Знай свое дело

Главный хранитель алмазного фонда. Сокровища алмазного фонда россии

Довольно-таки непросто. Нам для этого пришлось чуть ли не совершить подвиг, а именно – встать в выходной в 8 утра (!). А что вы хотели? По-другому никак, желающих попасть в один из самых известных музеев России – Алмазный фонд, множество, тем более в выходные. Есть ещё вариант заказать билеты в специализирующихся фирмах, они там обычно ещё и экскурсии предлагают, но это будет, конечно, дороже.

К 10:00 часам мы были в Александровском саду. Самое неудобное – это то, что купить билеты в Алмазный фонд можно только в кассе самого музея, т.е. на , а не в кассах возле . Мало того, что приходится выстоять очередь, чтобы пройти в музей (через металлоискатель), так ещё и в самом Алмазном фонде тоже стоять в очереди за билетами. К тому же на некоторые сеансы билеты уже раскуплены предприимчивыми фирмами, поэтому не факт, что получится купить билеты на ближайший сеанс.

Нам, можно сказать, повезло. В очереди мы встретили представителя одной из таких фирм - дядечку лет 50. Он предложил нам войти в его группу, т.к. некоторые записавшиеся (и оплатившие посещение и экскурсию!) не пришли. Поэтому нам не пришлось стоять в очереди.

Цена билета в Алмазный фонд – 500 руб. Эх, а совсем недавно его стоимость была всего 100 руб. Цены на билеты подняли одновременно и в Алмазный фонд, и в , и в . Жаль, мы не застали то время, когда билеты были дешёвые!

Музей работает с 10:00 до 17:00, сеансы проходят каждые 20 минут. Обед с 13:00 до 14:00. Телефон Алмазного фонда - 629–2036.

Фотографировать в музее нельзя. С фотоаппаратом, телефоном и т.п. вас туда просто не пустят, на входе в Алмазный фонд стоит ещё один металлоискатель. Придётся всё вместе с одеждой сдать в гардероб. Если честно, было страшновато оставлять вещи в одежде, вспоминая обычные гардеробные надписи типа «За утерянные вещи администрация ответственности не несёт». Но наш дядечка заверил нас, что за всё время здесь ничего не украли, да и таблички с такой надписью в музее мы не увидел).

Пройдя через металлоискатель, в котором я как обычно зазвенел из-за своей бляхи на ремне (хотя при входе на территорию прошёл нормально), мы попали в долгожданный Алмазный фонд России. По обыкновению вся толпа (человек 20) попыталась рассосаться по всему музею, но всех остановили экскурсовод и охранник. Все сокровища Алмазного фонда распределены по отдельным витринам, почти как в магазинах. Экскурсия проходит следующим образом. Сначала экскурсовод рассказывает о каждой витрине, что за экспонаты там представлены, их история, вес камней или самородков и т.п. потом уже все подходят поближе, и чуть ли не касаясь носом стекла, разглядывают драгоценности Алмазного фонда. Да, это вам не Оружейная палата, где ходишь сам где хочешь, здесь всё по заранее заданному маршруту.

В первой витрине лежали в баночках изумруды, аметисты, сапфиры, топазы, турмалины и др. драгоценные камни. В остальных трёх витринах с правой стороны музея были алмазы и бриллианты, большие и маленькие сверкали всеми гранями. Особенно понравилась карта России, выложенная россыпью мелких бриллиантов.

В центре музея по квадрату 4 больших витрины с золотыми и платиновыми самородками. Некоторые из них похожи на животных, один вообще на дьявола, его так и назвали – «Дьявол». Всего в Алмазном фонде представлено 20 платиновых и 100 золотых самородков. Среди них один весом 36 кг называется «Большой треугольник» – самый большой золотой самородок в мире.

В следующем зале находятся царские регалии и украшения. Среди них Большая императорская корона, созданная специально для коронации Екатерины II. Она изготовлена из серебра, в ней 4936 бриллиантов и два ряда крупных жемчужин. Корону венчает крупный красный камень – благородная шпинель. После Екатерины Великой этой короной короновались все императоры России.

На одной витрине с Большой императорской короной находится и малая императорская корона, а также скипетр украшенный знаменитым бриллиантом «Орлов» весом 189,62 каратов и держава. Малая императорская корона изготовлена в 1856 г. к коронации императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Бриллиант «Орлов» по официальной версии был подарен графом Орловым Екатерине II на день рожденья. По неофициальной версии Екатерина купила его сама, заплатив за него из гос. казны, и чтобы её не обвинили в неразумной трате государственных средств, разыграла такой спектакль.

В алмазном фонде хранится ещё один известный алмаз - "Шах". Он был подарен иранским шахом русскому царю Николаю I, как искупление вины за убийство в Иране русского посла. Убит был не просто посол, а известный русский писатель А.С. Грибоедов, чей памятник сейчас расположен в Москве на Чистых прудах.

В этом же отделе лежат царские украшения. Это браслет Александра I с алмазом «Александр»; брошь Екатерины II, выполненная в виде букетика роз из золота, серебра и украшенная бриллиантами; подвеска в виде ягоды - сделана из огромного турмалина и ещё много других красивых украшений, сделанных из золота, серебра, бриллиантов и др. драгоценных камней.

В последнем отделе Алмазного фонда представлены изделия современных мастеров. Это красивейшие золотые украшения с аметистами, топазами, изумрудами и, конечно же, бриллиантами. У них нет такой истории как у драгоценностей из предыдущего отдела, но они не менее красивы, а может даже и более, т.к. современные мастера используют технологии, которые были недоступны ювелирам прошлого.

В целом экскурсия по Алмазному фонду продлилась 40 минут. Алмазный фонд оставил двоякое чувство. С одной стороны я увидел самые известные реликвии своей страны, россыпи драгоценных камней и золотые самородки, с другой – как-то мало украшений времён цариц и императоров представлено в музее. Не верю, что за несколько сотен лет у царей набралось драгоценностей всего на 3 витрины. Скорее всего, не выкладывают всё, что есть. И сразу возникает вопрос: «Почему бы не расширить музей и не выложить больше экспонатов?». Я после посещения Алмазного фонда почувствовал некоторое разочарование. А у вас не было подобного ощущения?

Основные моменты

Основу музейной коллекции Алмазного фонда составляют сокровища, принадлежавшие российской царской семье. Это родословная книга Российского Императорского Дома, завещания царей, государственные регалии, императорские ювелирные украшения и ордена, которые члены царской семьи надевали в особо торжественные дни. Русский двор всегда славился пышностью и великолепием и считался одним их самых блестящих дворов Европы. Для российских императоров работали лучшие ювелиры, создававшие настоящие произведения искусства.

Хранилище, созданное Петром I, до 1914 года располагалось в Санкт-Петербурге, а потом переехало в Москву. Официально экспозицию открыли в 1967 году. В наши дни Алмазный фонд – это один из самых посещаемых московских музеев, который вызывает неподдельный интерес как российских, так и иностранных туристов.

Как создавался Алмазный фонд

Инициатива создания особой коллекции принадлежит российскому государю Петру I. В начале XVIII века он выступил с инициативой учредить специальное государственное хранилище самых ценных для России вещей, прежде всего, особых регалий, которые использовались во время коронаций.

В 1719 году императорским указом был утвержден устав (или регламент) Камер-коллегии. После этого государственные ценности стали хранить в казне (рентерее). Так называли специальный сундук, закрывающийся на три замка. Отдельными ключами владели три государственных лица. Их доверяли хранить камер-президенту, камер-советнику и царскому рентмейстеру. Когда эти чиновники собирались, они открывали царскую казну и доставали из нее корону, скипетр и державу, а также другие ценные предметы, предназначавшиеся для проведения особо торжественных ритуалов.

Позже личные вещи членов императорского дома также стали государственной собственностью и хранились в Бриллиантовом (Алмазном) кабинете в Зимнем дворце. Роскошное помещение было создано по проекту архитектора Ю.М. Фельтена и считалось одним из самых богато оформленных уголков главной резиденции российских царей.

При каждом следующем императоре в правила хранения государственных ценностей вносились изменения. Кто-то из царей продавал часть коллекции, другие переделывали отдельные предметы в соответствии с новыми веяниями моды. Но неизменно сокровищница пополнялась новыми ценностями – самыми красивыми драгоценными камнями и роскошными ювелирными украшениями.

В 1914 году из-за возможной угрозы в ходе Первой мировой войны всю коллекцию спешно перевезли из Санкт-Петербурга в Москву и поместили в подвальные помещения Оружейной палаты. В начале 1922 года новое советское правительство создало специальную комиссию, которая провела экспертизу и описала драгоценности. Императорские регалии и самоцветы стали частью вновь созданного хранилища, получившего название «Государственный Алмазный фонд».

Первая публичная демонстрация ценностей прошла в 1925 году в здании Дома Союзов. В конце 1920-х – начале 1930-х годов часть уникальной коллекции распродали за рубежом, на аукционах.

Доступную для всех выставку советское правительство организовало в 1967 году. Первоначально ее хотели создать всего на год. Но посетители проявили такой большой интерес к экспонатам Алмазного фонда, что специальным правительственным решением выставка получила статус постоянной.

Позже экспозицию пополнили новыми ценностями. С новых отечественных месторождений в Якутии сюда стали поступать редкие алмазы, а также большие по размерам самородки.

В 1970-е годы старинные ювелирные украшения и регалии, которые раньше принадлежали императорской семье, прошли реставрацию в специальной экспериментальной ювелирной лаборатории. Мастера-реставраторы полностью восстановили Большую и Малую короны российских императоров. Кроме того, высококвалифицированные ювелиры сделали для Алмазного фонда более ста новых украшений.

Что можно увидеть в Алмазном фонде сегодня

В наши дни выставка действует постоянно и размещается в двух больших залах. В одном из них экспонируются исторические ценности, а в другом – драгоценные камни, крупные самородки и ювелирные изделия современных мастеров.

Тематически экспозиция разделена на семь частей: императорские регалии для коронации, ордена, произведения ювелиров XVIII-XIX веков и второй половины прошлого века, большие алмазы, редкие драгоценные камни, а также большие самородки.

Наиболее ценными экспонатами Алмазного фонда считаются Большая и Малая короны, держава российских императоров и скипетр. Из редких драгоценных камней на выставке представлен знаменитый алмаз «Шах», шпинель 398 карат, сапфир 258 карат, хризалит 192 карата и изумруд 136 карат. Здесь также можно увидеть большой самородок золота «Мефистофель», несколько экземпляров ордена «Победа», минералогическую коллекцию российской царицы Екатерины II и другие ценности.

Как работает выставка

Алмазный фонд открыт в любой день, кроме четверга и праздников, с 10.00 до 18.15. На выставку не допускаются дети младше 6 лет.

Билеты приобретаются в день посещения. Их продают на территории Александровского сада, в кассе №4. Касса открыта с 9.00 до 16.30, с перерывом с 12.00 до 13.00.

Посетить выставку можно в составе экскурсионной группы под руководством русскоговорящего гида. Иностранные туристы осматривают выставку без экскурсии или, при желании, могут воспользоваться аудиогидами. Внутри Алмазного фонда запрещено заниматься фото- и видеосъемкой, а также пользоваться мобильными телефонами.

Как добраться

Выставка Алмазного фонда России расположена в Москве, на территории Кремля. Вход – через Боровицкие ворота. Сюда нетрудно дойти пешком от станций метро «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина» или «Александровский сад».

Удивительные экспонаты, самородки драгоценных металлов, драгоценные камни, ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней можно увидеть, если Вы посетите Алмазный фонд Московского Кремля , который представляет собой российскую коллекцию ювелирных изделий, расположенную в здании Государственной Оружейной палаты.

Основу Алмазного фонда Кремля составляют императорские регалии, драгоценные камни и изделия, которые были накоплены в царских сокровищницах на протяжении столетий. Интересно, что эти ценности не были собственностью царей, а принадлежали государству, так как приобретались на деньги казны. Алмазный фонд занимает два зала в здании Оружейной палаты Московского Кремля.

Коллекция начала формироваться еще в XVIII веке. Петр I издал указ о сохранении вещей, «подлежащих государству». Согласно указу, наиболее значительные государственные предметы должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, а всего Российского государства. Драгоценные предметы государственных регалий, орденские знаки и светские украшения многих поколений российских самодержцев до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца (Императорская Рентерия).

После начала Первой мировой войны ценности были спешно эвакуированы в Московский Кремль, где в подвалах находились почти восемь лет. В 1922 году комиссия по выявлению и экспертизе предметов декоративно-прикладного и ювелирного искусства подтвердила уникальную историческую и художественную ценность предметов бывшего Бриллиантового кабинета. Выставка Алмазного фонда открылась в 1967 году.

Экспозиция Алмазного фонда Московского Кремля

Алмазный фонд содержит уникальную коллекцию ювелирных изделий, алмазов и бриллиантов. В течение всей своей истории она пополнялась редкими самоцветами,орденскими знаками и другими драгоценными изделиями.

Большой вклад в коллекцию внесла экспериментальная ювелирная лаборатория, которая выполняла реставрацию разрушавшихся ценностей, в том числе Большой и Малой императорских корон и других предметовимператорской семьи. Таким образом, более ста предметов вошли в представляемую экспозицию.

Экспонаты музея демонстрируются в двух залах. В первом – представлены драгоценности: алмазы, бриллианты, самородки и ювелирные изделия. В первой витрине расположена коллекция драгоценных и полудрагоценных камней с территории бывшего Советского Союза. Во второй витрине – карта России из бриллиантов. Далее демонстрируются алмазы-гиганты и способы огранки алмазов. В зале представлено и современное искусство. В центре – самородки золота и платины, такие как, «Большой треугольник», «Верблюд», «Мефистофель». Во втором зале расположены исторические ценности.

Главные экспонаты Алмазного фонда Московского Кремля

Самые известных экспонаты фонда – это императорские символы власти: Корона, Держава и скипетр, а корона Екатерины II, изготовленная для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена 5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На вершине ее – тёмно-красная шпинель.

Золотая Держава – гладкий полированный шар, внутри полый, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков – индийский алмаз. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения.

Скипетр со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на ее именины вместо обыкновенного букета цветов. Стоит отметить, что эти три реликвии – Алмаз «Орлов» в скипетре, синий сапфир в державе и алая шпинель в короне символизируют цвета Российского флага – белый, синий, красный.

Среди других экспонатов – изготовленный для корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов. Всемирно известный камень Алмаз «Шах» – один из самых старых индийских алмазов. На нем сохранились исторические надписи.

Ордена, представленные в экспозиции, выполнены из золота, с обилием драгоценных камней. Орден Святого апостола Андрея Первозванного (покровителя России) был учрежден Петром I в 1698 году. Император награждал им за воинские и гражданские заслуги. Он состоит из креста, звезды и ленты, а для торжественных случаев – цепи.

В собрании Алмазного фонда хранится диадема-кокошник, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Это украшение имеет форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Интересно, что бриолеты –удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно и при малейшем повороте головы они вздрагивали и мерцали. Центральный камень диадемы – редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант.

Среди редкостей Алмазного фонда можно выделить турмалин, имеющий форму ягоды или виноградной грозди. По мнению ученых, родиной камня была Бирма. Так же интересна его история: этот камень хранился в сокровищнице короля Богемии Рудольфа II, который получил его в наследство от своей сестры, вдовы французского короля Карла IX. Во время войны со шведами в 1648 году самоцвет был захвачен в Праге и вывезен в Скандинавию, где передан королеве Кристине. После смерти королевы камень был отвезен в Стокгольм. А в 1777 году шведский король Густав III преподнес турмалин в подарок Екатерине II при посещении Петербурга.

В коллекцию Алмазного фонда входит уникальное собрание золотых и платиновых самородков. Коллекция фонда состоит из ста одного золотого самородка из разных месторождений России. Она представляет огромный научный интерес и материальную ценность.

В музее представлены современные работы, они выполнены специально для музея, поэтому отличаются красотой и высоким качеством. Среди них – брошь с черным бриллиантом и диадема «Русская красавица», изготовленная из платины и украшенная 1000 бриллиантами и 25 жемчужинами.

Подробнее ознакомиться с экспонатами Алмазного фонда можно при посещении выставки.

Алмазный фонд Московского Кремля является одним из самых посещаемых среди музеев города Москвы.

Режим работы Алмазного фонда в 2018 г.

Режим работы Алмазного фондас 10:00 до 17:20. Обед – с 13:00 до 14:00.
Сеансы посещения – каждые 20 минут.
Четверг – выходной.
Билеты продаются в экскурсионно-кассовом павильоне в Александровском саду у Кутафьей башни.

На официальном сайте Алмазного фонда доступно бронирование билетов для индивидуальных посетителей. Один посетитель может забронировать до 4-х билетов, которые необходимо выкупить в кассе в Александровском саду не позднее 1 часа до времени начала экскурсии. В противном случае бронь аннулируется.

Чтобы попасть в Алмазный фонд надо пройти через Боровицкие ворота. Если Вы только что купили билеты в кассовом павильоне у Кутафьей башни и стоите лицом к Кремлевской стене, то Вам надо пройти около 300 метров направо, до конца Александровского сада. Вы увидите большую башню с большим проездом – отсюда въезжают в Кремль работники и официальные делегации. Вам надо в маленькие ворота, которые расположены рядом.

Меньше всего спокойными можно назвать в России конец 17 – начало 18 века. Под гром пушек царь Петр I прорубал окно в Европу, основав на берегах Невы Санкт-Петербург. Петр I круто менял жизни своих подданных: насильно вводил европейские обычаи, чтобы превратить русское государство в Великую Российскую империю. По примеру европейских монархов Петр стремился строго регламентировать все стороны жизни создаваемой им империи.

В 1719 году Петр подписывает указ о принадлежащих российскому государству вещах, где говорится, что хранящиеся в дворцовых покоях сокровища не являются собственностью русских монархов, а принадлежат государству как общенациональное достояние. Драгоценные предметы должны были храниться в специальном помещении, закрытом на три замка, ключи от которых находились у трех разных должностных лиц. Только получив личное распоряжение императора, придворные собирались вместе, чтобы торжественно отомкнуть замки и достать необходимые для парадного выхода монарха государственные регалии или редкостные украшения. После торжеств драгоценности возвращались обратно. Таким образом, из многочисленных личных драгоценностей царствующих особ было выделено собрание предметов, имевших значение государственной собственности, олицетворяющих могущество, славу и богатство Российской империи. Организация особого отдела камеральной части юридически оформило превращение частного собрания драгоценностей в государственное хранилище.

Август 1914 года. Россия вступает в войну, которую потом назовут Великой Первой Мировой, Первой Империалистической, несчастной и трагической для Российского государства и народа. Государственные регалии, короны и драгоценности срочно и тайно вывозятся в Москву и передаются в распоряжение московского дворцового управления. Восемь сундуков с ценностями из бриллиантового кабинета Эрмитажа были спрятаны в подвалы Кремля, где они пролежали в безвестности долгие годы.

Февраль 1917 года, революция в России. Сначала свергают царя, а через восемь месяцев, в октябре, в результате военного переворота, к власти приходят большевики. Вскоре начнется братоубийственная Гражданская война, самая жестокая из войн. Гибнут сотни тысяч человек, разоряются дворцы и . Красногвардейцы ведут артиллерийский огонь по . То, что уничтожается ценнейший памятник в истории культуры народа, не в счет, ведь там засели люди, нежелающие подчиниться новой власти: «Кто не с нами, тот против нас!».

Как ни странно, в суматохе революции и Гражданской войны государственные регалии Российской Империи и коронные драгоценности долго оставались не обнаруженными. Ящики из бриллиантового кабинета оказались заваленными под многочисленными новыми грузами, которые доставлялись в Москву из Петрограда. Там они и пролежали до 1922 года. В 1922 году во всех страны начали работать, так называемые, научно-художественные экспертные комиссии. Их главной задачей было выявление предметов высокой материальной ценности для продажи за рубеж, чтобы вырученные от их продаж деньги направить на нужды государства. В том же 1922 году Ленин подписывает декрет о «Создании Гохрана», учреждения для учета и хранения всех запасов драгоценных камней и благородных металлов страны. В него поступают наиболее значительные произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусств. Попали туда и ценности бриллиантовой комнаты Зимнего дворца, обнаруженные в подвалах Оружейной палаты в апреле 1922 года. Для их изучения была создана специальная комиссия под руководством академика Александра Ферсмана. Члены комиссии прилагали все силы к тому, чтобы отобрать и сохранить наиболее ценные произведения искусства, пожертвовав определенной частью бытовых предметов дворцового обихода. По результатам работы комиссии был составлен четырехтомный труд «Алмазный Фонд СССР», включивший подробное описание всех драгоценностей династии Романовых, вывезенных из бриллиантового кабинета Эрмитажа.

В начале 20-х годов вопреки «Декларации о сохранении историко-культурного наследия» началась тотальная распродажа исторических реликвий России. У законных владельцев изымаются ценности, из церквей вывозятся золотые и серебреные вещи, дорогие предметы культа и даже иконы, а сами церкви превращаются в клубы или складские помещения. В специальных мастерских Гохрана из уникальных ювелирных изделий выламываются драгоценные камни, чтобы отдельно продавать бриллианты, жемчуг и благородные металлы. Для этого в Гохране были установлены плавильные печи и кислотные лаборатории. Каждая вещь XVIII-XIX веков, дожившая до наших дней и оставшаяся в России, событие невероятное.

Выставочные залы антиквариата - все это приготовлено для продажи за рубеж:

Советские распродажи ценностей за рубежом стали нормой. Подробности и масштабы этих распродаж и по сей день остаются тайной. Безудержный сбыт большевиками антиквариата и драгоценностей не обошелся без скандала. В начале 1925 года на аукционах Амстердама, Антверпена, Берлина, Лондона были узнаны коронные драгоценности династии Романовых. Разразился политический скандал. Стране срочно требовались деньги, но получать кредиты не удавалось. Политические и деловые круги Запада были уверены в том, что ценностей в России не осталось, все разграблено и распродано, а кредиты даются под солидное обеспечение.

Москва, декабрь 1925 года. Чтобы замять скандал и оповестить мир о своей платежеспособности, советское правительство открывает 18 декабря в Колонном зале Дома Союзов , куда были собраны, оставшиеся в Советском Союзе и спешно возвращенные из за рубежа, непроданные сокровище династии Романовых. Как писали тогда в газетах, выставка открыта в связи с проходящим 2% крестьянским займом. Граждане, предъявившие при входе облигации крестьянского займа, проходят на выставку бесплатно. На выставку старались пригласить как можно больше иностранных гостей, а некоторым знатным особам разрешалось даже примерить царские регалии.

Распродажи антиквариата и драгоценностей так и не были остановлены. Если в 1925 году коллекция Алмазного Фонда насчитывала 773 изделия, то сегодня его историческая часть составляет лишь 114 произведений ювелирного искусства. За период между 1925 и 1936 годами, советским правительством было продано несколько малых и венчальных корон Российских императриц, диадемы, колье, ривьеры, эгреты, браслеты. Все без исключения изделия были украшены уникальными драгоценными камнями, как самоцветами, так и бриллиантами. Эти драгоценности уже никогда не вернутся в Россию и останутся лишь на фотографиях. Несмотря на многолетние распродажи собрание коронных драгоценностей России и сегодня одно из богатейших в мире.

В 1967 году Советский Союз праздновал 50-тилетие Октябрьской Революции. Чтобы предоставить возможность высоким гостям, приехавшим на праздник, ознакомиться с сохраненными сокровищами Российской короны, было решено открыть временную выставку Алмазного Фонда. Выставка вызвала огромный интерес и неоднократно продлевалась, пока специальным постановлением правительства за ней не был закреплен статус постоянной экспозиции. Выставка не стала музеем, она неприкосновенная часть государственного золотовалютного запаса страны и осталась в подчинении министерства финансов. Экспозиция разместилась в двух небольших залах. В первом зале современные отечественные коллекции. Во втором собрание коронных ценностей и регалий Российского государства.


Роскошь и сияние экспонатов Алмазного фонда просто зашкаливает. Несмотря на то, что многие драгоценности большевиками были распроданы на аукционах, этому музею есть чем гордиться.



Алмазный фонд располагается в здании Оружейной палаты, занимает в ней два зала.
Его основателем по праву можно считать Петра I. Именно он в 1719 году собрал на хранение в одной из комнат все драгоценности. В середине 18 века их переместили в Зимний Дворец, в Бриллиантовую комнату.
Но началась война, и летом 2014 года коллекцию в срочном порядке эвакуировали в Москву. Привезли их в восьми сундуках без каких-либо описей и актов передачи. Так же, без проверки, их и приняли.

Почти восемь лет они пролежали в подвалах Кремля, заваленные другими грузами. И только в 1922 году сундуки с драгоценностями передали в Гохран, где и занялись их разборкой и переписью. А, начиная с 1926 по 1938 гг., по личному поручению Ленина и советского правительства, очень много драгоценностей распродали на аукционах Европы и Нью-Йорка. Но потом все же остановились.


«Семь чудес Алмазного фонда»


Удивительно прозрачный алмаз в 189 карат, переливающийся зеленоватым и голубым цветом. Самый крупный и самый ценный алмаз в коллекции. У него 180 граней, формой он напоминает индийскую розу. Изначально алмаз находился в Индии, но в результате череды похищений и продаж оказался у графа Орлова. А он, в свою очередь, подарил его Екатерине II.


Это второй по ценности алмаз в коллекции, тоже отличающийся идеальной прозрачностью, весом 88 карат. Найденный в Индии, он почти сохранил свою первоначальную форму, слегка подправлены у него лишь несколько граней. На этом алмазе отчетливо видны надписи, сделанные на персидском языке – это имена трех его предыдущих обладателей. В 1824 году этот великолепный алмаз с целью примирения привезли в дар Николаю I после жестокой расправы в Тегеране над Александром Грибоедовым, нашим послом, дипломатом и известным писателем.

Алмаз-«портрет»


Один из самых крупных, так называемых портретных, алмазов. Он имеет плоскую форму и площадь – 7.5 квадратных сантиметром. А поскольку этот алмаз еще и совершенно прозрачный, его вполне можно использовать как портретный, что, собственно, и было сделано - под ним разместили портрет императора.


Вес этого великолепного, необыкновенно прозрачного самоцвета 399 карат. Именно он украшает российскую Большую императорскую корону.


Это также один из самых известных и ценных камней, его вес 136 карат. Он отличается очень красивым насыщенным цветом и ступенчатой огранкой. Очень красиво смотрится в обрамлении бриллиантов и серебряных виноградных листьев.


Легендарный, крупнейший в мире ограненный сапфир в 260 карат. Верхняя его поверхность имеет более ста граней. Этот прекрасный камень в ажурной оправе, подчеркивающей его красоту, Александр II приобрел в 1862 году в Лондоне для своей супруги.

Совершенно уникальный камень весом в 192.6 карат, необыкновенно прозрачный, с великолепной огранкой.



Помимо этих уникальных алмазов в музее имеются и другие эксклюзивные экспонаты и, в первую очередь, это главные регалии монаршей власти.


Императорский скипетр


Скипетр с двуглавым орлом на вершине изготовлен для Екатерины II. С 1774 года его украшает роскошный алмаз «Орлов», подаренный графом своей императрице.

Держава императорская

Title="Держава императорская 1762 г. Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см " border="0" vspace="5">


Держава императорская 1762 г. Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см

Держава, иначе именуемая «Царское яблоко», - творение ювелира Экарта, изготовленное для коронации Екатерины II. Уже при императоре Павле I ее дополнительно украсили великолепным сапфиром и бриллиантом.


Большая корона Российской империи


Эта корона, по праву считающаяся самой красивой и дорогой в мире, – творение придворных ювелиров Георга-Фридриха Экарта и Иеремия Позье. Также создана по поручению Екатерины II для ее коронации в 1762 году в рекордные сроки - всего лишь за два месяца. После революции этот главный символ Российской империи около 30 лет находился в Ирландии, передали туда корону в качестве залога за оказанную финансовую помощь. Выкупить этот шедевр смогли лишь в 1950 году, тогда корона и вернулась в Москву.


Другие экспонаты музея

Малая императорская корона Российской империи


Раньше предполагали, что она была изготовлена для Елизаветы Алексеевны братьями Дюваль. Сейчас же считают, что корону создал ювелир Зефтиген для Марии Александровны.

Корона императрицы Анны Иоанновны


Великолепная корона, сверкающая двумя с половиной тысячами драгоценных камней, инкрустированных в ее серебряный остов. В качестве украшения использован также темно-красный турмалин, снятый с короны Екатерины I.


Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны

Эта диадема, украшенная розовым бриллиантом, - из свадебного набора великих княгинь дома Романовых.



Большая пряжка-аграф и серьги




Портрет императора заключен не под стекло, его покрывает необыкновенный алмаз редкой чистоты.

Знаки ордена Андрея Первозванного





Украшение орденской шляпы

Один из знаков ордена св. Екатерины.


Орден Золотого Руна


Этот древний и почетный орден был учрежден еще в 1429 году. Награждали им лишь представителей древнейших дворянских родов.

Медальон с изумрудом


«Большой букет»

Портбукет


Это украшение прикалывали на платье в качестве миниатюрной вазочки, в которую вставляли маленький букетик живых цветов.

Турмалин розовый


Редкой красоты камень во время своего визита в Россию преподнес Екатерине II король Швеции Густав III в 1777 году. Долгое время считали, что это рубин. Очень необычна его гравировка в виде виноградной грозди.

Парюра "Бант-склаваж" императрицы Екатерины II

Title="Бант-склаваж и серьги императрицы Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер" border="0" vspace="5">


Бант-склаваж и серьги императрицы Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер

Склаваж – это небольшое ожерелье, которое носили на широкой ленте из кружева или бархота. Хотя на самом деле ожерелье довольно массивное, но выглядит очень легким, ажурным.

Есть драгоценности монаршего российского двора и среди .


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении