетание внутригруппового альтруизма с парохиализмом обеспечивает наибольшие шансы на выживание и успешное размножение индивидуума. Получается, что такие, казалось бы, противоположные свойства человека, как доброта и воинственность, развивались в едином комплексе : ни та, ни другая из этих черт по отдельности не приносили бы пользы своим обладателям. Межгрупповая конкуренция (вражда) способствует внутригрупповой кооперации (альтруизму). Н ичто так не сплачивает коллектив, как совместное противостояние другим коллективам; наличие внешних врагов — обязательное условие устойчивого существования тоталитарных империй и надежное средство «сплочения» населения в альтруистический муравейник.

В этой связи, уместно отметить, что такие понятия как: «ближние», «другие» и «чужие (враги)», принятые для формулирования нравственных законов в различных религиях, очень точно соответствуют этим трем видам альтруизма.

    В природе, идет постоянная борьба между альтруистами и эгоистами.

Какие же способы борьбы с эгоистами выработал естественный отбор ?

Генетическая близость индивидуумов в коллективе. Если все индивиды генетически идентичны, эгоистическая эволюция внутри системы становится невозможной, потому что из минимального набора условий, необходимых для эволюции, — дарвиновской триады «наследственность, изменчивость, отбор» — исключается один из компонентов, а именно изменчивость. Индивидам -близнецам не важно, кто из них ухватит для себя больший кусок, ведь с точки зрения естественного отбора они все — просто одно и то же. Их эволюционные «интересы» автоматически отождествляются с интересами всей системы. При этом отбор перестает действовать на индивидуальном уровне и начинает действовать на уровне целых систем.

Межгрупповая конкуренция обеспечивает рост числа альтруистов в группе популяций, несмотря на то, что внутри каждой отдельной популяции их число может неуклонно снижа ать ся. Это явление получило название «парадокс Симпсона» .

На рисунке показан пример действия «парадокса Симпсона». В исходной популяции было 50% альтруистов и 50% эгоистов (кружок слева вверху ). Эта популяция разделилась на три конкурирующих субпопуляции с разным соотношением альтруистов и эгоистов (три маленьких кружка справа вверху ). В ходе роста каждой из трех субпопуляций альтруисты оказались в проигрыше — их процент снизился во всех трех случаях. Однако те субпопуляции, в которых изначально было больше альтруистов, выросли сильнее благодаря тому, что они имели в своем распоряжении больше «общественно-полезного продукта», производимого альтруистами (три кружка справа внизу ). В результате, если сложить вместе три выросших субпопуляции, мы увидим, что «глобальный» процент альтруистов вырос (большой кружок слева внизу).

Исследование с помощью теории игр мо дели «вложенного перетягивания каната», где каждый индивид эгоистически расходует часть «общественного пирога» на то, чтобы увеличить свою долю этого пирога, показала, что межгрупповая конкуренция является важнейши м , а может быть, и самы м главны м фактор ом , стимулирующи м развитие кооперации и альтруизма у социальных организмов. М ежгрупповая конкуренция раст ет с ростом внутригруппового родства.

Наследственность. Исследования последних лет показали, что моральные качества людей в значительной мере определяются генами, а не только воспитанием. С пособность к альтруистическому поведению в основе своей «заложена» в наших генах — ведь кооперация была необходима нашим предкам еще задолго до того, как они овладели речью. Г енетический «базис» альтруизма есть у всех нас — соответствующие гены прочно зафиксировались в человеческой популяции.


ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА - разновидность этической теории, согласно которой мораль коренится в природе чело­века и морально положительным является такое поведение, которое способствует "наибольшей продолжительности, ши­роте и полноте жизни» (Г. Спенсер). Эволюционный подход

в этике сформулировал Спенсер, однако основные идеи эво­люционной этики были предложены Ч. Дарвином, который по сути дела попытался с естественно-научной точки зрения обосновать принципы, воспринятые из философского эмпи­ризма и сентиментализма этического. Основные идеи Дар­вина, развитые эволюционной этикой, заключаются в следу­ющем: а) общество существует благодаря социальным инстин­ктам, которые человек (как и социальные животные) удов­летворяет в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, которые оказываются ближним; б) соци­альный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей; в) у человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря ко­торой оказалось возможным формулировать требования об­щественного мнения (требования общины); г) социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой. В видоизмененной форме современные биологистские тео­рии морали принимают все эти постулаты, главный из кото­рых заключается в том, что человечество проходило в своем становлении групповой отбор на моральность, в частности на альтруизм. В 20 в. благодаря достижениям эволюционной ге­нетики и этологии был высказан ряд идей и концепций, ко­торые как будто позволяют показать биологическую обуслов­ленность, эволюционную предзаданность человеческого поведения, в частности морального. Если классическая эво­люционная этика (К. Кесслер, П. А. Кропоткин, Дж. Хаксли и др.) говорила о качестве необходимых для выживания или размножения особей или группы, которые отбираются в ходе эволюции, то этология (Ч. О. Уитмен, К. Лоренц, Н. Тинбер-ген и др.), исходя из генетической обусловленности поведе­ния животных и человека, стремится к тщательному; деталь­ному изучению психофизиологических механизмов поведения; социобиология (Э. Уилсон, М. Рьюз, В. П. Эфроимсон и др.) развивает следующие конкретные генетические концепции:

1) концепция «совокупной приспособленности» У. Д. Гамиль­тона. Согласно этой концепции, приспособленность особи, безусловно, имеет место, однако она подчинена приспособ­ленности родичей, т. е. совокупной приспособленности, на которую и направлен естественный отбор и которая обуслов­лена не выживанием особи, а сохранением соответствующего набора генов, носителем которого является группа родичей. Т. о., проясняется смысл того, что эволюционисты называют альтруизмом: это такое индивидуальное поведение, которое увеличивает возможности приспособления и размножения родственной группы (даже если соответствующие шансы ин­дивида уменьшаются);

2) концепция «эгоистического гена» Р. Доукинса позволяет дать альтернативную интерпретацию теории совокупной при­способленности. Последняя относится исключительно к группе родичей, но при этом основным «агентом» отбора в процессе эволюции выступает не популяция или группа, а не­который набор генов, характерный для данной родственной группы. Особь является, по словам Доукинса, машиной для выживания гена, генетического набора. Альтруизм на уровне индивидуального поведения оборачивается генетическим эго­измом - и как таковой превращается в видимость;

3) концепция «взаимного альтруизма» Р. Триверса, в которой получает объяснение помогающее поведение как внутри груп­пы, так и между представителями разных, т. е. неродствен­ных, групп, а также между представителями различных ви­дов. Суть концепции заключается в следующем: одна особь оказывает содействие другой, полагая, что в свою очередь ей отплатят тем же. Здесь возможны трудности этологического характера: напр., как сохранять равновесие и какие могут быть гарантии против обманщиков. Как показывают наблюдения, есть несомненные признаки в поведении животных, позволяющие им судить о намерениях и целях «контрагентов»; 4) теория эпигенетических правил (Ч. Ламсдена и Э. Уилсо-на) или механизмов, возникающих в психике человека (и име-ющих соответствующий физический субстрат в мозге) в про-цессе и в результате взаимодействия организма и среды. Эти правила оказывают определяющее воздействие на мышление и поведение человека. Эпигенетические правила делятся на два класса: а) автоматические процессы, опосредствующие связи между ощущениями и восприятиями; б) процессы, воз-никающие внутри и по поводу восприятий и оперирующие данными культуры. Согласно этой теории, мораль зашифро-вана в эпигенетических правилах (прежде всего во вторичных); более того, утилитаристский принцип Милля (см. «Утилита-ризм") и категорический императив Канта коренятся во вто-ричных эпигенетических правилах. Иными словами, среда, в т. ч. социальная, оказывается фактором формирования орга-нических и функциональных структур, в частности тех, что ответственны за моральное поведение; т. о. социобиологи снимают обращенные к ним упреки в генетическом детерк и-низме.

При безусловной значимости научных результатов эволюци-ониой теории поведения человека именно как объяснитель­ная концепция эволюционная этика недостаточна: оставаясь на уровне общеантропологических определений, невозмежно дать адекватную теорию морали. Заимствованный эволю-циошюй этикой из моральной философии понятийный аппарат деспецифицируется. Эволюционная этика отказывается от теоретического наследства этико-философской мысли и обосновывает мораль как форму целесообразного или адаптивного поведения. Характерно, что при описании морали, поведения вообще она обходится без понятий намерения, свободы, творчества, универсального требования, не рассматривает фундаментальную для понимания морали антитезу между должным и сущим. Мораль в эволюционной этике над-персональна, а в той мере, в какой она изображается как функционирование определенных генетических механизмов, сориентированных на организмические, популяционные, но не личностные цели, - и бездуховна. Анализ основополагающих нравственных императивов показывает, что они направлены на обуздание человеком своей страстной натуры и одухотворение своей чувственности, т. е. своей «природы», и предполагают способность человека контролировать свои потребности, сознательно подчинять свои интересы интересам других людей, исходя как из общественных установлений, так и из высших духовных ценностей.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении