Знай свое дело

Отечественное оружие и военная техника. Отечественное оружие и военная техника Сборочные чертежи эсминца гремящий пр 956


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956ЭМ (РОССИЯ/КИТАЙ)
THE DESTROYERS OF THE PROJECT 956EM (RUSSIA/CHINA)

16.11.2016


Китай проводит модернизацию эсминцев типа «Современный», приобретенных в России, сообщает «Военный Паритет».
В настоящее время в составе ВМС НОАК насчитывается четыре корабля данного класса с водоизмещением 6500 т – «Ханчжоу» (136), «Фучжоу» (137), «Цзинчжоу» (138) и «Нинбо» (139). Сообщается. что на на кормовой части корабля «Ханчжоу» вместо артсистемы установлена установка вертикального пуска ЗУР типа НHQ-16.
ЭМ класса «Современный» характеризуется огромной огневой мощью, однако размеры российского вооружения столь велики, что компоновка корабля представляет собой «хаотичную конструкцию», пишут китайские источники. Отмечается, что ПКРК корабля из 2х4 ПУ ракет «Москит» будет заменена на ракеты YJ-18.
Что касается силовой установки, здесь все еще дело обстоит неясно. Были сообщения, что устаревшие паровые котлы будут заменены на газотурбинную или дизельную ЭУ, но пока нет подтверждений. Сообщается, что модернизация «Ханчжоу» будет завершена к концу этого года или в начале следующего.
Военный Паритет

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956 «САРЫЧ»


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956ЭМ

Построенные на «Северной верфи» эсминцы проекта 956Э хорошо зарекомендовали себя в китайских ВМС, поэтому руководство Китая приняло решение продолжить серию. Но предлагалось строить следующие два корабля по измененному проекту 956ЭМ, который был разработан Северным ПКБ. Работы по проекту 956ЭМ (экспортный модернизированный) были начаты в Северном проектно-конструкторском бюро, главный конструктор В.П.Мишин, в 2001 году. Как сообщил генеральный конструктор и начальник бюро В.Е.Юхнин, корабль будет существенно отличаться от предшественников. Планируется модернизировать системы вооружений, навигационное, радиолокационное оборудование, аппаратуру управления главной энергетической установкой. По мнению В.Е.Юхнина, работа над проектом «во многом стимулируется успешной реализацией контракта от 1997 года на поставку ВМС Китая двух эсминцев проекта 956Э».
В начале января 2002 г. «Рособоронэкспорт» при непосредственном участии Северном верфи и Северного ПКБ подписал контракт на поставку в КНР двух кораблей пр.956ЭМ, боеприпасов и ЗИП для технического обслуживания комплексов и систем в период эксплуатации. До подписания контракта было подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве с Китаем по теме 956ЭМ.
ВМС НОАК был предложен принципиально новый корабль:
Внсены существенные конструктивные усовершенствования для повышения боевой устойчивости корабля и повышения эксплуататционных характеристик оружия и технических средств с учетом опыта эксплуатации кораблей пр.956Э в южных широтах;
Оптимизировано взаимодействие корабельного вооружения в целях решения задач противовоздушной, противолодочной обороны и нанесения ракетного удара по корабельным группировкам противника.
Установлен современный ракетный комплекс «Москит-МВЕ» с повышенной дальностью за счет введения комбинированной траектории полета.
В дополнение к зенитному комплексу «Штиль-1» установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан»
Предусмотрено постоянное базирование вертолета Ка-28 и хранение авиационного боезапаса.
Установлен новый гидроакустический комплекс с возможностью обнаружения торпед, атакующих корабль.
Все изменения проекта нашли отражение в контрактной спецификации, которая была согласована с китайскими специалистами еще в августе 2001 г. Технический проект был разработан в 2002 году, а параллельно шла разработка рабочих чертежей, в первую очередь – чертежей по корпусу. На этапе рабочего проекта Северным ПКБ были разработаны трехмерные модели насыщенных помещений в системе «Foran» (совмещенные чертежи в электронном виде), которые позволял Северной верфи оптимизировать технологию строительства корабля.


Модель эсминца проекта 956ЭМ

Эсминцы проекта 956ЭМ отличаются от кораблей первой поставки увеличенной дальностью действия ударного ракетного оружия и более совершенной ПВО. Одновременно на корабле будет установлен полноценный ангар для вертолета, вместо раздвижного укрытия для проекта 956Э, который позволит постоянно базировать вертолет, установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Каштан» и демонтирована кормовая 130-мм башенная установка.


Модель эсминца проекта 956Э

В июне 2003 года на 1-ом Международном военно-морском салоне (МВМС) в Санкт-Петербурге была продемонстрирована модель модернизации корабля на базе проекта 956. Тогда по этому поводу не было комментариев, однако в последствии стало известно, что был представлен эсминец проекта 956ЭМ. Первоначально трудно заметить в ней отличия, от стоящей рядом модели «штатного» эсминца проекта 956. Но все же она имеет определенные отличия. На модернизированном корабле может быть размещен ангара нового типа, который имеет несколько большие габариты и явно является не сдвижным, как у российских эсминцев типа «Современный». На моделе, в отличие от построенных кораблей, так же установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Каштан» (или «Каштан-М») и демонтирована кормовая 130-мм башенная установка АК-130.


Модель эсминца проекта 956ЭМ

Еще на 1-ом Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге ГНПО «Альтаир» представило ЗРК средней дальности «Штиль-1», который уже установлен на трех индийских фрегатах проекта 11356, он также поставляется для строящихся в Китае эсминцах проекта 052B. «Штиль-1» будет установлен на китайских ЭМ проекта 956ЭМ. Модернизированный ЗРК отличается возможностью использования новой ракеты 9М317Э с улучшенными характеристиками Долгопрудненского НПП и новой цифровой системой отображения и обработки информации. В предыдущей модификации ЗРК «Штиль» применяется ракета 9М38М1Э. Максимальная дальность стрельбы ЗРК «Штиль-1» достигает 32 км, ПКР комплекс может поражать на дальности 8-12 км, высота поражения цели от 5 м до 15 км, скорость поражаемых целей – до 830 м/с.
Многоканальный зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» (экспортное наименование «Каштан») был разработан в КБ приборостроения (КБП) под руководством А.Г.Шипунова, в 1989 году он был принят на вооружение отечественного ВМФ. В состав комплекса «Каштан» обычно входят: один командный модуль, несколько боевых модулей (на проекте 956ЭМ два таких модуля), боекомплект зенитных ракет и артиллерийских выстрелов. Боевой модуль имеет систему управления с радиолокационным и телевизионо-оптическим каналами, на нем устанавливается до восьми зенитных ракет 9М311-1Э в ТПК и две 30-мм шестиствольные артсистемы АО-18КД с беззвеневой системой подачи боеприпасов. Боекомплект модуля составляет 32 ракеты и 1000 выстрелов. В настоящее время в КБП создан усовершенствованный ЗРАК «Каштан-М» с увеличенной в 4 раза зоной поражения зенитной ракеты (дальность до 10 км), в нем используется командный модуль с собственной трехкоординатной станцией обнаружения целей «Позитив-МЭ1.2». Последний позволяет сократить время допоиска цели в два раза.
3 января 2002 года ФГУП «Рособоронэкспорт» заключило контракт с Министерством обороны Китайской народной республики. По нему корабли должны будут передаваться заказчику до июля 2006 года. Общая сумма внешнеэкономического контракта составила около 1 млдр. дол. (по другим данным 1,4 млрд. дол.). Вице-премьер правительства РФ И.И.Клебанов сразу после подписания контракта официально заявил, что производство эсминца – дело серьезное, и на него будет объявлен тендер. Но как оказалось, Агентство по судостроению не готово к объявлению тендера на столь крупный проект. Конкурс на размещение заказа КНР был объявлен. Очень быстро были представлены проекты Балтийского завода, ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и калининградского предприятия «Янтарь».
Уже 19 января 2002 года на закрытом заседании правительственная комиссия под председательством И.И.Клебанова сделала выбор в пользу Балтийского завода. Это объяснялось тем, что завод предложил наиболее выгодные условия. Стоимость постройки эсминцев была ниже, чем у других участников тендера. Но этим все не закончилось. Как оказалось позднее, единогласия в тендерной комиссии не было. Вероятно, что против такого решения высказались представители Министерства обороны РФ, ФСБ, Комитета по военно-техническому сотрудничеству (КВТС). Но в марте результаты тендера были пересмотрены и решением правительства заказ на строительство кораблей проекта 956ЭМ для ВМС был передан «Северной верфи».

За Балтийским заводом закрепилась поставка элементов и узлов. Балтийский завод действительно является изготовителем трубопроводов, гребных валов и винтов для эсминцев проекта 956ЭМ и поставлял эти узлы для предыдущего китайского контракта, который исполняла «Северная верфь». В рамках китайского контракта Балтийский завод изготовил для этих кораблей практически всю энергетическую систему, включая вспомогательные установки, запорную арматуру.
Первый эсминец проекта 956ЭМ (заказ №891) был заложен на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в июне 2002 года. 15 ноября 2002 года на «Северной верфи» произошла церемония закладки второго эсминца проекта 956ЭМ (заказ №892) для ВМС Китая. В августе 2003 года судостроительная компания «Балтийский завод» поставила «Северной верфи» котлы для двух эсминцев проекта 956ЭМ.
На строительство двух эсминцев проекта 956ЭМ для ВМС Китая в 2003 году «Альфа-банк» выделил кредит на общую сумму в 45 млн. дол. В середине марта 2004 г. «Альфа-банк» предоставил заводу «Северная верфь» дополнительный кредит в размере 40 млн. дол.
И вот, не смотря на все трудности с выполнением заказа, наступил момент, 23 июля 2004 года четвертый ЭМ типа «Современный» заказ №892 (главный строитель Федоров) для ВМС Китая был спущен на воду. Официальная церемония началась ровно в 13.00, где выступали официальные представители китайской стороны, администрации Санкт-Петербурга, «Рособронэкспорта», «Северной верфи», а уже через пол часа начался торжественный спуск корабля. Эта процедура происходила несколько часов, эсминец спускали в плавучем доке. По сложившейся традиции о борт корабля была разбита бутылка шампанского. Корабль был отбуксирован к достроечной набережной, где фактически сразу начинается его достройка на плаву. Там же уже находится его старший собрат, первый эсминец проекта 956ЭМ, спущенный ранее.

Первый построенный по проекту 956ЭМ эскадренный миноносец Taizhou был реализован из недостроенного российского эскадренного миноносца «Внушительный» (заводской номер 891), который после 28 декабря 2005 года получил китайское наименование. Он был заложен на Северной верфи в Санкт-Петербурге 27 июня 2002 года, спущен на воду 27 апреля 2004 года, вступил в строй 28 декабря 2005 года и в январе 2006 года совершает переход в Китай и вступил в ВМС НОАК.
Второй однотипный ЭМ Ningbo проекта 956ЭМ был достроен из российского ЭМ «Вечный» (заводской номер 892), который после 28 сентября 2006 года так же был переименован. 15 ноября 2002 года корабль был заложен на Северной верфи, спущен он на воду 23 июля 2004 года. Уже при строительстве ЭМ по контракту ВТС для ВМС НОАК 27 апреля 2005 года на корабле произошел пожар, что задержало его сдачу китайскому заказчику. 28 сентября 2006 года в 12:27 на корабле был спущен российский флаг и в 13:16 поднят китайский. Осенью 2006 года корабль перешел в Китай – 13 ноября 2006 года прибыл в Нимбо и вошел в состав восточного флота ВМС НОАК.

Эсминцы проекта 965 (шифр «Сарыч», НАТО «Sovremenny class destroyer») — эсминцы 3 поколения типа «Современный». Последний советской постройки. Корабли строились для ВМФ Советского Союза, последние корабли достраивали уже для российского ВМФ. Оставшиеся недостроенные корабли вследствие финансовых проблем были проданы ВМС Китая и достраивались на российских верфях.

В 1960 годах у Советского Союза возникает острая необходимость в крупных кораблях, так как ВМФ стал активно выходить в Мировой океан, пополняться кораблями среднего класса и нести службу в океанской зоне.

Вырисовались основные боевые задачи ВМФ СССР :
— обеспечение боевой устойчивости стратегических ракетных подлодок;
— поиск, обнаружение и слежение за подлодками противника;
— вскрытие надводной обстановки, слежение за основными надводными группировками противника (АУГ, КПУГ);
— обнаружение коммуникаций противника;
— готовность к боевому применению на потенциальных морских и океанских театрах;
— выполнение внешнеполитических задач.

Были пересмотрены различные варианты решения данных задач :
— соединения с авианесущими крейсерами. Осуществление данного варианта было невозможно из-за слишком дорогого строительства;
— массовое строительство противолодочных кораблей. Осуществление данного варианта до конца не реализовано из-за потребности прикрытия их самих РК или РКА.

Кроме этого, эсминцы с артиллерией 130 мм и артиллерийские крейсера проектов 68-К\Б подошли к предельному сроку эксплуатации и не имели современного вооружения — ПКР. Всем становится понятно, что подобные задачи невозможно выполнить, используя только определенный класс кораблей. Требовались многоцелевые корабли, оснащенные современными видами артиллерийского и ракетного вооружения – требовались эскадренные миноносцы.

Начало истории эсминцев проекта 956 – Постановление СМ СССР и ЦК партии №75-250 от 01.09.1969 года. В первом задании оперативно-тактического значения новый корабль назывался кораблем огневой поддержки для десантных отрядов и дополнительно для совместных действий с БПК проекта 1155. связка ЭМ – БПК должна была превзойти по эффективности (теоретически) пару ЭМ «Спрюэнс» (США).

Предэскизный проект (аванпроект) поручили разрабатывать ленинградскому ЦКБ-53. По ходу разработки для корабля определялись все новые и новые задачи, что потребовало от конструкторов выполнения многовариантного исполнения проекта. Рассматривались различные типы комбинаций вооружения и энергетических установок. Из-за возможностей мощностей планируемого судостроителя (завод имени А.Жданова) габаритные размеры не превышали в длину 146 метров, в ширину — 17 метров. На основе работ по аванпроекту начинают разрабатывать эскизный проект.

Согласно договору № 927/е/1017-71 между ГУК ВМФ и ЦКБ-53, начинается разработка эскиза ЭМ под номером 956 и шифром «Сарыч». Проводится тщательный анализ 13 вариантов предэскизных проектов с военно-экономической оценкой. В итоге был выбран четвертый из представленных вариантов с дополнительной доработкой вооружения и количества боезапаса. В конце 1971 года первое представление проекта 956 ГК ВМФ окончилось продолжением работ по поиску оптимального варианта.

В то же время появилась информация о начале разработок вероятным противником многоцелевых ЭМ «Спрюэнс». Именно отсюда начинается разработка отечественного многоцелевого корабля. Корабль переименовывают в ЭМ, и с 1971 года он проходит по документам как эсминец. Второе представление окончилось утверждением, в ходе которого выбор полностью пал на десятый из тринадцати вариантов:
— наличие площадки для вертолета типа Ка-252;
— установка ЗРК «Ураган»;
— пусковые с противокорабельными ракетами «Москит» (8 единиц);
— артустановки АК-130;
— установка паротурбинной энергоустановки.

В окончательном варианте вместо выбранной энергоустановки была выбрана газотурбинная ЭУ. Со всеми доработками, выбранным оборудованием и вооружением водоизмещение ЭМ стало больше на одну тысячу тонн. Стоимость эскизного проекта обошлась Советскому Союзу в 165.000 рублей.

Середина 1973 года. Конструкторы получили задание на выполнение техпроекта. Главный конструктор В.Аникиев. Все работы по техпроекту были готовы к концу 1973 года, хотя в дальнейшем проходили различные корректировки и уточнения. Выясняется невозможность установки запланированных котлоагрегатов — их заменяют на паровые КВН 98/64-ПМ. Также добавили ангар и возможность заправки вертолета. Общая стоимость техпроекта – 205 тысяч рублей.

Строительство эсминца проекта 956

1.11.1973 года – официальная дата строительства новейших отечественных ЭМ проекта 956. Как и планировалось, строительство началось на заводе имени А.Жданова. Рабочий проект разработан также ЦКБ-53 к 1978 году. Общая стоимость – более 2 миллионов рублей. К 1981 году была подготовлена эксплуатационная документация и доработки по проекту постройки первого корабля (головного).

Головной корабль начинают строить с середины 1975 года – ЭМ «Современный» под заводским номером 861. В 1976 году серия ЭМ проекта 956 уменьшена до 32 кораблей, в 1988 году серия уменьшается до 20 единиц. За все время было заложено 22 эсминца, из которых 17 вошли в состав ВМФ СССР/России. 2 ЭМ достроили по проекту 956-Э для ВМФ КНР. 3 недостроенных корабля в 1990-х годах подверглись утилизации. До 1991 года в ВМФ СССР поступили 14 ЭМ проекта 956. Строительство одного эсминца в среднем длилось 4 года. Средняя цена одного эсминца – 90 миллионов рублей в начале запуска серии и 70 миллионов рублей к середине серии.

Устройство и оборудование

У северного проектно-конструкторского бюро имелась отличительная черта при проектировании кораблей: они имели внешнюю эффектность пропагандистского характера. То есть одним своим видом они должны были влиять на противника. В то время корабли использовали не только для выполнения боевых задач, но и были отличным инструментом для политического влияния и убеждения. Внешний вид подводился под максимальную функциональность бортового вооружения и оборудования.

ЭМ проекта 956 созданы по длиннопалубной конструкции с седловатостью передней части корабля. Седловатость и оптимизированные обводы корпуса обеспечивает незаливаемость палубных построек и широкие углы обстрела для АК-130. Палубы размещены параллельно ватерлинии. Для придания кораблю устойчивости шпангоуты установлены с большим развалом. Надводная часть борта исполнена с двойным сломом для уменьшения РЛ-заметности.

Корабль имеет 15 переборок, 16 отсеков и 6 палуб. Основные конструкции корпуса – низколегированная сталь. В местах больших напряжений использованы листы стали с повышенной текучестью. Надстройки корабля состоят из носового и кормового блоков, и созданы из сплавов алюминия и магния. Крепление клепочного типа.

ЭМ проекта 956 — единственные эсминцы 3-го поколения с энергетической установкой котлотурбинного типа. ГЭУ состоит из двух КТА ГТЗА-674 эшелонного расположения (корма/нос) мощностью по 50.000 л.с. Для поддержания требуемой частоты вращения при различных режимах работы КТА имеется АСУ с регулятором частоты. В носовой части машинного отделения установлены два котла с правой турбиной, в кормовой – два котла с левой турбиной и укороченным гребным валом.

Первые 6 единиц ЭМ проекта 956 получили паровые котлы типа «КВН-98/64», дающие 98 000 килограмм пара. На седьмой и далее устанавливали паровые котлы типа КВГ-3, дающие 115 000 килограмм пара. Избытки или недостаток для котлов воздуха регулируется специальной турбиной или заслонкой. Котлы становятся самым слабым звеном эсминца – очень требовательные к подаваемой воде, быстро выходили из строя. Дополнительно установлен аварийный котел на 14 000 килограмм пара.

Для обеспечения корабля электроэнергией установлены 2 паротурбогенератора типа АК-18, общей мощностью 2500 кВт, и 4 дизельных генератора (резерв) по 600 кВт каждый. Рулевой агрегат – электрогидравлическая машина и полубалансирный руль. Два вала и два малошумных винта с фиксированным шагом позволили ЭМ достигать скорости до 33.4 узла. Запас топлива 1,7 тысяч тонн. Дальность хода от 1300 до 3900 миль.

Рабочие температуры внутри корпуса составляют от 34 до -25 градусов. Имеются 5 цистерн по 50 кубометров для сбора отходов. Для получения груза на ходу на каждом борту установлено устройство «Струна».

Экипаж корабля в мирное и военное время составляет соответственно 296 и 358 человек. Для размещения экипажа на борту имеется 21 каюта для офицеров (38 мест) и каюты для мичманского состава на 48 мест. Для матросов срочной службы имеется 16 кубриков на 310 мест. Все помещения имеют аппараты радиосвязи. На эсминцах имеются библиотеки, киноустановки, спортзалы и даже разборные бассейны.

Весь корабль обеспечен единой системой кабельного телевидения. В медблоке имеются операционная, амбулатория, лазарет, изолятор и стерильная комната. Из-за установленного вооружения и энергоустановки проходы с коридорами теснее, чем на БПК проекта 1155.

Установленное вооружение :

(с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой. Боекомплект — 48 зенитных управляемых ракет «9М38М1». СУ ЗРК — 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 км на расстоянии до 25 км. Вероятность поражения самолет/КР – до 0.96/0.86;

— Артустановки АК-130 . На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. СУ АК-130 – многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 км. Боезапас – 500 боеприпасов на каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. СУ позволяет вести только однобортное применение артустановок.

— Арткомплекс АК-630М – зенитный скорострельный комплекс ПВО . Состоит из двух 30-мм батарей комплекса . Одна батарея – две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и СУ «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до 4 км. Скорострельность 4000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса – 16 тысяч боеприпасов. Вероятность поражения ПКР «Harpoon» — 0.4 -1.0.

— ПКРК «Москит» . Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас – 8 КР. Дальность поражения – 120 км. Скорость – до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ – 300 кг. СУ эсминца проводила полный залп за полминуты. Вероятность поражения — 0.94-0.99;

— РБУ -1000 – противолодочное/противоторпедное вооружение . с боезапасом 48 РГБ. Дальность поражения до одного километра.

— 2 ТА калибра 533 мм, противолодочное вооружение. Использовались торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.

— РМ-1/УДМ/ПМ-1-минное вооружение . Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины.

— КА-27ПЛ/КА-25ПЛ – авиационное вооружение . Для использования вертолета на корабле имеется площадка (середина корабля) и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.

— 21-КМ – салютные орудия . В носовой части корабля (полубак) установлены два 45 мм салютных орудия.

РТВ включает в себя:
— РЛС обнаружения «Фрегат» см-диапазона на первых 3 кораблях, РЛС «Фрегат-М» на двух следующих, и на остальных РЛС «Фрегат-МА»;
— систему загоризонтного целеуказания «Мост», в которую входит пассивная РЛС КРС-27 (4 дианазона), РТС и ВЗОИ;
— комплекс целеуказания «Минерал» для ПКРК;
— ГАК «Платина-С» — станция обнаружения подлодок, установлена в бульбовом носовом обтекателе. С шестого корабля – ГАК «Платина-МС» и система управления «Пурга»;
— станция МГ-7 – станция обнаружения пловцов-диверсантов.

В состав РЭБ входят :
— МП-401 – комплекс РТР;
— МП-407 – станция постановки активных помех;
— ПК-2М – комплекс постановки пассивных ложных целей. Состоит из двух 140-мм двуствольных ПУ ЗиФ-121;
— СУ «Смета» — система управления ПК-2М;
— с 9 корабля устанавливают дополнительно ПК-10М – комплекс с 4/8 122-мм десятиствольными ПУ ложных целей;
— СРЭП с РТР «Спринт-401С» дополнительные СОиП.

Навигация : навигационные РЛС типа МР-212, лаг ИЭЛ-1, гирокомпас, автопрокладчик, эхолот, системы навигации типа КПФ-3К/КПИ-7Ф, радиопеленгатор, магнитный компас, космические системы навигации типа Парус, АДК-3М, Цикада.

Эскадренные эсминцы проект 965 – 22 единицы :
— списаны корабли: «Отчаянный», «Современный», «Отличный», «Окрыленный», «Безупречный», «Расторопный», «Боевой», «Безудержный»/»Гремящий».
— проданы КНР:
«Важный»/»Екатеринбург»/»ХАНЬЧЖОУ»,
«Вдумчивый»/»Александр Невский»/ «ФУЧЖОУ»,
«Внушительный»/ «ТАЙЧЖОУ»,
«Вечный»/»НИНБО».
— утилизация: «Осмотрительный», «Стойкий», «Внушительный»;
— недостроенный: «Внушительный».

В составе ВМФ России :
— ТОФ – «Бурный» (ремонт), «Быстрый», «Безбоязненный»(резерв);
— СФ – «Адмирал Ушаков»;
— БФ – «Беспокойный» (резерв), «Московский комсомолец»/»Настойчивый».
Итого: действующих эсминцев проекта 956 на 2012 год – 3 единицы.

Основные характеристики :
— водоизмещение стандарт/полное/макс – 6,5/7,9/8,5 тысяч тонн;
— длина по ватерлинии/макс — 145/156,5 м;
— ширина по ватерлинии/макс – 16,8/17,2 м;
— осадка средняя/макс – 5,9/8,2 м;
— автономность до 30 суток;
— дополнительные плавсредства – командирский катер пр1390, рабочий катер пр338М, шестивесельный ял.

Эскадренные миноносцы проекта 956 - эсминцы третьего поколения, которые строились в СССР с 1976 по 1992 год. Судна данного проекта стали последними советскими эсминцами. Серия имела шифр «Сарыч», а по классификации НАТО ее называли Sovremenny class destroyer - по названию первой модели, миноносца «Современный». Постройка суден производилась на ленинградском заводе имени Жданова. Сегодня мы познакомимся с эсминцами проекта 956 подробнее.

Современная ситуация

На сегодняшний день в составе ВМС РФ находится 6 эсминцев типа «Сарыч». Три из них в строю, два стоят в резерве, а еще один проходит плановый ремонт. В составе тихоокеанского флота, до сих пор служит эсминец «Быстрый». А в балтийском флоте службу несут корабли «Настойчивый» и «Адмирал Ушаков». Эсминец «Быстрый» является самым старым из кораблей серии, находящихся до сих пор в строю. После распада Советского Союза закладка кораблей проекта 956 прекратилась из-за недостаточного финансирования. В 1997-2000 годах два судна были достроены для продажи в КНР по проекту 956-Э. Индекс «Э» означает «экспорт». Немного позже эскадренные миноносцы проекта 956Э были доработаны, и экспортный проект получил название 956ЭМ. Индекс «М» обозначает «модернизированный».

Изначально планировалось, что эсминец проекта 956 станет наиболее массовым в своем классе и в советском флоте в принципе. Всего планировалось построить порядка пяти десятков суден. В действительности же на вооружение СССР (а позже РФ) поступило всего 17 кораблей «Сарыч». Теперь давайте познакомимся с историей создания этого судна.

Предпосылки для создания

Эскадренными миноносцами (эсминцами) называют многоцелевые быстроходные маневренные корабли. Они могут бороться с подводными суднами, уничтожать самолеты, противостоять надводным кораблям, прикрывать соединения кораблей и, наконец, сопровождать конвои. Кроме того, эсминцы можно применять для дозорных, десантных и разведывательных операций, а также постановки минных заграждений.

Первые эсминцы появились еще в конце девятнадцатого века. Они активно использовались во времена Первой и Второй мировой войн. Расширяющийся с каждым годом спектр задач, выполняемых эскадренными миноносцами, сделал их очень значимыми для флота. С появлением ракетного вооружения роль эсминцев в морском сражении возросла еще больше.

В начале 1960-х надводный флот стал развиваться особенно активно. Когда ВМФ Советского Союз стал океанским, перед кораблями появились новые задачи: охрана районов патрулирования ракетных подводных лодок, слежение за подводными лодками врага, проведение внешнеполитических акций и контроль водных коммуникаций. Для выполнения этих задач лучше всего подошли бы авианосцы, но они были очень затратными в строительстве. Большие противолодочные корабли (БПК) были советской альтернативой авианесущих крейсеров, однако они нуждались в эскорте, а суден для прикрытия в СССР сильно не хватало. Кроме того, стоящие на тот момент на вооружении эсминцы уже морально устарели и не могли противостоять зарубежным аналогам на равных. Океанские маневры «Океан», проведенные в 1970 году, наглядно это проиллюстрировали. Таким образом, советский флот нуждался в новом, хорошо вооруженном эсминце, способном действовать как самостоятельно, так и в составе корабельных группировок.

Судостроительная программа на 1971-1980 годы, предусматривала создание такого корабля. Новый эсминец должен был участвовать в десантных операциях, подавлять противодесантную оборону врага, уничтожать мелкие цели на берегу и обеспечивать в зоне высадки противовоздушную оборону. Будущий корабль назвали «кораблем огневой поддержки десанта». В качестве прототипа для строительства был выбран эскадренный миноносец проекта 56, поэтому новый проект получил номер 956.

Проектирование

Разработка эсминца проекта 956 началась в 1971 году. Продвигалась она очень медленно. Дело в том, что заказчик прямо во время проектирования несколько раз менял целевое назначение будущего судна. На советских военных большое влияние оказывали конструкторские решения, воплощенные в американском эсминце Spruance - первом действительно многоцелевом корабле ВМФ Америки. Кроме того, новые суда предполагалось использовать вместе с БПЛ проекта 1155. Советские военные считали, что такой тандем будет эффективнее, чем пара американских эсминцев.

Аванпроект нового судна разрабатывали в ленинградском ЦКБ-53. По мере выполнения работ перед конструкторами появлялись новые задачи, тип силовой установки корабля и варианты его вооружения постоянно менялись. Кроме того, разработчики были ограничены возможностями завода имени Жданова, где предполагалось строить новые суда. Согласно требованиям завода, длина корабля должны быть не больше 146, а ширина - 17 метров. В общей сложности было разработано 17 проектов, каждый из которых изучался с точки зрения эффективности и экономической целесообразности.

В конечном итоге было принято решение, что в будущем эсминце должны быть:

  1. Паротурбинная энергетическая установка.
  2. ПКР «Москит».
  3. ЗРК «Ураган».
  4. Вертолетная площадка для Ка-252.
  5. Артустановки АК-130.

В конце 1972 года эскизный проект утвердил адмирал Горшков. Несмотря на появившуюся ясность, даже после утверждения в проект продолжали вносить изменения. Паротурбинную энергетическую установку поменяли на котлотурбинную. В качестве главного гидроакустического комплекса выбрали ГАК «Платина». Более совершенный ГАК «Полином» нельзя было установить на эсминец из-за крупных габаритов комплекса. В конечном итоге корабли проекта так и не приблизились к американским аналогам. Единственное, в чем они превосходили конкурента, - артиллерийская мощь. Создание проекта нового эсминца обошлось бюджету СССР в 165 тысяч, а рабочее проектирование - в 2,22 млн рублей.

Строительство

В начале лета 1975 года было начато строительство первой модели проекта 956 - эсминца «Современный». Согласно изначальному плану, в перспективе должно было быть построено до 50 таких суден. В 1988 году это количество уменьшили до 20 единиц. Но и этого показателя СССР не смог достичь - ВМФ получил лишь 17 экземпляров корабля. Каждый эсминец проекта 956 строился в среднем четыре года.

Чтобы увеличить объем выпуска, была предпринята попытка наладить строительство эсминцев на Николаевском заводе им. 61 Коммунара. Однако в 1986 году от такой идеи отказались, а два заложенных корпуса корабля законсервировали. К моменту распада СССР было построено 14 эсминцев. Остальные три достраивались в РФ.

В постройке суден использовали секционный метод сборки корпуса. На момент строительства головного судна его стоимость составила порядка 90 млн рублей. Следующие два судна стоили примерно также (последним дорогим кораблем был эсминец «Отличный»), а дальнейшие корабли подешевели на 20 млн. Причиной этого стала освоенность технологии и налаживание производственного процесса.

Изначально боевой корабль создавался сугубо под нужды советского флота. Никто не собирался продавать новейшее судно за рубеж. Тем не менее после распада Советского союза отсутствие финансирования привело к поиску сторонних заказчиков. Тем более что к началу «нулевых» вооружение «Сарычей» начало устаревать.

Конструкция

Все корабли, созданные «Северным ПКБ», отличаются характерным внешним видом, и проект 956 не стал исключением. Судна этого проекта часто называют агрессивными, зловещими и выразительными, и это явно не совпадение. Так как военные корабли символизируют мощь государства, их внешнему виду уделяется едва ли не столько же внимания, сколько и техническим параметрам.

Эскадренные миноносцы проекта 956 построены по длиннопалубной схеме с седловатой носовой частью. Форма корпуса подобрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальные углы работы артиллерийского вооружения и незаливаемость палубы. Обводы корпуса защищают судно от затопления при волнении до 7 баллов. Корпус выполнен так, чтобы уменьшить радиолокационную заметность судна, однако к «стелс-кораблям» «Сарыч» не относится.

Боковая парусность миноносца составляет 1700 м 2 . Палубы располагаются параллельно ватерлинии, что упрощает смену оборудования при перестройках и делает корабль более технологичным. Корпус делится на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок. В общей сложности у эсминца шесть палуб: 2-я, 3-я, верхняя, палуба полубака и пара платформ, одна из которых переходит во второе дно. Все основные конструкции корпуса, фундаменты и подкрепления производились из низколегированной стали. От машинного отделения до кормы проходят две продольные перегородки, увеличивающие жесткость корабля. Благодаря значительному развалу шпангоутов, эсминец остойчив. Благодаря успокоителям качки, эсминцы стабильно ходят даже при значительном волнении. При волнении в шесть баллов скорость корабля может достигать 24 узлов.

Надстройки эскадренных миноносцев проекта 956 выполнялись из алюминиево-магниевого сплава. С корпусом и палубой они соединялись посредством заклепок. Надстройка условно делится на кормовой и носовой блоки. Кормовая часть представляет собой блок с дымовой трубой и ангаром с грот-мачтой. Носовая часть выделяется фок-мачтой.

Водоизмещение судна колеблется от 6,5 (стандартное) до 8,48 (с перегрузом) тысяч тонн.

Оснащение

Силовая установка первых модификаций кораблей проекта 956 включает в себя два котлотурбинных агрегата марки ГТЗА-674. Их суммарная мощность составляет 100 тысяч лошадиных сил. Агрегаты располагаются в носовом и кормовом машинных отделениях. В каждом из машинных отделений находятся два котла и одна паровая турбина. Частота вращения на различных режимах работы установки регулируется турбозубчатым агрегатом. Важно отметить, что «Сарычи» стали единственными в мире боевыми суднами 3-го поколения с котлотурбинной энергетической установкой. Начиная с седьмой модели (эсминец «Стойкий»), корабли стали оснащаться более надежными котлами КВГ-3. Тем не менее котлы остались слабым местом суден, так как они очень требовательны к чистоте подаваемой воды. Кроме основных котлов, силовая установка имеет аварийный котел, который дает 14000 кг пара.

Эсминец имеет пару малошумных винтов. В состав рулевого агрегата входит гидравлическая машина и полусбалансированный руль. Корабль может развить скорость в 33,4 узла. Благодаря запасу топлива, составляющему 1,7 тысячи тонн, максимальная дальность плаванья судна составляет 3900 морских миль.

Электроэнергией эскадренные миноносцы проекта 956 обеспечиваются посредством двух парогенераторов (суммарная мощность равна 2500 кВт) и двух дизель-генераторов (суммарная мощность равна 1200 кВт).

Обитаемость

В условиях мирного времени численность экипажа эсминца составляет 196 человек, в том числе 48 мичманов и 25 офицеров. В военное время экипаж увеличивается до 358 моряков. Офицеры проживают в одно- и двухместных каютах, мичманы - в двух- или четырехместных, а матросы - в кубриках на 10-25 человек. В любом случае на каждого члена экипажа приходится не менее 3 м 2 жилой площади.

На борту оборудованы две кают-компании для питания офицеров и мичманов, а также несколько столовых, в которых питаются матросы. Для купания на судне есть несколько душевых и сауна. Кроме того, в распоряжении экипажа - библиотека, кинозал, и даже сборной бассейн.

Жилые и рабочие помещения судна оборудованы системой кондиционирования. В плане условий обитания экипажа эсминцы данной модели выгодно отличаются от других советских кораблей.

Стандартного запаса провизии достаточно, чтобы судно автономно существовало на протяжении 30 суток.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение кораблей «Сарыч» включает комплекс М-22 «Ураган», представляющий собой морскую модификацию комплекса «Бук». Боевой корабль имеет две пусковые установки зенитных ракет: первая располагается в надстройке полубака, а вторая - за взлетно-посадочной площадкой. Масса ЗРК «Ураган» составляет 96 тонн. Его боекомплект состоит из 48 управляемых ракет, которые хранятся в погребах. ЗРК «Ураган» может одновременно атаковать до 6 целей на высоте от 10 м до 1 км, на удалении до 25 км.

Начиная с 14-го судна («Безудержный»/«Гремящий») эсминец стали вооружать ЗРК «Ураган-Торнадо». Он может поражать цели, находящиеся на расстоянии до 70 км. Чтобы произвести один запуск ракеты, нужно максимум 12 секунд. Залп из двух ракет поражает самолет с вероятностью 0,81-0,96, а крылатую ракету - с вероятностью 0,43-0,86.

Артиллерийское вооружение эсминца «Сарыч» состоит из двух спаренных установок АК-130 и зенитной артиллерии, которая является в ПВО кораблей последним рубежом. Кроме того, в составе артиллерийского вооружения кораблей работает система управления огнем (СУО) МР-184, состоящая из радиолокационной станции, лазерного дальномера, баллистического вычислителя и тепловизора. Механизированная подача боеприпасов позволяет вести огонь из артустановки с темпом до 90 выстрелов в минуту на расстояние до 24 километров. Каждый ствол имеет боезапас в 500 снарядов, 180 из которых всегда готовы к работе. Установка весит 98 тонн.

В состав скорострельной зенитной артиллерии эскадренных миноносцев входит две батареи автоматических комплексов АК-630М. Они располагаются на бортах судна и отвечают за уничтожение вражеских крылатых ракет на небольшой высоте. Каждая батарея имеет в своем составе две шестиствольные установки с системой управления «Вымпел» и вращающимся блоком стволов. АК-630М производит 4000 выстрелов в минуту и может поражать цели на расстоянии до 4 км.

Главным противокорабельным орудием «Сарыча» является ракетный комплекс «Москит». Начиная с корабля «Беспокойный», вместо него стали устанавливать комплекс «Москит-М». По четыре противокорабельных ракеты размещаются в двух неподвижных пусковых установках. Ракета «Москит» может поражать цели на расстоянии до 140 км, а ее модернизированная версия - на расстоянии до 170 км. Судно может выпустить все 8 ракет (вес каждой равен 300 кг) всего за 30 секунд.

На верхней палубе корабля размещена пара двухтрубных торпедных аппаратов калибром 533 мм. Что касается минного вооружения, то оно представлено парой реактивных минометов модели РБУ-1000, способных атаковать цели на дистанции до километра. В кормовой части «Сарычей» располагаются бомбометы, отвечающие за уничтожение вражеских подводных лодок на небольших глубинах, в непосредственной близости к борту судна. Также на эсминцы могут устанавливаться мины заграждения.

Во временном сдвижном вертолетном ангаре корабля базируется вертолет К-27. Так как площадка для вертолета расположена практически по центру судна, на нее минимально действует килевая качка. Вертолет может использоваться как для борьбы с лодками врага, так и для разведывательных и целеуказательных работ.

Живучесть

Эсминец проекта 956 имеет серьезную систему обеспечения живучести. Потенциально опасные помещения судна (машинное отделение и погреба) ограждены противопожарные отделениями с усиленными стальными стенками.

В качестве средств борьбы с возгоранием на судне оборудованы противопожарная магистраль, система объемного пожаротушения, система пенотушения, а также система водяного орошения переборок и сходов. Кроме того, для защиты погребов есть отдельные системы орошения и затопления.

От водной угрозы судно могут спасти системы осушения, балансировки цистерн и водоотлива. Для защиты от заражения внешней поверхности судна предусмотрена система обмыва.

Броневой противоосколочной защитой обеспечены лишь артиллерийские установки и пусковые устройства ПКР «Москит».

Модификации

В ходе производства серии суден их устройство поддавалось частичной модернизации. С 6-го корпуса (эсминец «Боевой») суда получили РЛС «Фрегат-М2» с двумя плоскими антеннами. Начиная с седьмого корпуса («Стойкий»), корабли оснащались более совершенными котлами КВГ-3. С 14-го корпуса (эсминец «Гремящий», ранее «Ведущий»), начался выпуск версии 956А. Он отличалась зенитной установкой «Ураган-Торнадо», а также новым радиолокационным и навигационным оборудованием.

Название корабля

Год выпуска

«Современный»

«Отчаянный»

«Отличный»

«Осмотрительный»

«Безупречный»

«Боевой»

«Стойкий»

«Окрыленный»

«Бурный»

В ремонте

«Гремящий»

«Быстрый»

В составе КТОФ

«Расторопный»

«Безбоязненный»

В резерве

«Безудержный»(«Гремящий»)

«Беспокойный»

В резерве ДКБФ

«Настойчивый»

В составе ДКБФ

«Адмирал Ушаков»

В составе КСФ

«Внушительный»

Разрезан на металл

«Ханчжоу» («Важный»)

В составе ВМС Китая

«Фучжоу»
(«Вдумчивый»)

«Тайчжоу»(«Внушительный»)

«Нинбо» («Вечный»)

Модели проекта 956

Кратко познакомиться с хронологией создания эсминцев проекта 956 и их теперешним статусом поможет приведенная выше таблица.

Эсминцы проекта 965, шифр «Сарыч», НАТО «Sovremenny class destroyer» - эсминцы 3 поколения типа «Современный». Последний эсминец советской постройки. Корабли строились для ВМФ Советского Союза, последние корабли достраивали уже для российского ВМФ. Оставшиеся недостроенные корабли вследствие финансовых проблем были проданы ВМС Китая и достраивались на российских верфях.


В 1960 годах у Советского Союза возникает острая необходимость в крупных кораблях, так как ВМФ стал активно выходить в Мировой океан, пополняться кораблями среднего класса и нести службу в океанской зоне.

Вырисовались основные боевые задачи ВМФ СССР:
- обеспечение боевой устойчивости стратегических ракетных подлодок;
- поиск, обнаружение и слежение за подлодками противника;
- вскрытие надводной обстановки, слежение за основными надводными группировками противника (АУГ, КПУГ);
- обнаружение коммуникаций противника;
- готовность к боевому применению на потенциальных морских и океанских театрах;
- выполнение внешнеполитических задач.

Были пересмотрены различные варианты решения данных задач:
- соединения с авианесущими крейсерами. Осуществление данного варианта было невозможно из-за слишком дорогого строительства;
- массовое строительство противолодочных кораблей. Осуществление данного варианта до конца не реализовано из-за потребности прикрытия их самих РК или РКА;

Кроме этого, эсминцы с артиллерией 130мм и арткрейсера проектов 68-К\Б подошли к предельному сроку эксплуатации и не имели современного вооружения - ПКР. Всем становится понятно, что подобные задачи невозможно выполнить, используя только определенный класс кораблей. Требовались многоцелевые корабли, оснащенные современными видами артиллерийского и ракетного вооружения – требовались эскадренные миноносцы.

Начало эсминцев проекта 956 – Постановление СМ СССР и ЦК партии №75-250 от 01.09.1969 года. В первом задании оперативно-тактического значения новый корабль назывался кораблем огневой поддержки для десантных отрядов и дополнительно для совместных действий с БПК проекта 1155. связка ЭМ – БПК должна была превзойти по эффективности (теоретически) пару ЭМ «Спрюэнс» (США).

Предэскизный проект (аванпроект) поручили разрабатывать ленинградскому ЦКБ-53. По ходу разработки для корабля определялись все новые и новые задачи, что потребовало от конструкторов выполнения многовариантного исполнения проекта. Рассматривались различные типы комбинаций вооружения и энергетических установок. Из-за возможностей мощностей планируемого судостроителя (завод имени А.Жданова) габаритные размеры не превышали в длину 146 метров, в ширину - 17 метров. На основе работ по аванпроекту начинают разрабатывать эскизный проект.

Согласно договору № 927/е/1017-71 между ГУК ВМФ и ЦКБ-53, начинается разработка эскиза ЭМ под номером 956 и шифром «Сарыч». Проводится тщательный анализ 13 вариантов предэскизных проектов с военно-экономической оценкой. В итоге был выбран четвертый из представленных вариантов с дополнительной доработкой вооружения и количества боезапаса. В конце 1971 года первое представление проекта 956 ГК ВМФ окончилось продолжением работ по поиску оптимального варианта. В то же время появилась информация о начале разработок вероятным противником многоцелевых ЭМ «Спрюэнс». Именно отсюда начинается разработка отечественного многоцелевого корабля. Корабль переименовывают в ЭМ, и с 1971 года он проходит по документам как эсминец. Второе представление окончилось утверждением в ходе, которого выбор полностью пал на десятый из тринадцати вариантов:
- наличие площадки для вертолета типа Ка-252;

Установка ЗРК «Ураган»;
- пусковые с противокорабельными ракетами Москит (8 единиц);
- артустановки АК-130;
- установка паротурбинной энергоустановки.

В окончательном варианте вместо выбранной энергоустановки была выбрана газотурбинная ЭУ. Со всеми доработками, выбранным оборудованием и вооружением водоизмещение ЭМ стало больше на одну тысячу тонн. Стоимость эскизного проекта обошлась Советскому Союзу в 165 000 рублей.

Середина 1973 года. Конструкторы получили задание на выполнение техпроекта. Главный конструктор В.Аникиев. Все работы по техпроекту были готовы к концу 1973 года, хотя в дальнейшем проходили различные корректировки и уточнения. Выясняется невозможность установки запланированных котлоагрегатов - их заменяют на паровые КВН 98/64-ПМ. Также добавили ангар и возможность заправки вертолета. Общая стоимость техпроекта – 205 тысяч рублей.

Строительство ЭМ проекта 956
1.11.1973 года – официальная дата строительства новейших отечественных ЭМ проекта 956. Как и планировалось, строительство началось на заводе имени А.Жданова. Рабочий проект разработан также ЦКБ-53 к 1978 году. Общая стоимость – более 2 миллионов рублей. К 1981 году была подготовлена эксплуатационная документация и доработки по проекту постройки первого корабля (головного).

Головной корабль начинают строить с середины 1975 года – ЭМ «Современный» под заводским номером 861. В 1976 году серия ЭМ проекта 956 уменьшена до 32 кораблей, в 1988 году серия уменьшается до 20 единиц. За все время было заложено 22 эсминца, из которых 17 вошли всостав ВМФ СССР/России. 2 ЭМ достроили по проекту 956-Э для ВМФ КНР. 3 недостроенных корабля в 1990-х годах подверглись утилизации. До 1991 года в ВМФ СССР поступили 14 ЭМ проекта 956. Строительство одного эсминца в среднем длилось 4 года. Средняя цена одного эсминца – 90 миллионов рублей в начале запуска серии и 70 миллионов рублей к середине серии.

Устройство и оборудование
У северного проектно-конструкторского бюро имелась отличительная черта при проектировании кораблей: они имели внешнюю эффектность пропагандистского характера. То есть одним своим видом они должны были влиять на противника. В то время корабли использовали не только для выполнения боевых задач, но и были отличным инструментом для политического влияния и убеждения. Внешний вид подводился под максимальную функциональность бортового вооружения и оборудования. ЭМ проекта 956 созданы по длиннопалубной конструкции с седловатостью передней части корабля. Седловатость и оптимизированные обводы корпуса обеспечивает незаливаемость палубных построек и широкие углы обстрела для АК-130. Палубы размещены параллельно ватерлинии. Для придания кораблю устойчивости шпангоуты установлены с большим развалом. Надводная часть борта исполнена с двойным сломом для уменьшения РЛ-заметности.

Корабль имеет 15 переборок, 16 отсеков и 6 палуб. Основные конструкции корпуса – низколегированная сталь. В местах больших напряжений использованы листы стали с повышенной текучестью. Надстройки корабля состоят из носового и кормового блоков, и созданы из сплавов алюминия и магния. Крепление клепочного типа.

ЭМ проекта 956 - единственные эсминцы 3-го поколения с энергетической установкой котлотурбинного типа. ГЭУ состоит из двух КТА ГТЗА-674 эшелонного расположения (корма/нос) мощностью по 50000 л.с. Для поддержания требуемой частоты вращения при различных режимах работы КТА имеется АСУ с регулятором частоты. В носовой части машинного отделения установлены два котла с правой турбиной, в кормовой – два котла с левой турбиной и укороченным гребным валом.

Первые 6 единиц ЭМ проекта 956 получили паровые котлы типа «КВН-98/64», дающие 98 000 килограмм пара. На седьмой и далее устанавливали паровые котлы типа КВГ-3, дающие 115 000 килограмм пара. Избытки или недостаток для котлов воздуха регулируется специальной турбиной или заслонкой. Котлы становятся самым слабым звеном эсминца – очень требовательные к подаваемой воде, быстро выходили из строя. Дополнительно установлен аварийный котел на 14 000 килограмм пара. Для обеспечения корабля электроэнергией установлены 2 паротурбогенератора типа АК-18, общей мощностью 2500 кВт, и 4 дизельных генератора (резерв) по 600кВт каждый. Рулевой агрегат – электрогидравлическая машина и полубалансирный руль. Два вала и два малошумных винта с фиксированным шагом позволили ЭМ достигать скорости до 33.4 узла. Запас топлива 1.7 тысяч тонн. Дальность хода от 1300 до 3900 миль.

Рабочие температуры внутри корпуса составляют от 34 до -25 градусов. Имеются 5 цистерн по 50 кубометров для сбора отходов. Для получения груза на ходу на каждом борту установлено устройство «Струна».

Экипаж корабля в мирное и военное время составляет соответственно 296 и 358 человек. Для размещения экипажа на борту имеется 21 каюта для офицеров (38 мест) и каюты для мичманского состава на 48 мест. Для матросов срочной службы имеется 16 кубриков на 310 мест. Все помещения имеют аппараты радиосвязи. На эсминцах имеются библиотеки, киноустановки, спортзалы и даже разборные бассейны. Весь корабль обеспечен единой системой кабельного телевидения. В медблоке имеются операционная, амбулатория, лазарет, изолятор и стерильная комната. Из-за установленного вооружения и энергоустановки проходы с коридорами теснее, чем на БПК проекта 1155.

Установленное вооружение:
- ЗРК «Ураган» (с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой. Боекомплект - 48 «9М38М1» зенитных управляемых ракет. СУ ЗРК - 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров. Вероятность поражения самолет/КР – до 0.96/0.86;

Артустановки АК-130. На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. СУ АК-130 – многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас – 500 боеприпасов на каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. СУ позволяет вести только однобортное применение артустановок.
- Арткомплекс АК-630М – зенитный скорострельный комплекс ПВО. Состоит из двух 30-мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея – две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и СУ «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до четырех километров. Скорострельность 4 000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса – 16 тысяч боеприпасов. Вероятность поражения ПКР «Harpoon» - 0.4 -1.0.
- ПКРК «Москит». Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас – 8 КР. Дальность поражения – 120 километров. Скорость – до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ – 0.3 тонны. СУ эсминца проводила полный залп за полминуты. Вероятность поражения - 0.94-0.99;

РБУ -1000 – противолодочное/противоторпедное вооружение. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 РГБ. Дальность поражения до одного километра.
- 2 ТА калибра 533мм. противолодочное вооружение. Использовались торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.
- РМ-1/УДМ/ПМ-1-минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины.
- КА-27ПЛ/КА-25ПЛ – авиационное вооружение. Для использования вертолета на корабле имеется площадка (середина корабля) и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.
- 21-КМ – салютные орудия. В носовой части корабля (полубак) установлены два 45мм салютных орудия.

РТВ включает в себя:
-РЛС обнаружения «Фрегат» см-диапазона на первых 3 кораблях, РЛС «Фрегат-М» на двух следующих, и на остальных РЛС «Фрегат-МА»;
- систему загоризонтного целеуказания «Мост», в которую входит пассивная РЛС КРС-27 (4 дианазона), РТС и ВЗОИ.
- комплекс целеуказания «Минерал» для ПКРК;
- ГАК «Платина-С» - станция обнаружения подлодок, установлена в бульбовом носовом обтекателе. С шестого корабля – ГАК «Платина-МС» и система управления «Пурга»;
- станция МГ-7 – станция обнаружения пловцов-диверсантов.

В состав РЭБ входят:
- МП-401 – комплекс РТР;
- МП-407 – станция постановки активных помех;
- ПК-2М – комплекс постановки пассивных ложных целей. Состоит из двух 140-мм двуствольных ПУ ЗиФ-121;
- СУ «Смета» - система управления ПК-2М
- с 9 корабля устанавливают дополнительно ПК-10М – комплекс с 4/8 122-мм десятиствольными ПУ ложных целей;
- СРЭП с РТР «Спринт-401С» дополнительные СОиП.

Навигация: навигационные РЛС типа МР-212, лаг ИЭЛ-1, гирокомпас, автопрокладчик, эхолот, системы навигации типа КПФ-3К/КПИ-7Ф, радиопеленгатор, магнитный компас, космические системы навигации типа Парус, АДК-3М, Цикада.

Эскадренные эсминцы проект 965 – 22 единицы:
- списаны корабли: "Отчаянный", "Современный", "Отличный", "Окрыленный", "Безупречный", "Расторопный", "Боевой", "Безудержный"/"Гремящий".
- проданы КНР: "Важный"/"Екатеринбург"/"ХАНЬЧЖОУ", "Вдумчивый"/"Александр Невский"/ "ФУЧЖОУ", "Внушительный"/ "ТАЙЧЖОУ", "Вечный"/"НИНБО".
- утилизация: "Осмотрительный", "Стойкий", "Внушительный".
- недостроенный: "Внушительный".

В составе ВМФ России:
- КТОФ –"Бурный" (ремонт), "Быстрый", "Безбоязненный"(резерв)
- КСФ – "Адмирал Ушаков".
- ДКБФ – "Беспокойный" (резерв), "Московский комсомолец"/"Настойчивый".
Итого: действующих эсминцев проекта 956 на 2012 год – 3 единицы

Основные характеристики:
- водоизмещение стандарт/полное/макс – 6.5/7.9/8.5 тысяч тонн;
- длина по ватерлинии/макс - 145/156.5 метра
- ширина по ватерлинии/макс – 16.8/17.2 метра;
- осадка средняя/макс – 5.9/8.2 метра;
- автономность до 30 суток;
- дополнительные плавсредства – командирский катер пр1390, рабочий катер пр338М, шестивесельный ял.

Корабли этого проекта могли стать самыми массовыми в своем классе. Их планировали спускать на воду в огромных для нашего ВМФ количествах. Полсотни эсминцев первого ранга - такой армады довольно для комплектации целого флота. К тому же многоцелевое назначение предполагало использование их для решения самых разнообразных задач. Головной эсминец «Современный» (проект 956) был заложен в 1975 году, последний корабль серии спущен на воду в конце 1993-го. Из планируемых пятидесяти единиц на вооружение СССР и России поступили 17. Еще четыре ходят под Два корабля законсервированы, два находятся в стадии модернизации, еще два - в боевом составе остальные списаны. В чем причина столь массовой резки на металл нестарых, по военно-морским понятиям, единиц?

Зачем СССР были нужны новые эсминцы

Причины отказа от большого количества кораблей проекта 956 следует искать во временах уже далеких. Именно тогда, в середине пятидесятых годов, произошло прискорбное явление, названное военными моряками «хрущевским разгромом». Опьянение успехами отечественных ракетостроителей привело к крупному стратегическому просчету. Вероятность глобального конфликта снизилась по причине гарантированности взаимного уничтожения, но это вовсе не означало, что отпала необходимость в региональном присутствии Советского ВМФ, а обеспечить его без наличия в арсенале крупных кораблей оказалось крайне сложно. Действия эскадр, находящихся на боевом дежурстве в разных удаленных секторах Мирового океана, затруднялись (по причине малого количества единиц, образующих их «ядро» и обуславливающих устойчивость). Авианосцы в СССР не строились из-за их дороговизны, эсминцы ранних проектов (пр. 30-2 и 78) и крейсера (пр. 68), построенные при Сталине и «недорезанные» Хрущевым, не только морально устарели, но и износились физически. Флот требовал пополнения современными кораблями крупного водоизмещения, оснащенными - наравне с ракетными пусковыми установками - мощной артиллерией. Именно таким задумывался новейший эсминец проекта 956, насущная необходимость в котором была вполне осознана после масштабных учений «Океан», прошедших весной 1970 года.

Что такое и зачем он нужен

Понятие скорее традиционное, чем наполненное реальным смыслом. Разумеется, минами вооружение не ограничивается, а по своему назначению корабль скорее соответствует принятому во многих флотах мира классу фрегатов, которые, в свою очередь, также имеют мало общего со старинными парусниками. Эсминец проекта 956 «Сарыч» (таков был шифр) предназначался для выполнения широкого круга боевых задач, которые могли оказаться не по силам составлявшим основу ВМФ СССР в конце шестидесятых. Официально его главное предназначение формулировалось как огневая поддержка десанта, выраженная в подавления малоразмерных наземных целей, обеспечении ПВО и ПРО высаживающихся подразделений и уничтожении плавсредств вероятного противника. Также планировалось совместное использование с БПК (пр. 1155), что приближало эффективность такой пары к боевым возможностям самых современных на тот момент американских фрегатов «Спрюэнс». Исходя из поставленных задач и создавался эсминец проекта 956. Корабль обходится бюджету дорого, его строят исходя из конкретной оборонной доктрины, тем более, когда речь идет о крупной серии.

Внешний вид и пропагандистское значение эстетики

Считается, что для военной техники внешний вид не так важен, как ее функциональные возможности, но это не совсем так. От того, насколько внушительно выглядит образец, зачастую зависит производимое им на вероятного врага впечатление, что в условиях отсутствия войны может сыграть немаловажную роль в развитии конфликта, а возможно, и предотвратить его. Исходя из этой посылки, создавался и эсминец проекта 956. Модель, фото которой была представлена Главкому МВФ Адмиралу С. Г. Горшкову в конце 1971 года, была одобрена во многом благодаря грозному виду корабля, его зловещему экстерьеру и тому пропагандистскому эффекту, который мог произвести его силуэт после появления судна на океанских просторах. Макет, построенный в масштабе 1:50, флотскому начальству понравился: он вполне соответствовал внешнеполитической доктрине СССР и демонстрировал прогресс в науке и технике второй половины XX века. Но, конечно же, дело было не только во внешнем виде - не так прост был С. Г. Горшков, чтобы по общему впечатлению оценивать эсминец проекта 956. Характеристики корабля были важнее, и они говорили об очень хороших мореходных качествах.

Новшества судостроения

Аванпроект специалисту в области судостроения нравился не только эстетически. Главными чертами внешнего облика корабля стала гладкопалубность корпуса, седловатость его носовой части, удачное размещение артиллерийских вооружений главного калибра, расположение зенитных комплексов по бортам (что обеспечивало отличные возможности постановки заградительного огня) и большое возвышение антенн РЛС (для улучшения локационного обзора). Длина корпуса лимитировалась возможностями верфей завода им. А. А. Жданова и не должна была превышать 146 метров при ширине 17 м. При разработке общей судостроительной идеологии корабля впервые применялись многие технологии. Форма носовой части задавала незаливаемость (до 7 баллов волнения) встречной волной, борт выполнялся с двойным изломом поверхности для понижения заметности. Были и другие особенности, которыми отличался эсминец проекта 956. Чертежи палуб выполнены с соблюдением их строгой горизонтальности независимо от обводов, что значительно улучшало технологичность установки оборудования. Корпус делится на пятнадцать водонепроницаемых отсеков, носовая «бульбовая» подводная часть не только снижает сопротивление, но и служит для размещения в ней поста гидроакустики (МГК-335МС, он же комплекс «Платина). Рационально применены элементы силового упрочнения в местах наибольших напряжений.

Энергоустановка

К недостаткам кораблей этой серии специалисты относят заведомо устаревшую силовую установку. Для этого были причины. При выборе типа турбины С. Г. Горшков предпочтение отдал котловой схеме, отвергнув газовую. Сделано это было под влиянием министра судостроения СССР Б. Е. Бутомы, аргументировавшего свое мнение большой загрузкой Южного турбинного завода и тем, что поставки мазута наладить в особый период будет легче, чем дизельного топлива. В результате эсминец проекта 956 оснастили спаренной котлотурбинной установкой общей мощностью 100 тыс. л. с. Сегодня трудно давать всеобъемлющую оценку и высказываться сугубо в пользу этого решения или против него. Дело в том, что в начале 70-х годов существовал амбициозный проект создания революционных в технологическом аспекте прямоточных КТУ, в случае успеха обещавших стать уникальными, но он не увенчался успехом. В конечном счете, пришлось остановиться на обычных устаревших высоконапорных котлах, проверенных и, в общем-то, тоже неплохих. И еще один аргумент в их пользу состоял в относительной дешевизне мазута. Мировой энергетический кризис коснулся и СССР.

Пушечное вооружение

Недооценка в прошедшие десятилетия роли артиллерии на морском театре военных действий побудила КБ «Севмаша» вооружить эсминец «Современный» (проект 956) двумя спаренными установками АК-130, оснащенными многоканальными системами управления «Лев-218» (МР-184). Наведение стволов осуществляется на основании информации, поступившей от РЛС, дальномера (лазерного) и телевизионных устройств, и обработанной цифровым вычислителем параметров стрельбы. Подача боеприпасов механизирована, скорострельность достигает 90 выстр./мин, дальность превышает 24 км. По артиллерийской мощи эсминец проекта 956 превосходит линейные корабли времен Первой мировой войны, не имевшие других вооружений, кроме пушечного. Вес доставляемых к цели снарядов (за одну минуту) превышает шесть тонн.

Зенитные артиллерийские средства обеспечивают защиту от сложных целей (в том числе и крылатых ракет) и представлены двумя расположенными побортно 30-мм комплексами АК-630М. Эти установки включают шестиствольные системы с водяным охлаждением, управляемые АСУ «Вымпел». Они способны поражать скоростные объекты на расстоянии до 4 км со скорострельностью в 4 тыс. выстрелов в минуту.

Ракеты

Ракетное вооружение эскадренного миноносца «Сарыч» предназначено для борьбы с воздушными и морскими целями. Комплекс «Ураган» (в более поздних модификациях «Ураган-Торнадо») оснащен однобалочными пусковыми установками, стреляющими ЗУРами. В боекомплекте каждой из двух ПУ - 48 реактивных управляемых снарядов. «Ураган» - оружие универсальное, оно вполне пригодно для поражения надводных кораблей небольшого тоннажа (например, ракетных или Количество сопровождаемых и уничтожаемых целей - до шести (при запуске каждые 12 секунд).

Специализированную противокорабельную оборону эсминец проекта 956 осуществляет комплексом «Москит» («Москит-М»), оснащенным ракетами ЗМ-82. Установок две, они защищены бронированием, каждая содержит по четыре снаряда. Боевой радиус комплекса составляет 120 км (170 у «Москита-М»). Ракеты сверхзвуковые (M=3), масса ВВ в боевом зарядном отделении - три центнера. Все восемь ЗМ-82 могут быть выпущены в течение полуминутного залпа по команде корабельной системы управления.

Условия службы

«Сарыч» выгодно отличался от многих кораблей ВМФ улучшенными условиями обитаемости. Эсминец оснащен единой установкой микроклимата, обеспечивающей комфортную атмосферу при наружной температуре, колеблющейся от −25 °С до +34 °С. Для отдыха рядового состава служат 16 кубриков вместимостью от 10 до 25 человек, при этом на каждого матроса приходится площадь свыше 3 м². Мичманские (четырехместные) и офицерские (одно- и двухместные) каюты имеют площадь 10 кв. м. Две просторные кают-компании и три столовые служат для приема пищи. На борту имеется все необходимое для жизни вдали от родного берега: кинозал, кабельное телевидение, библиотека, внутренняя радиосистема, комфортабельные душевые, сауна. В жаркую погоду по приказу командира корабля может быть собран бассейн.

Внутри медицинского блока есть амбулатория, двухместный изолятор, лазарет и операционная.

Условия обитаемости и комфорта на эсминцах проекта 956 не уступают иностранным стандартам, что повлияло на экспортный потенциал этих кораблей.

Тяжелые времена

Проект создавался исключительно для внутреннего использования, и до распада СССР о продаже кораблей этого типа даже речи не было. Четырнадцать эсминцев вошли в состав ВМФ СССР в период 1976-1881 годов, каждый из них строился в среднем четыре года. Корабли поступали на Северный (шесть) и Тихоокеанский (восемь) флоты, принимали участие в масштабных военно-морских учениях, совершали дальние походы и дружественные визиты в иностранные порты.

В последние советские годы и сразу после распада СССР ситуация изменилась. Резко снизилось государственное финансирование. Содержание военного корабля обходится недешево. За десятилетие дюжину их списали, в строю осталось пять эскадренных миноносцев этого типа, остальные разобрали или законсервировали. Еще через десять лет (в 2011 году) боевую службу нес на Северном флоте уже единственный эсминец проекта 956 «Адмирал Ушаков». «Настойчивый» был флагманом Балтфлота, а «Быстрый» находился в Тихом океане. Осталось всего три действующих корабля из семнадцати построенных.

К этому времени большинство систем вооружений класса «Сарыч» устарели. Планировавшаяся модернизация эсминцев проекта 956 предполагала переоснащение крылатыми ракетами и новыми системами ПВО и ПРО. Требовалась замена противолодочной и противоторпедной обороны. При этом ходовые характеристики эсминцев оставались очень неплохими. Дальность автономного плавания в 4,5 тыс. миль, высокая скорость и мощная бортовая артиллерия побуждали командование флота воздерживаться от полного вывода кораблей из боевого состава.

Модернизация и экспортные поставки

Два недостроенных корабля, получившие при закладке названия «Важный» и «Вдумчивый», а затем переименованные в «Екатеринбург» и «Александр Невский», на рубеже тысячелетний были завершены и проданы в КНР. Проект в экспортном исполнении подвергся изменениям и получил код 956 Э. Названия китайских кораблей - «Ханьчжоу» и «Фучжоу», они с 2000 года по настоящее время несут службу в составе Восточного флота ВМС Народно-освободительной армии Китая. Модернизация эсминцев проекта 956 серии «Э» (экспортных) касалась только энергоустановки и некоторых систем вооружений.

Более серьезным изменениям подверглись следующие две единицы, предназначенные для китайского флота. Эсминец проекта 956ЭМ отличается от модификации «Э» размерами, противокорабельными ракетами повышенной дальности «Москит-МЭ» (они достают цели в радиусе 200 км) и новыми зенитными ракетно-артиллерийскими модулями «Каштан». Кормовая артустановка заменена вертолетным ангаром. По этому проекту в 2005 и 2006 годах построены два эсминца («Тайчжоу» и «Нинбо»).

Если продажа КНР первых двух кораблей объяснялась преимущественно сложной финансовой обстановкой начального постсоветского периода, то контракт на поставку следующей пары можно назвать успешной внешнеторговой операцией. В середине первого десятилетия нового века уже обозначилась линия на системную модернизацию российских вооруженных сил, в том числе и флота. На тот момент проектировались корабли более совершенные, чем эсминец проекта 956, фото которого уже вызывало ассоциации с минувшей эпохой. Массивные надстройки и многочисленные антенны соответствовали облику флотов прошлого века. Впрочем, и Китай не прогадал, купив мощные и надежные боевые единицы, усилившие его ВМС.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении