Знай свое дело

Государственное управление и политический менеджмент. Политический менеджмент и политическое управление

Глава I

МЕСТО И РОЛЬ

ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Управление - это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. Управление позволяет решать как масштабные за­дачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, направленные на достиже­ние конкретных целей и задач, таких, как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управ­ленческие отношения в политике многообразны. В этой главе нам предстоит познакомиться с особенностями политического менеджмента и тем местом, которое он занимает в жизни современного об­щества.

Что такое политический менеджмент?

Чтобы лучше понять, какое место занимает политический менедж­мент в системе политического управления, выделим вначале наи­более общие его типы. Первый тип управления в политике - суб­станциональный. Он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, социальные структуры, функциональные связи. С помощью субстанционального управления достигается целостность политической системы, сохра­няется ее качественная специфика, осуществляются ее воспроизвод­ство и развитие. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политические социализация, институализация, легитимация (1). На практике субстанциональное управление выглядит как подчинение людей нормам, правилам, принятым в данном обществе, как ориентация на ценности культуры, в том числе политической.

Реляционистский тип управления (от франц. ге1аtion - отношение) существует в виде субъектно-объектных отношений, когда можно четко выделить тех, кто управляет, и тех, кто является объектом управления, т.е. должен исполнять управленческие решения. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных,потому что он существует в виде осознанной, направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных принимать решения и влиять друг на друга, а следовательно, он зависит от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управ­ленческий процесс.

В этой особенности реляционистского типа управления од­новременно заключены и его сила, и его слабость. Его сила состоит в том, что человек способен не только воспроизводить ранее сложившиеся связи в системе, но и изменять их, совершенствовать, ини­циировать нововведения, ускорять развитие. Его слабость - в неиз­бежных ошибках человека, а главное, в том упорстве, которое он может проявлять, претворяя в жизнь ошибочные управленческие решения.


В политике управление как субъектно-объектные отношения су­ществует в трех основных видах:

а) управленческие отношения, возникающие между государствен­ными должностными лицами и государственными органами, высту­пающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населени­ем или отдельными его группами - с другой. Этот вид управления
обычно называют государственным управлением, потому что его субъ­ектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент государственно-административное управление, включающее все многообразие управленческой деятель­ности, осуществляемой органами исполнительной власти (прави­тельством, министерствами, ведомствами и иными госучреждения­ми).

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми ста­тусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих реше­ний. В современном обществе государственное управление осущест­вляется преимущественно путем нормативного регулирования, т.е. путем выработки и принятия соответствующими органами и учреж­дениями законов, указов, распоряжений и иных нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является мно­гоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычай­но разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений;

б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государст­венных и политических организаций с целью упорядочения их деятель­ности, повышения эффективности работы. Их особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в госу­дарственных учреждениях и политических организациях также осно­вано на возможности субъекта управления (руководства государст­венного учреждения, руководящих органов партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы и применять санкции в отношении тех, кто нарушает эти нормы;

в) управленческие отношения, где субъект (политическая органи­зация, группа давления, государственный деятель) не может опереть­ся на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения политических целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому выну­жден прибегать к иным формам и методам воздействия на предпола­гаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений мы и будем называть политическим менеджментом .

Чтобы лучше понять специфику политического менеджмента, вначале уточним, какие политические цели ставятся и какие задачи решаются в его рамках.

1.Укрепление авторитета государственного или политического дея­теля. Авторитет для политика - это значимость в глазах населения, это доверие и поддержка широких масс, это успех в политике, это возможность реализовывать различные политические задачи. Еще Никколо Макиавелли писал: «Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов» (2). И великий флорентиец разрабатывает целую программу действий, направлен­ных на повышение авторитета правителя. Современные политики, особенно те, чьи полномочия определяются в ходе выборов, пожалуй, еще в большей степени нуждаются в поддержке населения, поэтому для многих из них эта задача является необычайно важной.

2. Создание благоприятных условий для деятельности государствен­ного учреждения, политической партии, общественной организации пу­тем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа. Любое государственное учреждение заинтересовано в том, чтобы граждане видели в нем компетентный орган государственного управ­ления. Только в этом случае его управленческие решения будут восприниматься в обществе как важные, как требующие исполне­ния. Каждая политическая организация, чтобы выиграть в острой конкурентной политической борьбе, нуждается в поддержке избирателей, но для этого ей нужно, чтобы массы видели в этой организации последовательного защитника их интересов, доверяли ей. Вот почему без решения указанной задачи политическим организациям практически невозможно всерьез рассчитывать на политический успех.

3. Расширение числа сторонников той или иной государственной или политической программы, политического проекта. Общим местом рассуждениях о политических, экономических и социальных реформах в нашем обществе стал тезис о трудностях проведения в жизнь управленческих решений. Одна из главных причин этого - невосприимчивость напуганных преобразованиями и не раз обма­нутых масс к новаторским программам и проектам. Следовательно, необходимо не только детально прорабатывать характер и последо­вательность нормативных, правовых изменений, но и воздейство­вать на восприятие этих изменений, влиять на ожидания людей, их _ценностные ориентации и настроения. Осознание такой необхо­димости ведет к превращению этой задачи в одно из важных направлений деятельности всех субъектов политики современных обществ.

4. Формирование электоральных предпочтений населения. Выборы в государственные органы - неотъемлемая черта демократии. Практически все политические силы, партии уже поняли огромную значимость указанной задачи. Жесткая конкуренция вынуждает их постоянно совершенствовать технологии борьбы за голоса из­бирателей.

5. Создание политических союзов, блоков. Политика альянсов и со­глашений помогает политическим субъектам решать сложные задачи. Однако достижение каждого политического союза - это результат сложной и кропотливой работы по влиянию на своих будущих партнеров, где практически ничто не решается путем применения си­лы, а требуется искусное маневрирование, ювелирное воздействие на мотивацию потенциальных союзников.

6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах. Политический конфликт отличается непримиримостью сторон, нередко агрессивностью и явным неже­ланием играть по общим правилам. Политические конфликты дес­табилизируют общество, сеют вражду между его участниками, парализуют экономическое и социальное развитие страны. Вот почему так важен поиск путей разрешения политических конфлик­тов. Выход из конфликта нельзя обеспечить силовыми методами. Здесь требуется применение особых технологий регулирования кон­фликтных ситуаций.

7. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения. Современные общества крайне дифференцированы, в них представлены различные социальные группы, стремящиеся к артику­ляции и защите своих интересов. Одним из способов отстаивания групповых интересов является организация давления на государствен­ные органы и государственных должностных лиц. Формы и приемы такого давления многообразны, они постоянно совершенствуются. И, как бы мы ни относились к этому феномену современной поли­тической жизни, это - реальность, с которой нельзя не считаться.

8. Мобилизация масс для политической поддержки. Для решения конкретных политических задач политическим субъектам нередко требуется демонстрация массовой поддержки, например проведение пикетов, акций протеста, митингов, шествий и т.п. Организация мас­совых выступлений актуальна не только для оппозиционных, но и* для правящих сил, если последние желают показать уровень доверия людей к проводимой политике. В демократическом обществе людей нельзя заставить выйти на улицы, но их можно убедить, побудить это сделать. Вот почему эта задача относится к сфере политического ме­неджмента.

Важность перечисленных задач для различных субъектов, дейст­вующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результа­тов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач.

Специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализа­ции субъект управления не может воспользоваться властными полно­мочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Объект управленческого воздействия находится вне зоны статусного подчинения субъекту управления, т.е. он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера, в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе, его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином го­сударственном учреждении, он может примкнуть к любой поли­тической организации, разрешенной в стране, и т.д.

Таким образом, политический менеджмент отличается от госу­дарственного управления и управления в государственных учрежде­ниях и политическихорганизациях следующим:

Во-первых, в политическом менеджменте субъект управления лишен права. а) опереться на государственное принуждение, применить меры воздействия в отношении нарушителей законов или распоряжений исполнительной и судебной власти, что доступно субъектамгосударственного управления; б) прибегнуть к применению санкций как это могут делать руководители государственных учреждений или политических организаций в отношении своих подчиненных. Следовательно, способы влияния субъекта политического менеджмента на управляемый объект должны быть весьма специфичными, иметь особые формы воздействия на мотивационную структуру личности;

Во-вторых, государственное управление и управление в государственных и политических организациях (если речь не идет о произволе отдельных лиц) строится главным образом на принципе нормотворчества. Иными словами, государственные органы или должностные лица наделены правом принимать законы, указы, иные нормативные акты, обязательные для соответствующих групп населения, а механизм санкций используется ими для направления деятельности людей в русло принятых норм. В итоге управление обретает в значительной степени обезличенный характер, управленческие решения ориентируются не столько на конкретных людей, сколько наопределенное понимание того, какими должны быть общие, по возможности наиболее оптимальные модели общественного поведения, воспроизводимые в действиях многих людей, так как в принципе практически всех, или по крайней мере большинство, можно вставить подчиняться принятому закону. В политическом менедж­менте субъект управления лишен легитимного права создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия, поэтому он вынужден влиять, навязывать свои правила игры, опираясь на знание особенностей мотивации конкретных людей, психологии личности и психологии масс.

В-третьих, в рамках политического менеджмента решаются весьма специфические задачи. Решение этих задач помогает политическим субъектам укреплять свои позиции на политической арене, одержи­вать победу в конкурентной борьбе, усиливать влияние на массы. Очевидно, что эти задачи очень важны для политических субъектов, стремящихся к расширению сферы своего воздействия на общество, к реализации своих планов, политических программ и проектов. Од­нако отношение населения к этим задачам всегда будет неодно­значным, потому что за ними проступают личные амбиции, группо­вые интересы, корыстные цели. Вот почему эти задачи обычно не афишируются. Вряд ли можно представить себе политическую кам­панию, где в качестве открыто декларируемой цели было бы провоз­глашено повышение авторитета президента или престижа какого-то министерства, лоббирование налоговых льгот для финансово-промышленной корпорации или оказание влияния на политических союзников.

В-четвертых, в рамках политического менеджмента складываются особые приемы, способы решения управленческих задач. Совокуп­ность таких приемов принято называть политическими технологиями.

Влитературе есть два подхода к определению понятия «поли­тические технологии». Сторонники первого рассматривают поли­тические технологии как универсальную составляющую любого управленческого процесса в политике. Так, в «Политической энцик­лопедии» указывается, что политические технологии «представляют собой способ упорядочения целесообразной практической деятель­ности, совокупность приемов, направленных на преобразование (из­менение состояния) объекта в сфере политики, достижение заданно­го результата (цели)» (3). Близкое по содержанию определение дает А.И. Соловьев: «Политические технологии представляют собой со­вокупность последовательно применяемых процедур, приемов и спо­собов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте» (4).

Сторонники другого подхода, и автор относится к их числу, скло­няются к мнению, что политические технологии - это один из видов управленческих технологий в политике, присущий исключительно политическому менеджменту. Технологии, складывающиеся в систе­ме государственного управления и в системе управления в государст­венных и политических организациях, имеют ряд отличительных черт, и смешение их с чисто политическими технологиями не позво­лит увидеть специфику последних.

Мы уже говорили, что в рамках политического менеджмента субъ­ект управления не может прибегнуть к насилию, лишен права созда­вать общеобязательные нормы и применять санкции к тем, кто их не исполняет, он должен использовать такие способы воздействия на
людей с целью изменения их поведения, которые исключают приме­нение прямого принуждения, физического насилия. В этом за­ключается специфика политических технологий.

Политические технологии - это средство искусного воздействия на мотивацию людей, на их сознание и подсознание, это способы, по­буждающие людей действовать в соответствии с интересами политическогосубъекта, но одновременно поддерживающие у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий. Эти приемы обеспечивают внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений, и среди них есть немало таких, которые можно назвать манипулятивными.

Забегая вперед, скажем, что политический менеджмент ставит перед обществом немало сложных этических проблем, в основе ко­торых лежат несовпадение групповых и общественных интересов, острая конкуренция в политическом пространстве, различия в идео­логических взглядах и ценностных ориентациях политических субъектов и постоянное искушение решить свои политические проблемы любыми способами. Подробнее об этом мы будем говорить в за­ключительной главе.

Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать об­щеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» н поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии.

Управление, связанное со сферой политики, представляет совокупность процессов, возникающих в поле отношений субъектов и объектов взаимодействий. Можно выявить следующие виды управления в политике. Во-первых, отношения, устанавливаемые между государственными должностными лицами и органами, исполняющими роль субъекта управления, с одной стороны, и населением или некоторыми его группами, с другой. Данный вид управления обычно называют государственным, так как в качестве субъекта предстают государство, его учреждения и должностные лица. Специфика государственного управления заключается в том, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект имеет властные полномочия, ресурсы, необходимые для выполнения решений, когда государственные органы и учреждения определяют нормы, имеющие деперсонализированный характер и существующие в виде законов и иных правовых актов.

Во-вторых, управленческие отношения складываются в государственных и политических организациях для упорядочения их деятельности, повышения ее эффективности. Субъект управления имеет возможность применять ресурсы, определять обязательные для сотрудников конкретной организации нормы. В-третьих, управленческие отношения, в которых субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не обладает правами осуществлять «легитимное насилие» и использовать ресурсы для достижения целей, не имеет полномочий для принятия закона или распоряжения, носящего обязательный характер, вынужден применять другие формы и методы влияния на объект. Данный вид отношений именуется политическим менеджментом, позволяющим акторам заботиться об укреплении авторитета того или иного деятеля в сфере властных отношений; придании привлекательности образу государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления; увеличении количества сторонников какой-либо политической программы; формировании предпочтений электората; организации союзов, блоков; воздействии на оппонентов в конфликтах; оказании влияния на субъекты, принимающие государственные решения; мобилизации населения для обеспечения поддержки лидеров, организаций. Политический менеджмент представляет деятельность, связанную с подготовкой, принятием и осуществлением политических решений, направленных на удовлетворение запросов, интересов и требований различных социальных групп.

Как отмечают исследователи, политический менеджмент связан с взаимодействием политических акторов, организаторов политических кампаний с общественной средой - субъектами политических отношений. Вследствие этого увеличивается значение технологии связи с общественностью, или политического public relations. На практике понятие связи с общественностью нередко отождествляют с технологиями воздействия на граждан в интересах достижения запланированного результата. При этом желательно учесть и то обстоятельство, что связи с общественностью носят двусторонний характер, и применение технологий, связанных с распространением искаженных сведений, подкупом избирателей и другими нарушениями норм политической этики, имеют отрицательные последствия, вызывают недоверие к институтам или политической системе в целом. Первоначально термин «паблик рилейшнз» (PR) служил для определения одного из компонентов менеджмента организаций. Целью PR в изначальном понимании является формирование благоприятной информационной среды, дающей возможность эффективно решать задачи производства и продажи товаров и услуг, завоевания симпатий потребителей, налаживания партнерских отношений с субъектами экономики и политики.

По мнению Т.Э. Гринберг, связи с общественностью в контексте современного информационного рынка можно рассматривать с различных сторон. Во-первых, с позиции концепции менеджмента, которая связана с оценкой PR как компонента управленческой деятельности в различных сферах деятельности и функционированием PR в системе организации. Во-вторых, в рамках социокультурной концепции, согласно которой связи с общественностью рассматриваются в контексте сложившихся ментальностей. В-третьих, в контексте широко распространенного маркетингового подхода к изучению проблем PR, а также с позиции коммуникационного подхода, согласно которому PR рассматривается в первую очередь как коммуникационная деятельность 1 .

PR в широком смысле интерпретируют как систему связей с общественностью, цель которой - деятельность по улучшению взаимопонимания между организацией и общественностью. Осмысление PR как искусства и науки достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на полной осведомленности, было спроецировано и на характеристику управления некоторыми информационными процессами. Под политическим PR принято понимать управление коммуникационными процессами с целью формирования в массовом сознании образов, мнений, суждений, ориентаций, отвечающих интересам субъекта политико-технологического процесса. Основы политического PR сложились во второй половине XX в., когда был опубликован сатирический роман «Золотая дудка» Д. Шнайдера. В этом произведении были детально описаны приемы воздействия на людей, многие из которых были использованы на выборах президента США в 1960 г. В политических партиях появились специалисты по рекламе. Организаторы политического PR выбирали тему информационной экспансии, производили информационные продукты, распространяли их по различным каналам, устраняли помехи, а также обеспечивали обратную связь. Решение этих задач осуществлялось в интересах субъекта управления. По мнению исследователей, современный политический PR включает следующие компоненты: разработку стратегии, проведение предвыборных кампаний, формирование имиджа кандидата, организацию социологических исследований и мониторинга, публикацию материалов и издание приложений к массмедиа, информационное противодействие соответствующим службам конкурирующих партий и претендентов. Другими элементами являются подготовка и производство материалов для наглядной агитации (наружная реклама - листовки, плакаты, стенды); взаимодействие с политическими и общественными организациями.

Приемы политического PR представляют собой комплекс действий, направленных на достижение цели. Посредством их специа-

См.: Гринберг Т.Э. Политические технологии: PR и реклама. М.: Аспект Пресс, 2012.

листы обеспечивают распространение положительной информации об одной политической группе и нейтрализацию другой. Традиционными приемами считают формирование имиджа победителя и аутсайдера, мнимой популярности, участие в длительных переговорах, оказание ложной поддержки, выработку иллюзорного представления о противоборстве двух партий с помощью подставных лиц. Условно PR подразделяют на «черный» и «белый». Первый основан на распространении компрометирующих сведений о ком- либо, в том числе заведомо ложных, допускает нарушение этических и моральных норм, принятых в обществе. Материалы такого рода нацелены на подрыв репутации конкурента, сбор компрометирующих данных в условиях реализации попыток подкупа журналистов. «Белый» PR представляет собой совокупность действий, осуществляемых при соблюдении правовых норм, достижении компромисса между общественностью и субъектом политических отношений на основе построения двусторонней системы распространения информации, фундаментом которой является принцип сотрудничества. То есть сложившееся восприятие политического PR как инструмента управления массами и формирования положительного общественного мнения о конкретной партии или об отдельном лице не совсем верно.

Осмысленное использование политических технологий может обеспечить эффективность деятельности субъектов политических отношений и достижение ими конкретных целей. Разновидностью PR является политический имиджмейкинг, предполагающий создание образа государственного политического деятеля, привлекательного для широких кругов населения. Корпоративный имиджмейкинг связан с формированием в массовом сознании положительного образа государственного учреждения, политической организации.

Динамичное развитие России в течение последних 20 лет отражается в изменениях политической системы, складывающемся разделении властей, возрождении института общенациональных выборов в обстановке плюрализма, относительной свободы прессы. Политика стала пространством публичной борьбы за власть между политическими партиями и группами влияния. В этом соперничестве весома роль избирателей, симпатии которых стремятся завоевать субъекты политической конкуренции.

Поскольку восприятие людьми абстрактных идей затруднено, их носителем и выразителем в публичной сфере становится политический деятель. Его личность связана в сознании граждан с образом человека, способного внимательно изучить социальные проблемы, инициировать эффективный поиск их решения. Имидж (от англ. image - образ) политического деятеля ассоциируется с его действиями, инициативами, высказываниями и выступлениями перед зрительской аудиторией.

Исследователи отмечают, что начало эксплуатации публичного имиджа восходит к ранним этапам формирования американской политики. Первый президент США Джордж Вашингтон стал символом нации при жизни, последователи создали его имидж- В числе политиков, которые самостоятельно заботились о том, чтобы публика воспринимала их благожелательно, был император Франции Наполеон I Бонапарт. Исследователи отмечают, что из записей его разговоров можно извлечь многое для истории так называемой «наполеоновской легенды», но очень мало ценных и убедительных материалов для характеристики личности самого императора. Легенда начала формироваться в период ссылки поверженного монарха на острове Св. Елены. Наполеон заботился о создании собственного благоприятного имиджа, привлекая внимание публики к своим заслугам, особенно военным. Немецким социологом М. Вебером предложена типология лидерства, введено понятие харизматического лидерства 1 .

А.М. Гантер утверждает, что харизматическим лидерам свойствен ряд базовых качеств. Во-первых, «обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность вселять энергию в окружающих. Во-вторых, «завораживающая внешность» или образ, притягательный для массы: «хорошие риторические способности и некоторый артистизм», или выдающиеся коммуникативные способности, дар и искусство увлекать выступлениями аудиторию. Учитываются также «положительное восприятие восхищения своей персоной», или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; «достойная и уверенная манера держаться», или имидж людей, способных добиваться любых целей.

Анализируя свойства и механизм формирования харизматического лидерства, И. Шиффер раскрывает следующие черты данного феномена: 1) статус харизматиков чаще всего приобретают люди «со стороны»; трудно претендовать на него в среде, в которой длительное время находился индивид и хорошо известны его достоинства и недостатки; 2) харизма должна быть связана с каким- либо физическим свойством (стигмой) (эпилепсия, низкий рост),

См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

которое присуще претенденту на харизму в отличие от других; 3) и лидер, и его последователи должны верить в «избранность» первого лица и его миссии; 4) лидер-харизматик должен проявлять «экстремальный максимализм», готовность «идти до конца», любые колебания, компромиссы и уступки неприемлемы (либо должны восприниматься как хитрый «ход» великого человека); 5) действия вождя «паства» воспринимает как истинно чудесные; 6) инновационный стиль лидерства харизматика.

Французским политологом, автором книги «Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу» Ж. Блонделем разработана типология лидерства на основе двух переменных. Первая из них сопряжена с определением силы лидера (его воздействия на перемены, происходящие в обществе), вторая - с характером инициированных лидером изменений: прогрессивных, регрессивных или комбинированных.

Концепция формирования имиджа политика стала складываться издавна, однако лишь благодаря развитию техники, появлению радио, телевидения, компьютерной техники были созданы благоприятные условия для деятельности, направленной на формирование имиджа политического деятеля, создаваемого для решения конкретных задач (успех на выборах). Массмедиа, с одной стороны, отражают создаваемый политиком и его консультантами образ, а с другой стороны, участвуют в формировании этого образа, иногда неосознанно, но чаще всего целенаправленно. Наибольшее количество информации о политике распространяется в ходе политических скандалов, в которые он оказывается невольно вовлечен. На их фоне кумулятивный эффект небольших и неброских сообщений, оценок, отзывов о нем не столь заметен, но не менее важен. Постоянный поток сообщений разного характера о политике является наиболее эффективным средством ведения конкурентной борьбы.

В демократических странах конкуренция между политическими партиями и движениями и возглавляющими их деятелями публична, а культура политической борьбы основана на принципе открытости и доступности информации о работе органов исполнительной и законодательной власти, распространяемой журналистами. Граждане вправе претендовать на получение сообщений о деятелях сферы власти, которым они доверили управление государством и защиту своих интересов. Развитие средств политической коммуникации, в свою очередь, позволяет иллюстрировать разнообразные события, заявления, действия лидеров с высокой степенью достоверности.

С помощью массмедиа можно не только информировать публику о поведении деятеля сферы власти, но и вносить коррективы в процесс формирования его имиджа в соответствии со стоящими целями, задачами и настроением избирателей, производить манипуляции общественным сознанием. В американском обществе, в частности, таковые являются обратной стороной медали эффективного политического убеждения; то, что для одних выглядит как пропаганда, всегда представляется как честная образовательная попытка для других (Л. Гроссман). Действия политиков становятся событием общенационального или регионального масштаба благодаря освещению их телевидением. Специфика современных масс- медиа заключается в том, что демонстрация сюжетов о политике, представление его эмоциональных высказываний отвлекают людей от сути его программы. Эта особенность повлияла на выбор способов ведения избирательных кампаний с акцентом на использование манипулятивных методов. Грань, существующая между ними и допустимыми рекламными трюками, столь тонка, что определить ее весьма затруднительно.

Коммуникационная политика в сфере деятельности массмедиа является ключевым звеном, с помощью которого политик может добиться «эффекта трамплина» в карьере. Исследователи отмечают, что при этом основополагающие характеристики информационного потока: непрерывность - дискретность, равномерная - колеблющаяся сила напора на охваченном пространстве, стабильная - меняющаяся динамика прироста распространяемых материалов на ведущих направлениях могут служить надежными ориентирами.

Данные характеристики сообщений тем более ценны, что значение фигуры лидера, особенно в ситуации глубокого общественного кризиса, неоднозначно, его воздействие на граждан может быть и позитивным, и негативным. И поскольку люди голосуют не за самого политика, а за формируемый прессой образ, важнейшим условием успешного осуществления деятелем своих функций и завоевания симпатий большего числа сторонников является создание позитивного имиджа. Эта цель может быть достигнута за короткое время при условии массированной обработки общественного мнения и наличия яркой личности. Результаты выборов, проходящих в России, показывают, что контроль масс- медиа, в особенности телевидения, дает кандидату неоспоримые преимущества в борьбе за голоса избирателей. С учетом того, что пресса оказывает сильное воздействие на формирование общественного мнения и имиджа политического лидера, обострилась борьба за контроль над массмедиа между отдельными финансовоэкономическими группами с целью использования их мощи для оказания политического давления на избирателей. Следствием этого являются искажение политической реальности, публикация недостоверной информации, замалчивание узким кругом лиц невыгодных фактов с помощью подконтрольных средств массовой информации. Манипуляции мнением электората осуществляются с применением новейших методов психологического воздействия на человека, что ограничивает свободу выбора, ведет к развязыванию информационной войны между разными политическими силами и негативно сказывается на сознании избирателя.

На определение силы воздействия информации на общественное мнение влияют, конечно же, и сами политические деятели. Они создают новости как ньюсмейкеры. Политики, оказавшиеся в верхних строчках списка ньюсмейкеров, привлекают большее внимание журналистов. Создается своеобразный замкнутый технологический цикл, формируется психологическая цепочка, объясняющая феномен качественных авторитетных изданий. Сначала распространяется беспристрастная информация, затем по поступившим откликам формируется образ политика, который работает на него независимо от его конкретных действий в будущем.

Важнейшим фактором в формировании имиджа политического деятеля в массмедиа, в особенности на решающем этапе борьбы, является, по признанию исследователей, большой удельный вес телевизионных материалов в массе информации о нем из любых массмедиа. Обеспечивается кратковременное, но вместе с тем наиболее мощное воздействие на массовое сознание, эффективность которого возрастает по мере приближения даты волеизъявления избирателей.

Стереотипы, которым следуют специалисты политического PR, основаны на стремлении любой ценой навязать политический «товар», в том числе и за счет дезинформации. Обеспечивая массированное воздействие на граждан, организаторы избирательных кампаний упускают из виду, что согласно данным исследований имидж политических лидеров в основном формируют материалы нейтрального характера. В связи с этим особую значимость приобретает соотношение положительной и отрицательной информации о деятелях сферы власти, способное в случае возникновения дисбаланса вызвать серьезные сдвиги в общественном мнении.

Имеются следующие возможности воздействия на избирателя при помощи средств массмедиа:

  • 1) публичное представление программы (текст, составители которого учитывают особенности аудитории; персоналии власти, транслирующие этот документ; факторы «места» и «времени» оглашения его);
  • 2) создание «новости» службой связей с общественностью, формирование ею информационного потока;
  • 3) производство рекламных сообщений для мультиплицирования их прессой на платной основе.

В политической рекламе специфичен сам товар - программные и личностные характеристики человека, претендующего на властные полномочия; специфично действие, которое требуется от потребителя, - мандат на власть и доверие к действиям политика. Минимальное условие для проведения политической PR-кампании - наличие программы, обладающей необходимыми атрибутами для представления обществу. Осуществляемая лидером агитация за свою программу, отстаивание ее принципов перед законодательной ветвью власти являются каркасом для публичных выступлений, газетных публикаций, теледебатов и т.д. Современная практика свидетельствует о том, что политики привлекают для достижения успеха профессионалов - спичрайтеров, имиджмейкеров, деятельность которых должна способствовать созданию положительного образа лидера. Имидж приобретает конкретные черты только после того, когда он становится публичным.

В связи с этим существуют следующие правила формирования имиджа, согласно которым он:

  • 1) должен соответствовать рекламируемому предмету, казаться достоверным; преувеличения не должны выходить за рамки здравого смысла;
  • 2) должен быть образным, апеллировать к чувствам;
  • 3) всегда проще, чем предмет, образ которого он воспроизводит; простота и в то же время достаточная нестандартность помогают лучшему запоминанию его;
  • 4) всегда неоднозначен, незавершен, часто находится между ожиданием и реальностью.

Многие методы и подходы заимствованы создателями политического PR из теории и практики коммерческой рекламы. При этом «товар», предлагаемый избирателям, обладает рядом характерных черт. В политической сфере гораздо острее стоят проблемы соответствия распространяемой информации образу политика, правомерности применения некоторых способов воздействия для привлечения избирателей на сторону кандидата. Лучшие образцы работы журналистов связаны с четким делением материалов на информацию и мнения. Большинство российских журналистов предпочитают непосредственно оценивать происходящее, т.е. работают по принципу массовой, а не партийной прессы. Своеобразное кредо последней - большой объем информации, где журналист выступает не ее создателем, а регистратором. Исследователи видят задачу журналистики в организации общественного диалога, обнародовании социальных интересов разных социальных групп и слоев применительно к актуальным политическим проблемам.

В России политическая пресса по-прежнему рассматривается как средство манипуляции общественным мнением и нужна политикам лишь как инструмент в борьбе за власть. В этом смысле интересны процессы, связанные с работой российских массмедиа. На заре российской политической демократии репортажи о заседаниях Верховного съезда СССР и Государственной Думы РФ демонстрировались по телевидению в режиме прямого эфира. Позже депутатский корпус оградил себя от критики, ограничив допуск телеоператоров и журналистов в зал заседаний - съемка была разрешена только в отведенных для этого местах.

Внимание к деятельности исполнительных и законодательных органов власти традиционно активно и в США. Здесь в 1979 г. был создан телеканал С-SPAN (Cable Satellite Public Affairs Network). Эта кабельная спутниковая сеть освещает общественную проблематику, деятельность правительства страны, ведет репортажи о заседаниях сената и конгресса. Участие журналистов телеканала в анализе происходящего сведено к минимуму. Оценивая плюсы и минусы такой информационной стратегии, многие исследователи и политические деятели утверждают, что это принципиально новая стадия информирования общественности о политической деятельности как отдельных субъектов, так и органов государственной власти в целом.

Канал C-SPAN не получает поддержки от государства, финансируется за счет средств подписки частных абонентов; остальные средства поступают в виде пожертвований от спонсоров. Этот канал интересен и профессиональному сообществу: социологам и политологам, анализирующим современный политический процесс и методику публичных дебатов. После ввода в действие в 2010 г. цифровой версии собственной видеотеки канал обеспечивает зрителям доступ к политическим программам, начиная с материалов, относящихся к 1987 г. С 2016 г. сервис C-SPAN стал доступен в 100 млн домов американцев.

Таким образом, массмедиа, особенно телевидение, активно участвуют в формировании имиджа политических деятелей, учитывают потребность граждан в осведомленности о людях, которым они доверили управление страной. Специалистам политического

PR приходится не только учитывать принципы использования избирательных технологий, основы психологии и социологии, но и налаживать взаимодействие с прессой, так как избиратели голосуют по существу за формируемый с ее помощью образ политика. Средства массовой информации по праву называют самым мощным каналом политической коммуникации, используемым властью и обществом. Вследствие этого для создания имиджа политического деятеля не требуется много времени, он может быть сформирован при условии оказания целенаправленного воздействия на общественное мнение главным образом телевидения, создающего эффект правдоподобия. В материалах массмедиа преобладают положительные оценки, даваемые политику. В случае необходимости его политический образ может быть скорректирован посредством манипулирования общественным сознанием, когда затеняются отдельные стороны биографии или избирательной платформы политика, способные выставить его образ в невыгодном свете. При этом задача журналистики, связанная с налаживанием общественного диалога, отражением интересов социальных групп при рассмотрении актуальных политических проблем, остается невыполненной.

Политический брендинг ориентирован на обеспечение доброжелательного восприятия массовым сознанием символов и образов, способных согласно целям субъекта управления объединять людей или, напротив, разделять их на конкурирующие группы. Технологии создания политических союзов проявляются в деятельности, нацеленной на вовлечение в решение конкретных задач как сторонников какой-либо политической идеи, так и их оппонентов. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов сопряжены с поиском путей и средств в интересах снижения напряженности в социуме. Технологии лоббизма отражены в воздействии на должностных лиц государства, ответственных за принятие ключевых решений. Перечисленные виды политического менеджмента различаются по целям, которые может ставить перед собой субъект управления.

При этом следует понимать условность деления политикотехнологического управления на различные виды. Один и тот же субъект управления может одновременно решать несколько задач, например, формировать ясный для граждан образ политической организации и имидж опытного лидера, заботящегося об удовлетворении насущных потребностей населения. Технологии лоббизма при этом включают, как правило, не только поиск возможностей воздействия на лиц, принимающих ключевые решения, но и формирование в глазах общественности образа группы интересов, как силы, борющейся за процветание страны.

Выделение в обществе ряда профессий, связанных с политическими технологиями, дало основание для классификации политического менеджмента по профессиональному признаку. Принято выделять следующие его виды: аналитическое обеспечение политических кампаний; политическая реклама; политический PR, информационное обеспечение политических кампаний; имидж- мейкинг, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его публичного поведения; спичрайтинг, или написание текстов выступлений, для политика; организация и проведение массовых политических акций. Приведенный перечень видов политического менеджмента не является исчерпывающим. Сегодня возникают и новые профессии - ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации), что свидетельствует о скором появлении новых видов политического менеджмента. Таким образом, политико-технологическое управление не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.

28 Вопрос «Политический менеджмент как теория и практика национального управления».

Политический менеджмент – это особый вид управленческих отношений, в рамках которого решаются задачи повышения авторитета государственных деятелей и политических организаций, создания политических партий, проведения избирательных кампаний, лоббирования законопроектов, регулирования конфликтных ситуаций и т.д. Главной особенностью политического менеджмента является то, что субъект управления лишен права опереться на статусные ресурсы власти, использовать механизм легитимного насилия, он не может создавать общеобязательные нормы. В этой связи для политического менеджмента характерно использование особых приемов и способов решения управленческих задач, которые обычно называют политическими технологиями.

Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни.

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

Политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента:

1. Имиджмейкинг или создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;

2. Корпоративный политический имиджмейкинг или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;

3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании;

4. Политический брендинг (бренд – торговая марка) или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд – это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы» позволяли россиянам в конце ХХ в. разделять общество на тех, кто выступает за обновление страны, и кто противится этому обновлению. Политические бренды, при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политико-технологического управления – формирование политической, социальной идентичности в интересах субъекта управления;

5. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;

6. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;

7. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

Политический менеджмент существуют уже давно. Даже в ранних обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это связано с пятью важными процессами, получившими бурное развитие в XIX-ХХ вв.

Первый из них – изменение роли масс в политической жизни общества. На смену обществам, где все решалось аристократическим меньшинством, где управляемость социумом обеспечивалась, прежде всего, за счет инертности широких масс, их невмешательства в вопросы политической власти, пришли общества, где массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а, наоборот, отстраняют и вытесняют их. Для сдерживания разрушительных охлократических тенденций необходимо было переходить от прямого давления на массы к более скрытым способам воздействия.

Второй процесс – утверждение в сознании многих людей ценностей либерализма: свободы личности, идеологического и политического плюрализма, толерантности, равенства всех перед законом, недопустимости вмешательства со стороны государства в частную жизнь и т.д. В этих условиях для достижения своих целей политической элите все чаще и чаще приходится прибегать к косвенному воздействию на людей, предпринимать попытки такого влияния на их мотивационную структуру, которое не противоречило бы их ценностным ориентациям и поддерживало бы у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий.

Третий процесс – демократизация обществ. Утверждение в политической практике многих современных государств принципов правового государства вело к резкому сужению институциональных возможностей для произвола и применения нелегитимных форм насилия со стороны властей. Будучи ограниченными законом в своих действиях, государственные должностные лица и другие политические деятели не могли не обратиться к теории и практике политического менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.

Четвертый процесс – введение всеобщего избирательного права. Как это ни кощунственно звучит, но массой, способной повлиять на выбор того или иного кандидата, нужно было управлять так, чтобы она не замечала направляющего воздействия, чтобы у каждого человека, пришедшего на избирательный участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным.

Пятый процесс – превращение политических партий и общественных организаций, групп интересов в самостоятельных субъектов, стремящихся играть активную роль на политической арене. Партии, общественные организации, группы интересов в отличие от государства лишены права на создание общеобязательных норм и на применение легитимного насилия, поэтому политический менеджмент становится для них единственно возможной формой управленческого воздействия на массы.

Итак, возрастание интереса к политическому менеджменту в ХХ в. было во многом обусловлено сужением рамок силового решения проблем в сфере политических властеотношений, утверждением ценностей и принципов правового государства, идеологического и политического плюрализма, уважения прав меньшинства, свободы оппозиции, толерантности. Ограничение действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, выход на политическую арену партий и иных организаций, не обладающих статусными ресурсами власти, требовали пересмотра способов достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного принуждения, откровенного насилия уже не соответствовали новым реалиям. Эффективность политического, в том числе и государственного управления должна была достигаться на основе иных средств, обеспечивающих исполнение принимаемых решений без репрессивного механизма санкций.

Политический менеджмент позволяет решать следующие задачи:

    создание привлекательного образа государственного учреждения политических партий, общественных организаций или группы давления.

    расширение числа сторонников той или иной политической программы.

    формирование электоральных предпочтений населения.

    организация политических союзов и блоков.

    влияние на политических оппонентов и противников в политических конфликтах.

    оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.

    мобилизация масс для политической поддержки.

Понятия "политическое управление" и "политический менеджмент" нередко употребляют как взаимозаменяемые. Однако у каждого из них есть своя история возникновения и свои смысловые оттенки, поэтому не следует воспринимать политическое управление как русифицированный вариант политического менеджмента.

Политическое управление, во-первых, понимается как макроуправление, как интегрирующее воздействие на все сферы общества с целью поддержания его целостности и устойчивого развития. А. И. Соловьев отмечает, что "отличительные черты политического управления демонстрируют ориентацию государства на решение жизненно важных для общества задач, выполняемых в рамках сохранения территориальной целостности, суверенитета, безопасности, стабильности и пр." .

Во-вторых, политическое управление по своему назначению определяется как способ установления ценностных ориентиров социального развития. Его главной функцией, как пишет Т. Е. Дубатова, является "определение стратегических и тактических целей развития общества" .

Таким образом, понятие "политическое управление" используется для обозначения тех видов управленческих отношений, которые возникают по поводу определения перспектив развития общества в целом. Фактически речь идет об управляющем воздействии политики на общество, прежде всего в лице государства, способного вырабатывать с учетом интересов различных социальных групп стратегии экономического, социального и культурного развития страны.

Близкими по значению к такому пониманию политического управления являются категории "государственная политика" и "публичная политика". Под государственной политикой понимают "форму комплексной, совместной деятельности органов власти и управления по выдвижению и реализации долговременных целей как в обществе в целом, так и в его отдельных сферах в направлении оптимизации отношений государства и социума, поддержания социальной стабильности и наиболее полной реализации общеколлективных интересов" . Публичная политика (public policy ) интерпретируется как процесс участия граждан в принятии государственных решений, имеющих жизненно важное значение для общества.

Предметное поле политического менеджмента ограничено управленческими отношениями, возникающими в политической сфере. Задачи, решаемые с помощью политического менеджмента, ориентированы исключительно на сохранение (изменение) политического институционального порядка и на получение политическими акторами возможности занимать выгодные позиции в пространстве политических отношений. Предметом политического менеджмента не являются вопросы социального и экономического развития общества, роста благосостояния граждан, процессы миграции и т.п. Эти и многие другие вопросы общественного развития решаются в рамках государственной и публичной политики, а также государственного управления. Политический менеджмент является для участников политических взаимодействий способом регулирования политических процессов и организации политических кампаний с целью расширения политического влияния.

Управленческие отношения в политике многообразны, они различаются по целям и задачам, которые ставят политические акторы, но способам достижения результатов, методам организации управленческого процесса и т.д. Любое разнообразие нуждается в классификации, в выделении некоторых общих черт и свойств, позволяющих обнаруживать некоторые классы явлений, обладающих общими наборами признаков. Причем чем сложнее изучаемый феномен, тем больше возникает оснований для его внутренней дифференциации. Необходимость выделения видов политического менеджмента вызвана нс только исследовательским интересом, но и практическими задачами, в частности поиском оптимальных способов организации управленческих воздействий, определением эффективных технологий политического влияния.

Первым, базовым основанием классификации политического менеджмента является предмет управления, или тип решаемой задачи. На этом основании можно выделить три вида управления в политике: государственное регулирование политических процессов, управление политическими кампаниями, управление в политических организациях (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

Первый вид политического менеджмента представляет собой целенаправленное воздействие государства на политические процессы с целью придания им определенных свойств и качеств. Политические процессы как взаимосвязанные действия людей обеспечивают функционирование и развитие политической системы общества. На политические процессы пытаются влиять различные акторы, но только государство обладает исключительными возможностями регулирования этого вида отношений в обществе. Оно может принимать общеобязательные нормы, законы, определяющие порядок взаимодействия граждан в том или ином сегменте политической сферы. Оно также наделено правом легитимного принуждения к исполнению этих норм. Об этом виде политического менеджмента мы будем говорить в гл. 3.

Второй вид политического менеджмента – управление политическими кампаниями – представляет собой управленческую деятельность, инициируемую для достижения конкретных политических целей. К таким целям могут относиться: победа на выборах, создание политической партии, формирование позитивного имиджа политического актора, лоббирование конкретного законопроекта, снижение протестной активности в связи с принятием непопулярного государственного решения и т.д. Специфика этого вида управления заключается в том, что для реализации целей политической кампании субъект управления не может опереться на статусные ресурсы власти, не может изменить нормативный порядок путем издания указа или принятия закона, не может прибегнуть к принуждению. В этом виде политического менеджмента особое значение обретают управленческие технологии, позволяющие оказывать влияние на граждан, формально нс подчиняющихся субъекту управления. Этому виду политического менеджмента посвящена большая часть учебного пособия.

Третий вид политического менеджмента – управление в политических организациях – представляет собой активность руководства этих организаций, ориентированную на обеспечение их политической результативности, на выполнение ими своих функций и принятых на себя обязательств. Примером такого управления может быть деятельность руководства политической партии или общественно-политической организации по обеспечению работоспособности соответствующей структуры, по мобилизации членов данной организации на достижение программных целей, на решение поставленных залам. Поскольку государство является политическим институтом, то и управленческие отношения в каждом государственном ведомстве, организации также можно причислить к данному виду управления.

Особенностью третьего вида управления является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций, функционирующих в политической сфере, что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом организаций, созданных в других сферах общества, прежде всего в экономике. Управление политическими организациями основано как па умелом воздействии на мотивацию членов данных организаций, так и на возможностях субъекта управления (руководства политической партии, государственного ведомства, иной политической организации) опереться на статусные ресурсы власти, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы и применять санкции в отношении тех, кто нарушает эти нормы.

В современной науке сложилась ситуация, когда первый и третий из названных видов управления в политике оказались в фокусе других дисциплин. Так, государственное управление политическими процессами рассматривается как часть государственного регулирования и управления, пусть и имеющего свои специфические черты. Поскольку к настоящему времени завершается институциональное оформление такой отрасли научного знания как государственное управление, то все вопросы, связанные с управленческой активностью государства, неизбежно попадают в орбиту данной науки.

Управление в политических, в том числе в государственных организациях опирается, как отмечалось выше, на общие принципы менеджмента, теории, разработанной для оптимизации управления организациями, действующими в рыночной среде. И только управление политическими кампаниями общепризнанно является особым политическим видом управления, на изучение предметного поля которого не претендуют представители других управленческих дисциплин.

Следствием ситуации, когда отдельные виды управления в политике оказались в фокусе изучения смежных научных дисциплин, стало широкое и узкое толкование политического менеджмента. В широком смысле этим понятием обозначаются все виды управления в политической сфере. Такое понимание политического менеджмента позволяет объединить все многообразие управленческих отношений в политике в рамках одного концепта.

Вместе с тем предметом особого интереса исследователей и политиков-практиков было управление политическими кампаниями. Именно за этим видом управления закрепилось узкое понимание политического менеджмента. В соответствии с таким подходом политический менеджмент определяется как управление, отличительными чертами которого являются:

  • постановка целей, достижение которых позволяет политическому актору укрепить свои политические позиции, расширить свое влияние, получить доступ к статусным ресурсам политической власти;
  • отсутствие у субъекта управления статусных ресурсов власти и права создавать общеобязательные нормы при достижении этих целей;
  • невозможность опереться на принуждение и на право "легитимного насилия" в процессе управленческого воздействия;
  • использование особых технологий, предполагающих воздействие на мотивацию тех лиц, от кого зависит достижение поставленных целей.

Перечисленными качествами обладают виды политического менеджмента, показанные на рис. 1.2.

Рис. 1.2.

В категориальном аппарате современного научного знания существуют и другие понятия, обозначающие специфические виды управленческих воздействий в политической сфере, например "политический маркетинг" и "политический PR". В этой связи важным является сопоставление значений этих понятий с понятием "политический менеджмент".

  • Государственная политика / под ред. А. И. Соловьева. М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 54.
  • Дубатова Т. Е. Роль прогнозирования в политическом управлении // Политическое управление. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 15.
  • Соловьев А. И. Государственная политика // Политология: Лексикон / под ред. А. И. Соловьева. С. 70.

Георгий ТАНОВ

ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ

В статье рассматривается история возникновения термина «политика», его составные части, а также раскрывается такое понятие, как «менеджмент» и «политический менеджмент».

The history of occurrence of the term «politics» and its components are considered in the article. In addition such notions as management and political management are also revealed in the article.

Ключевые слова:

политика, менеджмент, политический менеджмент; politics, management, political management.

С понятием polity1 связывают различные институциональные измерения политики, связанные с основными политическими институтами - законодательной, исполнительной, судебной властями, институтом парламентаризма, конституцией, традициями самоуправления и т.д. Данное понятие происходит от древнегреческого понятия «полис» - город-государство. Чаще всего с понятием polity связывают форму правления, строй (общественный или государственный), устройство государства. В настоящее время используется как синоним современного государства и всего того, что относится именно к государству - политической системы, политических институтов, политики, власти и др.

Несколько другой смысл имеет понятие policy2, смысл которого лучше всего передается такими словами, как политика, линия поведения, установка, курс, стратегия. Хорошо видно, что оно больше отражает процессные и технологические аспекты политики, в то время как понятие polity больше соответствует ее структурнофункциональным содержательным сторонам. Понятие policy также наилучшим образом стыкуется и сопрягается с такими понятиями как методика, правила, принципы, нормы, стандарты и др.

И наконец, с понятием politics3 связаны методы ведения политики, искусство управлять, сама политическая жизнь, в частности партийная деятельность руководства, стиль и принципы поведения, отношения в определенной сфере, имеющие связь с политикой.

Содержание сущности политики выражается также в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия различных политических решений, наконец, в тех самых проблемах, которые она призвана решать. В политическом процессе находит свое отражение сложный, принципиально субъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее существование в качестве отношений различных государств, политических институтов, социальных групп, организаций и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что роль и место политики в обществе как особой сферы социальной жизни обусловлена тремя ее важнейшими свойствами4:

Геркулесович - главный специалист-эксперт отдела законодательного сопровождения деятельности Пенсионного фонда РФ [email protected]

Универсальностью, т.е. всеохватным характером политики, способностью воздействовать на любые стороны жизни, присутствовать и оказывать свое определенное влияние на все элементы общества, отношения, события, процессы;

1 http://lingvo.yandex.ru/polity/

2 http://lingvo.yandex.ru/policy/

3 http://lingvo.yandex.ru/politics

4 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dict/15.php

Проникающей способностью политики, что означает ее возможность безграничного проникновения во все стороны и направления общественной жизни людей;

Атрибутивностью политики по отношению к неполитическим общественным явлениям, отношениям и сферам, способностью политики сочетаться с любыми другими видами активности человека и общества.

В современной политологии имеется множество различных направлений и подходов, методов политических исследований. Наряду со ставшими традиционными парадигмами - бихевиоризмом, структурным функционализмом, культурологическим подходом и др. - успешно развиваются сравнительно новые подходы, такие как геополитическая парадигма, «экологический» подход (фокусирующий внимание на историко-генетических факторах политического развития), политический феминизм (ориентированный на исследование гендерных факторов политики, положения женщин в обществе и т.п.), постмодернизм и др.

Характеризуя методологические основы политической науки первого периода развития политологии, американский политолог Д. Истон1 отмечал: «Политологи исходили из предположения о практически полном соответствии между конституционными и правовыми уложениями, касающимися прав и привилегий носителей государственных должностей, и их реальными политическими действиями». В целом этот период может быть обозначен как институциональный. Политическая наука в это время носила принципиально нормативный характер.

Появление бихевиоралистского направления стало подлинной революцией в политической науке, поскольку в центр научного исследования бихевиорализм ставит политические факты. Середина 1960-х - начало 1970-х гг. отмечается кризисом бихевиорального подхода. В 1969 г. Д. Истон2 провозгласил новую - постби-хевиоральную революцию в политической науке. Суть этой революции сводилась к тому, чтобы преодолеть идеологию эмпи-

1 Истон Д. Системный анализ политической жизни. - М., 1965.

2 Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал, 1993, № 8.

ризма, которая была свойственна бихе-виорализму, а также уделить большее внимание ценностным ориентациям в политических процессах, без которых принципиально невозможно понять их смысл и направленность. Постбихевиоральный подход выступал, по своей сути, за то, чтобы поведение, профессиональная деятельность политиков и политологов всегда базировались на принципиально научных знаниях, общечеловеческих ценностях, высокой нравственности и гуманизме. Фактически эта революция в политической науке направлена против политологических принципов Н. Макиавелли, утверждавшего в политических действиях примат успеха, результативности политической активности вне зависимости от методов и средств их достижения - успех любой ценой и любыми, в т.ч. безнравственными и преступными, методами.

Заметим, что в современной политологии этот постбихевиоральный подход наилучшим образом отвечает как реалиям современного мира, так и требованиям действительно научного исследования политических процессов и явлений.

Следующее понятие, которое необходимо определить в его основных смыслах и содержаниях в нашей работе, - понятие политического менеджмента. Но прежде - несколько слов о менеджменте (management), который буквально переводится как управление, заведование, организация. По мнению авторов американской энциклопедии профессионального менеджмента3, отправной точкой развития современного менеджмента следует считать 1886 г., когда бизнесмен Г. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». В этом докладе впервые ставилась проблема необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины. Следует отметить, что возникновение и развитие функций менеджмента связаны с разделением, специализацией и кооперацией труда, с техническим прогрессом, с обобществлением производства. Не случайно выдающийся экономист предыдущего столетия А. Маршалл4 выделил управление (об этом

3 http://www.akademout.ru/referates/18/2.php

4 Маршалл А. Принципы экономической науки. - M., 1993, т. 1-3.

процессе более подробно речь пойдет ниже) в отдельный фактор производства наряду с тремя традиционными - капиталом, трудом и землей.

Менеджмент в целом понимается как процесс управления фирмой, означающий особую профессиональную организаторскую деятельность, которая направлена на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального преобразования ресурсов данной фирмы (капитала, материалов, технологии, информации, трудовых ресурсов) и внешней среды в процессах взаимодействия с нею. Здесь особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению только хозяйственной деятельностью, тогда как для описания управления ради достижения других, принципиально нехозяйственных целей, как правило, используются иные термины - организация, управление и администрирование.

Особым видом менеджмента является менеджмент политический1, включающий в свой состав разработку стратегических целей и тактических установок, механизмов воздействия управленческих государственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Особо следует отметить, что принципиально важное содержание политического менеджмента заключается в том, что «это особый вид политического управления, при котором субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право “легитимного насилия” и поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать для этого разнообразные политические технологии»2. В силу сказанного к политическому менеджменту относят политические имиджмейкинг и брендинг, РЯ, электоральный менеджмент, регулирование политических конфликтов, лоббистскую деятельность, практику заключения политических союзов и т.д.3

1 http: //www.gumer.info /bibliotek_Buks/Polit/ Dict/12.php

2 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. - М. : Дело, 2002.

В других работах подчеркивается4, что в широком смысле политический менеджмент охватывает все управление процессами прямой и представительной демократии, международными политическими отношениями, а также менеджериальные подходы к сфере государственного управления (новый публичный менеджмент). В узком смысле политический менеджмент

Это теория и практика управления массовыми политическими кампаниями и политическими процессами влияния гражданского общества на государство. Поскольку это понятие - центральное для всего нашего исследования, то остановимся на анализе его содержания более подробно.

Мы уже говорили, что в той или иной форме политический менеджмент как особый вид управленческого взаимодействия, отличающийся стремлением одной стороны оказать воздействие на другую, не прибегая к насилию, принуждению, а действуя более изощренными методами и средствами, представлен в любом обществе, он составляет устойчивый компонент политической жизни. Признание именно такого характера понимания сути политического менеджмента делает его всякий раз по-своему уникальным и неповторимым, поскольку именно таковыми являются его конкретные проявления, обнаруживающиеся в особенностях лоббирования интересов какой-то группы или политической партии, формирования имиджа государственного деятеля или примирения конфликтующих сторон.

Исследование политического менеджмента в настоящее время осуществляется учеными-политологами, социологами, психологами. Для каждой из перечисленных групп ученых здесь есть свое поле научной деятельности. Политологи рассматривают политический менеджмент как прикладную политическую науку, как то ее базовое направление, где осуществляется непосредственное соединение теории и практики политической жизни.

Когда мы говорим о политическом менеджменте как объекте исследования, то имеем в виду все многообразие этих управленческих отношений, проявляющееся в т.ч. в тех конкретных действиях,

4 Сморгунов Л.В. Сравнительная политология в поисках новых методологических ориентаций: значат ли что-либо идеи для объяснения политики? // Полис, 2009, № 1.

шагах, которые предпринимают их реальные участники в той или иной стране, в тот или иной временной отрезок. Однако описать политический менеджмент во всех его конкретно-исторических проявлениях просто невозможно. Слишком разнообразна, подвижна, неповторима деятельность людей, воспроизводящих данные политические управленческие отношения. Важно выявить в этих отношениях то устойчивое, повторяющееся, что позволит глубже понять логику этих отношений. Иными словами, нам предстоит определить теперь предмет исследования политического менеджмента.

Предмет научного исследования вообще указывает на то, что в данном объекте подлежит изучению. Поскольку любой социальный объект, в т.ч. и наш - политический менеджмент, - необычайно сложен, многогранен и может быть рассмотрен в различных ракурсах, то вполне возможны несовпадающие представления о предметном поле теории политического менеджмента. На выбор предмета исследования влияют два основных фактора:

Назначение знания, его практическая значимость (с какой целью мы хотим получить знание об этом объекте);

Теоретико-методологическая позиция исследователя (какое знание и каким образом мы будем получать).

Именно эти два фактора позволяют в аморфном подвижном объекте выделить наиболее важное, существенное, оказывающее воздействие как на глубину его описания, так и на использование полученного знания в практических целях, в решении управленческих задач. Первый фактор задает направленность исследования, второй - позволяет сформулировать понятийный аппарат, выделить взаимосвязи, описать внутренние процессы. Рассмотрим, как под воздействием этих двух факторов происходит выделение предметного поля научного знания о политическом менеджменте.

Существует устойчивое мнение, что знание об управленческих процессах имеет чисто прикладное, практическое значение, что оно предназначено для решения конкретных управленческих задач. Из такого

рода утверждений следует, что исследование управленческих процессов должно быть нацелено на изучение конкретных ситуаций и выработку соответствующих рекомендаций. Это, безусловно, верно. Но ограничиться решением только этой научной задачи, на наш взгляд, нельзя. Научное знание о политическом менеджменте должно включать как общетеоретическое знание о характере, специфике, формах развития данного управленческого процесса, так и прикладное знание об условиях и путях решения конкретной управленческой задачи. Только опираясь на общетеоретические представления, можно увеличить угол зрения на происходящие события, лучше понять их внутренние тенденции, что крайне важно для выработки технологических приемов и методов, для проектирования технологической деятельности, для перехода от практики непосредственного реагирования на изменившуюся ситуацию и адаптации - к деятельности, направленной на преобразование самой объективной реальности.

Итак, политический менеджмент требует как теоретических знаний об этом управленческом процессе, так и прикладных, позволяющих вырабатывать практические рекомендации по решению конкретной управленческой задачи. Вместе они составляют своеобразный айсберг, где массивная подводная часть - это совокупность теоретических концепций, объясняющих природу, специфику этого особого типа отношений, складывающихся в поле политики, а видимая, надводная - это реализуемые в управленческой практике навыки и умения познания, объяснения, исследования конкретных ситуаций.

Сравнение с айсбергом хорошо раскрывает сложившееся в обществе восприятие труда специалистов - политических менеджеров, когда им приписывается лишь профессиональное умение найти решение в конкретной управленческой ситуации и не учитывается, что поиск этого решения может быть эффективным только в том случае, если политический менеджер способен опереться на солидный багаж теоретических знаний.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении