Знай свое дело

Электронная газета_Серенькая Е.В. Какое название школьной газеты актуально в современной школе

Вы читаете газеты. Но вряд ли обращали внимание, к примеру, на размер заголовка или врезки, на то, каким шрифтом набран основной текст или во сколько колонок он организован. Между тем, именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. Каким будет первое впечатление от вашего издания: будет оно казаться веселым и озорным, или наоборот, настроит читателя на серьезный лад для восприятия проблемных статей? Насколько приятно и удобно будет читать вашу газету: легко ли понять, о чем этот материал на полосе, кто изображен на снимке и почему именно он? На эти и другие вопросы должно ответить оформление газеты.

Во многих школьных редакциях принято считать, что когда написаны и сданы все тексты, тогда газета почти готова. Это не совсем так. Представьте себе, что вам нужно сделать доклад перед аудиторией. Конечно, текст доклада очень важен. Но важно также и то, как именно вы прочитаете его: во что будете одеты, с какими интонациями говорить, будете ли показывать при этом слайды. От этого зависит то, насколько внимательно вас будут слушать люди в зале и будут ли слушать вообще. Дизайн для газеты как раз и является такой подготовкой к выступлению. Подобно тому, как всем нам сложно и неинтересно слушать длинные монотонные речи, так же сложно и неинтересно читать серые невыразительные колонки текста. Нынче читатель хочет какой-то живинки, чего-то интересного, привлекательного и в то же время информативного.

Итак, вот несколько тезисов, на которых базируется хороший газетный дизайн.

  • Содержание газеты – это не только тексты, но и все, что есть на полосах: фотографии, рисунки, различные графические элементы. На самом деле, читатель получает большую часть информации вовсе не из основного текста, которым так гордится журналист. Вначале он считывает заголовки, иллюстрации, подписи к ним и врезки – то есть те элементы, о которых – вот парадокс – в школьной редакции думают меньше всего. И лишь потом (если все это его заинтересует) он, может быть, прочтет материал.
  • Дизайн – это способ диалога с читателем, он должен не просто радовать глаз, а помогать понять содержание материала. Главная задача дизайнера – сделать газету максимально удобной и интересной для читателя. Это значит, что читатель должен видеть слова и фразы, а не причудливый шрифт; интересное фото, а не возможности программы Photoshop. Хороший дизайнер – это как хороший рассказчик. Он не пропустит интересную информацию и обязательно обратит на нее внимание. И прежде всего он думает не о себе, а о тех, для кого вообще выходит газета, – о читателях.
  • Нет ничего хуже бессмысленного украшательства. «Потому что мне так нравится» и «потому что так красивее» – самые нелепые основания для дизайнерских решений. Потому что на вкус и цвет товарищей нет. Если вы считаете свои оформительские находки красивыми, это вовсе не значит, что так же считают все. Гораздо лучше, если ваши решения будут обоснованы, например, так: «Здесь крупный заголовок, потому что материал важный и интересный», «Эта фотография точнее передает характер героя материала», «Этот рисунок интереснее, в нем есть нужное настроение» и т.п. Логика – это то, что понятно всем.
  • Газета должна оформляться системно. Одни и те же элементы на разных полосах и в разных номерах должны оформляться одинаково. Представьте, что все рубрики в газете выглядят по-разному: одна заключена в строгую прямоугольную рамочку, одна выглядит как текст, стоящий на линеечке, а третья вообще как будто сообщает о сезонных распродажах. При таком многообразии сложно даже сразу разобраться: а рубрики ли это вообще? Читатель привыкает к внешнему виду различных элементов полосы, тогда он без труда распознает их. Точно так же и разные номера газеты должны быть узнаваемы, ведь свой стиль можно сформировать, только постоянно придерживаясь его.

Элементы полосы

Прежде чем начать верстать газету, вам нужно познакомиться с основными элементами полосы – теми деталями конструктора, из которых вы будете ее собирать. А кроме того, это позволит вам научиться говорить по-дизайнерски, что поможет легче понять остальной материал. Давайте взглянем на обычную газетную полосу.

(иллюстрация.

Как видите, газетная страница состоит из множества совершенно разных по характеру элементов.

  • Колонтитул. Как правило, колонтитул состоит из колонцифры (номера страницы), названия газеты, номера и даты его выхода. Часто в колонтитул включается тематическая рубрика, относящаяся ко всей полосе.
  • Заголовок. Название материала, набранное крупным шрифтом, обычно располагается над материалом.
  • Подзаголовок. Дополнительный заголовок, поясняющий, о чем будет материал, передающий основную мысль.
  • Лид. «Ударный» первый абзац текста, предназначенный для того, чтобы заинтересовать читателя.
  • Врезка. Цитата из статьи, выделенная особым шрифтом и часто дополнительным графическим способом.
  • Основной текст. Статья, напечатанная основным форматом набора.
  • Буквица, фонарь, инициал. Выделенная первая буква статьи.
  • Внутритекстовый подзаголовок. Заголовок отдельной части основного материала.
  • Автор. Информация об авторе материала может даваться как в начале материала, так и в конце, иногда снабжается небольшой фотографией.
  • Рубрика. Надпись, которая применяется для особых блоков информации.
  • Иллюстрация. В данном случае здесь фотография, но иллюстрацией может быть и рисунок.
  • Подпись под фотографией. Поясняет, что изображено на фотографии, задает контекст восприятия или сообщает интересный факт.
  • Источник иллюстрации. Имя фотографа или указание на иной источник фото (информационное агентство, фотобанк)
  • Инфографика. Диаграммы, таблицы или карты, наглядно отображающие информацию.
  • Обтравка. Прием, при котором удаляется фон фотографии или его часть.
  • Нестандартная колонка. Колонка, отличающаяся по ширине от основного формата набора.
  • Межколонник. Пробел между колонками.
  • Подверстка. Материал, который связан с основным текстом, дополнение к нему.
  • Разделительная линейка. Позволяет четче разграничить материалы.
  • Рамка. Используется для выделения материалов или заметок.
  • Воздух. Все пробельные элементы, оставшаяся незапечатанной бумага.
  • Подложка. Цветной или серый прямоугольник, «подложенный» под текст.
  • Выворотка. Белый текст, размещенный на темном фоне.
  • Обтекание текстом. Прием, при котором основной текст как бы «обтекает» элемент.
  • Логотип, титульный комплекс. Название газеты и дополнительная информация об издании.

Одни из них набираются шрифтами, другие рисуются с помощью инструментов программы верстки, а иллюстрации вообще представляют собой законченное авторское творение. Газетные полосы – как головоломки, которые могут складываться различными способами. Задачу упрощает то, что зачастую эти элементы объединяются в комплексы, чтобы работать сообща. К примеру, иллюстрационный комплекс состоит из иллюстрации и подписей к ней. Несколько заметок на одну тему объединяются в общий комплекс – подборку. Позже мы подробнее остановимся на конкретных правилах и традициях оформления элементов полосы. Но для начала давайте поближе познакомимся с главным «орудием труда» газетного дизайнера – шрифтом.

Дизайн газеты: с чего начать?

Определяем метрические характеристики и количество колонок.

Для начала нам надо определиться с форматом газеты. Ведь количество материалов на полосе напрямую зависит от ее размера. Большинство школьных газет выходят форматом А4. Далее определяем поля: обычно они составляют 15–20 миллиметров. Оставшееся за вычетом полей пространство называется зеркалом набора, внутри этого поля располагаются все элементы полосы.

Для газеты формата А4 можно использовать трех- или четырехколонную верстку. Какой из них отдать предпочтение, зависит не только от вашего вкуса, но и от характеристик основного шрифта. Ширина колонки влияет на длину строки. Чем длиннее строка, тем больше она содержит символов, текст выглядит опрятнее, его удобнее читать. В узкой колонке будет много переносов, межсловные пробелы получатся разного размера, что ведет к неряшливому виду текста и снижению удобочитаемости. С этой точки зрения, три колонки выигрышнее. Именно поэтому большинство школьных газет верстаются именно так. С другой стороны, чем больше колонок, тем больше разных вариантов компоновки элементов, страницы выглядят интереснее, и тогда предпочтительнее четыре колонки.

Проблема состоит в том, что при четырехколонной верстке на формат А4 длина строки получается всего чуть больше четырех сантиметров, а это довольно мало. Тут может помочь правильный выбор шрифта. Подберите для набора основного текста узкий шрифт – суженая форма его знаков позволит уместиться на 4 сантиметрах достаточному количеству символов. Для трехколонной верстки подойдет фактически любой шрифт.

Выбираем шрифты

Если раньше оформитель газеты был ограничен тем набором шрифтов, который есть в типографии, то сегодня в его распоряжении тысячи шрифтов. Часто начинающие дизайнеры стремятся использовать свою шрифтовую палитру по-максимуму, и это не самым лучшим образом отражается на газете. Лучше всего ограничиться двумя-четырьмя шрифтами и использовать их постоянно.

Для набора основного текста выбирают шрифты с простым, хорошо распознаваемым рисунком. Подойдет шрифт как с засечками, так и без них. Хорошо, если при этом он будет обладать большим количеством начертаний. Основной текст принято набирать 9 кеглем, стандартный интерлиньяж при этом составляет 10,8 пунктов. Выбирайте шрифт «в полосе» – то есть в тех условиях, в которых ему предстоит работать. Самый лучший способ удостовериться, что шрифт подобран правильно, – это набрать им одну колонку вашей газеты, распечатать и проверить, насколько удобно читается текст. Это помогает и в том случае, если у вас есть несколько «кандидатов» на звание Основной Текстовой Гарнитуры.

Поскольку в газете есть разные типы текстов, то возможно, вам понадобится дополнительная текстовая гарнитура. Как и основная, она должна хорошо смотреться в колонке выбранной вами ширины. Кроме того, обе эти гарнитуры должны хорошо сочетаться друг с другом. Чаще всего дополнительный и основной шрифты образуют пару «гротеск – антиква», но возможны и другие решения.

Если главная задача основного шрифта – быть максимально удобным для чтения, то для заголовочных шрифтов это не так важно. Ведь их главная задача – привлечь внимание читателя. И все-таки не стоит забывать о том, что заголовки все же читают, а не разглядывают. Не стоит выбирать для заголовков слишком вычурные, явно декоративные шрифты. Их можно использовать на тематических страничках (юмор, поздравления, праздники), но не во всей газете. И, разумеется, ваш заголовочный шрифт должен подходить к текстовому.

Делаем служебные элементы: логотип, колонтитул, выходные данные.

Каждому дизайнеру хочется, чтобы его газета была яркой и запоминающейся, но газетный дизайн мало предназначен для самовыражения, ведь его главная задача – как можно понятнее и интереснее представить содержание номера. Еще когда мы говорили о выборе текстового шрифта, стало понятно, что без жестких ограничений свободного полета мысли начинающему дизайнеру не обойтись. Ему придется все время останавливать себя в творческих экспериментах и задаваться вопросами: а не испортит ли это удобство чтения, а не будет ли полоса выглядеть неряшливо, а помогает ли оформление лучше передать суть материала? Работа газетного дизайнера может показаться скучной, и чтобы совсем его не разочаровывать, давайте оставим для него отдушину – логотип газеты. Делайте с ним все, что хотите. Попытайтесь в его форме, в подборе используемых в нем шрифтов передать дух вашего издания, его настроение. На обложке логотип размещается крупно, так что вычурность его форм не повредит хорошей распознаваемости. На внутренних же полосах – в колонтитулах – название можно просто набрать шрифтом, если при сильном уменьшении логотип не читается.

Однако справедливости ради стоит отметить, что в массе своей логотипы газет выглядят довольно просто. Как правило, это название газеты, набранное вполне «рядовым» шрифтом.

Помимо логотипа, в титульный комплекс входят номер, дата выхода и краткое самопредставление газеты (например, «томская городская газета», «газета студентов Пермского госуниверситета», «газета гимназии № 26»). Помимо этих обязательных составляющих, в титульный комплекс можно включить слоган вашей газеты, эмблему газеты или учебного заведения (если есть) и любую другую информацию по вашему желанию.

Колонтитул принято располагать вверху страницы на всю ширину полосы. В него входят колонцифра (номер страницы), которую лучше поместить в верхнем внешнем углу, название издания, дата и номер его выхода. Часто в колонтитул включается тематическая рубрика, озаглавливающая всю полосу.

Не забудьте предусмотреть место под выходные данные: в них указывается дополнительная информация о газете, члены редколлегии и лица, работавшие над выпуском, телефон и адрес редакции, информация о типографии и количестве экземпляров. Некоторые многополосные издания публикуют выходные данные на второй полосе. Но это журнальная традиция, при такой постановке выходные данные оказываются рядом с другим служебным элементом – содержанием. Газета ведет себя скромнее и располагает выходные данные внизу последней полосы. Довольно часто школьные газеты и журналы печатаются с цветной обложкой, внутренние полосы при этом черно-белые, и редакция обычно стремится разместить на последней странице подборку ярких фотографий, чтобы максимально использовать цвет. В таком случае выходные данные можно переместить на предпоследнюю полосу.

После того, как вы определились с форматом, количеством колонок, сделали и разместили логотип на обложке и колонтитулы на внутренних полосах, у вас готов общий каркас, который будет наполняться конкретным содержанием номера. У вас также есть шрифтовая палитра, которая поможет вам оформлять разные типы текстов, встречающиеся в вашей газете – насмешливые и серьезные, большие и маленькие, высокоструктурированные и «сплошные».

Основные элементы: заголовок, текст, фото

Заголовки: знакомим читателя со статьей

Заголовки – это самые заметные текстовые элементы. На полосе заголовок выполняет четыре задачи:

  • вкратце отражает содержание статьи;
  • дает понять, что главное, а что второстепенное;
  • заманивает читателя;
  • организует материал на странице.

Современные газеты по большей части стремятся оформить заголовки наиболее функционально и просто: выключка по левому краю либо по центру, стандартный набор с сочетанием строчных и прописных букв, расположение вверху материала. Довольно часто заголовок по ширине равен ширине статьи (количеству колонок, которое занимает статья). Это стандартный, но не единственный способ оформления заглавия материала.

Выключка – выравнивание строк относительно границ колонки (или общего количества колонок), на которые они набираются. Выключка влево – когда все строки выровнены по левому краю, вправо – по правому, выключка по центру предполагает, что все строки выровнены относительно своего центра. Выключка на формат колонки, которая применяется преимущественно для набора основного текста, представляет собой строки, которые выровнены и по правой, и по левой границе колонки.

Чем шире заголовок, тем меньше он должен содержать строк: иначе вся конструкция будет смотреться слишком громоздко. Если название занимает 3-4 колонки, то оно должно содержать одну-две строки. Понятно, что для более узких заголовков понадобится больше строк: в заголовке шириной в одну колонку допустимы 3-4 строки. При этом желательно, чтобы деление на строки производилось сообразно смыслу. И уж совсем дурным тоном считаются оставленные в конце строки предлоги и союзы, а также переносы слов.

Величина заголовка обычно пропорциональна размеру статьи: чем больше материал, тем больше кегль заголовка. Маленькие заголовки размером от 12 до 24 пунктов сопровождают небольшие заметки, средние (от 24 до 48 пунктов) и крупные (больше 48 пунктов) – статьи среднего и большого размера. Величина заголовка помогает сориентироваться читателю на полосе. Центральный материал всегда имеет самый крупный заголовок, даже если он не самый большой по размеру. Заметки, объединенные общей темой, всегда имеют одинаковые по размеру заголовки.

Рекомендуется избегать (по крайней мере, на одной полосе и развороте) заголовков схожих, но неодинаковых по размеру. Это правило особенно актуально для маленьких заголовков. Небольшие различия в размере заголовков сложно определить «на глаз», и из-за разноголосицы кеглей такая полоса будет выглядеть неряшливо. Поэтому отличия в размере заголовков должны быть различимы сразу и однозначно.

Основной текст: как сделать красиво и нескучно

Основной текст – главная «рабочая лошадка» в газете. Журналисты уважают и любят свой текст, но вот оформители часто относятся к нему пренебрежительно, считая колонки основного текста серыми и скучными. Однако существует много типографических приемов украсить текст, причем повод внести в серые колонки разнообразие даст вам сама статья.

В текстах всегда есть мелочи, которые требуют дополнительного оформления. Например, текст интервью состоит из вопросов журналиста и ответов респондента, и, как правило, вопросы выделяют жирным или курсивным жирным начертанием. Первый абзац основного текста зачастую начинается с буквицы – большой буквы, ростом в несколько строк. В статьях есть подзаголовки, которые тоже требуют особого отношения. Внимательного оформления также требуют опросы, обзоры фильмов, рецензии на книги и другие подобные подборки.

Выберите себе наиболее понравившиеся способы оформления или придумайте свои, только применяйте их последовательно и постоянно. Одинаковые по характеру тексты должны оформляться одинаково, тогда соответствующее оформление сможет подсказать читателю, что перед ним находится: текст статьи, опрос или же дополнительная информация по теме.

Фотография: рассказ в картинках

Многие уверены, что фразы «быть журналистом» и «писать тексты» – синонимы. Редакторы считают, что фотографии – это неплохое украшение, но если не хватает места, и им нужно сделать выбор: либо сократить текст, либо подрезать фото, угадайте, в чью пользу он будет? Проблема в том, что они заблуждаются. Для нынешнего читателя все большее значение приобретает наглядность. Если вы хотите донести до читателя какую-либо информацию, фото может иметь не меньшее значение, чем текст. Если вы хотите завладеть вниманием проходящего мимо потенциального читателя, фото становится более ценным, чем текст.

Фотография должна помогать вам рассказывать читателям интересные истории. Снимок, пусть и не очень качественный, но зато снятый на месте события, всегда лучше, чем красивая, но бессмысленная картинка из интернет-фотобанка. Старайтесь выбирать «живые», интересные фотографии. Если это портрет, то он должен показывать эмоции и настроение человека. Если это фотография события, то должна быть видна динамика, действие. Избегайте статичных и скучных снимков; старайтесь подобрать такие кадры, которые бы рассказывали об изображенных людях что-то помимо их внешних данных: об их характерах, о том, чем они занимаются и чем они так интересны.

Расскажите читателям о запечатленных людях и событиях в подписи к фотографии. Когда мы видим интересный снимок, нам тут же хочется узнать о нем побольше. Не бойтесь длинных подписей, если текст помогает понять происходящее – это только в лучшему. В подписи вы можете рассказать факты, даже если они опосредовано относятся к моменту, запечатленному на фото. Располагайте комментарий рядом со снимком, распространенная практика публиковать подписи в конце статьи не оправдана практически ничем.

Хорошая фотография, сопровожденная интересной подписью, ни одного читателя не оставит равнодушным.

К сожалению, школьная жизнь не всегда дает «натуру» для ярких, необычных снимков. Вот четыре типичных «провальных» фотографии, которые, увы, довольно часто встречаются на страницах школьных изданий.

1. «Человек за столом». Ничего не выражающее лицо, руки сложены перед собой, на столе куча бумаг. Как этого избежать: попросите его что-нибудь сделать, снимите его во время разговора, когда на лице есть эмоции.

2. «Получи и улыбнись». Вручение дипломов, грамот в жизни проходит торжественно и радостно, а на снимках выглядит очень скучно. Как этого избежать: если кто-то сделал или делает нечто, достойное награды, сфотографируйте его за этим занятием – это даст читателю больше информации, чем изображение диплома, текст которого он даже не сможет прочесть. Если же это невозможно, напечатайте его портретный снимок и сопроводите цитатой.

3. «Расстрел на рассвете». Группа людей выстроена вдоль стены, чтобы быть сфотографированными, – самый страшный бич многих школьных газет. Иногда таких фотографий просто нельзя избежать. Например, когда вы печатаете материал о выпускном классе. Но в остальных случаях старайтесь фотографировать людей за занятием, которым они интересны.

4. «Заскучавшее собрание». Конференции, круглые столы, собрания и прочие мероприятия с президиумом выглядят особенно тоскливо. Как этого избежать: напечатайте портреты и выразительные высказывания участников, а еще лучше – заранее выясните, о чем будут собрание, и сфотографируйте это. Иллюстрируйте проблему, а не скучные дискуссии по ее поводу.

Здесь стоит упомянуть об одной технической ошибке, которую часто допускают начинающие фотографы. Запомните, никогда не фотографируйте людей на фоне освещенного окна. Человеческий глаз подстраивается под освещение, и в жизни мы не замечаем, что свет из окна «забивает» объект съемки. Но фотоаппарат фиксирует как есть, и в лучшем случае люди, снятые подобным образом, будут с однотонно-серыми, «плоскими» лицами. В худшем же они превратятся просто в черные силуэты на светлом фоне.

Сделать снимок более выразительным, цельным, четче выявить главное содержание кадра вам поможет кадрирование. Большинство фотографий, поступающих на верстку, сняты на цифровой фотоаппарат и имеют пропорции кадра 3х4. Однако это совершенно не значит, что именно такой формы они должны быть в полосе. Также это не значит, что вы обязаны использовать все пространство фотографии. Ищите на снимке главное и удаляйте детали, которые не важны.

Необычные пропорции фотографии – сильно вытянутые по вертикали и горизонтали прямоугольники – привлекают внимание читателя своей необычностью. Просто запомните это и не бойтесь нестандартного кадрирования. Скептически оценивайте, что действительно важно в кадре. Согласитесь, человеческая макушка весьма мало сообщает о его индивидуальности, и в то же время многие редакторы панически боятся ситуации, когда она остается за границами кадра. Нет никаких оснований для этого. Гораздо ценнее показать выразительный взгляд и мимику лица. Крупные планы и макросъемка считаются модными уже последние тридцать-сорок лет. Известный фотограф, классик фоторепортажа Роберт Капа сказал: «Если ваши снимки недостаточно хороши, значит, вы подошли недостаточно близко».

Крупные планы красиво выглядят в качестве центрального фото, и даже при значительном уменьшении не теряют своей информативности. Средние и общие планы, содержащие мелкие детали, сами по себе требуют больше места на полосе: их надо ставить крупно, чтобы читатель смог разглядять все подробности. Но это не значит, что им нет места в газете. Иногда обстановка, окружающая главного героя снимка, может рассказать о нем даже больше, чем его лицо.

Вы также можете использовать прием постановки фотоиллюстраций «в обрез»: это прием, при котором удаляется фон фотографии или его часть. Необычная форма таких снимков вносит разнообразие в строгую «прямоугольность» полос, но требует особого внимания при расположении на полосе. Пустоты, которые образуются на месте вырезанного фона, могут создавать визуальный дискомфорт.

Вот несколько вопросов, которые помогут вам выбрать удачную фотографию.

  • Имеет ли снимок прямое отношение к теме и содержанию материала?
  • Можно ли, посмотрев на снимок, понять в чем суть происходящего события?
  • Какую подпись можно сделать под этим снимком?
  • Есть ли на снимке яркие эмоции?
  • Выразительна ли композиция снимка (учитывайте при этом возможности кадрирования)?
  • Есть ли на снимке необычный ракурс или сочетание разных планов?

При выборе центрального фото также хорошо работает прием «свежей головы»: покажите снимок человеку, ничего не знающему о произошедшем событии, и попросите его рассказать, что он видит. Если при этом он использует общие фразы вроде «кто-то что-то кому-то говорит», то это значит, что либо снимку обязательно требуется информативная подпись, либо стоит поискать другой кадр.

Важно, чтобы в материале было ведущее фото. Один главный снимок всегда работает лучше, чем два-три примерно одинаковых по размеру, пусть даже все они интересны и привлекательны. Поэтому, если вам недостаточно одного фото, а нужно несколько, постарайтесь распределить роли, подумайте, какой снимок сделать «солистом» в вашем ансамбле, а какие смогут хорошо работать на вторых ролях.

Изящным дополнением в иллюстрационном плане на полосе могут служить портретные снимки ньюсмейкеров или экспертов, чьи мнения по теме вы приводите. Такие снимки, как правило, невелики по размеру – они могут быть даже 2х3 сантиметра – и хорошо дополняют прямую речь. Например, опрос мнений можно сопроводить небольшими фотографиями ваших респондентов. Это не так сложно сделать: достаточно лишь журналисту, делающему материал, дать «в нагрузку» фотографа. Причем, поскольку размер фото небольшой, это может быть не профессиональный фотограф, а любой член редакции, владеющий необходимыми азами фотосъемки.

Верстаем газету

Итак, перед вами стоит конкретная задача - сверстать номер газеты. Для начала составьте план номера (правда, при правильной организации работы редакции он уже должен быть готов, но об этом мы поговорим чуть позже): сколько материалов планируется в номер, какого они размера, есть ли к ним иллюстрации. Для начала поместите материалы на полосы в формате основного набора, чтобы точно оценить их объем. Иными словами, сделайте гранки. После этого вы сможете с большей точностью спланировать весь номер и распределить материалы по полосам так, чтобы на все хватало места. И не забудьте при этом, что иллюстрации и заголовки требуют достаточно большого объема.

Теперь можно приступать к верстке конкретных полос и разворотов. Сколько материалов планируется на полосу (разворот), есть ли у вас главный материал на полосе, снабжен ли он фотографией или другой иллюстрацией, приемлемо ли ее качество, какова структура материалов и характер текста? Ответы на эти вопросы - отправные точки для построения композиции. Полоса должна подсказывать читателю, что на ней главное. Чем важнее, интереснее, уникальнее статья, тем заметнее она должна быть. И лучше, чтобы она сопровождалась иллюстрацией.

Газетная полоса - это строго организованная иерархичная система. С первого взгляда на полосу читателю должно быть понятно, какой материал главный, а какой второстепенный, какие заметки объединены общей темой, а какие не связаны между собой, что стоит прочесть в первую очередь и почему, какое фото относится к какому материалу и какая подпись какой снимок комментирует. При этом заметность материала или его отдельного элемента на полосе должна зависеть от его информационной значимости. На заметность влияют два фактора: масштаб (размер) элемента и его расположение. Что больше, то и главнее - этот принцип понятен всем. Но вот про его обратное действие многие редакторы и дизайнеры часто забывают. Итак, важная информация должна сразу бросаться в глаза, не заставляйте читателя выискивать ее среди монотонных серых строк текста. Как правило, самая <вкусная> информация располагается вверху страницы. Ведущий снимок и заголовок главного материала обязательно должны располагаться в верхней части полосы. С определения их места и размера и начните построение полосы.

Многие начинающие дизайнеры ставят фотографии слишком мелко, из-за этого полосы газеты выглядят вяло и неинтересно. Оставьте сомнения: крупный выразительный снимок сильнее привлечет внимание читателя и заставит его заинтересоваться статьей. Мы уже упоминали, что один крупный снимок всегда выигрышнее двух средних. Но даже если ваш материал сопровождает несколько фото, обязательно сделайте одно из них ведущим.

Старайтесь, чтобы все материалы имели прямоугольную форму - она выглядит более опрятной и упорядоченной. При прямоугольной верстке структура полосы легче распознается читателем. Для формата А4, на который верстается большинство школьных газет, лучше подойдет вертикальная верстка: при такой верстке материалы имеют вид прямоугольников, вытянутых по вертикали. Верстка <этажами> - когда материалы располагаются один над другим - менее удачна. Чаще всего на страницу А4 вмещается один-два материала, редко три материала, исключение составляют только новостные подборки. При расположении их один над другим материалы в подвале очень проигрывают в заметности, и велик риск, что читатель их вообще не заметит.

Хороший дизайн требует правильного содержания

Главный секрет хорошего газетного дизайна - четкое предварительное планирование. Обсудите заранее, еще до создания статьи, каков будет ее объем, сколько иллюстраций нужно и что на них должно быть. Позже вам будет намного проще собирать полосы и газету в целом: ведь ситуации, когда текста либо слишком много, либо недостаточно, значительно сократятся. Чтобы ваши планы были ближе к реальности, <измерьте> свою газету. Сделайте оформительские категории понятными для журналистов, тогда, еще работая над текстом, они будут понимать, <влезает> ли их текст в полосу.

Посмотрите, сколько текста помещается в колонке, на полосе: посчитайте количество знаков с пробелами (это будет точнее) или количество строк. Посмотрите, сколько места занимают различные по размеру фото, и переведите квадратные сантиметры в ту же систему измерения пространства полосы - знаки с пробелами. Таким образом, вы заранее будете знать, что если к полосному материалу идет горизонтальная иллюстрация на две колонки, то текст не должен превышать, например, три тысячи знаков с пробелами. Полоса не резиновая, а фотографии необходимы, потому что скучные текстовые полосы никто не захочет читать. И если журналист хочет, чтобы его статья была не только напечатана, но и прочитана, пусть принимает эти правила игры.

Распечатайте все эти данные и повесьте на стене в редакции. Их можно представить в виде шаблонов типовых, часто встречающихся полос, на которых были бы обозначены примерные объемы текста для разных вариантов сочетания с фото (одной, двумя) и заголовками (длиной в два слова или в десять). Тогда дизайнеру не надо будет тратить время на решение проблемы <как запихать весь этот текст в полосу и еще поставить фото>, вместо этого он может задаться вопросом: как сделать этот материал более привлекательным и интересным.

Превращайте унылые монолитные тексты в информационные пакеты. Тексты в больших количествах нагоняют тоску, пугают читателя. Кажется, у нас выработался синдром текстовой тревожности. Как придать большому тексту более дружелюбный и безопасный вид? Дробите их на части: несколько небольших текстов прочитать проще, чем один большой, даже если их общий объем несколько больше, чем у монолитного материала. Некоторые крупные статьи мы даже не начинаем читать, потому что нам кажется, что это требует много времени. Когда на полосе есть различные типы текстов, оформителю есть на чем показать свое мастерство, и страница выглядит более привлекательно.

Шаг 1. Разбейте длинный текст внутритекстовыми подзаголовками. Их обычно расставляют там, где происходит смена тематики или логическая пауза в повествовании. Не разбрасывайте их где попало, это явно не поможет читателю лучше понять материал. Кстати, и писать тексты с подзаголовками проще: не нужно тратить уйму времени и сил, чтобы придумать, как перейти от одной мысли к другой, - подзаголовок просто снимает такую проблему. А может быть, сам текст уже представляет собой подборку материалов? Например, обзор компьютерных игр или рецензии на новые фильмы вообще нет смысла писать монолитным текстом. Просто покажите структуру материала наглядно: пусть для читателя он предстанет сообществом небольших заметок.

Шаг 2. Найдите яркие фразы, высказывания, значимые мысли и сделайте из них врезку-цитату. Это разнообразит полосу и послужит еще одной приманкой на пути читателя <вглубь> материала. Врезка-цитата - своего рода анонс самого вкусного в статье.

Шаг 3. Посмотрите, есть ли в тексте информация, способная стать отдельным мини-материальчиком - текстографикой. Ею может стать дополнительная информация, фоновые знания о вещах, про которые мы пишем, биографические сведения, отдельные цифры и факты, мнения экспертов. Совершенно необязательно все это включать в основной текст материала, который становится сложнее воспринимать от лишних пояснений. Самые главные сепаратисты, требующие отделения от основного текста, - опросы, которые так любят начинающие журналисты.

Шаг 4. Почему только текст? Может быть, какие-то количественные данные или динамику изменения показателей лучше вообще передать не в текстовой форме? Результаты неперсонифицированного опроса гораздо нагляднее (а значит, понятнее) отобразит диаграмма. Резкое январское похолодание как нельзя заметнее будет, если вы нарисуете график. Большие скопления данных лучше представить в виде таблицы. Начинающие журналисты часто вообще пренебрегают точной информацией, потому что в текстовом виде она тяжело воспринимается. Они предпочитают написать <школьная столовая стала гораздо более популярной среди учеников>. Гораздо более - это сколько? - это фраза не сообщает читателю ровным счетом ничего. Вместо этого можно собрать точные данные о посещении столовой и представить их в виде графика. А еще можно на графике отметить те изменения в меню, которые <добавили баллов> школьной кухне. В результате мы получаем уже не просто фиксацию данных, а своего рода анализ деятельности столовой. Дополните такой материал рецептом фирменных котлет или рейтингом популярности разных блюд (его можно сделать отдельно для учеников и для учителей), краткими биографическими данными поваров, и у вас получится интересный информационный пакет, который с удовольствием прочтут и запомнят все ваши читатели. Да и делать такие материалы гораздо интереснее. А представьте, как эффектно может выглядеть такая полоса или разворот!

Шаг 5. Начните писать тексты по-новому. Гораздо удобнее и проще не тратить силы на борьбу с монотонными длинными текстами, а сразу писать пакетным способом. Тогда и паники перед датой сдачи номера поубавится. Вместо того чтобы лихорадочно перечитывать длинные тексты в надежде сделать в них хотя бы несколько подзаголовков, вы сможете больше внимания уделить выбору фотографии, нарисовать красивую диаграмму или довести формулировку заголовка до совершенства.

Заголовок: самый главный текст

Очень многие заголовки школьных газет формулируются длинно, расплывчато и неконкретно. По ним невозможно понять, о чем этот материал и почему это интересно. Многие начинающие журналисты вообще забывают про заголовок и пишут только текст в полной уверенности, что именно в этом и состоит работа журналиста. Меж тем яркость и заманчивость заголовка довольно часто становится главным критерием при принятии решения, стоит ли вообще читать материал. Поэтому, несмотря на то, что этот раздел посвящен оформлению, а не мастерству словесности, давайте остановимся хотя бы на самых значимых приемах, которые помогут вам создать хороший газетный заголовок. Итак, взгляните на типичный заголовок в вашей газете.

Легко ли он читается? Заголовок должен быть точным и понятным. Формулируйте заголовки обычным разговорным языком, избегайте канцеляризмов и вычурности. Заголовок - это первое, что узнает читатель о материале, поэтому скучный и невзрачный заголовок сразу создаст у него впечатление, что и текст читать не стоит.

Если вы можете улучшить заголовок, укоротить его, использовать более емкую формулировку - обязательно сделайте это. Во-первых, краткость, как известно, - сестра таланта, а во-вторых, краткие заголовки лучше воспринимаются читателем. Гораздо проще запомнить несколько слов, чем несколько предложений. Кроме того, короткий заголовок создаст меньше проблем при верстке.

Сосредоточьтесь на главном. Придумывать заголовки - довольно сложная задача, но есть один рецепт, который помогает всегда. Не стоит сразу искать красивую формулировку, для начала попробуйте своими словами сформулировать, о чем этот материал. Формулировка должна начинаться словами <Эта история о том, как:> или <Из этого материала вы узнаете, что:>. Тогда у вас будет <черновой> вариант заголовка, который можно доработать. Если формулировка все же получается слишком общей, еще раз прочитайте статью и попробуйте выделить отдельные, самые интересные факты - рассказав о них в заголовке, вы привлечете внимание читателя. Сравните два заголовка к одному материалу из серии <как я провел лето>: <Путешествие в Китай> или <Стена, которой две тысячи лет> . И пусть рассказ о Великой китайской стене составляет лишь часть материала, но вынесение этого факта в заголовок сделало его более конкретным и интересным.

Используйте подзаголовки. Они могут информационно дополнить заголовок, ведь иногда нескольких слов заголовка недостаточно, чтобы сообщить читателю всю необходимую информацию о материале. Например, экспрессивный, но не очень информативный заголовок <Джойстик к бою!> хорошо дополнит информационный подзаголовок, разъясняющий суть события <12 октября состоится городской чемпионат по компьютерным играм>.

Перейти на... Новостной форум Новостной форум Консультации Рабочая программа Организация работы за компьютером Гимнастика для рук Гимнастика для усталых глаз Понятие информации. Носители информации Домашнее задание Виды информации. Свойства информации Домашнее задание Практическая работа. Виды информации. Свойства информации. Информационные процессы Домашнее задание Информация и информационные процессы Вопросы по теме Создание документов в текстовых редакторах Сохранение и печать документов Практическая работа. Первичные настройки параметров печатного документа Практическая работа. Работа со строками. Сохранение и загрузка файлов Ввод и редактирование документа Практическая работа. Набор текста. Орфографическая проверка и исправление ошибок Практическая работа. Первичные настройки текстового процессора Основные правила ввода текста Практическая работа. Основные правила ввода текста Практическая работа. Набор длинных текстов с использованием копирования Форматирование символов Практическая работа. Форматирование абзацев Практическая работа. Форматирование страниц Практическая работа. Форматирование текста Домашнее задание Практическая работа. Списки Домашняя работа Практическая работа. Колонки Домашняя работа Практическая работа. Таблицы в документах Word Домашнее задание Практическая работа. Вставка изображений в документ Практическая работа. Создание изображений Практическая работа. Объекты WordArt Практическое занятие. Подготовка и редактирование документов средствами Word Практическое занятие. Создание школьной газеты Проект "Выпуск школьной газеты на основе набранного материала" Виды компьютерной графики Сохранение графических файлов в различных форматах Интерфейс растрового графического редактора GIMP Работа с рисунками в редакторе GIMP Домашнее задание Работа с выделенными областями GIMP Домашнее задание Итоговое занятие. Графический растровый редактор GIMP Интерфейс векторного графического редактора Draw Домашнее задание. Инструменты для рисования произвольных линий в редакторе Draw Инструмент Форма редактора Draw Домашнее задание Использование эффектов в Draw Эффект Морфинг Текстовые инструменты в Draw Панель инструментов Эффекты в Draw Применение эффектов Draw к надписям Итоговое занятие «Графический векторный редактор Draw» Домашнее задание Формирование системы СМИ в России. Виды средств массовой информации Журналистская этика и плагиат Плагиат Школьная газета в мире «больших» изданий. Аудитория школьных газет Концепция школьной газеты Практическое занятие Школьная редакция Создаем редакцию Планирование номера Технология создания журналистского произведения Поиск информации для газеты Работа с текстом Разработка макета школьной газеты Проект "Информационный бюллетень" NeoOffice Writer - назначение, основные функции Основной стандарт редактирования Форматирование документа Вставка графических изображений Создание и форматирование таблиц Возможности программы iTunes. Что такое iMovie? Если вы не нашли значок программы на панели Dock Видеосъемка с помощью программы «Photo Booth» Предварительный просмотр снимков Просмотр изображений Возможности редактирования Практическая работа в программе Photo Booth iPhoto"08

Навигация

    • Страницы сайта

      • Школьные площадки

        • Волжский район

          Заводской район

          Кировский район

          Ленинский район

          Октябрьский район

          Фрунзенский район

          ОУ городского подчинения и ГБУ

          Саратовская область

          • Александрово - Гайский район

            Аткарский район

            Балаковский район

            Балашовский район

            Вольский район

            Воскресенский район

            Дергачевский район

            Духовницкий район

            Ершовский район

            Ивантеевка

            Калининский район

            Красноармейский район

            Краснокутский район

            Лысогорский район

            Марксовский район

            • МОУ СОШ с. Подлесное

              МОУ "СОШ с. Павловка"

              МОУ "СОШ с. Кировское"

Сделает ее «визитной карточкой» образовательного учреждения? Как подобрать материал для публикации? Постараемся найти ответы на поставленные вопросы, доказать актуальность данного направления.

С чего начинается школьная жизнь?

Для того чтобы ребятам было интересно общаться, находиться в стенах родной школы, они стараются организовывать свои «типографии». Основными помощниками в этой интеллектуальной деятельности для старшеклассников выступают учителя русского языка и литературы. Именно они могут в самом начале работы журналистом предложить ребятам темы для школьной газеты.

Придумываем название

«Как корабль назовешь, так он и поплывет». Это выражение можно применить и в нашем случае. Поэтому так важно, чтобы название школьной газеты было ярким и запоминающимся, привлекало внимание и ребят, и школьных учителей. Например, такое интересное название, как «Школьный Бум», будет актуальным, ярким, оригинальным. Газету с таким громким названием захочется не просто посмотреть, но и внимательно прочитать. Не нравится? В таком случае можно придумать другое название школьной газеты, к примеру, «Я - журналист!» Выбор зависит от личных предпочтений ребят, направленности учебного заведения, а также от творческой фантазии начинающих «акул пера».

Тематика работы

Название школьной газеты придумано? В таком случае можно смело переходить к продумыванию ее макета. Если раньше школьникам приходилось вручную печатать на листах ватмана основные материалы, тратя на это огромное количество свободного времени, то теперь процедура существенно упростилась. Достаточно подобрать понравившуюся компьютерную программу, выбрать подходящий вариант оформления, размер и вариант шрифта, и можно приступать к процедуре набора очередного школьного выпуска. При желании можно не просто использовать какие-то тексты, но и дополнять их иллюстрациями, фотографиями, рисунками. Безусловно, интересными для учеников и учителей будут небольшие кроссворды, психологические тесты.

Не только название школьной газеты, примеры которых мы привели выше, но и ее содержание важно. Предлагаем некоторые варианты направлений, которые можно рассматривать в отдельных выпусках. Если планируется специальный номер к профессиональному празднику педагогов, в таком случае можно придумать материал в виде интервью с отдельными учителями. Среди вопросов, задаваемых им, особое внимание можно уделить выбору профессии, а также удовлетворенности своим трудом.

Для того чтобы газета получилась не слишком серьезной по содержанию, материал «разбавляют» стихами, написанными для своих учителей школьниками. Новогодний номер обязательно дополняют яркими и необычными пожеланиями, шуточным гороскопом совместимости учителей и школьников, новогодними загадками. При желании можно даже придумать викторину, победителями которой могут стать и педагоги, и ребята. Церемонию награждения можно провести на новогодней елке, используя газету как настоящий источник информации.

Заключение

Любое учебное заведение, в котором есть творческие и активные школьники, старается создать свою собственную газету. В одних общеобразовательных школах вся инициатива исходит от старшеклассников, они сами придумывают название, макет газеты, ее наполнение. В других школах для руководства газеты директором назначается отдельный педагог. Он подбирает себе команду из учеников старших классов, учит их основам журналистики, контролирует работу. Какой бы вариант создания школьной прессы ни был избран, в любом случае газета помогает следить за спортивными и интеллектуальными событиями, проходящими в школе, делать анонсы мероприятий, рассказывать о серьезных и нужных моментах.

Сегодня, да и, пожалуй, несколько десятилетий тому назад, очень актуальным и востребованным в школе была и есть практика публикации и оформления школьных газет. Именно такие газеты помогают в полной мере иметь представления о жизнь, которая происходит не только внутри стен заведения, но и каждого класса, группы. Как правило, в таких газетах рассказывает о том, какие события стали самыми яркими в жизни учебного коллектива, об успеваемости, описываются интересные и забавные истории, а также дети имеют отличную возможность разместить здесь свои работы, как художественные, так и литературные, поведать всем о своём хобби и продемонстрировать наглядно результаты работ.

Если вы решить вместе с классом выпустить подобную газету. То в самом начале вашего пути вы можете столкнуться с такой очень важной и трудной проблемой, как назвать школьную газету. Кто-то может сказать, что это пустяшное дело, которое можно решить за пару минут, но на деле возникает совсем другая картина, ведь трудно сделать правильный и верный выбор среди такого существующего разнообразия ассортимента, где каждое из названий красиво и необычно по-своему.

Как правильно придумать название для школьной газеты?

  • Во-первых, в названии целесообразным и уместным, а, главное, правильным будет использование таких слов, как территория, планета, дворик, мир, квартал. Яркими примерами этому являются следующие названия – Школьный дворик, Планета знаний, Планета умельцев, Мир знаний, Страна знаний, Территория детства.
  • Во-вторых, ни в коем случае нельзя и не рекомендуется использовать в название такие слова и словосочетания, которые станут критикующими и отталкивающими. Это «Двоечникам нет», «Школа по приколу».
  • В-третьих, организация конкурса названия для газеты. Как это понять? Всё просто, если вы хотите максимально прислушаться к мнению каждого ученика класса, то самым правильным и наиболее оптимальным вариантом является организация конкурса на самое лучшее и необычное название. Иными словами, ребята дома должны подготовить список с названиями, которые можно было бы использовать для газеты. После чего на общем обсуждении и собрании, вместе с классом, следует выбрать наиболее понравившийся и подходящий вариант. Постарайтесь также придумать свои названия, чтобы дети видели вашу заинтересованность и участие в их жизни.
  • В-четвёртых, после того, как будет выбрано название, необходимо провести конкурс рисунков на лучшую эмблему газеты. Помните, что работая сообща, вместе с детьми, классом, у вас получиться по-настоящему интересная и увлекательная газета, которая не оставит никого равнодушным.
  • В-пятых, после того, как название определенно, рекомендуется провести работу по выбору совета редакторов, которые будут ответственными за выпуск газеты, её пополнение интересной и актуальной информацией, и оформлением.
  • В-шестых, название школьной газеты обязательно должно быть оригинальным и увлекательным, но, ни в коем случае не замусоленным и служить прототипом чьего-то школьного издания.
  • В-седьмых, название для газеты следует и нужно выбирать по принципу понятности. Иными словами, уже из самого названия должно быть понятно, о чём здесь идёт речь.
  • В-восьмых, название обязательно должно быть универсальным. Как это понять? Проще говоря, отражать рубрику и тематику не только одного выпуска, а подходить под все остальные публикации. К тому же, сами рубрики, из которых состоит газета, также должны быть увлекательными и необычными, так как их основная и главная задача привлечь внимание и интерес со стороны окружающих.
  • В-девятых, не стоит стараться подражать известным и взрослым изданиям, так как ваша публикация полностью потеряет свою индивидуальность и уникальность. А ведь именно эта основной залог успеха.

Что касается самых необычных идей названий для газеты, то, пожалуй, лидирующее положение занимает газета, названная в честь директора школы. В результате получается необычно и весело, причём заинтересует каждого и взрослого, и ребенка.

Инструкция

Для того чтобы удачно назвать газету , прежде всего сформулируйте четко ее основной смысл и идею – без этого название будет существовать отдельно от основного содержания газеты.

Вынесите вопрос о названии школьной газеты на общее собрание членов – решение таким путем даст не только оптимальные результаты в выборе , но и заставит всех организаторов выпуска почувствовать сопричастность к жизни газеты.

Следите за оригинальностью названия – оно не должно быть «замусоленным» и должно отражать жизнь или . Одним из основных принципов в выборе названия школьной газеты должен стать принцип понятности, так как сложносокращенные слова (аббревиатуры) или лексика из молодежного сленга могут вызвать недоумение части читателей.

Если название отражает школьную тематику, то это могут быть всевозможные со словами « », « », «перемена», «переменка», «урок» или другие слова на школьную тематику. Объедините в названии смысл содержания отдельных газетных рубрик, и это будет отражением общей идеи газеты.

Постарайтесь, чтобы название охватывало не только набора сегодняшних рубрик (данного выпуска), но стало бы универсальным для всех последующих . Проявите фантазию и в выборе названия газетных рубрик – они должны быть не менее яркими и оригинальными, чем название самой школьной газеты – и тогда успех вашему изданию обеспечен.

Ни в коем случае не подражайте взрослым периодическим изданиям – это совершенно другая направленность и целевая аудитория, поэтому помните прежде всего о том, что название должно быть оригинальным и уникальным.

Попытайтесь выбрать наиболее всеобъемлющее название из множества популярных вариантов, таких как «Школьная пора», «Школьник и время», «Последняя парта», «Одиннадцатилетка», «Гранит науки» и других приемлемых вариантов и откорректируйте его под ваши требования.

Обратите внимание

Назвать школьную газету по имени отчеству директора, скажем, «Петр Петрович», идея замечательная. Было бы здорово отразить особенности именно вашей школы. Подойдет и сленговое название вашего района настоящее или бывшее (если оно благозвучно). Даже

Полезный совет

Если вы решили создать подобную газету, необходимо выбрать для нее подходящее название. Как можно назвать школьную газету - вопрос не такой уж сложный, как может показаться на первый взгляд. Организуйте конкурс среди учеников на лучшее название для школьной газеты. Как назвать школьную газету, может подсказать вам сам школьный народ.

Если вы намерены издавать газету тиражом до 1000 экземпляров, то вопрос сразу переходит из плоскости юридической в плоскость вашей фантазии и вкуса. Издания с таким тиражом, в соответствии с законом, не требуют государственной регистрации, можете называть её как угодно, правда, оглядываясь на тот же закон. Это в плане порнографии, пропаганды насилия и тому подобного – даже у незарегистрированного издания могут быть конфликты с надзорным органом, если название нарушает соответствующие статьи закона.

Инструкция

Если тираж вашей газеты превышает указанную цифру, в заявлении на регистрацию требуется указывать её . По этой причине вы можете отказ в регистрации – если газета с указанным названием уже выходит. Чтобы избежать такой неприятной коллизии (весь процесс регистрации придется сначала), нужно заранее поискать информацию о возможных «тезках» вашей газеты. В Интернете можно найти полный перечень всех печатных изданий РФ. Он, правда, сильно устарел, но помочь вам может. Во многих регионах России, где есть областные департаменты СМИ, всех газет региона опубликованы на этих .

Сегодня написать, сверстать и распечатать школьную газету гораздо легче и менее затратно, чем, например, 20-30 лет назад. Имея в своем арсенале базовые навыки писателя и компьютер с установленным Word, можно смело разрабатывать идею школьного «вестника». Также не обойтись при создании школьной газеты без единомышленников и поддержи взрослых.

Инструкция

Поговорите с классным руководителем, а лучше сразу с на предмет какой-либо поддержки в создании школьной газеты. Лучше если вы соберете инициативную группу, которая будет предлагать многочисленные идеи и темы для газетных материалов. Поддержка проекта включает в себя: предоставление компьютеров и программ для верстки, обеспечение доступа в интернет, помощь учителей или студентов в проверке текстов на наличие орфографических и грамматических ошибок, помощь в разработке плана продвижения и дизайна.

Если найти поддержку со стороны школы невозможно, попробуйте заинтересовать родителей. Некоторые из них планируют отправить своих получать высшее филологическое или журналистское образование, а – хороший трамплин для писателей и журналистов. Если вы неплохо владеете компьютером и ориентируетесь в интернете, вполне можно сэкономить и на затратах на печать газеты, опубликовав ваши перлы в глобальной сети на собственном школьном сайте. Привлекайте не только в качестве писателей и журналистов, но и учителей, студентов.

Проведите мозговой штурм и придумайте броское название для школьной газеты. Разработайте дизайн главной страницы, логотип издания, рейтинг заголовков. Придумайте рубрики и темы, стиль и концепцию всей газеты. Вы можете публиковать новости и тексты, касающиеся школьной жизни: об олимпиадах, о спорте, о преподавателях и учебном процессе, о летнем отдыхе и школьной программе, головоломки, карикатуры, фотографии, объявления, гороскопы, комиксы и многое другое. Это все пригодиться и для электронной версии. Решите, будет ли ваша газета еженедельной или ежемесячной.

Раздайте добровольцам темы и озвучьте сроки сдачи готовых материалов. Обязательно составьте список требований: наличие фотографии, рукописный или электронный вид статей, объем текста, наличие заголовков.

Сверстайте материалы, используя разработанный дизайн главной страницы и электронные шаблоны. Обычно наиболее важные новости печатаются на главной странице, аналитика и мнения - в середине газеты, а развлекательные рубрики - на последних листах.

Распечатайте несколько экземпляров и раздайте их редакторам на вычитку. Сделайте правки в макете, согласно предложениям ваших редакторов.

Напечатайте запланированное количество копий газеты. Кстати, тираж и фамилии редакторов желательно указать на последней странице издания. Распространяйте ее всеми возможными способами. Если вы публикуете газету в интернете, расклейте объявления по всей о выходе нового номера с крупным указанием адреса сайта.

Видео по теме

Полезный совет

Поддержка директора школы способствует повышению доверия читателей к вашей газете. Однако в этом случае, скорее всего, издание на вычитку придется предоставлять и учителям, и директору;

Убедитесь, что ваши сотрудники обладают достаточными навыками для работы с текстами. Они должны уметь формулировать свои мысли в письменной форме. А редакторы должны хорошо знать грамматику и правописание;

Источники:

  • сделать макет школы

В советские годы названия стенгазет отражали настрой, царивший в умах и сердцах людей. Стенгазетам давали "говорящие" названия, вроде "Боевой листок", "Школьная правда", "За труд". Сейчас единая идеологическая почва как будто отсутствует. И автор стенгазеты вынужден глубоко исследовать себя или будущих читателей, чтобы подобрать удачное название стенгазеты. Название может отражать миссию авторского коллектива, совпадать с именем свободного домена в интернете, а может содержать в себе другие мотивы.

Цель издания школьной газеты - объединение участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей) путём создания единого источника информации.

  1. Школьная газета предназначена для воспитания творческих, всесторонне развитых, активных, социально зрелых личностей. Журналистская деятельность имеет огромное практическое и профориентационное значение для учащихся школы, способствует умению находить в жизни нравственные ориентиры;
  2. Способствует формированию гражданской позиции, воспитанию патриотизма;

3) Способствует социализации личности учащихся через реализацию их интересов; 4) Способствует освоению учащимися современных информационных технологий.

2) Развивает ученическое самоуправление.

2. Основные задачи газеты:



Освещать события, происходящие в поселке, районе, регионе с позиции значимости для учащихся, школы.




Скачать:


Предварительный просмотр:

Наша Школьная газета "Школьный дозор" выпускается с - 2008г.

Цель издания школьной газеты - объединение участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей) путём создания единого источника информации.

  1. Школьная газета предназначена для воспитания творческих, всесторонне развитых, активных, социально зрелых личностей. Журналистская деятельность имеет огромное практическое и профориентационное значение для учащихся школы, способствует умению находить в жизни нравственные ориентиры;
  2. Способствует формированию гражданской позиции, воспитанию патриотизма;

3) Способствует социализации личности учащихся через реализацию их интересов; 4) Способствует освоению учащимися современных информационных технологий.

2) Развивает ученическое самоуправление.

2. Основные задачи газеты:

Предоставить каждому возможность для самореализации.
Повышать интерес читателей к делам и проблемам школы и давать им возможность искать пути их решения.
Освещать события, происходящие в поселке, районе, регионе с позиции значимости для учащихся, школы.

Поднимать вопросы, интересующие учащихся, учителей, родителей.
Проводить мероприятия, направленные на исследование вопросов, интересующих читателей, а также на выяснение мнений по освещаемым вопросам.
Публиковать статьи, стихи, рассказы и т.п. учащихся, учителей, родителей.
Развивать информационную культуру участников образовательного процесса.
Формировать бережное отношение к культурным ценностям и традициям школы.
Начало

Школьная жизнь как поток: разнообразна, стремительна и напряженна.

Это маленький необыкновенный мир, в котором очень непросто уследить за всеми событиями, а тем более сохранить и отразить самые интересные и важные из них.

Как и у всех начинающих у нас возникло много вопросов. С чего начать? Как назвать? Как заинтересовать детей и педагогов?

Что такое вообще школьная газета и что в ней должно быть, чтобы она стала интересной и востребованной?

Первое, что мы сделали, собрали школьную редакцию, в которую вошли талантливые и творческие учащиеся, умеющие рисовать, фотографировать, интервьюировать, выступать перед публикой.

Затем мы объявили конкурс на лучшее название школьной газеты. По предложению Павла Слободина решили назвать газету « Школьный дозор»

Нам не хотелось просто освещать нашу школьную жизнь и перечислять события, которые в ней происходят. Мы решили сделать нашу газету, во-первых, стартовой площадкой для будущих журналистов, а во-вторых, научно-познавательной и интересной для наших читателей, и мы сформировали постоянные рубрики.

Структура газеты

1. Логотип и название газеты являются её собственностью. (1 слайд)

2. В газете «Школьная жизнь» работает 6 постоянных рубрик:

«От редактора» (2-3 слайд )

«Проба пера» (стихи и проза: репортажи, статьи, отзывы наших учеников, учителей, родителей) (4-6сайды)

«Спорт в школе»

«Школьные новости» (интересные дела в классах, в школе)

«Наши юбиляры» , «ЖЗЛ» (7 слайд )

3 Возможно размещение материалов на другие темы по решению редакции

газеты.

Год основания - 2008г.

Школьная газета издается в течение учебного года.

Периодичность - один раз в три месяца (осень, зима, весна).

Объём газеты в зависимости от собранного материала 10-15 страниц

Наши установки: рассказывай о прочитанном, выражай свое мнение, предлагай новое!

1. Тематика газеты «Школьный дозор» отражает различные вопросы

повседневной школьной жизни, жизни детей и подростков в районе, городе,

стране. Примеры. Сдача экзаменов в формате ЕГЭ, отношение к школьной форме (8 слайд), помощь учащихся в подготовке школы к новому учебному году

2. Газета «Школьный дозор» публикует материалы для разных возрастов

групп читателей. Примеры: участие в НОУ и конкурсе чтецов учащихся начальной школы, создание Олимпийского дерева учащимися 1-4 классов, на которое вывешивались медали, завоёванные нашими спортсменами. Рассказ об отце, принявшем участие в Афганской войне, ученицы 10 класса Мотричевой Вероники

(9 слайд) ; заметка о творческой личности 10 класса, Любови Корнеевой, сочиняющей стихи (6 слайд ); размышление о добре Лопарёвой Елены Николаевны, члена родительского комитет; творческий отчёт о результатах театральной недели Кущенко Г. В., учителя истории

3. Наполнение газеты основным содержанием осуществляется согласно плану, который в рамках плана внеурочной воспитательной работы составляется на

учебный год.

4. Газета «Школьный дозор» является трибуной учащихся 1-11 классов.

Каждый учащийся имеет право высказаться по любому волнующему его вопросу, находящемуся в компетенции редакции газеты.

5. Газета «Школьная дозор» не ведет публикации на политические темы. Не допускаются националистические и иные высказывания, затрагивающие национальные вопросы.

6. Изданные материалы могут использоваться только с согласия редакции газеты.

Редакция газеты

1. Редакция газеты – это коллектив учащихся, созданный для подготовки и

выпуска газеты.

2 . Численность редакционного коллектива варьируется в зависимости от творческих и технических задач, связанных с подготовкой и выпуском газеты.

3. Руководство газетой осуществляет заместитель директора по воспитательной

работе Архатова С. А. коллегиально с главным редактором.

4. Главный редактор –Я (Петрова ОВ.), представляю всю редакцию газеты и осуществляю общее руководство редакционным коллективом, отвечаю за планирование работы редакции и выпуск газеты.

5. Заместитель главного редактора – Антипова Анастасия, ученица 8 класса и её мама, Антипова Ирина Александровна.

7. Верстальщики – дизайнеры газетного материала, Котов Ярослав, Антипова Анастасия, Максим Сухомясов . (10 слайд)

Издание газеты

Газета «Школьный дозор» распространяется среди педагогов, учащихся и

родителей МКОУ «Гауфская СОШ» в электронном виде.

Правовой статус редакции газеты.

1. Газета является средством массовой информации – периодическим

печатным изданием. Один экземпляр вывешивается в рекреации школы в специально отведённом для газеты месте.

2. Редакция осуществляет выпуск газеты на добровольных началах без оплаты

труда.

3 Учредителем газеты является коллектив МКОУ «Гауфская СОШ»

Результаты

1.С 2008 года по 2014 год вышло 26№ «Школьного дозора»

2. В 2008 редакция «Школьного дозора» участвовала в телекоммуникационном проекте «Журналистский класс», получив сертификат за участие. (11 слайд )

3. В 2009 году приняли участие в районном конкурсе творческих работ по защите природы, получили сертификат . (11 слайд)

4. В 2013 году Шкиндер Регина и Лопарёв Александр приняли участие в районном конкурсе литературно-творческих работ, посвященному Году охраны окружающей среды, получив сертификаты и денежную премию в размере 150 рублей.

(12 слайд )

5.Статьи учащихся, учителей и родителей печатаются в газете Азовского района «Ihre zeitung» с2009 года. (13 слайд)

6. В 2014году газета Азовского района «Ihre zeitung» в 2-ом номере года посвятила «Школьному дозору» 2 страницы, напечатав лучшие статьи, посвященные традициям школы. (14 слайд )

5.Наш первый корреспондент Катя Марарова работает на одной из радиостанций пригорода Москвы. Павел Слободин пишет рассказы, сочиняет песни, создаёт клипы.

Какие качества формирует у учащихся работа в школьной газете

  1. Работая журналистами, подростки получают возможность самореализоваться, активно и нестандартно участвовать в школьной жизни.
  2. Проявить свои литературно-художественные способности, завоевать авторитет среди сверстников.
  3. Умение устанавливать коммуникативные контакты с другими детьми. Юным журналистам необходимо научиться общаться так, чтобы вызвать на разговор любого респондента и завоевать в процессе общения его расположение.
  4. Необходимы в газете и статьи с научно-популярным уклоном. Для этого журналистам приходится работать с различными источниками информации, такими, как Интернет, книги, справочники.
  5. Вёрстка красивого, яркого, но не аляповатого и избыточного в цвете номера газеты развивает у учащихся, помимо всего прочего, эстетический вкус и чувство меры.

Схема взаимосвязей по проекту

Обеспечивающие ресурсы

Кадры проекта

Материально-техническая база

Финансовые ресурсы

Учредитель проекта – Малимонова Н.И-директор МКОУ «Гауфская СОШ»

Технический редактор – Сухомясов Максим, ученик 9 кл

Техники и корреспонденты проекта - из числа учащихся школы

Главный редактор проекта -Петрова О.В- педагог-филолог

Материально-техническая база МКОУ «Гауфская СОШ» (ПК, программное обеспечение, цветной лазерный принтер, цифровая фотокамера, брошюровщик (для подшивки), презентационное оборудование, т.к. считаем полезным презентовать свое издание)

Выход в Интернет

Финансовые ресурсы, обеспечивающие зарплату руководителю, специалистам

(Информационно-технический кружок, кружок «Юный журналист»).

Бюджет проекта

Статья расходов

Сумма в рублях

Канцтовары (бумага «Снегурочка», ручки, карандаши)

Картриджи на цветной струйный принтер, 4 шт.

Дискеты, компакт-диски

Итого в год

1300



Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении