Знай свое дело

Проект на тему гжель. Исследовательский проект "Гжель

Этапы проекта

1-й этап. Подготовительный.

  • Подготовительный

2.Обсуждение проблемных вопросов

3.Выполнение задания "Мозговой штурм"

4.Заполнение первого и второго столбиков карты "З-И-У-К"

5.Знакомство детей с правилами работы в группе

6.Создание команды

7.Оформление страницы-визитки команды. Критерии оценивания визитки:

  • Создана страница команды и внесена в список участников проекта - 2 б.
  • На странице присутствуют ссылки на страницы ВСЕХ участников команды. Страницы всех участников команды заполнены и содержат необходимый объем информации об участнике - 5 б.
  • Эстетика, оригинальность и творческий подход при оформлении командной страницы - 5 б.
  • При оформлении страницы соблюдены правила Вики-разметки - 3 б.
  • В оформлении страницы приняли участие все члены команды - 5 б.

Максимально - 20 б.

2-й этап. Основной.

Задание №1. "Пойдём в музей"

Посетить музейные экспозиции и выставки, посвящённые гжели. Создать фоторепортажи, фотоальбомы, презентации, виртуальные экскурсии с рассказом об увиденном. Ссылки разместить в портфолио на странице визитки своей команды.

Задание №2. "Радость творчества"

Командам-участницам проекта предлагается составить кроссворд, посвящённый теме проекта.

Критерии оценивания:

В кроссворде не менее 6 слов - 5 баллов; отсутствие речевых и грамматических ошибок 1 балл; отсутствие фактических ошибок - 1 балл; оригинальность, уровень сложности вопросов - 3 балла.

Максимально 10 баллов.

Задание №3. "Знакомство с мастером"

Создать вики-статью, посвящённую одному из мастеров народных художественных промыслов, имя которого связано с гжелью. В статье изложить биографию мастера, рассказать о его творчестве, разместить фотографии изделий, созданных его руками. Ссылку на статью разместить на странице своей команды.

Максимальное количество баллов за выполнение задания - 20 б. Критерии оценивания вики-статьи можно посмотреть

Задание №4."Фольклорная страничка"

Собрать загадки, пословицы, поговорки, стихи, посвящённые гжели и разместить на фольклорной страничке проекта .

Задание №5."Глоссарий"

Участникам проекта предлагается принять участие в составлении глоссария "Гжельская керамика"

Критерии оценивания:

* Дано определение не менее чем 3 понятиям, связанным с темой проекта - 3 б. * Отсутствие фактических ошибок - 2 б. * Отсутствие грамматических ошибок - 2 б.

  • Навыки коллективной работы - 1 б.
  • Соблюдение Вики-разметки - 2 б.
  • Публицистический стиль изложения - 2 б.
  • Умение кратко и доступно изложить материал - 2 б.

Максимально за участие в составлении глоссария можно получить 14 б.

3-й этап. Заключительный.

1. Заполнение первого и второго столбиков карты З-И-У-К

2. Рефлексия. Написание синквейнов по теме проекта. Синквейны размещать . Критерии оценивания:

  • Правильность составления синквейна - 3 б.
  • Соблюдение вики-разметки при размещении синквейна - 2 б.
  • Полнота раскрытия темы - 5 б.
Максимально - 10 б.

3. Подведение итогов проектной деятельности команд. Награждение победителей и призёров проекта.

  • В течении всего проекта заполняли

История возникновения народного промысла История возникновения Гжели.Гжель - это название подмосковного региона, который находится в 60 километрах от Москвы. Со словом «гжель» ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика очень известны. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Уже в XIV – XV веках гжельцы делали из глины посуду и покрывали ангобом. А еще маленькие фигурки животных и человечков. Почему появился в этой местности керамический промысел?Во - первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Поэтому гжельцы и говорили: « Не землей мы кормимся: глина наша - золото!» Во-вторых - большие залежи высококачественных глин. Многоцветная ранняя керамика.В – третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке. Поначалу занимались кирпичным производством, делали и трубы и изразцы. Но потом перешли на изготовление глиняной посуды, игрушек. И постепенно здесь развивалась целая крестьянская промышленность – майоликовая, фаянсовая, фарфоровая, снабжавшая в XVIII- начале XIX века даже царский стол. Продукция Гжели – квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, вазы, чайники.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по изобразительному искусству, в 5 классе, на тему: " Творческий проект на тему: "декоративно-прикладное искусство. роспись тарелки в технике гжель".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 39

Красноармейского района

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.РОСПИСЬ ТАРЕЛКИ

В ТЕХНИКЕ ГЖЕЛЬ»

Выполнила ученица

МБОУ СОШ № 39

5 «г» класса

Лебедева Елизавета

(Учитель Жукова И.М.)

Хутор Трудобеликовский

История возникновения народного промысла

История возникновения Гжели.Гжель - это название подмосковного региона, который находится в 60 километрах от Москвы. Со словом «гжель» ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика очень известны. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей.

Уже в XIV – XV веках гжельцы делали из глины посуду и покрывали ангобом. А еще маленькие фигурки животных и человечков. Почему появился в этой местности керамический промысел?Во - первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Поэтому гжельцы и говорили: « Не землей мы кормимся: глина наша - золото!» Во-вторых - большие залежи высококачественных глин. Многоцветная ранняя керамика.В – третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке. Поначалу занимались кирпичным производством, делали и трубы и изразцы. Но потом перешли на изготовление глиняной посуды, игрушек. И постепенно здесь развивалась целая крестьянская промышленность – майоликовая, фаянсовая, фарфоровая, снабжавшая в XVIII- начале XIX века даже царский стол. Продукция Гжели – квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, вазы, чайники.

Поначалу колорит строился на пятицветии: белый фон акцентировал звучание лилового, зеленого, желтого и синего. Позже появился, хоть и в подражание Англии, а все равно глубоко русский, бело – голубой полуфаянс с цветами, выполненными, кажется, одним виртуозным мазком!. Ученые делят историю крестьянского гончарства Гжели на три этапа. Первый относится к 1770 -1790 г., когда в Москве появился первый русский керамический завод Афанасия Гребенщикова.Выпускал он художественную майолику – изделие из цветной глины, покрытой непрозрачной глазурью. Отработав срок договора, крестьяне возвращались домой и у себя в землянках тоже делали майоликовую посуду, расписывая их эмалевыми красками. Причудливые кувшины и кумганы, усаженные забавными лепными фигурками шли нарасхват. Новый расцвет начинается с 1840 г, когда в гжельской округе сосредоточилась половина фарфоровых предприятий России. К этому времени мастера изобрели полуфаянс, который покрывали прозрачной бесцветной глазурью

Роспись могла быть под и надглазурной, но наносилась всегда синей краской – кобальтом Эта роспись: синие цветы, синие листья, нежно - голубые бутоны!.. Кажется, далековато от натуральной природы. Но разве думаешь об этом, когда перед тобой настоящий поэтический мир! Особенностью произведений Гжели является их художественная форма, которая « синтетически соединена с живописными и скульптурными украшениями » Третий период – время после Великой Отечественной войны.Начало подлинного возрождения Гжели связано с именами историка искусствоведа А. Б. Салтыкова и художницы Н. Б. Бессарабовой. Салтыков борется за возрождение творческих традиций промысла. Основой Возрождения стало наследие гжельской майолики XVIII в и полуфаянса XIX века. Роспись была принята одноцветная, подглазурная(кобальтом). Именно такой Гжель мы и знаем. В 1972 г было образовано Объединение « Гжель ». Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где детей приобщают к искусству. После школы можно поступить в Гжельский колледж. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Помимо посуды и мелкой пластики, Объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, люстры (15 видов). Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку. Налаживаются связи с Финляндией, Турцией, Болгарией, Францией.

СовременнаяГжель

В 1972 г было образовано Объединение « Гжель ». Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где детей приобщают к искусству. После школы можно поступить в Гжельский колледж. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Помимо посуды и мелкой пластики, Объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, люстры (15 видов). Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку. Налаживаются связи с Финляндией, Турцией, Болгарией, Францией.Современная технология Строится так: формовка (литье в гипсовых формах), сушка, ручной осмотр на трещи - ны обжиг, роспись. Создание гжельских изделий – это труд множества людей: мастеров – технологов, скульпторов, литейщиков, художников. На палитре гжельских мастеров более 20 оттенков. Рисунок выполняют по форме предмета. У каждого мастера свой почерк, свой стиль росписи. А какие неповторимые цветы! У кого - то полураспустившийся Бутон, у кого - то пышная роза или мак, у кого - то изящный клеверок. И еще сюжеты про Синих птиц, Полканов, Русалок, Котов - Баюнов, птиц Сиринов, Чудо - Юдо, который Кит, и любимая гжельская роза. Роспись выполнена, затем изделие опускают в таз, в глазурь, до самого дна. Считают до 10, вынимают и держат еще несколько минут над поверхностью. Все чудеса происходят при окончательном обжиге при 1350 градусов - так глазурь становится прозрачной, как стекло, а кобальт меняет свой цвет.

Подготовка тарелки под роспись

Я хочу рассказать, как я расписала тарелку причудливыми узорами голубой гжели. Мне очень понравилась посуда, расписанная гжельскими мастерами. И я захотела, чтобы и у меня была такая же тарелочка, с волшебными сине-голубыми цветами. Вначале я купила обыкновенную чисто- белую тарелку. Затем нарисовала эскиз росписи тарелки, подобрав красивые цветы, листья, завиточки. Раскрасила эскиз гуашью.

Роспись тарелки

    Обезжирить тарелку любым раствором.

    Нанесла узор с эскиза простым карандашом на тарелку.

    На палитре развела синюю краску, того оттенка, какой на эскизе. Мазками наношу краску на цветы и листья. Если цвет нужен более светлый- добавляю в синий белила. Работаю кистью № 3, 5.

    Если не получился какой- либо элемент узора, его можно убрать влажной салфеткой или ваткой, а затем расписывать дальше.

    Когда роспись полностью выполнена приступаю к прописыванию мелких деталей более тёмным цветом. Кисть при этом использую тонкую (№ 1).

Узор расписывать лучше с середины, а затем расписывать ободок тарелки. Для ободка тарелки можно использовать золотую краску, как это делали гжельские мастера. Наконец моя тарелка готова! Получилось очень красиво!

Самооценка работы

Выполнение работы способствует совершенствованию моих способностей в проектном творчестве, которое развивает мышление, художественный вкус, чувство цвета и ритма узора.

Задуманный мною проект выполнен. Получилась красивая тарелка, которую можно подарить маме или бабушке на День Матери, или на 8 Марта.

Что нужно для проекта.

Фарфоровая тарелка, гуашь, палитра, кисти № 1,3,5; салфетка, эскиз готовой росписи.

марина ермолаева
Творческий проект «Сказочная гжель»

Актуальность :

Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому воспитание творческих способностей - одна из главных задач в работе с детьми.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством. По словам Н. П. Сакулиной, маленькие дети воспринимают работы народных мастеров глубже и полнее, чем полотна живописи и станковую скульптуру. Считаю необходимым активно использовать образцы народного творчества в художественном воспитании детей.

Анализируя результаты мониторинга, мы пришли к выводу, что у детей недостаточно сформированы система качеств и свойств, которые должен приобрести дошкольник в своем физическом, умственном и эстетическом развитии для успешного обучения в школе.

Декоративное рисование и лепка по мотивам гжели в интересной , ненавязчивой форме решают эти проблемы.

Проблема :

У детей недостаточно сформированы :

Мелкая моторика и координация движений рук.

Технические приемы работы с кистью и карандашом.

Познавательные процессы и функции : восприятие, воображение, представление, усидчивость и аккуратность.

Цель :

Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством.

Задачи :

Образовательная

Расширить и углубить представление детей о гжельской росписи .

Познакомить детей с историей возникновения гжельского искусства .

Закрепить знания детей об особенностях гжельской росписи : ее колорит, основные элементы.

Учить рассматривать изделия, выделяя детали узора.

Учить составлять узоры по мотивам гжельской росписи .

Совершенствовать навыки работы с красками, с кистями, ватными палочками.

Смешивание двух красок на палитре : белой с синей.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров , показывая тесную связь народно-прикладного искусства с народными традициями, музыкой и устным искусством.

Воспитывать эстетическое восприятие народного промысла.

Развивающая

Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Развивать чувство ритма и цвета в составлении гжельского узора .

Механизмы реализации проекта :

Изучение методической литературы

Мониторинг изобразительной деятельности детей

Пополнение развивающей среды

Индивидуальная, подгрупповая работа с детьми в режимных моментах

Непосредственно образовательная деятельность :

1. История возникновения гжельской посуды .

2. Экскурсия в музей гжельской росписи

3. Художественное творчество (рисование) роспись посуды по мотивам гжельской росписи

4. Художественное творчество (лепка из глины) гжельской посуды

5. Коллективная аппликация «Кони не простые, кони расписные»

Тип : краткосрочный, групповой, комплексный.

Возраст детей : 6-7 год жизни подготовительная группа.

Планируемый продукт : Коллективная аппликация с элементами рисования

Сроки реализации :с 4 недели октября по 3 неделю ноября.

Комплексно-тематическое планирование :

НОД и ОД в режимных моментах Цели Сроки

1 Работа с родителями сбор посуды и др. предметов в стиле гжель . Активно включить родителей к сотрудничеству с детским садом к работе по развитию творческой личности . 28.10-11.11

2 Беседа : история возникновения гжельской посуды . Познакомить детей с историей возникновения гжельской посуды 08 .11

3 Печатная информация для родителей «Рисуем вместе с детьми» Познакомить родителей с особенностями декоративного рисрвания в старшем дошкольном возрасте. 08.11

4 Экскурсия в музей гжельской росписи . Расширить и углубить представление детей о гжельской росписи .

5 Дидактическая игра «Собери посуду» Учить детей внимательно подбирать узор и форму посуды. 10.11

6 НОД Худ. Творчество (рисование) Роспись кружки по мотивам гжельской росписи Учить расписывать силуэты посуды используя основные элементы гжельской росписи 11 .11

7 Беседа о характерных особенностях росписи гжельских игрушек Знакомить детей с характерными элементами гжельской росписи 13 .11.

8 НОД Худ. Тв-во лепка посуды из глины ленточным способом. Знакомить детей с материалом для лепки глина и ленточным способом лепки. 15.11

9 Чтение и заучивание стихов Л. Куликовой про гжельские узоры . Прививать любовь к художественномо слову. 17.11

10 Дид. игра «Найди лишний узор» Развивать в детях внимательность, логическое мышление. 17.11

11 Народная игра плетень Знакомить детей с русской народной культурой, через осознание роли народных игр в жизни человека. 20.11

12 НОД Худ. тв-во коллективная работа аппликация с элементами рисования «Кони не простые кони расписные» Закреплять знание детей о гжельском узоре . Расписывать силуэт гжельского коня , потом вырезать его и составлять коллективную композицию с помощью аппликативной техники. 21.11

Проект сказочная гжель

Данный проект разработан для детей старшей группы (5-6 лет) МБДОУ «Детский сад № 28» Шатурского муниципального района Московской области. Проект направлен на ознакомление дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи, воспитание интереса к народной культуре.

Проект представляет собой цикл мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно-прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей.

Актуальность Проекта.

В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем. Народное декоративно-прикладное искусство развивает образное мышление ребёнка, фантазию, влияет на творческий процесс, формирует нравственно-патриотических чувства подрастающего поколения.

Тема проекта « Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель» на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы :

Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?

Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?

Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?

Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей?

Цель Проекта:

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи Проекта:

Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.

Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).

Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.

Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.

Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

Привлекать родителей к участию в Проекте.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Сроки реализации Проекта: февраль-май 2016 г.

Этапы реализации Проекта:

I -ый этап : подготовительный (организационно-диагностический).

II -ой этап: основной (практический).

III -ий этап: заключительный (итоговый).

Календарный план реализации проекта

Мероприятие

Участники

Срок проведения

Ожидаемый результат, продукт деятельности

I - этап подготовительный (организационно-диагностический)

Анализ воспитательного процесса по данной теме

Воспитатель

1.02.2016 -5.02.2016 г.

Проанализированы программно-методическое, наглядно-методическое обеспечение по данной теме; наличие художественной литературы

Анкетирование родителей

Воспитатель

8.02.2016 - 11.02.2016 г.

Выявлены образовательные инициативы семьи по данному направлению

Интервьюирование детей

Воспитатель

16.02.2016 -19.02.2016 г.

Выявлен уровень знаний воспитанников по теме Проекта

Создание творческой группы воспитателя и родителей с целью составления плана мероприятий Проекта

Воспитатель, родители

до 29.02.2016 г.

Составлен план мероприятий

Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме Проекта в группе

Воспитатель, родители, дети

В ходе Проекта

Предметно-пространственная среда оснащена наглядно-дидактическими материалами по теме Проекта

Создание компьютерных презентаций, посвященных декоративно-прикладному искусству Гжели

Воспитатель

В ходе Проекта

Создан наглядно-дидактический материал в виде презентаций

Создание наглядно-дидактических пособий для проведения ООД

Воспитатель

В ходе Проекта

Выполнены наглядно-методические пособия по теме Проекта

Создание материалов для заочного консультирования родителей

Воспитатель

В ходе Проекта

Включение родителей в образовательный процесс по теме Проекта

II - этап практический

Беседа «Синее чудо Гжели»

Воспитатель

Проведена беседа в соответствии с планом, дети получили первоначальное представление о гжельской росписи

Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;

Стихотворения о Гжели;

Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели»

Воспитатель

14.03.2016 -18.03.2016 г.

Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников

Экскурсии:

В краеведческий музей города;

- «фото-экскурсия в сине-белую сказку Гжели»

Воспитатель, родители

Проведены экскурсии в соответствии с планом, дети получили представления о самобытности гжельской росписи, о производстве изделий

Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров

Родители, дети

В ходе Проекта

Рассмотрены альбомы по гжельской росписи

Организованная образовательная деятельность «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель»

Воспитатель

в соответствии с планом ВОР

Проведена ООД в форме занятия

Пополнение мини-музея ДОУ экспонатами гжельской росписи

Родители, дети

В ходе Проекта

Музей пополнен новыми образцами гжельских мастеров

Воспитатель

В ходе Проекта

III - этап заключительный (итоговый)

Выставка детских работ «Сказочная Гжель»

Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».

Обобщение опыта работы по Проекту

Обобщён опыт работы по Проекту

Публикация материалов Проекта на личном сайте

Критерии и показатели эффективности проекта.

  1. Качество воспитательно-образовательных мероприятий:

Увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;

Увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи.

  1. Включение родителей в образовательный процесс:

Увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;

Увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными услугами.

Ожидаемые результаты проекта.

Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.

Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.

Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.

Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели.

Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».

Разработана программа дополнительного образования «Русские узоры» (декоративно-прикладное искусство).

Дополнительные материалы:

  1. Беседа «Синее чудо Гжели».
  2. Чтение авторской сказки М. Бобровой «Нежно-голубое чудо».
  3. Чтение легенд-сказок «Откуда в Гжели синий цвет».
  4. Чтение стихотворений о Гжели.
  5. Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (декоративное рисование) в старшей группе. Тема: «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель».
  6. Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
  7. Экскурсия в краеведческий музей города Шатура.
  8. Наглядно-демонстрационный материал.
  9. Проведение «Фото-экскурсии в сине-белую сказку Гжели».
  10. Слушание музыкальных произведений по тематике Проекта (песня «Сказочная Гжель» музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого; хореографические композиции В. Корнева «Россия вечная», «Нижегородская скань», «Мотивы Жостова», «Павлово-Посадские узоры»).

Беседа «Синее чудо Гжели».

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной - единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника - красочным узорам.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы - даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый - чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними - птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки и колокольчики!»

Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить... Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись...

И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках... И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно - голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет».

Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя - и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы - травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.

Стихотворения о Гжели.

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель!

П. Синявский.

Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках

Синие зори и синие птицы -

С этой красою ничто не сравнится

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтобы блестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться!

П. Синявский.

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул.

Взамен холста взял белизну

Просторов наших русских

И полились узоры, вензеля,

Вдруг зазвенела синяя капель,

С таким же звонким званьем - Гжель!

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах -

На весь мир молва идёт!

* * * Гжель.

Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И лёгким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнём камин,
В котором, жаркий пламень дружит

* * * Гжель.

Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор - атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака - изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.
На Руси живёт века промысел старинный.
Поколенья мастеров бело-синей Гжели -
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

Далеко до лета, за окном метель,

Но не пугает это жителей посёлка Гжель.

Любы им просторы, укрытые в снега,

Да бескрайность неба цвета василька.

Мастера-умельцы делают посуду:

Чашки и тарелки - настоящим чудом!

На фарфоре белом, как среди снегов

Распустились синие облака цветов.

Словно белый иней их припорошил,

От морозов лютых спрятать поспешил.

Голубая роза расцвела зимой!

Вместе с чашкой розу принесу домой.

В жаркий летний полдень чашку я возьму -

Непременно в зиму сразу попаду!

Почувствую прохладу заснеженных равнин,

Да увижу неба чарующую синь,

И услышу снова, как поёт метель

Вот какое чудо мне подарит Гжель!

Поверить трудно: неужели,

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Чудо с синими цветками,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка,

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки -

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка -

Глазам загляденье,

Словно, весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская, звонкая Гжель!

За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из Гжели часто, много лет.

Чайник, чашки, кружки согревали нас,

Милые зверушки радовали глаз.

Но пришёл с подружкой внук к себе домой.

Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…

Может, и дичают где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю для неё налил.

Сколько б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели, словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё Россия - мама, папа, ты!

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе её названье - Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая:

Её трава шелковая, её цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой.

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла.

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки растут

Умельцы в той деревне живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

П. Синявский.

Есть в Подмосковье такое местечко:

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

Что может быть прекрасней Гжели?

Её фарфоровых изделий

И чайников, и самоваров, кружек,

И блюд, забавнейших игрушек?

Лепных побелок расписных

Горшочков, чашечек чудных?

Своими мы руками

Готовили их сами!

Н. Кутузова.

Кто придумал это слово,

Это слово немудрено?

Жгелью раньше Гжель звалась,

Была пёстрой, а сейчас -

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.

В. Горичева.

В нашей мастерской чистота, уют, покой.

В печке обжигаются, на весь мир прославятся

Гжельские поделки: кошки, мышки, белки…

Под кисточкой волшебной мастериц

Оживают стайки разноцветных птиц.

Машут лепестками волшебные цветы.

Гжельские картины чудесной красоты!

Н. Кутузова.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре - синяя купель.

Это называется просто роспись…Гжель.

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (декоративное рисование) с использованием ИКТ

в старшей группе.

Тема: «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Технологии: информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.

Цель: формировать интерес детей к декоративно-прикладному искусству Гжели.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей и искусством гжельских мастеров.

Формировать практические умения и навыки в составлении узоров по мотивам гжельской росписи.

Упражнять в рисовании бордюров и цветочных узоров, используя тонкие линии и элемент «капелька». Совершенствовать навыки работы с красками (набирать нужное количество краски, лишнюю снимать о край баночки, промывать кисть перед набором другого цвета), закреплять технику рисования концом кисти и всем ворсом. Упражнять в смешивании цветов на палитре для получения нужного оттенка.

Развивающие:

Развивать эстетический вкус и фантазию, творческую самостоятельность.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства и интерес к искусству народных мастеров.

Средства: мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель», экран, музыкальная композиция В. Корнева, таблицы с элементами гжельской росписи, образцы украшенных изделий, белые бумажные силуэты гжельских изделий (чайник, чашка, тарелка), гуашь, кисти (белка №№ 2,3,5), баночки с водой, подносы, салфетки, мольберты.

Форма организации : групповая.

Литература: Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

Ход ООД.

На экране первый слайд презентации «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель».

Воспитатель: - Здравствуйте ребята. (Обмениваются приветствиями. Дети садятся на стульчики перед экраном).

Наше занятие сегодня я хочу посвятить одному из чудес декоративно-прикладного искусства - гжельской росписи. А откуда она взялась и как появилась, я сейчас вам расскажу.

(слайд 2) Давным-давно в некотором царстве, в нашем государстве среди лесов и полей стояла деревушка Гжель. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Издавна делали они посуду из белой глины. И недаром название деревни было связано со словом «жечь», ведь изделия из глины обжигали в печи. Однажды собрались местные умельцы и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали они, думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

(слайд 3) Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка. Другой увидел на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной.

(слайд 4) Идут они домой и смотрят, а вокруг красота сказочная разливается: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

(слайд 5) Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул,

Взамен холста взял белизну

Просторов зимних, русских…

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званием - Гжель.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть её ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(слайд 6) Гжельские мастера - большие фантазёры. Чашки - одни стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

(слайд 7) При виде гжельских чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

(слайд 8) На гжельских тарелках во всём великолепии расцветают полевые цветы: ромашки, колокольчики, васильки и, конечно же, роза. Смотришь на цветы и, кажется, что они излучают голубой волшебный свет.

(слайд 9) Фарфоровая маслёнка «Рыба-кит»… на спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками.

(слайд 10) Занятно и затейливо сделаны гжельские игрушки: немного смешные, но все такие же красивые.

(слайд 11) Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Снизу доверху они расписаны цветами, а на самой макушке - петушок. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!» Вот такую красоту творят народные умельцы Гжели!

(слайд 12) Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её название - Гжель.

А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться вокруг себя, рисуя руками

Только стукни - разобьются. круг)

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принёс. (сделать большой круг).

Воспитатель: - А сейчас я хочу пригласить вас в сказку и почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами. На столах лежат бумажные силуэты гжельских изделий, но только они белые, не раскрашенные. Поможете их расписать?

Дети: - Да, поможем! (проходят и садятся за столы).

Воспитатель: - Давайте посмотрим на основные элементы гжельской росписи. Это бордюры (показывает таблицу с изображением бордюров). Ими украшают края изделий (показывает бордюры на изделиях) . Они могут быть простыми и сложными. Рисуют их тонкими линиями и дугами, украшают точками и капельками. А теперь напомните мне, как можно нарисовать тонкие линии?

Дети: - Тонкие линии нужно рисовать концом кисти.

Воспитатель: - Один из основных элементов - «капелька» (показывает таблицу с изображением цветов и листьев, выполненных из капелек) , такая простая, но сколько разных цветов и листиков можно нарисовать с её помощью (показывает на изделиях цветы и листья). Каким способом можно нарисовать «капельку»?

Дети : - Капелька рисуется способом примакивания ворса кисти к бумаге.

Воспитатель: - Ну, раз вы так хорошо всё знаете, можно приступать к украшению нашей посуды. Выберите себе то изделие, которое больше нравится, подумайте, где будет располагаться бордюр, а где самый большой и красивый цветок. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

(В процессе самостоятельной деятельности воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Ребята вывешивают свои работы на мольберты и вместе с воспитателем любуются красотой гжельской росписи).

Воспитатель: - Ребята, сегодня я познакомила вас с искусством гжельских мастеров. Скажите, из какого материала делают посуду? (Её лепят из белой глины). В чём обжигают посуду? (Посуду обжигают в печи). Каким цветом расписывают посуду гжельские мастера? (Сине-голубым цветом по белому фону).

Воспитатель: - А теперь давайте рассмотрим ваши работы, что вы можете сказать о них? (Вместе с ребятами анализируют детские работы).

Воспитатель: - Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и розы, и ромашки, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не из Гжели мастера,

Расписала ту посуду из детсада детвора.

Консультация для родителей

«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Получить в детстве начало

эстетического воспитания - значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

творчеству.

Н.А. Ветлугина.

Эстетическое воспитание в детском саду - это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведёт к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное. И кому, как не детям близки и понятны многие работы народных мастеров декоративной росписи, будь то дымковские глиняные игрушки, хохломские стульчики и ложки, загорские матрёшки и т. п. Малыши воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и скульптуру, и это очень помогает в формировании художественного вкуса детей и руководстве их художественной деятельностью.

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории той или иной росписи, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, а самое главное - нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что даже самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия, листик, цветок, завиток и т.д. Вначале следует показать, как нарисовать несложный узор, а затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народному искусству, чувство радости от встречи с прекрасным.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Экскурсия в краеведческий музей города Шатура.

Выставка детских рисунков «Сказочная Гжель».

Наглядно-демонстрационный материал.

Используемая литература:

  1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. - 74 с.;
  2. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;
  3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.;
  4. Вохринцева С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.;
  5. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. - М.: ПЛАНЕТА, 1982. - 178 с.;
  6. Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;
  7. Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил.;
  8. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;
  9. Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.;
  10. Ю. Г. Дорожин. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009, 18 с.

Хохлова Мария

Проектная работа по развитию речи по теме "Русские народные промыслы.Гжель" состоит из 3 частей: история промыслая, научное описание предмета промысла, сочинение-описание предмета промысла в художественном стиле.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Русские народные промыслы. Гжель» Выполнила: ученица 6 класса «А» лицея «Серпухов» Хохлова Мария Руководитель: учитель русского языка Винниченко Людмила Рэмировна

Первый этап История возникновения промысла

История возникновения гжели Гжель - это название подмосковного региона, который находится в 60 километрах от Москвы. Со словом «гжель» ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика очень известны. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей.

Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. Впервые поселение Гжель упомянуто в документах, датированных 1320 г. Тогда оно среди других поселений было отписано князем Иваном Даниловичем Калитой старшему сыну. Гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами.

На протяжение столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды- изделий из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор.

Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия. Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла. Для этого потребовались годы работы. В результате это привело к успеху.

Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукция из гжели пользуется устойчивым спросом на Российском и международном рынке.

Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. КАК СОЗДАЮТСЯ ГЖЕЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИЯ

Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта.

Второй этап Сочинение-описание предмета народного промысла в научном стиле

Гжель - известный во всём мире народный художественный промысел. Там с незапамятных времён изготовлялись керамические изделия с ручной росписью традиционно синей краской на основе кобальта: чайники, кувшины, вазы и другая посуда, различные предметы сервировки стола.

Перед нами керамическая шкатулка, расписанная гжелью. Она имеет размер 16 сантиметров в высоту, и 12 сантиметров в ширину. Форма – шар, на котором возвышается фигура рыбки. Цвет изделия - белый с синим орнаментом. На самой рыбке орнамент полукруглый (который имитирует чешуйки рыбы). По окружности шара расположен другой орнамент: чередование вертикальных и горизонтальных полос. Данный предмет используется как шкатулка для хранения драгоценностей.

Третий этап Сочинение-описание изделия народного промысла в художественном стиле

Как-то раз под Новый год мне подарили «золотую рыбку». Она оказалась не только «золотая», но и гжельская. Золотой я назвала рыбку потому, что есть у неё секрет. Рыбка возвышается над раковинкой-шкатулкой. Когда мне подарили эту шкатулку, в ней лежали маленькие конфетки в золотистых фантиках. При свете елочки они казались россыпью самоцветов, которые Дед Мороз просыпал на снег. Это ощущение возникло из-за красивой бело-голубой гаммы Гжели.

Роспись на рыбке можно было сравнить с зимним узором на окне в исполнении великого художника - Деда Мороза. Мне очень понравился этот подарок. Рыбка как будто дышала зимней свежесть и была такой сказочный! Вспоминая тот новогодний вечер, я решила использовать шкатулку для хранения своих украшений. И с тех пор праздник всегда рядом со мной.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении